Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:25, курсовая работа
Цель исследования курсовой работы состоит в разработке путей повышения эффективности государственного управления малым бизнесом в Шатковском муниципальном районе.
Объектом исследования курсовой работы является сфера взаимоотношений государства и предприятий малого бизнеса в муниципальном образовании (на примере Шатковского муниципального района).
Предметом исследования курсовой работы является механизм воздействия государственного управления на предприятия малого бизнеса.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1)Рассмотреть теоретические основы малого бизнеса.
2)Провести анализ тенденций развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе.
3)Выявить основные проблемы развития малого бизнеса в Шатковском районе.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса 6
1.1 Малый бизнес: сущность, функции и его роль в экономике 6
1.2 Правовые основы малого бизнеса. Меры по поддержке и государственному регулированию малого бизнеса 13
1.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
Глава 2. Анализ системы развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе 26
2.1 Тенденции развития малого бизнеса в Нижегородской области 26
2.2 Характеристика Шатковского района как муниципального
образования. Тенденции развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе. Его структура и динамика 33
2.3 Основные проблемы развития малого бизнеса в регионе 37
Глава 3. Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе 51
3.1 Основные стратегии по совершенствованию развития малого бизнеса в Нижегородской области 51
3.2 Основные направления, мероприятия и пути совершенствования развития малого бизнеса в Шатковском районе 54
3.3 Эффективность мероприятий, путей и основных направлений системы поддержки и развития малого бизнеса в Шатковском районе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 66
Ситуация в малом секторе экономики Нижегородской области требует совершенствования государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Таблица 2. Тенденции развития малого бизнеса в Нижегородской области за два года - 2010 г., 2011 г.16
№ п/п |
Наименование индикаторов и |
Значения индикаторов и | |
2010 |
2011 | ||
1 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательств, тыс. ед. |
89634 |
113462 |
2 |
Среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, тыс. чел. |
593 |
717 |
3 |
Израсходовано на реализацию программных мероприятий, млн. руб. |
73,04 |
54,8 |
В результате анализа статистических данных Таблицы 2 за 2011 год в Нижегородской области количество субъектов малого и среднего предпринимательства оценивается в 113 462 единиц, что на 21% больше соответствующего периода 2010 года.
Численность занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса области в 2011 году – 717 тыс. человек, что больше на 37% соответствующего периода 2010 года.
На реализацию программных мероприятий по поддержке предпринимательства в 2010 году израсходовано 73,04 млн. рублей средств областного бюджета и 433,635 млн. рублей средств федерального бюджета. В 2011 году финансирование из средств областного бюджета составило 54,8 млн. рублей, федеральное софинансирование составило 300 млн. рублей.
Таблица 3. Дополнительные показатели, характеризующие малые предприятия Нижегородской области (за 2009-2011 гг.).17
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011г. |
Число предпринимателей без образования юридического лица (тыс. человек) |
85,37 |
94,0 |
96,0 |
Объем продукции (работ, услуг), произведенной малыми предприятиями в действующих ценах каждого года (млрд.руб.) |
18015,5 |
15783,0 |
19000,0 |
Валовая прибыль от деятельности (млрд.руб.) |
24018 |
25843 |
27000 |
Объем платных услуг населению в действующих ценах каждого года (млрд.руб.) |
3199 |
4013 |
5200 |
Тщательно изучив данные таблицы 3, можно сделать следующие выводы:
- Число предпринимателей без образования юридического лица с каждым годом растет, что свидетельствует, в свою очередь, о том, что чтобы стать предпринимателем не обязательно иметь много денег, чтобы получить образование, достаточно лишь иметь знания, смекалку и сноровку;
- Показатели: «объем продукции (работ, услуг), произведенной малыми предприятиями в действующих ценах каждого года», «валовая прибыль от деятельности» и «объем платных услуг населению в действующих ценах каждого года» колеблются – в 2010 году они пошли на спад, а в 2011 году эти показатели «перепрыгнули» показатели за 2009 год.
Таблица 4. Отраслевая структура малых предприятий Нижегородской области 18
Отрасль экономики |
Нижегородская обл. |
Промышленность |
17,9% |
Сельское хозяйство |
1,5% |
Строительство |
23,1% |
Торговля и общепит |
38,0% |
Прочее |
19,5% |
Исходя из данных показателей Таблицы 4, можно сделать следующий вывод:
Самыми результативными по доходности в сфере малого бизнеса являются отрасли: торговля и общественное питание, промышленность, строительство. Прибыльность других отраслей характеризуется значительно меньшими величинами. По итогам 6 месяцев 2011 года 458 предприятий (3%) работали убыточно. Среди них: предприятия сельского хозяйства (33%), науки и научного обслуживания (7%), промышленности (11%). Эти предприятия наименее приспособлены к новым экономическим условиям.
Среднесписочная численность работающих на одном малом предприятии - 11,9 человек.
Таблица 5. Отраслевая структура малых предприятий Нижегородской области19
№ п/п |
Название малого |
Отрасли |
предприятия |
||
11. |
ПКЦ “Гамми” |
пищевая промышленность |
22. |
ЧП “Богдан” |
пищевая промышленность |
33. |
ТОО “Адонис” |
пищевая промышленность |
44. |
ТОО “Триумф” |
общественное питание |
55. |
ТОО “Еврохимбыт” |
бытовое обслуживание |
66. |
ТОО “Народные промыслы” |
художественные промыслы |
77. |
ЗАО “Экорти” |
автомобильная промышленность |
88. |
ТОО “Буран” |
автомобильная промышленность |
99. |
Кока-кола Инчкейп-Ботлерс |
пищевая промышленность |
110. |
Баскин-Роббинс |
общественное питание |
Изучив данные таблицы 5, можно сделать следующий вывод:
В основном
все предприятия малого бизнеса
в Нижегородской области
Основным
инструментом реализации государственной
политики по поддержке предпринимательства
в регионе служит Комплексная
целевая программа развития малого
предпринимательства в
Сотрудники ТПП принимали
Благодаря сотрудничеству ТПП и
Правительства Нижегородской
Представители ТПП входят в состав
многочисленных комиссий, сформированных
при Правительстве
- комиссия по отбору субъектов малого предпринимательства для оказания им государственной поддержки в виде грантов на создание собственного дела;
- комиссия по реализации предпринимательских проектов и возмещению части процентной ставки по кредитам коммерческих банков на поддержку малого предпринимательства за счет средств областного и федерального бюджетов;
- комиссия по отбору субъектов малого предпринимательства для предоставления им нежилых помещений в ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор»;
- комиссия по проведению конкурса по отбору муниципальных районов и городских округов Нижегородской области для предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку муниципальных программ развития малого предпринимательства;
- комиссия по подготовке и проведению ежегодного областного конкурса «Предприниматель года» и многие другие.
Основываясь на стратегии развития Нижегородской области до 2020 года "Стратегические приоритеты Правительства Нижегородской области", можно выделить следующие основные направления государственной политики Правительства Нижегородской области в сфере малого предпринимательства:21
- создание политических, правовых, экономических и социальных условий для свободного развития МСП, обеспечивающих не менее 50% валового регионального продукта за счет МСП;
- повышение уровня производительности труда и экономической эффективности деятельности субъектов МСП за счет трансферта успешных технологий и схем ведения бизнеса;
- увеличение доли МСП в формировании всех составляющих внутреннего регионального продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности МСП в соответствии с отраслевыми приоритетами в территориальных зонах;
- увеличение количества предпринимателей и производимой ими продукции на депрессивных территориях или территориях, не имеющих четко выраженных перспектив развития;
- формирование развитого научно-производственного комплекса с высоким инновационным потенциалом;
- повышение социальной эффективности деятельности субъектов МСП - рост численности занятых в секторе МСП, средних доходов и уровня социальной защищенности работников МСП;
- увеличения конкурентоспособности региона и увеличение объемов экспорта продукции МСП;
- повышение качества жизни в регионе за счет развития МСП в сферах оказания услуг, культуры и отдыха, здравоохранения, защиты окружающей среды;
- стабилизацию и устойчивость темпов развития МСП как стратегического фактора социально-экономического развития области.22
Социально-экономическое положение
Шатковский район расположен в юго- восточной части Нижегородской области в 140 км от Нижнего Новгорода и граничит с Арзамасским, Вадским, Перевозским, Бутурлинским, Гагинским, Лукояновским районами Нижегородской области.
По территории Шатковского района проходят две крупные транспортные магистрали: железная дорога Нижний Новгород - Казань и автомобильная трасса федерального значения Нижний Новгород- Саратов (Р-158). В р.п. Шатки находится железнодорожная станция с одноименным названием.
От железнодорожной магистрали на станции Шатки отходит железнодорожная ветка на г. Первомайск и г. Саров. Железнодорожный транспорт соединяет Шатковский район с соседними районами: Первомайским, Арзамасским и Лукояновским. Общая протяженность железнодорожных путей в Шатковском районе составляет 48 км. По железной дороге в районе и через него производятся перевозки грузов и пассажиров.
Площадь района 144,1 тыс. га, лесами занято 31% всей территории района, сельскохозяйственными угодьями-59%, в т. ч. пашней-43,4%.
В районе 65 населенных пунктов, объединенных 2 поселковыми и 9 сельскими администрациями. Центром района является рабочий поселок Шагки.
Население района составляет на 01.01.2012 г. - 26,4 тыс. чел., в том числе городское - 10,4 тыс. чел., сельское - 16,0 тыс. чел.. Численность трудоспособного населения - 15,7 тыс. чел.
Экономическое развитие
Одним из основных направлений работы администрации является обеспечение функционирования и развитие экономики. 2011 год характеризуется стабильным развитием во всех ключевых сферах экономики: промышленности, строительстве, потребительском рынке. Проблемы имеют в основном финансовую направленность - это недостаток оборотных средств на предприятиях, снижение спроса на продукцию и снижение доступности кредитных ресурсов для предприятий и физических лиц.
Развитие малого и среднего бизнеса
Одним из основных направлений работы администрация считает поддержку и развитие малого бизнеса
В районе
реализуется комплексная
Цель данной программы: обеспечение условий устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в качестве одного из источников формирования местного бюджета, создания новых рабочих мест, развития отраслей экономики района, повышения уровня и качества жизни населения.
В районе зарегистрировано 87 малых предприятий и 413 индивидуальных предпринимателей, занято в малом предпринимательстве 2254 человека. Основные виды деятельности в сфере малого предпринимательства района: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (38 предприятий), обрабатывающие производства (7 предприятий), торговля и общественное питание (18 предприятий).
Доля работающих в субъектах малого предпринимательства от общего количества занятых в экономике района составляет 30 %, в том числе доля ПБОЮЛ- 11%.
В районе с 2004 года действует Центр развития бизнеса и предпринимательства Шатковского муниципального района.
Администрацией района уделяется большое внимание работе, проводимой в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006г. № 642 по размещению муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства. Доля общего годового объема заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд с 1,9% в 2010г. увеличилась до 11,41% в 2011г. В дальнейшем достигнутые результаты планируется увеличивать23.
Малое и среднее предпринимательство является важной частью экономической системы хозяйствования Шатковского муниципального района. Высвобождение трудовых ресурсов с предприятий района является одним из факторов, способствующих перераспределению трудовых ресурсов в сферу малого бизнеса.