Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:25, курсовая работа
Цель исследования курсовой работы состоит в разработке путей повышения эффективности государственного управления малым бизнесом в Шатковском муниципальном районе.
Объектом исследования курсовой работы является сфера взаимоотношений государства и предприятий малого бизнеса в муниципальном образовании (на примере Шатковского муниципального района).
Предметом исследования курсовой работы является механизм воздействия государственного управления на предприятия малого бизнеса.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1)Рассмотреть теоретические основы малого бизнеса.
2)Провести анализ тенденций развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе.
3)Выявить основные проблемы развития малого бизнеса в Шатковском районе.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса 6
1.1 Малый бизнес: сущность, функции и его роль в экономике 6
1.2 Правовые основы малого бизнеса. Меры по поддержке и государственному регулированию малого бизнеса 13
1.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
Глава 2. Анализ системы развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе 26
2.1 Тенденции развития малого бизнеса в Нижегородской области 26
2.2 Характеристика Шатковского района как муниципального
образования. Тенденции развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе. Его структура и динамика 33
2.3 Основные проблемы развития малого бизнеса в регионе 37
Глава 3. Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе 51
3.1 Основные стратегии по совершенствованию развития малого бизнеса в Нижегородской области 51
3.2 Основные направления, мероприятия и пути совершенствования развития малого бизнеса в Шатковском районе 54
3.3 Эффективность мероприятий, путей и основных направлений системы поддержки и развития малого бизнеса в Шатковском районе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 66
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса 6
1.1 Малый бизнес: сущность, функции и его роль в экономике 6
1.2 Правовые основы малого бизнеса. Меры по поддержке и государственному регулированию малого бизнеса 13
1.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
Глава 2. Анализ системы развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе 26
2.1 Тенденции развития малого бизнеса в Нижегородской области 26
2.2 Характеристика Шатковского района как муниципального
образования. Тенденции развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе. Его структура и динамика 33
2.3 Основные проблемы развития малого бизнеса в регионе 37
Глава 3. Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе 51
3.1 Основные стратегии по совершенствованию развития малого бизнеса в Нижегородской области 51
3.2 Основные направления, мероприятия и пути совершенствования развития малого бизнеса в Шатковском районе 54
3.3 Эффективность мероприятий, путей и основных направлений системы поддержки и развития малого бизнеса в Шатковском районе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 66
Выбор темы моей курсовой работы обусловлен значимой ролью малого бизнеса в современной экономике. Именно поэтому данная тема является актуальной.
Развитие
малого бизнеса (МБ) служит укреплению
экономического и инновационного потенциала
государства, способствует росту благосостояния
населения и авторитета страны в
мире. Не менее важно и то, что
развитие малого и среднего бизнеса
постепенно формирует средний класс,
выступающий в современном
Проведенное
в курсовой работе исследование малого
предпринимательства в
Малый бизнес - явление региональное и в большей степени - муниципальное. Его положение и успешность в развитии зависит от того, какие условия будут созданы на всех уровнях, но в большей мере, как они будут трансформированы на муниципальный уровень.
В отношении
большинства публичных услуг
органы местной власти выполняют
организующую функцию, поскольку их
предоставление населению осуществляется
частными организациями и
Сложившаяся
в последние годы ситуация в малом
секторе экономики, а также необходимость
обеспечения его роста требует
значительной активизации государственной
политики развития предпринимательства
и ее направления на устранение факторов,
сдерживающих рост малого предпринимательства,
и факторов, вынуждающих предпринимателей
уходить в «теневой» сектор экономики.
Среди которых особенно выделяются:
несовершенство законодательной базы
предпринимательской
В связи
с этим создание эффективной системы
государственной поддержки
Цель исследования курсовой работы состоит в разработке путей повышения эффективности государственного управления малым бизнесом в Шатковском муниципальном районе.
Объектом
исследования курсовой работы является
сфера взаимоотношений
Предметом исследования курсовой работы является механизм воздействия государственного управления на предприятия малого бизнеса.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1)Рассмотреть теоретические основы малого бизнеса.
2)Провести анализ тенденций развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе.
3)Выявить основные проблемы развития малого бизнеса в Шатковском районе.
4)Разработать основные организационно-экономические мероприятия и направления по поддержке и развитию малого бизнеса в Шатковском районе.
5)Определить эффективность разработанных мероприятий по поддержке и развитию малого бизнеса в Шатковском районе.
Малый бизнес - это сфера приложения труда и источник доходов значительной части населения. Это - потенциально эффективное средство развития деловых и предпринимательских навыков у населения. Позволяя гражданам стать собственниками не только своей рабочей силы, но и имущества, в том числе производственного назначения, он создает базу для формирования среднего класса - социального слоя, способного обеспечить прогрессивное развитие общества, заинтересованного в демократии и социальной стабильности1.
Малый бизнес,
оперативно реагируя на изменения конъюнктуры
рынка, придает рыночной экономике
повышенную мобильность и гибкость.
Он обеспечивает высокую рентабельность
в производстве тех товаров, которые
вследствие малой серийности или
небольших объемов стали
Малые предприятия наиболее гибко реагируют на изменение потребительского спроса, могут быстро и относительно безболезненно менять профиль своей деятельности в соответствии с колебаниями экономической конъюнктуры. Они требуют меньше ресурсов для организации своей деятельности и не приносят катастрофических экономических последствий для общества в случаях их банкротства.
Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков. Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерными особенностями малого предприятия являются высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечение их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.
Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависит от целого ряда политических и социально-экономических условий страны2:
Рассматривая
законодательные документы, регламентирующие
деятельность малых предприятий
в стране, в хронологической
Таблица 1. Этапы развития малого предпринимательства в современной России3
Нормативный акт |
Дата принятия |
Основное содержание |
Последствия для экономики | ||
1. Закон СССР «О кооперации в СССР» |
26 августа 1988г
|
Созданы привилегированные условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов) |
Отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы | ||
2. «Положение об организации деятельности малых предприятий» (Протокол №6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР) |
6 июня 1988г. |
Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода |
Создание малых предприятий в различных отраслях промышленности и регионах страны | ||
3. Закон СССР «О предприятии в СССР» |
4 июня 1990 г. |
Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий любой формы собственности |
Рост предприятий различных форм собственности | ||
4. Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» |
8 июля 1990 г. |
Определены основные документы для Государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок государственной регистрации, определены льготы для малого бизнеса по налогообложению, амортизации и др. |
Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности и их сочетании | ||
5. Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий» |
18 июня 1991 г. |
Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России |
Развитие малого бизнеса в стране | ||
6. Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций» |
27 декабря 1991 г. |
Определены дополнительные льготы для предприятий малого бизнеса |
Усиление государственной поддержки малого бизнеса | ||
7.Постановление Совета Министров – Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» |
11 мая 1993 г. |
Указано, что государственная поддержка малого предпринимательства – одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого бизнеса. |
Повышение эффективности предприятий малого бизнеса | ||
8. Постановление Совета Министров – Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации |
12 мая 1995 г. |
Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства |
Развитие и повышение эффективности деятельности малого предпринимательства | ||
9. Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций» |
8 декабря 1995 г. |
Предусмотрена замена совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий |
Дальнейшее развитие малого бизнеса | ||
10. Федеральные законы «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»; «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц» |
8 августа 2001 г. |
Пересмотрены подходы к контролю за деятельностью предприятий, сокращено число лицензируемых видов деятельности, упрощены процедура лицензирования и условия регистрации юридических лиц |
Устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательства в стране | ||
11. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» |
24 июля 2007 г. |
- Определены условия отнесения предприятий к малым и средним; - Установлены цели государственной политики, особенности нормативно-правового регулирования; - Определены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства |
Усиление государственной поддержки, дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства в стране | ||
12. Федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства |
С 2007 г. по настоящее время |
- Намечены всесторонние конкретные меры по развитию малого предпринимательства в стране; - устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности или ограничивающих ее. |
Создание условий для дальнейшего развития малого предпринимательства. |
В соответствии
с Федеральным законом от 24 июля
2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в
1. для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного
до двухсот пятидесяти человек включительно
для средних
предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;