Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:25, курсовая работа
Цель исследования курсовой работы состоит в разработке путей повышения эффективности государственного управления малым бизнесом в Шатковском муниципальном районе.
Объектом исследования курсовой работы является сфера взаимоотношений государства и предприятий малого бизнеса в муниципальном образовании (на примере Шатковского муниципального района).
Предметом исследования курсовой работы является механизм воздействия государственного управления на предприятия малого бизнеса.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1)Рассмотреть теоретические основы малого бизнеса.
2)Провести анализ тенденций развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе.
3)Выявить основные проблемы развития малого бизнеса в Шатковском районе.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса 6
1.1 Малый бизнес: сущность, функции и его роль в экономике 6
1.2 Правовые основы малого бизнеса. Меры по поддержке и государственному регулированию малого бизнеса 13
1.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
Глава 2. Анализ системы развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе 26
2.1 Тенденции развития малого бизнеса в Нижегородской области 26
2.2 Характеристика Шатковского района как муниципального
образования. Тенденции развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе. Его структура и динамика 33
2.3 Основные проблемы развития малого бизнеса в регионе 37
Глава 3. Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе 51
3.1 Основные стратегии по совершенствованию развития малого бизнеса в Нижегородской области 51
3.2 Основные направления, мероприятия и пути совершенствования развития малого бизнеса в Шатковском районе 54
3.3 Эффективность мероприятий, путей и основных направлений системы поддержки и развития малого бизнеса в Шатковском районе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 66
3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Роль
малого бизнеса в современной
экономике велика. Этот сектор экономики
создает необходимую атмосферу
конкуренции, способен быстро реагировать
на любые изменения рыночной конъюнктуры,
заполнять образующиеся ниши в потребительской
сфере, создает дополнительные рабочие
места, является основным источником формирования
среднего класса, то есть расширяет
социальную базу проводимых реформ.
Во-первых, он обеспечивает необходимую
мобильность в условиях рынка, создает
глубокую специализацию и кооперацию,
без которых немыслима его высокая эффективность.
Во-вторых, он способен не только быстро
заполнять ниши, образующиеся в потребительской
сфере, но и сравнительно быстро окупаться.
В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции.
В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное),
он создает ту среду и дух предпринимательства,
без которых рыночная экономика невозможна.
Важность малых предприятий
еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную
борьбу за выживание, они вынуждены постоянно
развиваться и адаптироваться к текущим
условиям рынка, ведь чтобы существовать
надо получать средства к существованию,
а значит быть лучше других, чтобы прибыль
доставалась именно им.
Необходимо дать свободу для
развития предприятий малого бизнеса.
Они могут дать России необходимую насыщенность
рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду
конкуренции, которой так не хватало крупным
монополистам-гигантам, из-за чего страдало
качество, а процесс внедрения новых технологий
всегда был заторможен.
Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
Для развития малого бизнеса необходимо, чтобы государство оказывало ему содействие. Государственную политику в сфере развития малого предпринимательства призваны осуществлять соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления.5
Ведущее
значение в структуре федеральных
органов регулирования и
Кроме того,
указом Президента РФ был создан специальный
федеральный орган
В процессе
очередной реорганизации
В настоящее время важное место в развитии малого предпринимательства занимают такие федеральные органы исполнительной власти, как Министерство экономического развития РФ и Министерство финансов РФ.
Необходимо отметить, что в настоящее время создан ряд организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства.
Поддержкой
малого бизнеса активно занимаются
Торгово-промышленная палата РФ, Торгово-промышленные
палаты областей и краев, Российский
союз промышленников и предпринимателей
(работодателей) (РСПП), Объединение
предпринимательских
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста роли объединений предпринимателей в развитии малого предпринимательства.
Это связано
с одной стороны, с тенденции
объединения субъектов малого предпринимательства
для совместного решения общих
проблем. С другой стороны, органы государственной
и муниципальной власти проявляют
все большую готовность к диалогу
с предпринимательским
Государственная политика поддержки малого предпринимательства строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект. В России государство старается поддерживать малые предприятия в таких областях, как инвестиции, занятость, нововведения, экспорт, региональное размещение.
Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.
В отношении
большинства публичных услуг
органы местной власти выполняют
организующую функцию, поскольку их
предоставление населению осуществляется
частными организациями и
Перед муниципальными
образованиями сложная дилемма:
куда направить скудные
Нерешенной
остается и проблема затруднения
участия малых предприятий в
качестве поставщиков в государственных
и муниципальных закупках на условиях,
предусмотренных в Законе № 94-ФЗ
«О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и
Таким образом,
к числу основных факторов, препятствующих
быстрому вовлечению малого бизнеса
в процессы государственных и
муниципальных закупок в
Для создания благоприятной среды на местном рынке органам местного самоуправления необходимо добиваться: стабильности и прозрачности правил поведения хозяйствующих субъектов, предоставления равным хозяйствующим субъектам равного доступа к ресурсам, развития технологических и рыночных инфраструктур, открытости информации для хозяйствующих субъектов, развития и поддержки малого предпринимательства за счет принятия соответствующих муниципальных программ.
Итак, в целом можно заключить, что малое и среднее предпринимательство является сегодня ядром устойчивого экономического и политического развития. При этом вклад малого предпринимательства в экономику территорий в значительной степени зависит от условий, которые созданы для его развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Рассмотрим правовые основы малого бизнеса.
Правовой основой для развития предпринимательства является федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Налоговый кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Малый бизнес - это государственные
гарантии занятости населения, показатель
стабильности общества. По мере продвижения
к цивилизованному рынку
Характер
и степень участия определенных
субъектов в регулировании
Конкретные рычаги государственного воздействия на развитие малого предпринимательства условно можно разделить на две группы - прямые и косвенные. Механизм прямых мер представлен в первую очередь различного рода субсидиями и ссудами, приватизацией.
Косвенные
меры нацелены, с одной стороны, на
стимулирование предпринимательской
активности, а с другой - на создание
благоприятного общественного и
социально-политического
Основным средством проведения государственной политики поддержки малого предпринимательства являются Федеральная и региональная программа государственной поддержки малого предпринимательства.
Основными
задачами Программы являются создание
условий для устойчивого
Статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательств в Российской Федерации» предусмотрены меры по реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в России. Среди этих мер10:
В соответствии
с ч. 1 ст. 18 приведенного закона оказание
имущественной поддержки