Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:25, курсовая работа
Цель исследования курсовой работы состоит в разработке путей повышения эффективности государственного управления малым бизнесом в Шатковском муниципальном районе.
Объектом исследования курсовой работы является сфера взаимоотношений государства и предприятий малого бизнеса в муниципальном образовании (на примере Шатковского муниципального района).
Предметом исследования курсовой работы является механизм воздействия государственного управления на предприятия малого бизнеса.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1)Рассмотреть теоретические основы малого бизнеса.
2)Провести анализ тенденций развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе.
3)Выявить основные проблемы развития малого бизнеса в Шатковском районе.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса 6
1.1 Малый бизнес: сущность, функции и его роль в экономике 6
1.2 Правовые основы малого бизнеса. Меры по поддержке и государственному регулированию малого бизнеса 13
1.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
Глава 2. Анализ системы развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе 26
2.1 Тенденции развития малого бизнеса в Нижегородской области 26
2.2 Характеристика Шатковского района как муниципального
образования. Тенденции развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе. Его структура и динамика 33
2.3 Основные проблемы развития малого бизнеса в регионе 37
Глава 3. Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе 51
3.1 Основные стратегии по совершенствованию развития малого бизнеса в Нижегородской области 51
3.2 Основные направления, мероприятия и пути совершенствования развития малого бизнеса в Шатковском районе 54
3.3 Эффективность мероприятий, путей и основных направлений системы поддержки и развития малого бизнеса в Шатковском районе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 66
В настоящее
время поддержка малого бизнеса
зависит как от федеральных, так
и местных органов власти. Формируемая
система государственной
Надо
учитывать, что Федеральная программа
государственной поддержки
В Нижегородской
области система поддержки
. Перспективные
проекты развития
На основе
Федеральной программы по поддержке
малого предпринимательства
Начата работа по формированию нормативно-правовой базы развития предпринимательства. В 1996 году был принят закон “О введении на территории Нижегородской области упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”. Разработан и принят закон области “О государственной поддержке малого предпринимательства в Нижегородской области”.
В целях
информационного обеспечения
Важное
направление государственной
В настоящее время лизинг стал основным видом деятельности государственного Фонда поддержки малого предпринимательства Нижегородской области.
В Нижегородской области также осуществляется и финансовая поддержка малого предпринимательства. Одним из вариантом решения проблемы расширения доступа малых предприятий к финансовым ресурсам является предоставление гарантий под обеспечение кредитов. Для этого Фондом разработано Положение о Гарантийном Фонде Нижегородской области под обеспечение кредитов для субъектов малого предпринимательства, которое находится на рассмотрении в Государственном Комитете по поддержке и развитию малого предпринимательства. Разрабатываются мероприятия по привлечению средств российских и иностранных инвесторов, готовых предоставить финансовую помощь для реализации приоритетных направлений деятельности в области развития малого предпринимательства.
Малое и
среднее предпринимательство
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, численность занятых на малых предприятиях и объем выручки от реализации продукции свидетельствуют о его преимущественном развитии в сфере торговли общественного питания. В промышленности, строительстве, сельском хозяйстве доля малых предприятий незначительна.
Таким образом,
необходимо создать систему комплексной
муниципальной поддержки малого
и среднего предпринимательства
в увязке с уже имеющейся системой
государственной поддержки
Одним из
инструментов реализации мероприятий
по поддержке предпринимательства
Настоящая Программа направлена на решение актуальных вопросов по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Шатковском муниципальном районе.
Рейтинг проблем отражен в таблице 8.
Таблица 8. - Рейтинг проблем малого предпринимательства в Шатковском муниципальном районе29
№ п/п |
Проблема |
Балл |
1 |
Нехватка финансовых ресурсов |
27,01 |
2 |
Поиск клиентов и рынков сбыта |
21,14 |
3 |
Высокая стоимость аренды помещений |
10,79 |
4 |
Невыгодные условия кредитования |
9,24 |
5 |
Поиск сотрудников |
6,07 |
6 |
Административные барьеры |
4,60 |
7 |
Высокая стоимость оборудования |
2,94 |
8 |
Высокая налоговая нагрузка |
2,85 |
9 |
Высокая стоимость и низкое качество рекламы |
2,10 |
10 |
Быстро меняющееся и противоречивое законодательство |
1,74 |
11 |
Нестабильность экономической ситуации |
1,70 |
12 |
Монополизм поставщиков |
1,18 |
13 |
Нехватка информации о внутренних рынках сбыта |
0,83 |
14 |
Нехватка информации о поставщиках и новых технологиях |
0,81 |
15 |
Проблемы управления |
0,63 |
16 |
Незначительность господдержки |
0,28 |
17 |
Инфляция |
0,20 |
18 |
Другое |
5,90 |
ВСЕГО |
100 |
Ключевой проблемой развития малого бизнеса в Шатковском районе и в РФ является дефицит его финансирования. Как правило, малым предприятиям нечего предложить в качестве залога по кредитам. Поэтому их жизнедеятельность в значительной мере зависит от возможностей привлечения на практике разных форм финансирования: собственного, заемного, бюджетного, венчурного, проектного, лизингового и др.
Получить грант - это самый щадящий вариант, так как его, в отличие от кредита, не надо возвращать. Проблема в том, что такого рода помощь практикуется только в системе инновационного бизнеса.
Как отмечают
эксперты Национального института
системных исследований проблем
предпринимательства, уже не один раз
высказывалось мнение о неэффективности
в регионах программы грантов
для начинающих и дороговизны
затрат на администрирование и контроль
их целевого использования. Программа
в большей степени
В настоящее время развитие венчурного инвестирования является приоритетным направлением инновационной политики РФ. Для нашей страны проблема развития венчурного финансирования имеет особое значение. Ориентация в последние десятилетия на получение доходов за счет экспорта нефти, газа, металла приводит к явной зависимости страны от импортной готовой продукции, предложить взамен которой мы, кроме сырья, в настоящий момент мало что можем.
Недостаточная финансовая поддержка государством перспективных направлений в области использования новейших технических и технологических открытий объективно побуждают наших предпринимателей искать другие источники финансирования своих проектов.
Помимо непосредственных проблем, связанных с любой коммерческой деятельностью, предпринимателям приходится преодолевать и другие проблемы - так называемые «административные барьеры» - препятствия, которые создаются на пути развития бизнеса в виде чрезмерного государственного регулирования. Сегодня малые предприятия вынуждены тратить существенные денежные средства и время на получение различных разрешений, согласований, лицензий, сертификатов.
Административные
барьеры приводят к нарушению
принципов цивилизованного
Кадровая
проблема также является очень актуальной
на малых инновационных
Эти специфические
трудности при развитии бизнеса
обусловлены несовершенством
Таким образом, основными причинами, препятствующими развитию малого и среднего предпринимательства в районе, являются:30
- несовершенство
нормативно-правовой базы по
- отсутствие комплексного
предпринимателей, позволяющего, с одной стороны, получить свободный доступ к ресурсам, а с другой - получить базовые знания;
- отсутствие
реальной возможности
- недостаточный
уровень подготовки многих
- ограниченность доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к информации о наличии ресурсов, в том числе излишков производственных площадей и технологического оборудования крупных предприятий, которые могут быть вовлечены в рыночный оборот малыми и средними предприятиями;
- слабое
использование субъектов
Изменения, происходящие в России, и в Нижегородской области в частности, все больше требуют от предпринимателей умения видеть перспективы, принимать обоснованные стратегические решения. Внешняя среда меняется настолько быстро, что многие предприятия не успевают реагировать на эти изменения (изменения в законодательстве, смена власти, рост цен и тому подобное) и не выдерживают жестких условий конкурентной борьбы. Это относится и к малым предприятиям, которые вынуждены бороться “за место под солнцем” с крупными и средними фирмами. Непосредственными причинами краха малых фирм в половине случаев являются незначительные объемы продаж, в 25% - конкуренция, в 15% случаев - слишком большие эксплуатационные расходы.