Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:25, курсовая работа
Цель исследования курсовой работы состоит в разработке путей повышения эффективности государственного управления малым бизнесом в Шатковском муниципальном районе.
Объектом исследования курсовой работы является сфера взаимоотношений государства и предприятий малого бизнеса в муниципальном образовании (на примере Шатковского муниципального района).
Предметом исследования курсовой работы является механизм воздействия государственного управления на предприятия малого бизнеса.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1)Рассмотреть теоретические основы малого бизнеса.
2)Провести анализ тенденций развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе.
3)Выявить основные проблемы развития малого бизнеса в Шатковском районе.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса 6
1.1 Малый бизнес: сущность, функции и его роль в экономике 6
1.2 Правовые основы малого бизнеса. Меры по поддержке и государственному регулированию малого бизнеса 13
1.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
Глава 2. Анализ системы развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе 26
2.1 Тенденции развития малого бизнеса в Нижегородской области 26
2.2 Характеристика Шатковского района как муниципального
образования. Тенденции развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе. Его структура и динамика 33
2.3 Основные проблемы развития малого бизнеса в регионе 37
Глава 3. Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе 51
3.1 Основные стратегии по совершенствованию развития малого бизнеса в Нижегородской области 51
3.2 Основные направления, мероприятия и пути совершенствования развития малого бизнеса в Шатковском районе 54
3.3 Эффективность мероприятий, путей и основных направлений системы поддержки и развития малого бизнеса в Шатковском районе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 66
Малое и среднее предпринимательство является важной частью экономической системы хозяйствования Шатковского муниципального района.
Высвобождение трудовых ресурсов с предприятий района является одним из факторов, способствующих перераспределению трудовых ресурсов в сферу малого бизнеса.
На 1 января 2012 года в районе зарегистрировано 91 малое предприятие и 515 индивидуальных предпринимателей с численностью работающих 2505 человек, что составляет 30 % от общего количества занятых в экономике района.
Понять, насколько эффективны и какой результат оказывают мероприятия и программы по поддержке и развитию малого бизнеса, которые проводятся и принимаются в Шатковском муниципальном районе, можно с помощью Таблицы 937.
Таблица 9. Анализ мероприятий малого бизнеса и их результативность
Основные направления, мероприятия |
Положительный результат |
1.
Разработка предложений и |
Упрощение системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства |
2.
Разработка, принятие и корректировка
нормативных по вопросам |
Регулирование земельных отношений
при заключении договоров аренды
или купле-продаже земельных |
3.
Проведение семинаров по |
Обеспечение участия в муниципальных заказах и закупках |
4.
Материально-техническое предпринимательства» |
Улучшение условий труда |
5. Мониторинг административных и иных барьеров, препятствующих развитию малого бизнеса: - организация горячей
линии по вопросам |
Выявление административных барьеров |
6. Проведение антикоррупционного мониторинга в предпринимательской среде (путем анонимного опроса СМП) |
Изучение степени распространения
коррупции в |
7.
Содействие в участии в |
Формирование положительного имиджа СМП |
8.
Участие в семинарах, конференциях
по вопросам |
Изучение опыта работы других районов |
9.
Обмен опытом работы по |
Изучение опыта работы других районов |
10. Проведение конкурсов: "Предприниматель года", "Лучшее предприятие потребительского рынка" |
Формирование положительного имиджа С МП |
11. Содействие в организации лизинга автомобилей и оборудования для субъектов предпринимательства (доведение информации) |
Повышение эффективности деятельности предприятий. Создание новых рабочих мест |
12.Содействие в участии в получении грантов начинающим малым предприятиям (доведение информации) |
Обеспечение доступа малых предприятий к: кредитным ресурсам |
13.
Анализ и мониторинг деятельности
AHO « Центр развития бизнеса
и предпринимательства» |
Оптимизация деятельности AHO « Центр развития бизнеса и предпринимательства» Шатковского района |
14,Организация и проведение |
Повышение эффективности деятельности AHO « Центр развития бизнеса и предпринимательства» Шатковского района. |
15.Содействие в организации |
Повышение профессиональных знаний по вопросам охраны труда и техники безопасности на предприятиях |
16,Обучение сотрудников AHO « Центр
развития бизнеса и |
Подготовка квалифицированных |
17.Предоставление информации по вопросам Предпринимательства |
Информационное Обеспечение |
18.Проведение информационных |
Обсуждение и выработка |
19.Проведение |
Привлечение безработных граждан на занятие предпринимательской деятельностью |
20.Ведение каталога площадок |
Повышение инвестиционной привлекательности района |
Также в районе реализуется комплексная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Шатковском муниципальном районе на 2011 -2015 годы"38.
После тщательного изучения данных Таблицы 9, мною был сделан следующий вывод:
« Все
мероприятия и программы, которые
действуют и которые
Подводя итоги курсовой работы, мы
можем сделать следующие
Малый бизнес имеет огромное значение в экономике. Этот сектор создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Малый бизнес способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. Кроме того, малый бизнес создает атмосферу конкуренции и (это, пожалуй, самое главное) создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
Развитие
малого бизнеса происходит в основном
на территориях муниципальных
Практическая часть исследования была проведена на примере организации поддержки и развития малого предпринимательства в Шатковском муниципальном районе Нижегородской области.
На сегодняшний день поддержка малого бизнеса в Шатковском районе оказывается в следующих формах: финансовая поддержка, имущественная поддержка, информационная поддержка, консультационная поддержка.
Поддержка субъектов малого предпринимательства Шатковского района осуществляется на данный момент администрацией района в соответствии с муниципальной целевой программой развития малого предпринимательства в Шатковском муниципальном районе на 2011 -2015 гг.
Для Шатковского района определены следующие приоритетные направления поддержки и развития малого бизнеса:
Чтобы деятельность эта была более успешной, был разработан комплекс первоочередных мероприятий, реализация которых в рамках Программы позволит решить наиболее актуальные проблемы организации поддержки и развития малого бизнеса в Шатковском районе.
Зарубежный и отечественный опыт позволяют выделить следующие конкретные виды институтов поддержки малого предпринимательства: финансовые; бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны, агентства и центры развития, пункты информационного обеспечения; учебные центры.
При анализе причин, сдерживающих развитие российского малого бизнеса, специалисты отмечают, что интересы малых предприятий могут не совпадать с общим ходом решения задач, связанных с реструктуризацией экономики, обеспечением занятости и пополнением региональных бюджетов.
К основным
направлениям государственной поддержки,
позволяющим реализовывать
Во-первых, воздействие властей на малый бизнес (точнее, их мотивация) тоже имеет субъективную природу.
Во-вторых, ряд «непопулярных» действий властей носит вынужденный характер (по принципу «какое зло меньше»), что, естественно, не совпадает с собственной шкалой «зол и угроз» респондентов.
В-третьих, для части респондентов внутреннее устройство и механизмы отправления власти недостаточно «прозрачны».
Учитывая все вышесказанное, можно отметить, что отслеживание влияние институциональных факторов и действий властей позволяет эффективно осуществлять мониторинг предпринимательского климата в регионе, адекватно оценивать деятельность властей в сфере поддержки малого бизнеса.