Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 20:42, дипломная работа
Цель дипломного проекта – теоретико-методологический анализ процесса трудовой адаптации персонала на предприятии и разработка проекта совершенствования адаптации персонала ЗАО «ЭИЗМ«Элинар».
Задачи дипломного проекта:
1. Рассмотреть теоретические основы трудовой адаптации персонала на предприятии.
2. Проанализировать процесс трудовой адаптации и основные элементы подсистемы адаптации персонала в СУП ЗАО «ЭИЗМ «Элинар».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………………………….9
1.1 Концептуальные подходы к рассмотрению трудовой адаптации персонала на предприятии…………………………………………………………..9
1.2Обобщение отечественного и зарубежного опыта решения проблемы текучести кадров на предприятии в связи с неэффективной трудовой адаптацией персонала……………………………………………………………...18
1.3Современное состояние трудовой адаптации персонала на предприятии………………………………………………………………………..23
1.4Сущность и содержание трудовой адаптации персонала на предприятии………………………………………………………………………..29
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ЗАО«ЗЭИМ«ЭЛИНАР»………………………………………………34
2.1Краткая характеристика предприятия…………………………………..34
2.2 Анализ системы управления персоналом на ЗАО «ЭИЗМ «Элинар»..42
2.3 Анализ процесса трудовой адаптации персонала на предприятии ЗАО «ЭИЗМ«Элинар»…………………………………………………………………...58
2.4 Причины, мешающие эффективному процессу трудовой адаптации персонала на ЗАО «ЭИЗМ «Элинар»……………………………………………..61
3.РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ЗАО «ЭИЗМ «ЭЛИНАР»….....................64
3.1 Обоснование и формулирование проектных предложений по совершенствованию трудовой адаптации персонала…………………………….64
3.2 Расчет экономической и обоснование социальной эффективности проектных предложений…………………………………………………………...69
3.3 План мероприятий и рекомендации по внедрению проектных предложений………………………………………………………………………..72
3.4Правовое и организационное обеспечение мероприятий по внедрению проектных предложений…………………………………………………………...81
3.5Управленческие решения проблемы текучести кадров в связи с неэффективной трудовой адаптацией персонала………………………………...85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Коэффициент постоянства кадров в 2009 г. = 244 чел./263 чел = 0,9
Коэффициент постоянства кадров в 2010 г. = 235 чел./256 чел = 0,89
Коэффициент постоянства кадров в 2011 г. = 222 чел./253 чел = 0,88
Таблица 11
Оборот кадров на ЗАО «ЭИЗМ «Элинар»
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Среднесписочная численность работников, чел. |
263 |
256 |
253 |
Принято с начала года, чел. |
19 |
26 |
31 |
Выбыло за год, чел. |
25 |
31 |
33 |
Выбыло по собственному желанию за год, чел. |
25 |
31 |
33 |
Рассчитаем коэффициент общего оборота по приему за 2009 г. = 19/263*100% = 7,2%
Рассчитаем коэффициент общего оборота по приему за 2010 г. = 26/256*100% = 10%
Рассчитаем коэффициент общего оборота по приему за 2011 г. = 31/253*100% = 12,2%
Рассчитаем коэффициент общего оборота по увольнению за 2009 г. = 19/263*100% = 9,5%
Рассчитаем коэффициент общего оборота по увольнению за 2010 г. = 31/256*100% = 12,1%
Рассчитаем коэффициент общего оборота по увольнению за 2011 г. = 33/253*100% = 13%
Рассчитаем коэффициент текучести кадров за 2009 г. = 19 / 263*100% = 9,5%
Рассчитаем коэффициент текучести кадров за 2010 г. = 31 / 256*100% = 12,1%
Рассчитаем коэффициент текучести кадров за 2011г. = 33 /253*100% = 13%
Коэффициент общего оборота за 2009 г. = (19+25)/263*100% = 16,7%
Коэффициент общего оборота за 2010 г. = (26+31)/256*100% = 22,3%
Коэффициент общего оборота за 2011 г.= (31+33)/253*100% = 25,3%
Показатели движения персонала на ЗАО «ЭИЗМ «Элинар» представлены в таблице 12.
Таблица 12
Коэффициенты движения персонала в ЗАО «ЭИЗМ «Элинар»
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Коэффициент общего оборота по приему, % |
7,2 |
10 |
12,2 |
Коэффициент общего оборота по увольнению, % |
9,5 |
12,1 |
13 |
Коэффициент текучести, % |
9,5 |
12,1 |
13 |
Коэффициент общего оборота, % |
16,7 |
22,3 |
25,3 |
Показатели обеспеченности предприятия работниками еще не характеризуют степень их использования и не является факторами, непосредственно влияющими на объем оказываемых услуг. Количество оказываемых услуг зависит не столько от численности работающих, сколько от количества затраченного на это труда, определяемого количеством рабочего времени, от эффективности общественного труда, его производительности [33, с. 111]. Поэтому необходимо изучить эффективность использования рабочего времени трудового коллектива предприятия рассмотрим в таблице 13.
Таблица 13
Динамика использования рабочего времени
Показатель |
2010г. |
2011г. |
Изменения (+,-) 2011 к 2010г. | |
абсол. |
% | |||
Среднегодовая численность рабочих(ЧР),чел. |
256 |
253 |
-3 |
98,9 |
Отработанных дней одним рабочим за год(Д) |
212 |
202 |
-10 |
95,3 |
Отработано часов одним рабочим за год (Ч) |
19200 |
4545 |
-14655 |
23,7 |
Средняя продолжительность рабочего дня (П),ч |
8,0 |
7,5 |
-0,5 |
93,8 |
Общий фонд рабочего времени (ФРВ),чел-ч. |
434176 |
383295 |
-50881 |
88,3 |
Фонд рабочего времени (ФРВ) зависит от численности работников, количества отработанных дней одним работником в среднем за год с средней продолжительности рабочего дня. Модель (ФРВ) представляется в виде .
ФРВ =ЧР*Д*П, (8)
где, ЧР- численность рабочих;
Д-дни в году;
П- продолжительность рабочего дня.
Произведем анализ фонда рабочего времени, используя метод абсолютных
разниц.
ФРВ (2011г.)=253*202*7,5=383295 ч/час.
ФРВ чр=(256-253)*202*7,5=4545 ч/час.
Это значит, увеличение рабочих на 1человека,увеличено на 4545ч.
ФРВд.=256*(212-202)*7,5=19200 ч/час.
Это значит, что увеличение рабочих дней на 10,увеличивается ФРВ на 19200ч.
ФРВп=256*212*(8,0-7,5)=27136ч/
Это значит, что увеличение рабочего дня на 0,5 ч. Увеличивается ФРВ на 27136ч.
ФРВ(2010)=256*212*8,0=434176ч/
Проверка:383295 +4545+19200+27136= 434176ч/ч.
Вывод: анализируя приведенные данные, очевидно, что сокращение численности рабочих положительно влияет на фонд рабочего времени. Уменьшение отработанных дней и продолжительности рабочего времени уменьшает фонд рабочего времени.
Штатное расписание ЗАО «Завод электроизоляционных материалов «Элинар» Всего структурный состав можно отследить в Приложении 2.
В таблице 14 показан фонд рабочего времени в человеко-часах на ЗАО «ЭИЗМ «Элинар».
Таблица 14
Фонд рабочего времени в человеко-часах на ЗАО «ЭИЗМ «Элинар»
Среднесписочное число рабочих |
253 |
Отработано рабочими человеко-часов |
420450 |
Число человеко-часов неявок на работу, всего |
272100 |
В том числе: |
|
ежегодные отпуска |
34155 |
учебные отпуска |
457 |
отпуска в связи с родами |
1822 |
Продолжение таблицы14
неявки по болезни |
18975 |
прочие неявки, разрешенные
законом |
953 |
неявки с разрешения администрации |
1140 |
прогулы |
188 |
Число человеко-часов праздничных и выходных |
214417 |
Число отработанных человеко-часов, всего |
442872 |
В том числе сверхурочно |
42045 |
Показатель абсентеизма (А), %:
, (9)
где, — общее число часов, пропущенных работниками в течение года по болезни, отгулы за свой счет, прогулы, кроме отпусков и вынужденных отгулов по инициативе администрации; Р — общий баланс рабочего времени организации за год.
А=(18975+953+1140+188)/420450*
Коэффициент показывает, что 5% производительного времени теряется в течение года из-за отсутствия работников на рабочем месте. Главная цель подсистемы адаптации персонала: эффективное функционирование системы менеджмента качества – четкое разграничение ответственности и полномочий, командный и процессный подходы, гармонизация интересов сотрудников с интересами предприятия;
Основные задачи трудовой адаптации:
- сокращение периода приспособления вновь принятых работников к требованиям и условиям труда на предприятии (уменьшение периода привыкания новых работников к профессии, приобретения ими в короткие сроки необходимых профессиональных навыков) [34, с. 56].
- закрепление вновь принятых работников на ЗАО «Элинар», повышение их мотивации;
- сокращение текучести персонала;
- экономия времени
непосредственного
- развитие у
новых сотрудников
- снижение чувства дискомфорта, тревожности и неуверенности у новых сотрудников;
- уменьшение
издержек, связанных со временем
достижения новыми
Общее руководство трудовой адаптацией вновь принятых сотрудников должен осуществлять руководитель кадровой службы.
Основные функции подсистемы адаптации персонала: Закрепление наставника.
За вновь
принятым работником закрепляется «наставник»
из числа квалифицированных
Наставник» разрабатывает для нового работника подробный план работы с указанием конкретных мероприятий и временных интервалов. Знакомит с рабочим местом. Адаптация, как правило, совпадает с испытательным сроком «Наставник», специалисты структурного подразделения оказывают новому работнику содействие в выполнении намеченных мероприятий
Постоянный контроль действий работника со стороны руководителя.
1.Контроль процесса адаптации.
Новый работник, в ходе выполнения плана работы, предоставляет руководителю структурного подразделения письменный отчет с указанием степени исполнения мероприятия, трудностей, пожеланий для качественного выполнения задания. После выполнения плана адаптации руководитель структурного подразделения дает оценку деловым и личностным качествам нового работника (Приложение 3) Обладает ли данный работник необходимыми знаниями, умениями и навыками для качественного исполнения возложенных на него должностных обязанностей. Функции подсистемы адаптации должны быть распределены по исполнителям, как показано на рисунке 3.
Сектор найма рабочей силы |
Сектор подготовки и перспективного развития персонала |
Сектор стимулирования и оплаты труда |
Сектор изучения и анализ кадров |
Сектор трудовых отношений |
Сектор охраны труда |
|
Планирование, набор интервьюирование тестирование, отбор, анализ внешнего рынка рабочей силы |
Программы обучения и
организация непрерывного образования,
система профессионально- |
Анализ и оценка работы. разработка тарифных соглашений и тарифных сеток, анализ и увязка стимулов со всеми направлениями работы с кадрами за социальными компенсациями. |
Изучение и анализ качества трудовой жизни, морально-психологического климата, внутри организационной коммуникации. |
Разработка и текущий контроль
за выполнением коллективного |
Медицинские программы, курсы по охране труда расследование несчастных случаев, улучшение условий труда, спортивная работа. |
Сектор стратегического управления |
|
Рис.3Распределение функций по исполнителям
Организация процесса адаптации.
Процесс адаптации непосредственно начинается в отделе кадров при приеме и оформлении на работу. Инспектор отдела кадров проводит небольшую беседу, в которой в общих чертах знакомит с предприятием, отделом или цехом, где предстоит работать новичку. Затем он провожает нового работника на его рабочее место и представляет непосредственному руководителю. А тот, в свою очередь, проводит знакомство с коллективом, с коллегами по работе, с рабочим местом. По своему усмотрению руководитель может прикрепить к новичку наставника из числа более опытных и старших работников. Как правило, еще в течение месяца руководитель проводит периодические беседы с новым работником, интересуясь трудностями, которые у того возникают, его успехами, и дает систематическую оценку работы. В некоторых организациях выдаются специальные брошюры с описанием того или иного вида производства, рабочего места, профессии или должности.
Информация о работе Совершенствование трудовой адаптации персонала на примере ЗАО «ЭИЗМ «Элинар»