Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы состоит в разработке путей повышения эффективности государственного управления малым бизнесом в Шатковском муниципальном районе.
Объектом исследования курсовой работы является сфера взаимоотношений государства и предприятий малого бизнеса в муниципальном образовании (на примере Шатковского муниципального района).
Предметом исследования курсовой работы является механизм воздействия государственного управления на предприятия малого бизнеса.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1)Рассмотреть теоретические основы малого бизнеса.
2)Провести анализ тенденций развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе.
3)Выявить основные проблемы развития малого бизнеса в Шатковском районе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса 6
1.1 Малый бизнес: сущность, функции и его роль в экономике 6
1.2 Правовые основы малого бизнеса. Меры по поддержке и государственному регулированию малого бизнеса 13
1.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
Глава 2. Анализ системы развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе 26
2.1 Тенденции развития малого бизнеса в Нижегородской области 26
2.2 Характеристика Шатковского района как муниципального
образования. Тенденции развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе. Его структура и динамика 33
2.3 Основные проблемы развития малого бизнеса в регионе 37
Глава 3. Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе 51
3.1 Основные стратегии по совершенствованию развития малого бизнеса в Нижегородской области 51
3.2 Основные направления, мероприятия и пути совершенствования развития малого бизнеса в Шатковском районе 54
3.3 Эффективность мероприятий, путей и основных направлений системы поддержки и развития малого бизнеса в Шатковском районе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 66

Работа содержит 1 файл

OGLAVLENIE (6).docx

— 132.19 Кб (Скачать)

  Ситуация в малом секторе экономики Нижегородской области требует совершенствования государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Таблица 2. Тенденции развития малого бизнеса в Нижегородской области за два года - 2010 г., 2011 г.16

№ п/п

Наименование индикаторов и показателей

Значения индикаторов и показателей  по годам

   

2010

2011

1

Количество   субъектов малого и среднего предпринимательств, тыс. ед.

89634

113462

2

Среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних   предприятиях, тыс. чел.

593

717

3

Израсходовано на реализацию программных  мероприятий, млн. руб.

73,04

54,8




 

 

 

 

 

 

 

 

В результате анализа статистических данных Таблицы 2 за 2011 год в Нижегородской области количество субъектов малого и среднего предпринимательства оценивается в 113 462 единиц, что на 21% больше соответствующего периода 2010 года.

Численность занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса области в 2011 году – 717 тыс. человек, что больше на 37%  соответствующего периода 2010 года.

На реализацию программных мероприятий  по поддержке предпринимательства  в 2010 году израсходовано 73,04 млн. рублей средств областного бюджета и 433,635 млн. рублей средств федерального бюджета. В 2011 году финансирование из средств областного бюджета составило 54,8 млн. рублей, федеральное софинансирование составило 300 млн. рублей.

Таблица  3. Дополнительные показатели, характеризующие малые предприятия  Нижегородской области (за 2009-2011 гг.).17

 

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011г.

Число предпринимателей без образования  юридического лица (тыс. человек)

85,37

94,0

96,0

Объем продукции (работ, услуг), произведенной малыми предприятиями в действующих ценах каждого года (млрд.руб.)

18015,5

15783,0

19000,0

Валовая прибыль от деятельности (млрд.руб.)

24018

25843

27000

Объем платных услуг населению  в действующих ценах каждого  года 

(млрд.руб.)

3199

4013

5200


Тщательно изучив данные таблицы 3, можно  сделать следующие выводы:

- Число предпринимателей без образования юридического лица с каждым годом растет, что свидетельствует, в свою очередь, о том, что чтобы стать предпринимателем не обязательно иметь много денег, чтобы получить образование, достаточно лишь иметь знания, смекалку и сноровку;

- Показатели: «объем продукции (работ, услуг), произведенной малыми предприятиями в действующих ценах каждого года», «валовая прибыль от деятельности» и «объем платных услуг населению в действующих ценах каждого года»  колеблются – в 2010 году они пошли на спад, а  в 2011 году эти показатели «перепрыгнули» показатели за 2009 год.

Таблица 4. Отраслевая структура малых предприятий Нижегородской области 18

Отрасль экономики

Нижегородская обл.

Промышленность

17,9%

Сельское хозяйство

1,5%

Строительство

23,1%

Торговля и общепит

38,0%

Прочее

19,5%

   

       Исходя из данных показателей Таблицы 4, можно сделать следующий вывод:

Самыми результативными по доходности в сфере малого бизнеса являются отрасли: торговля и общественное питание, промышленность, строительство. Прибыльность других отраслей характеризуется значительно  меньшими величинами. По итогам 6 месяцев 2011 года 458 предприятий (3%) работали убыточно. Среди них: предприятия сельского  хозяйства (33%), науки и научного обслуживания (7%), промышленности (11%). Эти предприятия  наименее приспособлены к новым экономическим условиям.

        Среднесписочная численность работающих на одном малом предприятии - 11,9 человек.

Таблица 5.  Отраслевая структура малых предприятий Нижегородской области19

№  п/п

Название малого

 

Отрасли

 

предприятия

 

11.

ПКЦ “Гамми”

пищевая промышленность

22.

ЧП “Богдан”

пищевая промышленность

33.

ТОО “Адонис”

пищевая промышленность

44.

ТОО “Триумф”

общественное питание

55.

ТОО “Еврохимбыт”

бытовое обслуживание

66.

ТОО “Народные промыслы”

художественные промыслы

77.

ЗАО “Экорти”

автомобильная промышленность

88.

ТОО “Буран”

автомобильная промышленность

99.

Кока-кола Инчкейп-Ботлерс

пищевая промышленность

110. 

Баскин-Роббинс

общественное питание


 

Изучив  данные таблицы 5, можно сделать следующий вывод:

В основном все предприятия малого бизнеса  в Нижегородской области специализируются на пищевой промышленности и общественном питании, так как эти отрасли  в данном регионе являются наиболее прибыльными.

Основным  инструментом реализации государственной  политики по поддержке предпринимательства  в регионе служит Комплексная  целевая программа развития малого предпринимательства в Нижегородской  области на 2006-2011 годы, соисполнителем мероприятий которой выступает  Торгово-промышленная палата Нижегородской  области (ТПП).

Сотрудники ТПП принимали участие  в разработке закона Нижегородской  области от 5 декабря 2008 года «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Нижегородской области».

Благодаря сотрудничеству ТПП и  Правительства Нижегородской области  создаются благоприятные условия  для решения конкретных задач  нижегородских бизнес-сообществ.

Представители ТПП входят в состав многочисленных комиссий, сформированных при Правительстве Нижегородской  области, а именно:20

- комиссия по отбору субъектов малого предпринимательства для оказания им государственной поддержки в виде грантов на создание собственного дела;

- комиссия по реализации предпринимательских проектов и возмещению части процентной ставки по кредитам коммерческих банков на поддержку малого предпринимательства за счет средств областного и федерального бюджетов;

- комиссия по отбору субъектов малого предпринимательства для предоставления им нежилых помещений в ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор»;

- комиссия по проведению конкурса по отбору муниципальных районов и городских округов Нижегородской области для предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку муниципальных программ развития малого предпринимательства;

- комиссия по подготовке и проведению ежегодного областного конкурса «Предприниматель года» и многие другие.

 Основываясь на стратегии развития Нижегородской области до 2020 года "Стратегические приоритеты Правительства Нижегородской области", можно выделить следующие основные направления государственной политики Правительства Нижегородской области в сфере малого предпринимательства:21

- создание политических, правовых, экономических и социальных условий для свободного развития МСП, обеспечивающих не менее 50% валового регионального продукта за счет МСП;

- повышение уровня производительности труда и экономической эффективности деятельности субъектов МСП за счет трансферта успешных технологий и схем ведения бизнеса;

- увеличение доли МСП в формировании всех составляющих внутреннего регионального продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности МСП в соответствии с отраслевыми приоритетами в территориальных зонах;

- увеличение количества предпринимателей и производимой ими продукции на депрессивных территориях или территориях, не имеющих четко выраженных перспектив развития;

- формирование развитого научно-производственного комплекса с высоким инновационным потенциалом;

- повышение социальной эффективности деятельности субъектов МСП - рост численности занятых в секторе МСП, средних доходов и уровня социальной защищенности работников МСП;

- увеличения конкурентоспособности региона и увеличение объемов экспорта продукции МСП;

- повышение качества жизни в регионе за счет развития МСП в сферах оказания услуг, культуры и отдыха, здравоохранения, защиты окружающей среды;

  - стабилизацию и устойчивость темпов развития МСП как стратегического фактора социально-экономического развития области.22

2.2 Характеристика Шатковского района как муниципального

образования. Тенденции  развития малого бизнеса в Шатковскоммуниципальном районе. Его структура и динамика

Социально-экономическое  положение

Шатковский район расположен в юго- восточной части Нижегородской области в 140 км от Нижнего Новгорода и граничит с Арзамасским, Вадским, Перевозским, Бутурлинским, Гагинским, Лукояновским районами Нижегородской области.

По территории Шатковского района проходят две крупные транспортные магистрали: железная дорога Нижний Новгород - Казань и автомобильная трасса федерального значения Нижний Новгород- Саратов (Р-158). В р.п. Шатки находится железнодорожная станция с одноименным названием.

От железнодорожной  магистрали на станции Шатки отходит железнодорожная ветка на г. Первомайск и г. Саров. Железнодорожный транспорт соединяет Шатковский район с соседними районами: Первомайским, Арзамасским и Лукояновским. Общая протяженность железнодорожных путей в Шатковском районе составляет 48 км. По железной дороге в районе и через него производятся перевозки грузов и пассажиров.

Площадь района 144,1 тыс. га, лесами занято 31% всей территории района, сельскохозяйственными  угодьями-59%, в т. ч. пашней-43,4%.

В районе 65 населенных пунктов, объединенных 2 поселковыми  и 9 сельскими администрациями. Центром  района является рабочий поселок  Шагки.

Население района составляет на 01.01.2012 г. - 26,4 тыс. чел., в том числе городское - 10,4 тыс. чел., сельское - 16,0 тыс. чел.. Численность  трудоспособного населения - 15,7 тыс. чел.

Экономическое развитие

Одним из основных направлений работы администрации  является обеспечение функционирования и развитие экономики. 2011 год характеризуется  стабильным развитием во всех ключевых сферах экономики: промышленности, строительстве, потребительском рынке. Проблемы имеют  в основном финансовую направленность - это недостаток оборотных средств  на предприятиях, снижение спроса на продукцию  и снижение доступности кредитных  ресурсов для предприятий и физических лиц.

Развитие малого и среднего бизнеса

Одним из основных направлений работы администрация  считает поддержку и развитие малого бизнеса

В районе реализуется комплексная целевая  программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Шатковском муниципальном районе на 2011 -2015 годы".

Цель  данной программы: обеспечение условий  устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в качестве одного из источников формирования местного бюджета, создания новых рабочих  мест, развития отраслей экономики  района, повышения уровня и качества жизни населения.

В районе зарегистрировано 87 малых предприятий  и 413 индивидуальных предпринимателей, занято в малом предпринимательстве 2254 человека. Основные виды деятельности в сфере малого предпринимательства  района: сельское хозяйство, охота и  лесное хозяйство (38 предприятий), обрабатывающие производства (7 предприятий), торговля и общественное питание (18 предприятий).

Доля  работающих в субъектах малого предпринимательства  от общего количества занятых в экономике  района составляет 30 %, в том числе  доля ПБОЮЛ- 11%.

В районе с 2004 года действует Центр развития бизнеса и предпринимательства  Шатковского муниципального района.

Администрацией  района уделяется большое внимание работе, проводимой в соответствии с постановлением Правительства  РФ от 4 ноября 2006г. № 642 по размещению муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства. Доля общего годового объема заказов  на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных  нужд с 1,9% в 2010г. увеличилась до 11,41% в 2011г. В дальнейшем достигнутые  результаты планируется увеличивать23.

Малое и среднее предпринимательство  является важной частью экономической  системы хозяйствования Шатковского муниципального района. Высвобождение трудовых ресурсов с предприятий района является одним из факторов, способствующих перераспределению трудовых ресурсов в сферу малого бизнеса.

Информация о работе Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе