Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 10:36, дипломная работа
Труд работников предприятия - необходимая составляющая процесса производства продукции, её потребления и распределения созданного в процессе производства продукта. Доля трудящихся в распределении вновь созданного продукта реализуется в форме заработной платы, которая должна определяться в соответствии с количеством и качеством труда, затраченного в процессе производства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ ОПЛАТЫ ТРУДА……4
1.1. СУЩНОСТЬ ОПЛАТЫ ТРУДА И ЕЁ РОЛЬ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПРИБАВОЧНОГО ПРОДУКТА …………………………………………………….4
1.2. Основные формы и системы заработной платы………………………..10
1.3. Анализ современных тенденций развития систем оплаты труда……..14
2. ЗАО «ДИСКОНТ ЦЕНТР», его характеристика и производственно-хозяйственная деятельность…………………………………………………..16
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «ДИСКОНТ ЦЕНТР» …………………………………………………………………………16
2.2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «ДИСКОНТ ЦЕНТР» ………………………………………………………………………….22
2.3. Анализ системы оплаты труда в ЗАО «Дисконт Центр»……………….31
3. Мероприятия по совершенствованию системы оплаты труда в ЗАО «ДИСКОНТ ЦЕНТР»…………………………………………………………..45
3.1. Подходы к Совершенствованию материального стимулирования персонала ЗАО «Дисконт Центр»…………………………………………….45
3.2. Анализ предлагаемой системы оплаты труда…………………………..47
3.3. Дополнительные мероприятия по стимулированию персонала ЗАО «Дисконт Центр» ……………………………………………………………….52
Заключение……………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………59
Рассмотрев таблицу 2.19 можно сделать следующий анализ:
1. Наибольшее количество опрошенных (85%) волнует вопрос заработной платы, которую они оценивают практически неудовлетворительной (2,36 балла).
Вознаграждение сейчас обычно включает не только заработную плату, но много других выплат, а также выходные дни и особенно дополнительные выгоды:
на вопрос о заработной плате 20% ответили, что она их устраивает, 80% не устраивает;
87,2% ответили, что
в магазине существуют какие-
89,3% работающих ответили, что заработная плата это их единственный источник дохода, а 10,7% - что у них есть другие источники дохода.
Можно видеть, что экономия на оплате труда работников может быть не всегда выгодна организации. Следует тщательно проверить соответствие загруженности работников и базовыми ставками, сравнить уровень заработных плат данного предприятия и других предприятий этой же отрасли. Следует повысить материальное стимулирование работников, а так как поднятие заработной платы для увеличения удовлетворенности приведет к большим затратам, то следует наладить систему премий и бонусов для поднятия показателя.
2. Отношение в коллективе так же стоит не на последнем месте у опрошенных (69%), которое оценивается в общем как достаточно хорошее (4,05 балла). Однако это не означает, что можно забыть о данном показателе. В будущем в организации так же следует поддерживать хорошие взаимоотношения между работниками. Это можно реализовать с помощью организации совместных мероприятий: банкетов, собраний, экскурсий, и тому подобное.
3. Состоянием условий труда обеспокоены 62% всех опрошенных работников. В ЗАО «Дисконт Центр» оно оставляет желать лучшего, т.к оценивается сотрудниками в 3,2 балла.
4. Взаимоотношения
с непосредственным
5. Содержание труда. По этому показателю ситуация намного лучше.77% опрашиваемых (из 40% ответивших по данному пункту) работа вполне удовлетворяет или скорее удовлетворяет, чем нет. Это обусловлено тем, что люди сознательно выбирали специальность, и процесс работы их должен удовлетворять. Однако есть несколько процентов опрашиваемых, которых процесс работы скорее не удовлетворяет. Это, скорее всего, рабочие из технического персонала. В виду этого следует максимально оптимизировать процесс работы, закупить и ввести в использование современное оборудование для уборки, инвентарь. В отделы организации работы установить современную оргтехнику.
6. Перспективами профессионального роста обеспокоены 32% опрошенных, из них: 38,3% ответили, что работа для них - это ответственность, 8,5% - возможность саморазвития и самовыражения, 17% считают, что работа для них - это возможность саморазвития, ответственность и самовыражения, 6,4% - это ответственность и возможность передать опыт, а 29,8% считают, что работа для них это всё вместе взятое.
Руководству стоит
проявлять большую
Проведенный анализ свидетельствует, что на предприятии создана несовершенная система мотивации и стимулирования трудовой активности персонала.
Несовершенство системы стимулирования трудовой активности персонала ЗАО «Дисконт Центр» может обеспечить сокращение доли рынка и числа покупателей, а следовательно, объема продаж из-за некачественного обслуживания, отсутствия стремления у сотрудников к работе с потребителями.
Совершенствование системы стимулирования трудовой активности персонала ЗАО «Дисконт Центр» может обеспечить активизацию деятельности сотрудников при обслуживании потребителей, тем самым, повысив уровень получаемой выручки за счет притока покупателей. Это может создать благоприятный финансовый фон в целом; позволит создать преимущественную базу для устранения конкурентных фирм, что предотвратит потерю клиентов. Рост выручки может обеспечить дополнительную прибыль.
Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что основой системы стимулирования, которая складывается в магазине, является совокупность потребностей, способностей, профессиональных и личностных качеств каждого сотрудника. Магазин, исходя из своих материальных возможностей и специфики работы, может определить диапазон мотивов и стимулов. Система стимулирования постоянно претерпевает изменения и корректировки. Но основным фактором повышения ее эффективности является соответствие предоставляемых стимулов тем ожиданиям, предпочтениям и потребностям, которые сложились у сотрудников в процессе формирования их личностных, профессиональных качеств, знаний, а также в процессе работы сотрудника в универсаме.
По результатам исследования стимулирования труда в ЗАО «Дисконт Центр» можно сделать следующие выводы.
1. В настоящее
время на размер зарплаты
2.80% сотрудников не устраивает заработная плата, а 12,8% ответили что не получают какие-либо другие формы поощрений, в то время как 89,3% работающих ответили, что заработная плата это их единственный источник дохода.
Эти данные свидетельствуют о том, что следует повысить материальное стимулирование работников, а так как поднятие заработной платы для увеличения удовлетворенности приведет к большим затратам, то следует наладить систему премий и бонусов для поднятия показателя.
Существующая система премирования не позволяет значительно заинтересовать работников в перевыполнении плана и повышении объема продаж и не учитывает личный трудовой вклад каждого конкретного работника. В результате работники не заинтересованы в повышении товарооборота, а следовательно, работники не оказывают должного влияния на повышение эффективности функционирования ЗАО «Дисконт Центр» в целом.
В связи со сложившейся ситуацией руководству ЗАО «Дисконт Центр» следует разработать такую систему премирования, которая бы стимулировала работников к повышению товарооборота и прибыли торговой организации.
Главное правило разработки системы материального стимулирования - количество денег и иных благ, получаемых продавцом, должно быть привязано к результативности его деятельности. Уровень оплаты труда должен зависеть от количества проданного покупателю товара, а отнюдь не от умения приходить вовремя на работу и красиво стоять у стеллажа (хотя в некоторых случаях могут пригодиться и эти способности).
Фиксируя количественные показатели продаж, не следует забывать про качественные стандарты работы. Если сотрудник продает хорошо, но при этом позволяет себе опаздывать на работу и грубить покупателю, это не может не сказаться на уровне его заработной платы.
Второе правило - схема начисления заработной платы должна быть понятна сотруднику (хорошо, когда он сам может подсчитать, сколько он заработал в этом месяце). Сложные коэффициенты трудового участия, а также премии по принципу "в этом месяце будем считать, что тот или иной продавец работал лучше, потому что сейчас его очередь" не стимулируют сотрудника работать лучше.
Третье правило - система оплаты труда должна восприниматься сотрудниками как справедливая.
Для работников торговой организации формализовать профессиональные требования непросто. Поэтому для каждой категории персонала необходимо выявить наиболее значимые для них стимулы и критерии, по которым будет оцениваться их работа.
Можно предположить, что если в ЗАО «Дисконт Центр» внедрить децентрализованную политику вознаграждения, внедрить альтернативные формы поощрения, то благодаря эффективной политике стимулирования можно добиться наилучших результатов, повысить прибыль организации.
Исходя из организационной
структуры ЗАО «Дисконт Центр», можно
сказать, что разрабатывать систему материального
стимулирования необходимо на двух уровнях.
Первый уровень - стимулирование высшего
звена организационной структуры (административно-
Оплата работников руководящих должностей должна осуществляется в соответствии с несколько иными принципами, чем система стимулирования для рядовых работников. Во-первых, для них трудно бывает определить конкретные результаты деятельности, а следовательно, основания для дополнительного вознаграждения должны быть другими по сравнению с рядовыми работниками. Во-вторых, решающей для управленцев является не постоянная, а переменная часть вознаграждения, причем чем выше должность, тем меньшую величину составляет доля твердого оклада. В-третьих, рост окладов руководителей с их возрастом должен замедляться, так как в начале карьеры нарастание опыта и ответственности, а также потребностей происходит более быстрыми темпами.
Итак, заработанная плата управленческого персонала ЗАО «Дисконт Центр» должна включать составляющие, представленные в таблице 3.1 Структура заработной платы для управленческого персонала представлена на рисунке 3.1
Таблица 3.1 - Структура
заработанной платы административно-
№ | Виды выплат | Доля в общей сумме заработанной платы |
1 | Основная (базовая) часть | 50% |
2 | Переменная часть | 35% |
3 | Надбавки, доплаты | 15% |
Базовый оклад - фиксированная сумма денег, выплачиваемая сотруднику при любых обстоятельствах за качественные и вовремя выполненные должностные обязанности. Главное правило базового оклада - сотрудники на одной должности (в одинаковой категории) получают одинаково. Доплаты и надбавки - выплачиваются сотруднику за особые условия или содержание труда.
Рисунок 3.1 - Структура
заработной платы для административно-
Переменная часть - выплачивается за результат работы. Например, процент от объема продаж, фиксированный бонус за перевыполнение плана или премия по результатам работы за период.
Социальный пакет - относится к нематериальному стимулированию. Сюда относятся компенсации затрат, связанных с выполнением сотрудником своих обязанностей (например, оплата проезда в общественном транспорте) или выплаты социального характера (обеспечение питанием, путевки из фонда социального страхования и т.п.).
При определении размера базового оклада работников ЗАО «Дисконт Центр» необходимо учесть два фактора.
1. Чем более
сложную и ответственную
2 Размер оклада
должен соответствовать
Переменная часть заработной платы может быть в форме премиальных выплат (проценты от объема продаж и т.п.) и бонусных выплат (фиксированные суммы, выплачиваемые за определенную работу или определенный результат). Эта часть заработной платы является мотивирующей, т.е. именно эти деньги заставляют сотрудника не просто работать, а работать лучше, достигать поставленных перед ним целей. Поэтому желательно, чтобы переменные выплаты напрямую были связаны с результатами работы.
Информация о работе Совершенствование материального стимулирования персонала ЗАО «Дисконт Центр»