Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:25, курсовая работа
Цель исследования курсовой работы состоит в разработке путей повышения эффективности государственного управления малым бизнесом в Шатковском муниципальном районе.
Объектом исследования курсовой работы является сфера взаимоотношений государства и предприятий малого бизнеса в муниципальном образовании (на примере Шатковского муниципального района).
Предметом исследования курсовой работы является механизм воздействия государственного управления на предприятия малого бизнеса.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1)Рассмотреть теоретические основы малого бизнеса.
2)Провести анализ тенденций развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе.
3)Выявить основные проблемы развития малого бизнеса в Шатковском районе.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса 6
1.1 Малый бизнес: сущность, функции и его роль в экономике 6
1.2 Правовые основы малого бизнеса. Меры по поддержке и государственному регулированию малого бизнеса 13
1.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
Глава 2. Анализ системы развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе 26
2.1 Тенденции развития малого бизнеса в Нижегородской области 26
2.2 Характеристика Шатковского района как муниципального
образования. Тенденции развития малого бизнеса в Шатковском муниципальном районе. Его структура и динамика 33
2.3 Основные проблемы развития малого бизнеса в регионе 37
Глава 3. Совершенствование системы развития и поддержки малого бизнеса в Шатковском районе 51
3.1 Основные стратегии по совершенствованию развития малого бизнеса в Нижегородской области 51
3.2 Основные направления, мероприятия и пути совершенствования развития малого бизнеса в Шатковском районе 54
3.3 Эффективность мероприятий, путей и основных направлений системы поддержки и развития малого бизнеса в Шатковском районе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 66
Таким образом, в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Существуют следующие
Стратегия копирования. В рамках данной стратегии малая фирма может пойти по одному из двух путей:
Стратегия оптимального размера. Эта стратегия заключается в освоении мелкомасштабных и специализированных рынков и тех областей деятельности, в которых крупное производство неэффективно, а оптимальным является малое предприятие (например, небольшие магазины, кафе, предприятия в сфере бытового обслуживания, ориентированные, в частности, на удовлетворение узкоспециализированного или особенного спроса: единичные заказы, индивидуальные и элитные товары, услуги, выпуск нестандартного оборудования или малосерийных изделий, реализация начальных этапов высокорискованных проектов и так далее). В этих сферах деятельность крупных фирм затруднена в силу недостаточной прибыли, высоких расходов на заработную плату, высокого риска, нетехнологичности.
Стратегия участия в продукте крупной фирмы. В рамках крупного производства наибольшие издержки приходятся на участки мелкого и малотехнологичного производств. Крупной фирме часто выгоднее отказаться от этих видов работ, закупая отдельные детали, узлы, комплектующие у малых предприятий. В свою очередь, малая фирма получает возможность гарантированного субподрядного заказа и связанные с этим преимущества. Чтобы избежать опасной зависимости от крупной фирмы, малые предприятия часто используют тактику “ограничения доли оборота на одного крупного клиента”, согласно которой они стремятся к тому, чтобы доля поставок каждому их крупному клиенту в общем объеме продаж не превышала, например, 20%. Активно сотрудничая с крупными фирмами, малые предприятия приспосабливаются к их организационным и технологическим требованиям, дисциплине поставок и уровню качества, колебаниям рыночной конъюнктуры и инновационным процессам. Таким образом, в конкурентной борьбе за заказы крупных фирм они образуют весьма динамичную среду субподрядного рынка, стимулируя тем самым крупные фирмы к дальнейшему снижению собственных внутренних издержек.
Стратегия участия в системе сбыта (использования преимуществ) крупной фирмы. Используя эту стратегию, малые фирмы выступают в качестве представителей крупной, участвуя при этом в её сбытовой сети (заказы, продвижение и реализация товаров, сервисное и послепродажное обслуживание).В сферах торговли и услуг издержки производителя значительно ниже, чем в промышленности, поэтому организация бизнеса в этих сферах требует относительно небольших средств. Конкурентоспособность малых предприятий проявляется в первую очередь в работе на мелкомасштабных рынках, то есть в непосредственном контакте с потребителем.
Многообразие рыночных ситуаций предполагает разнообразие используемых предприятиями стратегий. В конкурентной борьбе с крупными фирмами малый бизнес использует прежде всего свои главные преимущества - гибкость, мобильность, территориальную маневренность. Можно выделить 4 основных стратегии малых предприятий, цель которых состоит в том, чтобы свести к минимуму остроту конкуренции и наилучшим образом использовать свое преимущество. Первые две стратегии относятся к самостоятельному развитию фирмы. Следующие две связаны с возможностями встраивания малой фирмы в деятельность крупной.
Итак, рассмотренные стратегии могут использоваться малыми предприятиями.
Таким образом,
одним из путей совершенствования
организации малого бизнеса является
использование стратегий
Чтобы деятельность по поддержке и
развитию малого бизнеса была более
успешной, мною был разработан комплекс
первоочередных мероприятий, реализация
которых в рамках Программы позволит
решить наиболее актуальные проблемы
организации поддержки и
- сформировать систему мониторинга развития малого бизнеса в Шатковском районе, тем более что организовано ведение Реестра субъектов малого предпринимательства Шатковского района. Целью данного мероприятия является обеспечение сбора, хранения и актуализация информации о субъектах Реестра и обеспечение оперативного доступа к ней. Мониторинг позволит вести анализ состояния малого предпринимательства, прогнозировать и вырабатывать мероприятия по его развитию;
- найти возможность дополнительной финансовой поддержки субьектам малого предпринимательства. Такая поддержка может оказываться не только из средств федерального и областного бюджета, но и из средств местного бюджета. Для развития инновационной деятельности необходимо создание особых схем работы кредитно-гарантийных механизмов, ориентированных на поддержку высокорисковых проектов, связанных с внедрением новых технологий для выпуска конкурентоспособной продукции. Внедрение инновационных ресурсосберегающих, экологически чистых, безотходных технологий будет способствовать снижению издержек производства, учету требований мирового рынка, обеспечению высокой конкурентоспособности на мировом рынке. Роль малого предпринимательства здесь особенно значительна;
- оказывать
информационную поддержку
- развивать
инфраструктуру поддержки
- в целях
дальнейшего развития и
- вести
активную работу по сокращению
административных барьеров в
развитии малого
- в целях
совершенствования
- разрабатывать
и реализовывать специальные
проекты (по примеру других
регионов). Основное их предназначение
- создание эффективной
- повышать
общественную значимость и
Целью рекомендуемых мероприятий является развитие деятельности окружных организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и совершенствование системы комплексной поддержки малого бизнеса в Шатковском районе.
Основное внимание по этому направлению будет уделено устранению административных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства (МСП) путем:
- проведения горячей линии по вопросам предпринимательства для МСП;
- проведения антикоррупционного мониторинга в предпринимательской среде (анонимный опрос МСП).
В целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства создан AHO « Центр развития бизнеса и предпринимательства» Шатковского района Целью его деятельности является создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности в районе, оказание информационной и консультационной поддержки, обеспечение комплексности предоставляемых предпринимателям услуг, повышение уровня профессионализма субъектов малого и среднего предпринимательства района.
Участие в областных и районных конкурсах, семинарах и конференциях по вопросам предпринимательства, обмен опытом работы по вопросам предпринимательства с выездом в другие районы области будет способствовать формированию положительного имиджа субъектов предпринимательства в обществе.
Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам.
Расширение
доступа субъектов малого и среднего
предпринимательства к
Совершенствование и развитие
деятельности инфраструктуры
Консультационную и информационную поддержку субъектам МСП оказывает отдел экономики и прогнозирования администрации района и AHO « Центр развития бизнеса и предпринимательства» Шатковского района. Информационная поддержка осуществляется путем:
- размещения информационных статей для субъектов малого и среднего предпринимательства о возможностях района в СМИ и на официальном сайте администрации района;
- проведения информационных семинаров, круглых столов с субъектами предпринимательства, представителями ОМСУ, контролирующими и надзорными органами по вопросам ведения предпринимательской деятельности;
- рассмотрения
заявлений или устных запросов
от обратившихся
С этой целью оказывается содействие участию субъектов малого бизнеса в получении мер государственной поддержки.
Предусматривается поддержка субъектов МСП по следующим направлениям:
Потребность
в финансовых, материально-технических,
природных, трудовых ресурсах и источники
их покрытия определены в соответствии
с выбранными направлениями развития
малого и среднего предпринимательства.
Финансирование мероприятий программы
обеспечивается за счет собственных
средств субъектов СМП, областного
и местного бюджетов, заемных средств,
других незапрещенных