Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы состоит в разработке путей повышения эффективности государственного управления малым бизнесом в Шатковском муниципальном районе.
Объектом исследования курсовой работы является сфера взаимоотношений государства и предприятий малого бизнеса в муниципальном образовании (на примере Шатковского муниципального района).
Предметом исследования курсовой работы является механизм воздействия государственного управления на предприятия малого бизнеса.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1)Рассмотреть теоретические основы малого бизнеса.
2)Провести анализ тенденций развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе.
3)Выявить основные проблемы развития малого бизнеса в Шатковском районе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса 6
1.1 Малый бизнес: сущность, функции и его роль в экономике 6
1.2 Правовые основы малого бизнеса. Меры по поддержке и государственному регулированию малого бизнеса 13
1.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
Глава 2. Анализ системы развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе 26
2.1 Тенденции развития малого бизнеса в Нижегородской области 26
2.2 Характеристика Шатковского района как муниципального
образования. Тенденции развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе. Его структура и динамика 33
2.3 Основные проблемы развития малого бизнеса в регионе 37
Глава 3. Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе 51
3.1 Основные стратегии по совершенствованию развития малого бизнеса в Нижегородской области 51
3.2 Основные направления, мероприятия и пути совершенствования развития малого бизнеса в Шатковском районе 54
3.3 Эффективность мероприятий, путей и основных направлений системы поддержки и развития малого бизнеса в Шатковском районе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 66

Работа содержит 1 файл

OGLAVLENIE (6).docx

— 132.19 Кб (Скачать)

3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Роль  малого бизнеса в современной  экономике велика. Этот сектор экономики  создает необходимую атмосферу  конкуренции, способен быстро реагировать  на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской  сфере, создает дополнительные рабочие  места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет  социальную базу проводимых реформ.  
   Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.  
    Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.  
    Необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Наконец, развитие мелкого предпринимательства  необходимо только потому, что они  дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для  себя, так и для рыночной экономики  в целом. Об этом говорят следующие  цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия  малого бизнеса. 

Современная структура рыночной экономики в  масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в  то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

 

1.2 Правовые основы малого бизнеса. Меры по поддержке и  государственному регулированию малого бизнеса

Для развития малого бизнеса необходимо, чтобы государство оказывало  ему содействие. Государственную  политику в сфере развития малого предпринимательства призваны осуществлять соответствующие органы государственной  власти и местного самоуправления.5

Ведущее значение в структуре федеральных  органов регулирования и поддержки  малого предпринимательства занимают Президент РФ, а также высшие законодательные  и исполнительные органы страны: Государственная  Дума и Совет Федерации, Правительство  РФ, Администрация Президента РФ и  др.

Кроме того, указом Президента РФ был создан специальный  федеральный орган исполнительной власти - Государственный комитет  РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП России). Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. №1045 (в настоящий момент постановление  утратило силу) было утверждено Положение  о ГКРП России, в котором сформулированы основные задачи и механизм деятельности ГКРП России, его права и обязанности, структура и др.

В процессе очередной реорганизации Правительства  РФ ГКРП России был ликвидирован, а  выполняемые им функции переданы Министерству РФ по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ), которое активно занималось проблемами развития малого предпринимательства, разработкой и реализацией комплексных  программ развития малого предпринимательства, однако в 2004 г. в ходе осуществления  административной реформы в стране указом Президента РФ МАП РФ было ликвидировано, вместо него была создана Федеральная антимонопольная служба, которая занимается проблемами конкуренции, что имеет большое значение и для развития малого предпринимательства6.

В настоящее  время важное место в развитии малого предпринимательства занимают такие федеральные органы исполнительной власти, как Министерство экономического развития РФ и Министерство финансов РФ.

Необходимо  отметить, что в настоящее время  создан ряд организаций, входящих в  инфраструктуру поддержки малого предпринимательства.

Поддержкой  малого бизнеса активно занимаются Торгово-промышленная палата РФ, Торгово-промышленные палаты областей и краев, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) (РСПП), Объединение  предпринимательских организаций  России (ОПОРА), Российская Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства, различные фонды и т. д.

В последние  годы наблюдается устойчивая тенденция  роста роли объединений предпринимателей в развитии малого предпринимательства.

Это связано  с одной стороны, с тенденции  объединения субъектов малого предпринимательства  для совместного решения общих  проблем. С другой стороны, органы государственной  и муниципальной власти проявляют  все большую готовность к диалогу  с предпринимательским сообществом.

Государственная политика поддержки малого предпринимательства  строится на принципе создания благоприятных  условий для развития малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический  эффект. В России государство старается  поддерживать малые предприятия  в таких областях, как инвестиции, занятость, нововведения, экспорт, региональное размещение.

Необходимо  особо подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малая  экономика является подлинной базой  рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.

В отношении  большинства публичных услуг  органы местной власти выполняют  организующую функцию, поскольку их предоставление населению осуществляется частными организациями и индивидуальными  предприятиями. Для решения этих вопросов в распоряжение муниципальным  образованиям передаются финансовые и  материальные ресурсы. Однако размер финансовых ресурсов, необходимый для исполнения расходных обязательств муниципальных  образований, в законе определен  в значительной мере ниже их минимальных  потребностей7.

Перед муниципальными образованиями сложная дилемма: куда направить скудные муниципальные  ресурсы - на решение социальных проблем  или все-таки на поддержку малого бизнеса. Ресурсы, конечно, расходуются  в первую очередь на острые социальные проблемы.

Нерешенной  остается и проблема затруднения  участия малых предприятий в  качестве поставщиков в государственных  и муниципальных закупках на условиях, предусмотренных в Законе № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд». Для предприятий малого бизнеса  это, во-первых, несоблюдение установленных  для малого предпринимательства  квот участия в государственных  и муниципальных закупках. Главным  критерием конкурсного отбора является минимальная цена предложения, а  ценовую конкуренцию предприятия  малого бизнеса выдержать не могут. Во-вторых, малым предприятиям не по силам принять риск несвоевременной  оплаты поставленной по контрактам продукции, что при слабой финансовой дисциплине государственных и муниципальных  заказчиков случается нередко. Особенно страдают при этом поставщики в регионах, где наряду с перечисленными причинами действуют также факторы дефицитности региональных и местных бюджетов (риск невыплаты за контрактные поставки).

Таким образом, к числу основных факторов, препятствующих быстрому вовлечению малого бизнеса  в процессы государственных и  муниципальных закупок в России, относятся слабая проработанность  организационных и экономических механизмов, а также сложности в согласовании действующих нормативных актов.8

Для создания благоприятной среды на местном  рынке органам местного самоуправления необходимо добиваться: стабильности и прозрачности правил поведения хозяйствующих субъектов, предоставления равным хозяйствующим субъектам равного доступа к ресурсам, развития технологических и рыночных инфраструктур, открытости информации для хозяйствующих субъектов, развития и поддержки малого предпринимательства за счет принятия соответствующих муниципальных программ.

Итак, в  целом можно заключить, что малое  и среднее предпринимательство  является сегодня ядром устойчивого  экономического и политического  развития. При этом вклад малого предпринимательства в экономику территорий в значительной степени зависит от условий, которые созданы для его развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Рассмотрим  правовые  основы малого бизнеса.

Правовой основой для развития предпринимательства является федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Налоговый кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Малый бизнес - это государственные  гарантии занятости населения, показатель стабильности общества. По мере продвижения  к цивилизованному рынку складываются условия для его функционирования на основе естественных регуляторов  в сочетании с государственным  регулированием. Особую роль здесь  играют формы и методы государственной  поддержки малого бизнеса. Государственное  регулирование в условиях рыночного  хозяйства представляет систему  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям9.

Характер  и степень участия определенных субъектов в регулировании малого бизнеса позволяет выделить три  относительно самостоятельных уровня: государственное регулирование, региональное регулирование и местное регулирование. Каждому уровню присущи свои методы управления.

Конкретные  рычаги государственного воздействия  на развитие малого предпринимательства  условно можно разделить на две  группы - прямые и косвенные. Механизм прямых мер представлен в первую очередь различного рода субсидиями и ссудами, приватизацией.

Косвенные меры нацелены, с одной стороны, на стимулирование предпринимательской  активности, а с другой - на создание благоприятного общественного и  социально-политического климата. К  ним относятся налоговые льготы, механизм государственных закупок, режим ускоренной амортизации для  оборудования, акцизы, инвестиции, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др.

Основным  средством проведения государственной  политики поддержки малого предпринимательства  являются Федеральная и региональная программа государственной поддержки малого предпринимательства.

Основными задачами Программы являются создание условий для устойчивого развития малого предпринимательства.

Статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательств в Российской Федерации» предусмотрены  меры по реализации государственной  политики в области развития малого и среднего предпринимательства  в России. Среди этих мер10:

  1. специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  2. упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
  3. упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  4. льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
  5. особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  6. меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
  7. меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  8. меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 приведенного закона оказание имущественной поддержки субъектам  малого и среднего предпринимательства  и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и  органами местного самоуправления в  виде передачи во владение и (или) в  пользование государственного или  муниципального имущества, в том  числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. В случае, если при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, передача прав владения и (или) пользования имуществом осуществляется с участием этих координационных или совещательных органов.

Информация о работе Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе