Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы состоит в разработке путей повышения эффективности государственного управления малым бизнесом в Шатковском муниципальном районе.
Объектом исследования курсовой работы является сфера взаимоотношений государства и предприятий малого бизнеса в муниципальном образовании (на примере Шатковского муниципального района).
Предметом исследования курсовой работы является механизм воздействия государственного управления на предприятия малого бизнеса.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1)Рассмотреть теоретические основы малого бизнеса.
2)Провести анализ тенденций развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе.
3)Выявить основные проблемы развития малого бизнеса в Шатковском районе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса 6
1.1 Малый бизнес: сущность, функции и его роль в экономике 6
1.2 Правовые основы малого бизнеса. Меры по поддержке и государственному регулированию малого бизнеса 13
1.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
Глава 2. Анализ системы развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе 26
2.1 Тенденции развития малого бизнеса в Нижегородской области 26
2.2 Характеристика Шатковского района как муниципального
образования. Тенденции развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе. Его структура и динамика 33
2.3 Основные проблемы развития малого бизнеса в регионе 37
Глава 3. Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе 51
3.1 Основные стратегии по совершенствованию развития малого бизнеса в Нижегородской области 51
3.2 Основные направления, мероприятия и пути совершенствования развития малого бизнеса в Шатковском районе 54
3.3 Эффективность мероприятий, путей и основных направлений системы поддержки и развития малого бизнеса в Шатковском районе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 66

Работа содержит 1 файл

OGLAVLENIE (6).docx

— 132.19 Кб (Скачать)

В настоящее  время поддержка малого бизнеса  зависит как от федеральных, так  и местных органов власти. Формируемая  система государственной поддержки  и развития малого предпринимательства  на федеральном уровне включает Государственный  Комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства, Российскую ассоциацию развития малого предпринимательства и Российское агентство поддержки малого и  среднего бизнеса. Основным средством  проведения государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства  является Федеральная целевая программа  государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. Основные направления Федеральной программы на 2006-2007 годы:

  1. формирование нормативно-правовой базы;
  2. финансово-кредитная и инвестиционная поддержка;
  3. производственная и инновационная поддержка;
  4. формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  5. информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;
  6. социальная защищенность и безопасность в малом предпринимательстве.

Надо  учитывать, что Федеральная программа  государственной поддержки определила лишь общие направления инвестиционной, организационной, технологической, кадровой и социальной политики государства  по отношению к малому предпринимательству. Необходимо помнить, что малое предпринимательство  по территориальной принадлежности, по своей сути - дело региональное, местное. Поэтому реализовать все направления  государственной политики по поддержке  малого предпринимательства предстоит  именно на региональном и муниципальном  уровнях.

В Нижегородской  области система поддержки предпринимательства  развивается с 1992 года, когда была принята первая областная программа  поддержки предпринимательства. В 1992 году создан, а в 1996 году - реорганизован  Фонд поддержки малого предпринимательства  Нижегородской области, в активах  которого около 15 млрд. рублей, выделенных из областного и федерального бюджетов . В Администрации Нижегородской области в 1995 году одним из первых в России создан специальный департамент - Департамент поддержки и развития предпринимательства, в администрации всех районов и городов области созданы специальные структурные подразделения по проблемам развития конкуренции и предпринимательства или выделены ответственные лица за эти направления.

. Перспективные  проекты развития инфраструктуры  поддержки малого предпринимательства:

  • создание сети информационно-консалтинговых агентств поддержки малого предпринимательства;
  • создание системы страхования и гарантии в сфере малого бизнеса;
  • создание сети оптовых рынков и транспортно-экспедиционных фирм.

На основе Федеральной программы по поддержке  малого предпринимательства Департаментом  поддержки малого предпринимательства  разработаны основные направления  развития малого предпринимательства  в Нижегородской области на 1996-2000 годы и до 2005 года .

Начата  работа по формированию нормативно-правовой базы развития предпринимательства. В 1996 году был принят закон “О введении на территории Нижегородской области  упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства”.  Разработан и принят закон области “О государственной поддержке малого предпринимательства в Нижегородской области”.

В целях  информационного обеспечения предпринимательских  структур области:

  1. совместно с Нижегородским техническим университетом и Фондом поддержки предпринимательства создан WEB - сервер, содержащий информацию о всех аспектах предпринимательской деятельности;
  2. организован сбор и анализ информации об уровне развития предпринимательства в городах и районах области;
  3. организован цикл семинаров, совещаний, встреч с предпринимателями и представителями администрации районов и городов области;
  4. налажен выпуск журнала “Нижегородский предприниматель”, создаются специализированные приложения и рубрики в других СМИ.

Важное  направление государственной поддержки  малого предпринимательства в Нижегородской  области - организация лизинга. Лизинг - это одна из наиболее перспективных и стремительно развивающихся форм инвестиционной деятельности.

В настоящее  время лизинг стал основным видом  деятельности государственного Фонда поддержки малого предпринимательства Нижегородской области.

           В Нижегородской области также осуществляется и финансовая поддержка малого предпринимательства. Одним из вариантом решения проблемы расширения доступа малых предприятий к финансовым ресурсам является предоставление гарантий под обеспечение кредитов. Для этого Фондом разработано Положение о Гарантийном Фонде Нижегородской области под обеспечение кредитов для субъектов малого предпринимательства, которое находится на рассмотрении в Государственном Комитете по поддержке и развитию малого предпринимательства. Разрабатываются мероприятия по привлечению средств российских и иностранных инвесторов, готовых предоставить финансовую помощь для реализации приоритетных направлений деятельности в области развития малого предпринимательства.

Малое и  среднее предпринимательство является важной частью экономической системы  хозяйствования и Шатковского муниципального района.

Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, численность занятых на малых  предприятиях и объем выручки  от реализации продукции свидетельствуют  о его преимущественном развитии в сфере торговли общественного  питания. В промышленности, строительстве, сельском хозяйстве доля малых предприятий  незначительна.

Таким образом, необходимо создать систему комплексной  муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства  в увязке с уже имеющейся системой государственной поддержки малого и среднего бизнеса, которая позволит создать условия для экономического роста Шатковского муниципального района.

Одним из инструментов реализации мероприятий  по поддержке предпринимательства   в   районе   является   необходимость   разработки долгосрочной Программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Шатковском муниципальном районе на 2011 - 2015 гг.".

Настоящая Программа направлена на решение  актуальных вопросов по созданию благоприятных  условий для развития малого и  среднего предпринимательства в  Шатковском муниципальном районе.

Рейтинг проблем отражен в таблице 8.

Таблица 8. - Рейтинг проблем малого предпринимательства в Шатковском  муниципальном районе29

№ п/п

Проблема

Балл

1

Нехватка  финансовых ресурсов

27,01

2

Поиск клиентов и рынков сбыта

21,14

3

Высокая стоимость аренды помещений

10,79

4

Невыгодные  условия кредитования

9,24

5

Поиск сотрудников

6,07

6

Административные  барьеры

4,60

7

Высокая стоимость оборудования

2,94

8

Высокая налоговая нагрузка

2,85

9

Высокая стоимость и низкое качество рекламы

2,10

10

Быстро  меняющееся и противоречивое законодательство

1,74

11

Нестабильность  экономической ситуации

1,70

12

Монополизм  поставщиков

1,18

13

Нехватка  информации о внутренних рынках сбыта

0,83

14

Нехватка  информации о поставщиках и новых  технологиях

0,81

15

Проблемы  управления

0,63

16

Незначительность  господдержки

0,28

17

Инфляция

0,20

18

Другое

5,90

ВСЕГО

 

100


 

Ключевой  проблемой развития малого бизнеса  в Шатковском районе и в РФ является дефицит его финансирования. Как правило, малым предприятиям нечего предложить в качестве залога по кредитам. Поэтому их жизнедеятельность в значительной мере зависит от возможностей привлечения на практике разных форм финансирования: собственного, заемного, бюджетного, венчурного, проектного, лизингового и др.

Получить  грант - это самый щадящий вариант, так как его, в отличие от кредита, не надо возвращать. Проблема в том, что такого рода помощь практикуется только в системе инновационного бизнеса.

Как отмечают эксперты Национального института  системных исследований проблем  предпринимательства, уже не один раз  высказывалось мнение о неэффективности  в регионах программы грантов  для начинающих и дороговизны  затрат на администрирование и контроль их целевого использования. Программа  в большей степени ориентирована  на снятие ресурсных ограничений, в  частности на решение проблем, связанных  с доступом малых предприятий  к финансовым, имущественным, кадровым и другим ресурсам.

В настоящее  время развитие венчурного инвестирования является приоритетным направлением инновационной  политики РФ. Для нашей страны проблема развития венчурного финансирования имеет  особое значение. Ориентация в последние  десятилетия на получение доходов  за счет экспорта нефти, газа, металла  приводит к явной зависимости  страны от импортной готовой продукции, предложить взамен которой мы, кроме  сырья, в настоящий момент мало что  можем.

Недостаточная финансовая поддержка государством перспективных направлений в  области использования новейших технических и технологических  открытий объективно побуждают наших  предпринимателей искать другие источники  финансирования своих проектов.

Помимо  непосредственных проблем, связанных  с любой коммерческой деятельностью, предпринимателям приходится преодолевать и другие проблемы - так называемые «административные барьеры» - препятствия, которые создаются на пути развития бизнеса в виде чрезмерного государственного регулирования. Сегодня малые предприятия вынуждены тратить существенные денежные средства и время на получение различных разрешений, согласований, лицензий, сертификатов.

Административные  барьеры приводят к нарушению  принципов цивилизованного предпринимательства, наносят урон не только частному бизнесу, но и государству.

Кадровая  проблема также является очень актуальной на малых инновационных предприятиях. Опытные кадры уходят, а у молодых  не хватает опыта в данной сфере. Для устранения кадровой проблемы необходимо разработать программу подготовки квалифицированных руководителей  инновационных проектов. Проблему нехватки знаний и опыта могут решить бизнес-инкубаторы.

Эти специфические  трудности при развитии бизнеса  обусловлены несовершенством государственного регулирования и контроля. Исключительно  важной задачей в связи с этим является создание эффективной системы  государственной поддержки малого предпринимательства и благоприятных  условий для привлечения иностранных  инвестиций.

Таким образом, основными причинами, препятствующими развитию малого и среднего предпринимательства в районе, являются:30

- несовершенство  нормативно-правовой базы по малому  и среднему предпринимательству;

- отсутствие комплексного сопровождения начинающих

предпринимателей, позволяющего, с одной стороны, получить свободный доступ к ресурсам, а  с другой - получить базовые знания;

- отсутствие  реальной возможности воспользоваться  банковскими кредитами на пополнение  оборотного капитала из-за их  высокой стоимости и, как правило,  отсутствия достаточного для  банка залогового обеспечения;

- недостаточный  уровень подготовки многих руководителей  малого и среднего предпринимательства  и индивидуальных предпринимателей  в вопросах правового, финансового,  налогового законодательства;

- ограниченность  доступа субъектов малого и  среднего предпринимательства к информации о наличии ресурсов, в том числе излишков производственных площадей и технологического оборудования крупных предприятий, которые могут быть вовлечены в рыночный оборот малыми и средними предприятиями;

- слабое  использование субъектов малого  и среднего предпринимательства  для решения социальных проблем  и, в первую очередь, занятости  населения.

 

 

Глава 3. Совершенствование системы  развития и поддержки малого бизнеса  в Шатковском районе

3.1  Основные стратегии по  совершенствованию развития малого бизнеса в Нижегородской области

Изменения, происходящие в России, и в Нижегородской области  в частности, все больше требуют  от предпринимателей умения видеть перспективы, принимать обоснованные стратегические решения. Внешняя среда меняется настолько быстро, что многие предприятия  не успевают реагировать на эти изменения (изменения в законодательстве, смена  власти, рост цен и тому подобное) и не выдерживают жестких условий  конкурентной борьбы. Это относится  и к малым предприятиям, которые  вынуждены бороться “за место  под солнцем” с крупными и средними фирмами. Непосредственными причинами  краха малых фирм в половине случаев  являются незначительные объемы продаж, в 25% - конкуренция, в 15% случаев - слишком  большие эксплуатационные расходы.

Информация о работе Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе