Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:33, дипломная работа
Цель дипломной работы – исследовать теоретические основы финансового планирования в современных условиях, проанализировать финансовое состояние МУП «Горводоканал» и предложить направления совершенствования финансового планирования организации на основе использования бюджетирования.
Для достижения данной цели в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
исследовать экономическую сущность финансового планирования;
изучить виды и методы финансового планирования;
рассмотреть структуру финансового плана организации;
провести анализ финансового состояния МУП «Горводоканал»;
выявить основные проблемы финансового планирования;
предложить направления совершенствования финансового планирования на основе бюджетирования.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основы финансового планирования деятельности организации в современных условиях
1.1Экономическая сущность финансового планирования организации
1.2 Виды и методы финансового планирования
1.3Структура финансового плана организации
ГЛАВА 2 Анализ финансового состояния МУП «Горводоканал»
2.1 Анализ технико-экономических показателей производственно- -хозяйственной деятельности МУП «Горводоканал»
2.2 Анализ деловой активности и финансовых результатов МУП «Горводоканал
2.3 Оценка финансовой устойчивости МУП «Горводоканал»
ГЛАВА 3 Направления совершенствования финансового планирования МУП «Горводоканал» на основе использования бюджетирования
3.1 Проблемы финансового планирования деятельности МУП «Горводоканал
3.2 Разработка мероприятий по внедрению бюджетирования
3.3 Оценка эффективности бюджетных технологий в системе финансового планирования
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1
Недозагруженные производственные фонды становятся "слишком дорогими" для предприятия — требуют слишком больших (по сравнению с выручкой) затрат на ремонт и обслуживание. Возникает решение отказаться от части фондов и тем самым сократить постоянные затраты (в настоящее время нередко встречаются случаи продажи вспомогательных производств, которые инициируются именно с целью сокращения затрат). Сокращение масштабов производственных фондов позволит увеличить прибыль за счет сокращения постоянных затрат - сокращения затрат на содержание и ремонт оборудования, зданий, сооружений.
Прибыль, заработанная предприятием, остается в его распоряжении не в полном объеме. Часть заработанной прибыли может уйти на погашение штрафов, пеней за просроченные задолженности или срывы контрактов, часть – на расходы непроизводственного характера. Сокращение непроизводственных расходов из прибыли также может стать путем оптимизации прибыли, и, следовательно, финансового положения компании.
Нерациональное
управление результатами деятельности
как причина ухудшения
Можно выделить три основные составляющие, которые относятся к области управления результатами деятельности организации - это управление оборотными средствами (оборотным капиталом), управление инвестиционной политикой и управление структурой источников финансирования.
Инвестиционная политика. Компания может осуществить капитальные вложения – в строительство цехов, приобретение оборудования, приобретение других организаций – превышающие финансовые возможности компании. Финансовые возможности компании в данном случае - это сумма полученной прибыли и привлеченных долгосрочных кредитов. Инвестиционные вложения, превышающие финансовые возможности компании, могут являться одной из причин ухудшения финансового состояния организации.
Для характеристики инвестиционной политики предназначен расчет показателей самофинансирования и мобилизации, чистого оборотного капитала, а также отчет о движении денежных средств.
Управление оборотными средствами. Для многих действующих предприятий причина финансовых затруднений состоит именно в нерациональном управлении оборотными средствами, то есть сложившиеся на предприятии подходы в части управления оборотными средствами не являются адекватными изменившимся экономическим условиям. В понятие "управление оборотными средствами" объединены такие процессы, как материально-техническое снабжение, сбыт, установление и контроль условий взаиморасчетов предприятия с покупателями и поставщиками.
Для характеристики сложившихся на предприятии принципов управления оборотным капиталом используются результаты анализа структуры баланса, показателей оборачиваемости текущих активов и пассивов, а также данные отчета о движении денежных средств.
Большая дебиторская задолженность — проблема многих предприятий. Усилия по своевременному востребованию задолженности дебиторов — также способ оптимизировать финансовое состояние компании. К организационным мерам оптимизации дебиторской задолженности можно отнести постановку процедуры контроля выставленных счетов (реестр покупателей, дата выставления счета, установленная дата оплаты счета, контактное лицо покупателя, ответственное лицо за контакт с покупателем от предприятия). К юридическим мерам оптимизации дебиторской задолженности относится, например, включение в договор продаж пункта об инвентаризации склада продавца (при продажах через посредников), включение в договор продаж штрафных санкций за просроченную оплату счетов. На рисунке 3.3 представлена схема нерационального управления оборотными средствами.
Рисунок
3.3 - Нерациональное управление оборотными
средствами
Оценка
влияния структуры источников финансирования
(структуры пассивов) на рентабельность
собственного капитала — задача, которая
решается при помощи анализа финансового
рычага. Суть управления структурой источников
финансирования можно сформулировать
следующим образом: обеспечив приемлемый
уровень финансовой устойчивости, желательно
выбирать такую структуру пассивов, которая
будет способствовать повышению рентабельности
собственного капитала организации.
3.2
Разработка мероприятий по
В связи со спецификой отрасли планирование и контроль результатов деятельности коммунального предприятия становится невозможным без формирования программы действий (или бизнес-плана) и бюджета как основного инструмента управления предприятием, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией руководство.
Как на любом крупном предприятии, в МУП «Горводокнал» имеется планово-экономический отдел и финансовый отдел. ПЭО (планово-экономический отдел) разрабатывает плановые значения затрат на будущий период и сравнивает их с фактическими. В качестве плановых показателей используются значения прошлого года, что заведомо ведет к превышению фактических расходов над плановыми. Финансовый отдел распределяет денежные потоки. В целом, можно сказать, что организация финансового планирования в МУП «Горводоканал» имеет удовлетворительную оценку. Деятельность существующей финансовой службы принесла свои результаты: укрепила положение предприятия на рынке, повысила финансовую устойчивость, что видно из расчетов во втором разделе. Тем не менее, дальнейшее укрепление позиций предприятия на рынке, сокращение объемов дебиторской задолженности требует дальнейшего развития финансового планирования.
В качестве одного из вариантов развития менеджмента предлагается внедрение системы бюджетирования. Таким образом, для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, рекомендуется создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия.
Бюджетирование, то есть создание технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов - это первый экзамен на зрелость для каждой компании, в случае неудачи которого она перестает расти или начинает разоряться. Построение бюджетов помогает понять, что и почему происходит с фирмой на рынке, и учит экономить на затратах.
Доктор экономических наук, профессор Бланк И.А. определяет бюджет как «… оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления финансовых средств в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности» (рисунок 3.4).
Рисунок
3.4 - Основные составляющие бюджета предприятия
На наш взгляд, для управления финансами организации необходимо разработать методику формирования бюджета одновременно как основного финансового плана и технико-экономического регулятора отношений между структурными подразделениями предприятия и предприятия с внешней средой.
В связи с этим бюджетирование приобретает новое значение. Оно призвано обеспечить процесс производства конкурентоспособной продукции при условии оптимального использования всех ресурсов, то есть обеспечить гибкое развитие предприятия. Это достигается, в первую очередь, за счет конкретного воздействия на хозяйственные процессы, целью которого является получение сводного плана основного и вспомогательного производства с учетом ранжирования спроса клиентов, ранжирования предложения поставщиков и устранения дефицита сырья и материалов, определения величины предполагаемых и нормируемых складских запасов, производственных мощностей с учетом остановок производства, а также внутренней потребности предприятия в полуфабрикатах и продуктах вспомогательного производства. Только на этой основе можно снизить неэффективные расходы и увеличить денежный поток, генерируемый бизнесом, при условии поддержания ликвидности.
В этой связи под бюджетированием следует понимать технологию составления скоординированного по всем подразделениям или функциям плана работы организации, базирующуюся на комплексном анализе прогнозов изменения внешних и внутренних параметров и получении посредством расчета экономических и финансовых индикаторов деятельности предприятия, а также механизма оперативно-тактического управления, который обеспечивает решение возникающих проблем и достижение заданных целей (рисунок 3.5).
Предложенный подход к бюджетированию в настоящее время реализуется специалистами МУП «Горводоканал» при разработке многопользовательской системы производственно-финансового планирования и анализа КИС: Бюджетирование.
Ядром системы КИС: Бюджетирование является финансово-экономическая модель, в рамках которой на уровне значений показателей происходит увязка хозяйственных и финансовых процессов, т.е. планы перестают быть разрозненными, возникает единая замкнутая технология управления с возможностью реализации обратной связи - корректировки планов для достижения приемлемого общего результата.
Рисунок
3.5 - Формирование бюджета организации (модель, используемая
в системе КИС:
Бюджетирование)
При этом над решением комплексной многопараметрической задачи одновременно трудятся специалисты самых разных подразделений, объединенных в рамках единой системы.
В этих целях бюджет рассматривается как система организационного взаимодействия центров планирования (ЦП), центров финансовой ответственности (ЦФО) и центров затрат (ЦЗ), направленная на составление обоснованных бизнес-прогнозов по функциональным областям деятельности предприятия и дальнейшего получения на их основе бизнес-заданий посредством финансово-хозяйственного моделирования.
Для организации расчета бюджета предприятия вся совокупность данных разделена на: