Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы состоит в разработке путей повышения эффективности государственного управления малым бизнесом в Шатковском муниципальном районе.
Объектом исследования курсовой работы является сфера взаимоотношений государства и предприятий малого бизнеса в муниципальном образовании (на примере Шатковского муниципального района).
Предметом исследования курсовой работы является механизм воздействия государственного управления на предприятия малого бизнеса.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1)Рассмотреть теоретические основы малого бизнеса.
2)Провести анализ тенденций развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе.
3)Выявить основные проблемы развития малого бизнеса в Шатковском районе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса 6
1.1 Малый бизнес: сущность, функции и его роль в экономике 6
1.2 Правовые основы малого бизнеса. Меры по поддержке и государственному регулированию малого бизнеса 13
1.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
Глава 2. Анализ системы развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе 26
2.1 Тенденции развития малого бизнеса в Нижегородской области 26
2.2 Характеристика Шатковского района как муниципального
образования. Тенденции развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе. Его структура и динамика 33
2.3 Основные проблемы развития малого бизнеса в регионе 37
Глава 3. Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе 51
3.1 Основные стратегии по совершенствованию развития малого бизнеса в Нижегородской области 51
3.2 Основные направления, мероприятия и пути совершенствования развития малого бизнеса в Шатковском районе 54
3.3 Эффективность мероприятий, путей и основных направлений системы поддержки и развития малого бизнеса в Шатковском районе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 66

Работа содержит 1 файл

OGLAVLENIE (6).docx

— 132.19 Кб (Скачать)

 В своей курсовой работе я выявила и обозначила динамику развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе за три года - 2009 г., 2010 г., 2011 г (табл.6)24.

Таблица 6. Тенденции развития малого бизнеса в Шатковском районе за три года - 2009 г., 2010 г., 2011 г.

 

№ п/п

Наименование индикаторов и показателей

Значения индикаторов и показателей  по годам

2009

2010

2011

1

Количество   субъектов малого и среднего предпринимательства, тыс. ед.

0,494

0,496

0,499

2

Среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних   предприятиях, тыс. чел.

3,358

3,500

3,460

3

Число вновь созданных рабочих  мест, единиц

15

17

18

4

Среднемесячная заработная плата   на малых предприятиях, руб.

8362

9198

10118


 

Динамику  развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе я отслеживала, используя следующие показатели:

- Количество  субъектов малого и среднего  предпринимательства (тыс. ед);

- Среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних   предприятиях (тыс. чел);

-  Число вновь созданных рабочих мест, единиц;

-  Среднемесячная заработная плата   на малых предприятиях (руб.).

Все эти  показатели, а именно их изменения, отслеживались на протяжении трех лет - 2009, 2010, 2011 гг.

Данные  показатели являются основными показателями по отслеживанию развития малого бизнеса  в муниципальном образовании.

Тщательно изучив и проанализировав данные таблицы, можно сделать следующий вывод:

Если  отрыв показателей развития малого бизнеса 2009-го от 2010-го года не велик, то 2011-й год показывает обратное - показатели растут. То есть, прослеживается тенденция  роста, что, в свою очередь, является положительным аспектом.

Таблица 7. Отраслевая структура малых предприятий Шатковского района25

Отрасль экономики

Шатковский район

Промышленность

14,7%

Сельское хозяйство

31,5%

Строительство

8,1%

Торговля и общепит

31,2%

Прочее

14,5%




 

 

 

 

 

 

Изучив  данные таблицы 7, можно сделать следующий вывод:

Преобладающими  отраслями в районе являются сельское хозяйство и торговля с общественным питанием, так как эти сферы в данном муниципальном образовании наиболее прибыльные. Это объясняется наличием в районе многочисленных совхозов и колхозов. Далее идут промышленность и прочие отрасли. И последнюю нишу занимает строительство, что, в свою очередь, свидетельствует об отсталости его развития.

         На 1 января 2012 года в районе зарегистрировано 91 малое предприятие и 515 индивидуальных предпринимателей с численностью работающих 2505 человек, что составляет 30 % от общего количества занятых в экономике района.

В 2012-м  году показатели развития малого бизнеса  так же значительно возросли, что  благоприятно сказывается на экономике  Шатковского района и экономике страны в целом.

2.3 Основные проблемы развития малого бизнеса в регионе

Говоря о развитии и совершенствовании  малого бизнеса, необходимо отметить, что его развитие осложнено наличием многих проблем. 

В первую очередь, это связано с барьерами на пути выхода новых малых предприятий на рынок. Эти барьеры могут носить как объективный структурный характер, обусловленный особенностями данной отрасли и рынка (технология производства, стартовые и текущие затраты, объем спроса, зрелость и развитость рынка, тип конкуренции), так и определяться поведением отдельных хозяйствующих субъектов, уже действующих на рынке, а также мерами государственного экономического регулирования.26

Современные условия развития российской экономики  характеризуются наличием существенных трудностей выхода на рынок, связанных с действием таких факторов, как низкая платежеспособность покупателей, сужение географических границ рынка вследствие роста транспортных расходов, возрастание международной конкуренции в условиях ограниченного спроса. Многие виды деятельности становятся малопривлекательными для новых малых предприятий в связи с низким уровнем прибыльности, высоким уровнем конкуренции и, следовательно инвестиционного рынка.

Но на возможности выхода малых предприятий  на рынок существенное влияние оказывают  также ограничения органов власти и управления всех уровней, в том  числе в таких сферах, как налогообложение, порядок регистрации малых предприятий, лицензирование, предоставление производственных помещений, земельных участков. Всё  это можно определить как административные барьеры на пути выхода предприятий  на рынок, то есть препятствия, связанные  с необходимостью выполнения предпринимателями  обязательных процедур и правил, предусмотренных  законодательными и подзаконными актами, существенно затрудняющих создание и развитие малых предприятий. Несовершенство законодательства по малому предпринимательству, нечеткость отдельных его положений  приводит к появлению различных  подзаконных актов, инструктивных  писем и других директивных документов на ведомственном уровне. Число таких  документов непрерывно растет, некоторые  из них вступают в противоречие с  действующими законодательными актами, что ещё более усложняет работу предпринимателей. Наиболее тормозящим фактором является законодательство в области налогов, бухгалтерского учета, арендных, таможенных правил. Развитие хозяйственной деятельности малых предприятий затрудняют большое число налогов, чрезмерная величина совокупных налоговых выплат, частые изменения в налоговом законодательстве. 

Административные препятствия  выхода на рынок новых предпринимательских  структур вызваны необъективными причинами, и их устранение не требует значительных материальных и финансовых затрат и полностью зависит от реальных целей государственной политики, совершенства законодательной базы регулирования предпринимательской деятельности и уровня правовой культуры.

Наряду  с несовершенством правового  регулирования особенно негативно  влияют на деятельность малых предприятий:27

1. Сложность и высокая стоимость регистрации предпринимательских структур. В настоящее время процесс регистрации малых предприятий неоправданно усложнен, требует оформления большого количества документов и в совокупности занимает срок от одного до трёх месяцев. Большинство платежей, связанных с регистрацией, устанавливаются в зависимости от размера минимальной заработной платы, и, следовательно, постоянно увеличиваются. Кроме того, местные органы власти, периодически осуществляют различного рода перерегистрации малых предприятий, что, с одной стороны, усложняет работу предприятий, а с другой, является способом дополнительного изъятия  средств из малых предприятий.

Вновь создаваемое  малое предприятие вынуждено  ещё до начала своей деятельности и до получения каких-либо финансовых результатов расходовать значительные денежные средства: внесение части  уставного капитала, оплата услуг  регистрирующих органов, органов статистики, госпожарнадзора и так далее. Высоки размеры оплаты нотариальных услуг, необходимых для оформления учредительных документов. Тем самым создаётся финансово-административный барьер для малых предприятий.

2. Несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности. Лицензирование, вводя ограничения на занятия определенным видом деятельности, уже само по себе является одним из существенных барьеров, ограничивающих развитие предпринимательства. Широкое распространение получила практика введения лицензионными органами излишне жестких условий и требований для предпринимателей (предоставление сведений о своей материально-технической базе, производственных, торговых и складских помещениях, условиях пользования помещениями, справок о прохождении работниками обучения безопасному ведению работ, копий договоров). Такая практика превратила лицензирование в фактор торможения развития малого предпринимательства, способствовала неоправданному разрастанию на местах бюрократического аппарата, создала условия для причинения прямого материального ущерба предпринимателям.

3. Большое количество контролирующих органов и дублирование их функций. В настоящее время контрольно-ревизионные функции осуществляют несколько десятков различных контролирующих органов. Имеют место параллелизм и дублирование их функций: контрольно-ревизионного управления Минфина России и налоговой инспекции, автомобильной и транспортной инспекции, управление по ценовой политике и финансовые управления соответствующих областных служб. Контрольные проверки носят бессистемных характер. Различные контролирующие органы требуют предоставления одних и тех же документов вместо того, чтобы организовать обмен информацией между собой. Это дезорганизует работу предпринимателей, ведет к непроизводительным затратам труда и снижению активности малых предприятий. Таким образом, существующая неэффективная и трудоемкая система контроля деятельности субъектов малого предпринимательства является для последних одним из административных препятствий для нормального развития и требует совершенствования.

Кроме вышеперечисленных  барьеров для деятельности малых  предприятий существует ещё ряд  проблем, затрудняющих работу действующих  предприятий:

4. Организационные проблемы: юридическое оформление предприятия, открытие счета в банке. Существенный недостаток - отсутствие руководителей, глубоко знающих специфику предприятия, обладающих всеми качествами, необходимыми для работы в современных условиях, отсутствие опыта деятельности в рыночных структурах.

5. Проблемы обеспечения деятельности предприятий: проблемы с обеспечением помещениями, оборудованием, персоналом, проблемы безопасности деятельности. Практика показала, что для создания и эффективного функционирования малых предприятий всё ещё слабо используются имеющиеся излишние производственные площади, специалисты, высвобождающиеся в результате структурной перестройки государственных и муниципальных предприятий. Отсутствуют машины, оборудование и технологии, предназначенные для малых предприятий с учетом их специфики и возможностей использования.

Особая  проблема малых предприятий - незащищенность от рэкета. Малые предприятия действуют  в сложной криминогенной обстановке, под давлением криминальных структур. Отсутствие должной социальной и личной защищенности как владельцев, так и работников малых предприятий является важным сдерживающим фактором развития малого предпринимательства.

К факторам, препятствующим нормальной работе малых  предприятий также относятся: высокая  арендная плата за производственные и офисные помещения, высокие  транспортные расходы, низкий уровень  информационного обеспечения предпринимательских  структур, особенно информацией о  потенциальных партнерах. Современные  экономические исследования показывают, что до 90% информации предприниматели  черпают из своих личных контактов, и зачастую она оказывается недостоверной.

6. Материально-финансовые проблемы: ограниченные финансовые возможности, отсутствие первоначального капитала для регистрации предприятия, отсутствие стартового капитала для обеспечения функционирования предприятия, налаживание связей с поставщиками, сбыт продукции, высокие процентные ставки коммерческого кредита.

Одним из факторов, сдерживающих развитие малого бизнеса, являются финансовые затруднения  предприятий, и преодолеть их поможет  привлечение внешних финансовых источников и, прежде всего,  кредитов банков. Однако существует сложность в получении кредитов, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес. Это проявляется в высоких процентных ставках и ограниченных сроках предоставления кредита. По данным опросов в 1996 году только треть руководителей малых предприятий обращалась за банковским кредитом, и из них лишь половина получила его. Основной причиной этого является отсутствие у малых предприятий необходимого залога, неразвитость системы государственных гарантий, неразвитость банков в регионе.

Все эти  проблемы в большей или меньшей  степени характерны для малого предпринимательства  каждого региона России. Специфика  Нижегородской области также  накладывает свой отпечаток на особенности  функционирования в регионе предприятий  малого бизнеса.

Проблемы Нижегородского малого бизнеса:28

  • отсутствие системы в работе по формированию инфраструктуры поддержки предпринимательства в городах и районах области;
  • трудности в реализации мероприятий областной программы поддержки предпринимательства, в первую очередь, связанные с недостатком её бюджетного финансирования;
  • нестабильность законодательной базы, в особенности в области налогообложения. Постоянные изменения в порядке налогообложения предприятий, действующих на территории области, вынуждают предпринимателей либо содержать сравнительно большой и дорогостоящий бухгалтерский аппарат, что негативно отражается на себестоимости продукции, либо пытаться уйти от налогообложения путем отказа от соблюдения законодательных норм и предписаний;
  • незащищенность перед криминальными структурами. Работа в обход законодательных предписаний делает предприятия малого бизнеса легкой добычей преступных группировок. Разумеется, по официальным каналам защита от подобного рода покушений предпринимателям гарантирована, однако они не столь часто обращаются к правоохранительным органам.

Очевидно, что дальнейшее развитие малого предпринимательства  невозможно без государственной  поддержки. Для решения проблем  малого бизнеса, более глубокого  изменения его структуры, кардинального  расширения поля его деятельности требуется  активная целенаправленная государственная  поддержка малого предпринимательства  на всех уровнях. При этом среди задач  поддержки российского малого предпринимательства  в качестве важнейших выдвигаются:

  • стимулирование производственно-инновационной направленности малого бизнеса и создание в этой сфере новых постоянных рабочих мест;
  • достижение необходимого уровня экономической безопасности, а также обеспечение социальной и личной защищенности владельцев, менеджеров и работников малых предприятий;
  • расширение налоговой базы всех уровней за счет малого предпринимательства;
  • создание необходимых условий и стимулов для активизации внешнеэкономической деятельности малых предприятий.

Информация о работе Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе