Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:25, курсовая работа
Цель исследования курсовой работы состоит в разработке путей повышения эффективности государственного управления малым бизнесом в Шатковском муниципальном районе.
Объектом исследования курсовой работы является сфера взаимоотношений государства и предприятий малого бизнеса в муниципальном образовании (на примере Шатковского муниципального района).
Предметом исследования курсовой работы является механизм воздействия государственного управления на предприятия малого бизнеса.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1)Рассмотреть теоретические основы малого бизнеса.
2)Провести анализ тенденций развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе.
3)Выявить основные проблемы развития малого бизнеса в Шатковском районе.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса 6
1.1 Малый бизнес: сущность, функции и его роль в экономике 6
1.2 Правовые основы малого бизнеса. Меры по поддержке и государственному регулированию малого бизнеса 13
1.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
Глава 2. Анализ системы развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе 26
2.1 Тенденции развития малого бизнеса в Нижегородской области 26
2.2 Характеристика Шатковского района как муниципального
образования. Тенденции развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе. Его структура и динамика 33
2.3 Основные проблемы развития малого бизнеса в регионе 37
Глава 3. Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе 51
3.1 Основные стратегии по совершенствованию развития малого бизнеса в Нижегородской области 51
3.2 Основные направления, мероприятия и пути совершенствования развития малого бизнеса в Шатковском районе 54
3.3 Эффективность мероприятий, путей и основных направлений системы поддержки и развития малого бизнеса в Шатковском районе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 66
Законодательство
предоставляет региональным властям
фактически полную свободу в регулировании
ряда важных аспектов деятельности малого
бизнеса. В частности, регионы вправе
определять собственные отраслевые
приоритеты в его развитии. Кроме
того, они правомочны создавать соответствующие
специальные фонды, изыскивая дополнительные
источники финансирования. В качестве
меры поддержки малого предпринимательства
региональные власти также могут
привлекать его субъектов к участию
в региональных госзаказах, тем самым,
обеспечивая дополнительные возможности
сбыта. Наконец, у субъектов РФ остается
такой эффективный инструмент стимулирования
предпринимательской
После того, как мы подробно рассмотрели характеристики и особенности малого бизнеса в России большой интерес для нас будет представлять опыт зарубежных стран.
Так, малый бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются аж 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии начали государство стало субсидировать малые предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая свою важную социальную значимость. В 1953 году в США создается Федеральное агентство – Администрация по делам малого бизнеса США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. Причем филиалы данной организации находится во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США.
Основные задачи Администрации по делам малого бизнеса и его филиалов:
- помощь
в получении кредита для
- техническая
и информационная поддержка
- предоставление
гарантий по кредитам для
- непосредственное
субсидирование и кредитование
малого бизнеса за счет
В США очень четко развита система критериев, по которой определяется малый бизнес. Эти критерии зависят от вида деятельности малого предприятия и отрасли, в которой оно работает. В одних сферах определяющим является количество работающих на предприятии человек, в других – оборот и прибыль. Помимо Федерального агентства для соблюдения правового законодательства в отношении предприятий малого бизнеса создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса в суде и Конгрессе. Власти США в своей концепции развития экономики отводят малому бизнесу одну из главных ролей. В докладах министров правительства США постоянно проскальзывает одна и та же мысль, что малый бизнес – важный рычаг оздоровления всей экономики в целом. Уже здесь наглядно прослеживается отличия в развитии малого бизнеса в США.
В нашей стране государство только сейчас стало обращать внимание на малый бизнес, а предприятия малого бизнеса были вынуждены в свое время самостоятельно развиваться, выживать, уходя от уплаты налогов и т.д. В то время как в США уже давно малый бизнес изначально является приоритетным направлением экономики на государственном уровне. Опыт США в создании различных программ малого бизнеса очень ценен, причем все программы реально работают, предусмотрены конкретные механизмы их реализации.11
Малый бизнес Испании начал формироваться и активно развиваться в 70-е годы. Высокие экономические показатели были достигнуты благодаря высокой степени развития малого бизнеса. Малые предприятия помогли избавить страну от безработицы, способствовали общему подъему.
Доля предприятий малого бизнеса Испании в некоторых отраслях доходит до 80% (сельское хозяйство), в остальных отраслях – в среднем 25- 30% (строительство, промышленность, судостроение).
Основные отрасли предприятий малого бизнеса – это, в первую очередь, агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, зерно), черная и цветная металлургия, пищевая промышленность (производство продуктов, кондитерских изделий, виноделие), строительство, туризм и т.д.
Выясним за счет чего, Испания добилась таких успехов и какие для этого условия созданы в стране.
В Испании
государство стимулирует
Как важный
положительный фактор развития малого
бизнеса в Испании стоит
Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти.
Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:
- кредитование
малых и средних предприятий,
ориентированных на
- кредитование
проектов, направленных на сохранение
и улучшение благоприятной
- кредитование
малого бизнеса, участвующего
в развитии отсталых
- кредитование
предприятий, занимающихся
- проектное
финансирование предприятий,
Основными программами
- программа
«Концепция развития научно-
- программа
«Стимулирование сбережений
В рамках реализации федеральных программ предоставляются кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают низкую процентную ставку (5-8%) и длительные сроки кредитования (5-15 лет).
Отметим,
что малый бизнес в Германии имеет
свою специфику и историю развития.
В частности, еще в эпоху зарождения
капитализма, с появлением первых крупных
предпринимателей, начали создаваться
торгово-промышленные палаты, которые
явились первыми объединениями
и союзами по сотрудничеству в
сфере развития производства и торговли.
В современной истории торгово-
Ассоциация
Германских торгово-промышленных палат
объединяет собой все палаты и
представляет интересы предпринимателей
на федеральном уровне. Основная задача
этой ассоциации сотрудничество тесная
работа с представителями торгово-
Европейского союза. Вместе все ассоциации образуют Объединение торгово- промышленных палат Европейского сообщества.
В настоящий момент торгово-промышленные палаты Германии участвуют в формировании бюджетов всех уровней, развитии строительства и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий. Торгово-промышленные палаты имеют большое влияние на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных органов самоуправления, принимая важнейшие социально- экономические решения в области развития страны. Это целая инфраструктура, в которой участвуют и представители СМИ, и консультационные службы. Основная приоритетная задача палат – оказание всяческой поддержки и помощи малому бизнесу Германии.12
Мощный технико-экономический прорыв в послевоенные годы вывел Японию в тройку самых развитых стран мира. Это было достигнуто благодаря развитию малого бизнеса при мощной государственной поддержке. Несмотря на то, что многие всемирно известные компании и концерны по наукоемкому производству автомобилей, техники, инновационной продукции находятся именно здесь, малый бизнес составляет значительную долю в общих объемах промышленности Японии (около 40%). Однако нужно отметить, что малый бизнес в Японии в большей степени представлен в следующих отраслях: строительство, легкая промышленность, сфера услуг. Наукоемкие производства ведутся в основном лишь крупными компаниями. Это и есть основная задача экономического развития Японии - стимулирование инновационного высокотехнологичного производства в малом бизнесе.
Принимаемые правовые акты в отношении предприятий малого бизнеса в Японии определяют статус малых предприятий и льготы для них. Льготы предусматривают специальное налогообложение в зависимости от вида деятельности предприятия. Значительная часть законопроектов направлена на регулирование антимонопольного законодательства Японии.
Государственным органам по регулированию осуществления деятельности предприятий малого бизнеса Японии является Управление малых предприятий, подчиняющееся Министерству внешней торговли и промышленности.
Центральные
власти и местные органы самоуправления
субсидируют на всех этапах жизненного
цикла предприятия малого бизнеса,
непосредственно участвующие в
создании наукоемкого и
- совершенствование,
модернизация, переоснащение производственно-
- разработка
совместно с институтами и
университетами инновационных
- развитие
легкой и пищевой
- разработка новых технологий (изобретений) и новых видов продукции;
- создание и развитие новых предприятий малого бизнеса в промышленно отсталых регионах Японии.
Проанализировав вышеперечисленную информацию о развитии малого бизнеса в зарубежных странах, можно сделать следующий вывод:
«На развитие малого бизнеса влияет
огромное количество факторов географического,
исторического, экономического, политического
и т.д. характера. Именно поэтому, в
вышеперечисленных странах
Развитие малого предпринимательства
является одним из приоритетных направлений
социально-экономической
Всего в области по состоянию на первое июля 2011 года зарегистрировано 109 тысяч малых предпринимательских структур, на которых занято 360 тысяч человек (в том числе частично занятых и предпринимателей без образования юридического лица).14
Большинство
предприятий относится к
Малые промышленные
предприятия и организации
Сельскохозяйственные малые предприятия (а сюда, в соответствии с Федеральным Законом “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ”, относятся и фермерские хозяйства) составляют также 1/10 часть из всех зарегистрированных малых предприятий области. А функционируют только 222 малых предприятия.
Малые строительные предприятия составляют 1/8 часть из всех зарегистрированных малых предприятий. На 01.07.2011г. было зарегистрировано 4489 малых строительных организаций, из них осуществляло свою деятельность только 3406 или 75,8%.
В первом полугодии 2011 года малые предприятия обеспечили работой 264,7 тысяч человек, в том числе 182778 человек на постоянной основе. В общей численности занятых на предприятиях и в организациях области, доля работающих на малых предприятиях составила 10,5
Численность занятых в таких отраслях, как торговля и общественное питание составила 34%, в строительстве - 39%, в промышленности - около 8%, в сельском хозяйстве - около 3%, а в общей коммерческой деятельности - более 80% работников занимались малым бизнесом.