Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы состоит в разработке путей повышения эффективности государственного управления малым бизнесом в Шатковском муниципальном районе.
Объектом исследования курсовой работы является сфера взаимоотношений государства и предприятий малого бизнеса в муниципальном образовании (на примере Шатковского муниципального района).
Предметом исследования курсовой работы является механизм воздействия государственного управления на предприятия малого бизнеса.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1)Рассмотреть теоретические основы малого бизнеса.
2)Провести анализ тенденций развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе.
3)Выявить основные проблемы развития малого бизнеса в Шатковском районе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса 6
1.1 Малый бизнес: сущность, функции и его роль в экономике 6
1.2 Правовые основы малого бизнеса. Меры по поддержке и государственному регулированию малого бизнеса 13
1.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
Глава 2. Анализ системы развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе 26
2.1 Тенденции развития малого бизнеса в Нижегородской области 26
2.2 Характеристика Шатковского района как муниципального
образования. Тенденции развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе. Его структура и динамика 33
2.3 Основные проблемы развития малого бизнеса в регионе 37
Глава 3. Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе 51
3.1 Основные стратегии по совершенствованию развития малого бизнеса в Нижегородской области 51
3.2 Основные направления, мероприятия и пути совершенствования развития малого бизнеса в Шатковском районе 54
3.3 Эффективность мероприятий, путей и основных направлений системы поддержки и развития малого бизнеса в Шатковском районе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 66

Работа содержит 1 файл

OGLAVLENIE (6).docx

— 132.19 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса 6

1.1 Малый бизнес: сущность, функции и  его роль в экономике 6

1.2 Правовые основы малого бизнеса. Меры по поддержке и  государственному регулированию малого бизнеса 13

1.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20

Глава 2. Анализ системы развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе 26

2.1 Тенденции развития малого бизнеса в Нижегородской области 26

2.2 Характеристика Шатковского района как муниципального

образования. Тенденции  развития малого бизнеса в Шатковском            муниципальном районе. Его структура и динамика 33

2.3 Основные проблемы развития малого бизнеса в регионе 37

Глава 3. Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе 51

3.1  Основные стратегии по  совершенствованию развития малого бизнеса в Нижегородской области 51

3.2 Основные  направления, мероприятия и пути совершенствования развития малого бизнеса в Шатковском районе 54

3.3 Эффективность мероприятий, путей и основных направлений системы поддержки и развития малого бизнеса в Шатковском районе 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

ЛИТЕРАТУРА 66

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы моей курсовой работы обусловлен значимой ролью малого бизнеса в  современной экономике. Именно поэтому  данная тема является актуальной.

Развитие  малого бизнеса (МБ) служит укреплению экономического и инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в  мире. Не менее важно и то, что  развитие малого и среднего бизнеса  постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности.

Проведенное в курсовой работе исследование малого предпринимательства в отечественной  экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, в России уже имеются все формальные предпосылки  для его успешного развития, приняты  соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке  малых предприятий, создана необходимая  инфраструктура в лице государственных  агентств и фондов, ассоциаций предпринимателей, имеется рынок резервной рабочей  силы, включая высококвалифицированных  рабочих и дипломированных специалистов. Вместе с тем доля малого бизнеса  в экономике России по-прежнему составляет около 15-20%, тогда как для развитых стран этот показатель находится  на уровне 60-80%.

Малый бизнес - явление региональное и в большей  степени - муниципальное. Его положение  и успешность в развитии зависит  от того, какие условия будут созданы  на всех уровнях, но в большей мере, как они будут трансформированы на муниципальный уровень.

В отношении  большинства публичных услуг  органы местной власти выполняют  организующую функцию, поскольку их предоставление населению осуществляется частными организациями и индивидуальными  предприятиями. Для решения этих вопросов в распоряжение муниципальным образованиям передаются финансовые и материальные ресурсы. Однако размер финансовых ресурсов, необходимый для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, в законе определен в значительной мере ниже их минимальных потребностей.

Сложившаяся в последние годы ситуация в малом  секторе экономики, а также необходимость  обеспечения его роста требует  значительной активизации государственной  политики развития предпринимательства  и ее направления на устранение факторов, сдерживающих рост малого предпринимательства, и факторов, вынуждающих предпринимателей уходить в «теневой» сектор экономики. Среди которых особенно выделяются: несовершенство законодательной базы предпринимательской деятельности, ограниченный доступ к финансовым кредитам, несовершенная налоговая система, бюрократия, нехватка квалифицированных  кадров и неразвитость системы поддержки  и оказания услуг предпринимателю.

В связи  с этим создание эффективной системы  государственной поддержки малого предпринимательства и благоприятных  условий для привлечения иностранных  инвестиций является исключительно  важной задачей.

Цель  исследования курсовой работы состоит  в разработке путей повышения  эффективности государственного управления малым бизнесом в Шатковском муниципальном районе.

Объектом  исследования курсовой работы является сфера взаимоотношений государства  и предприятий малого бизнеса  в муниципальном образовании (на примере Шатковского муниципального района).

Предметом исследования курсовой работы является механизм воздействия государственного управления на предприятия малого бизнеса.

Для достижения цели мною были поставлены следующие  задачи:

  1)Рассмотреть  теоретические основы  малого  бизнеса.

  2)Провести анализ тенденций развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе.

  3)Выявить основные проблемы развития малого бизнеса в Шатковском районе.

        4)Разработать основные организационно-экономические мероприятия и направления по поддержке и развитию малого бизнеса в Шатковском районе.

        5)Определить эффективность разработанных мероприятий по поддержке и развитию малого бизнеса в Шатковском  районе.

 

Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса

1.1 Малый бизнес: сущность, функции  и  его роль в экономике

Малый бизнес - это сфера приложения труда и источник доходов значительной части населения. Это - потенциально эффективное средство развития деловых  и предпринимательских навыков  у населения. Позволяя гражданам  стать собственниками не только своей  рабочей силы, но и имущества, в  том числе производственного  назначения, он создает базу для  формирования среднего класса - социального  слоя, способного обеспечить прогрессивное  развитие общества, заинтересованного  в демократии и социальной стабильности1.

Малый бизнес, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  повышенную мобильность и гибкость. Он обеспечивает высокую рентабельность в производстве тех товаров, которые  вследствие малой серийности или  небольших объемов стали невыгодными  для крупных предприятий.

Малые предприятия  наиболее гибко реагируют на изменение  потребительского спроса, могут быстро и относительно безболезненно менять профиль своей деятельности в  соответствии с колебаниями экономической  конъюнктуры. Они требуют меньше ресурсов для организации своей  деятельности и не приносят катастрофических экономических последствий для  общества в случаях их банкротства.

Развитие  малого бизнеса создает предпосылки  для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и  насыщению местных рынков. Малый  бизнес содержит большой потенциал  для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерными особенностями малого предприятия являются высокая интенсивность  использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации  их количества, обеспечение их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависит от целого ряда политических и социально-экономических  условий страны2:

  • политическая обстановка в обществе;
  • состояние экономики страны;
  • демографическая структура населения;
  • политика государства в области экономики;
  • платежеспособность населения;
  • политика государства в области образования, переобучения и повышения квалификации.

Рассматривая  законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий  в стране, в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства (табл. 1).

Таблица 1. Этапы развития малого предпринимательства в современной России3

 

 

Нормативный акт

Дата принятия

 

Основное содержание

Последствия для экономики

1. Закон СССР «О кооперации в СССР»

26 августа 1988г

 

 

 

 

 

Созданы привилегированные условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов)

Отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы

 

2. «Положение об организации деятельности малых предприятий» (Протокол №6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР)

 

6 июня 1988г.

Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной  деятельности и распределении хозрасчетного дохода

Создание малых предприятий в различных отраслях промышленности и регионах страны

3. Закон СССР «О предприятии в СССР»

4 июня 1990 г.

Объявлено о равенстве организационно-правовых  форм предприятий любой формы собственности

Рост предприятий различных форм собственности

4. Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий»

8 июля 1990 г.

Определены основные документы для Государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок государственной регистрации, определены льготы для малого бизнеса по налогообложению, амортизации и др.

Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности и их сочетании

5. Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий»

18 июня 1991 г.

Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России

Развитие малого бизнеса в стране

6. Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций»

27 декабря 1991 г.

Определены дополнительные льготы  для предприятий малого бизнеса

Усиление государственной поддержки малого бизнеса

7.Постановление Совета Министров – Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации»

11 мая 1993 г.

Указано, что государственная поддержка малого предпринимательства – одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого бизнеса.

Повышение эффективности предприятий малого бизнеса

8. Постановление Совета Министров – Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации

12 мая 1995 г.

Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства

Развитие и повышение эффективности деятельности малого предпринимательства

9. Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций»

8 декабря 1995 г.

Предусмотрена замена совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий

Дальнейшее развитие малого бизнеса

10. Федеральные законы «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»; «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц»

8 августа 2001 г.

Пересмотрены подходы к контролю за деятельностью предприятий, сокращено число лицензируемых видов деятельности, упрощены процедура лицензирования и условия регистрации юридических лиц

Устранение административных барьеров, препятствующих  предпринимательства в стране

11. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

24 июля 2007 г.

-  Определены условия отнесения предприятий к малым и средним;

- Установлены цели государственной политики, особенности нормативно-правового регулирования;

- Определены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства

Усиление государственной поддержки, дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства в стране

12. Федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства

С 2007 г. по настоящее время

- Намечены всесторонние конкретные меры по развитию малого предпринимательства в стране;

- устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности или ограничивающих ее.

Создание условий для дальнейшего развития малого предпринимательства.


  

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2008 г., к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся  внесенные в единый государственный  реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные  в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям4:

1. для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних 
предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

Информация о работе Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе