Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:07, курсовая работа
В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа детей-сирот и детей, по тем или иным причинам оставшиеся без попечения родителей. Число таких детей является косвенным показателем социальной, экономической, политической обстановки в обществе.
Введение
1. Теоретическая часть
1.1. Основные типы детских учреждений и государственных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2. Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2. Аналитическая часть
2.1. Анализ государственной поддержки детей-сирот в Российской Федерации и Республике Башкортостан
2.2. Анализ деятельности ГООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Уфимская санаторная школа-интернат № 2
3. Разработка направлений совершенствования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3.1. SOS – деревни как инновационная практика воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Башкортостан
3.2. Меры по улучшению организации деятельности ГООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Уфимская санаторная школа-интернат № 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
12. Что необходимо
1.Отсутствует второй вход холодной воды;
2.На обводной линии водомерного устройства отсутствуют задвижки электроприводом;
3.Необходимо
ввести дополнительный
13. Что необходимо построить для учреждения: новый отдельный медицинский блок, баня.
14. Что необходимо приобрести для учреждения: (в первую очередь, в будущем, на какую сумму):
1. Компьютеры – 10 шт.;
2. Спортивный инвентарь;
3. Грузопассажирская «Газель»;
4. Стиральные машины, водонагреватель;
5. Холодильники, морозильники;
6. Картофелечистку;
7. Медицинское
оборудование для
ИТОГО: 2 млн. руб.
15. Привлечение спонсорской помощи: (какая помощь оказана, на какую сумму, какими организациями):
Глава 3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
3.1. SOS – деревни как инновационная практика воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Башкортостан
Детские деревни - SOS (SOS-Kinderdörfer, SOS Children's Villages Intenational) — крупнейшая международная благотворительная организация по поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, которым грозит потеря семьи.
Аббревиатура SOS в названии организации - сокращение фразы "социальная поддержка" (англ. social support), которое также соотносится с международным обозначением сигнала бедствия и символизирует острую потребность самых уязвимых представителей общества - детей - в помощи и защите.
Первая Детская деревня-SOS была построена на пожертвования в 1949 году в городе Имст, в Австрии, для детей, потерявших родителей во время Второй Мировой войны. Основателем общественного фонда «SOS-Kinderdorf» («Детская деревня») является австрийский педагог – гуманист Герман Гмайнер (1919—1986), который организовал его и на собранные средства открыл первый дом семейного городка.
Инициатором создания подобных учреждений в России является Елена Сергеевна Брускова. В 70-е годы, будучи корреспондентом «Комсомолки», она попала в Австрию. Именно там она впервые побывала в так называемой детской деревне. Ей сразу бросился в глаза разительный контраст между довольными лицами детей, которые живут в «семье» состоящей из мамы, нескольких теть и десятков братьев и сестер разного возраста, и российскими сиротами, которые выходят из детского дома с четкой установкой, что человек человеку волк. Сначала она написала две книги об увиденном ею педагогическом феномене детских деревень, затем сняла цикл телевизионных передач. Позже появился первый единомышленник, простой сельский учитель. В дальнейшем были быстро собраны все средства и документы на строительство первой деревни. Отказа не было ни от одного чиновника.
В России первая детская деревня появилась 20 мая 1996 года в Томилине. Деревня была отстроена на средства Международной организации Киндердорф Интернациональ. В деревне одиннадцать домов. Сейчас в них живут одиннадцать мам и 78 детей. Всего на сегодняшний день на территории РФ работают 5 Детских деревень - SOS (в Томилино (под Москвой), в Лаврово (Орловская область), в Пушкине (под Санкт-Петербургом), в Кандалакше (Мурманская область), в Пскове). Началось строительство в Вологде.
Кроме этого работают 5 Домов Молодежи-SOS, 4 программы по укреплению семьи, проводимые Фондом профилактики социального сиротства "Укрепление семьи" (Санкт-Петербург, Вологда, Череповец, Псков), уникальные программы по помощи уязвимым семьям, подготовке приемных родителей и помощи выпускникам детских домов в рамках НОУ "Центр развития семейных форм устройства детей" (Мурманск), проект по защите прав детей-сирот и образовательные программы SOS KDI. В общей сложности под опекой "Детских деревень - SOS" в России находятся более 1300 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из группы риска социального сиротства.
Детские деревни - SOS - альтернатива детским домам
Детская деревня - SOS - это уникальная, максимально приближенная к семейной, долгосрочная форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В отличие от большинства государственных детских домов, которые призваны в первую очередь решить проблему "содержания" детей-сирот, в Детских деревнях - SOS создаются условия для счастливого детства, комфортного взросления и эффективной социальной адаптации детей, возвращение которых в родную семью не представляется возможным.
Важное отличие Детских
Коридорная система превращает обычные детдома в казармы, по этой причине деревня состоит из нескольких домов-коттеджей. В каждом таком доме живёт одна семья — «мать» и 6-8 детей-сирот. Также на каждый из двух домов есть «тётя» — няня, помощница мамы. Чтобы стать «мамой» детской деревни, то есть взять на себя ответственность за нескольких детей, живущих в одном из таких учреждений, проходят специальные ознакомительные курсы, которые продолжаются 7 месяцев. Сначала женщине предлагают поработать тетей. Женщины за свой труд по уходу за детьми получают зарплату и имеют выходные дни. Мама и тётя подменяют друг друга в выходные дни и во время отпуска. Чтобы дома не выглядели одинаковыми и монотонными, мама каждого дома получает деньги на руки и все покупает в дом сама. Это её дом, она его обустраивает.
Детская деревня SOS — благотворительная организация; существует исключительно на средства спонсоров, однако принимает не только денежные пожертвования, но и вещевые (детская мебель, бытовые приборы и т. д.).[2]
Основная задача семейных Детских домов — приблизить условия воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к домашним, позволяющим наиболее успешно осуществлять гармоничное развитие и подготовку к самостоятельной жизни. Семейные Детдома в России создаются как городки из одноквартирных многокомнатных домов для семей, воспитывающих около восьми детей; как отдельные квартиры в обычных домах для отдельных семей, воспитывающих не менее 5 человек. Детдома семейного типа находятся в ведении местных городских и сельских органов власти. В организации и деятельности семейных Детдомов активно участвуют общественные организации. Подбор родителей-воспитателей ведут местные органы народного образования в условиях гласности, с обязательным обсуждением кандидатур в трудовых коллективах или по месту жительства. Время, которое родители-воспитатели уделяют воспитанию детей, засчитывается в их общий и непрерывный стаж при назначении пенсий, пособий и в стаж работы по специальности. Определены нормы материального обеспечения детей, условия оплаты труда педагогических, медицинских работников и обслуживающего персонала детских городков. Каждой семье, принявшей на воспитание детей, оказывается медико-консультативная, психолого-диагностическая и материальная помощь.
Воспитательная работа основывается на общих психолого-педагогических принципах, но требует от воспитателя максимальной отдачи, восполняющей детям отсутствие обычных семейных условий воспитания. Дети включаются в различные виды деятельности — познавательную, трудовую, творческую, спортивную, игровую. Макаренковский принцип воспитания в коллективе и через коллектив осуществляется в организации коллективной творческой деятельности детей, в создании многообразных внутри- и внешнеколлективных связей. Отношения воспитателей и воспитанников, старших и младших детей строятся на принципе общей гуманизации учебно - воспитательного процесса, создают чувство защищённости у детей, атмосферу благоприятного психологического климата. Дифференцированный подход к воспитанию учитывает как индивидуально-психологический, так и половозрастные особенности детей. В работе с детьми в семейных Детдомах особенно необходим педагогический оптимизм, основанный на уверенности педагога в успехе воспитания любого, даже самого трудновоспитуемого ребёнка, что помогает формированию коллективных и личных устремлений, дальних жизненных перспектив, профессиональных наклонностей у воспитанников.
В Детдоме осуществляется самоуправление,
полномочным органом которого является
совет воспитанников, решающий различные
вопросы организации
При каждом Детдомов действует Попечительский
совет, в который входят представители
местных органов народного
Гмайнер предложил простую идею: возвратить ребенку все, чего его лишила жизнь. Это четыре составляющих: мать, братья и сестры, дом, детская деревня. Мать - это обязательно одинокая незамужняя женщина, которая «работает» мамой, совмещая профессию с образом жизни. Ей предоставляется административная и финансовая свобода. Помимо зарплаты, она получает деньги на содержание каждого ребенка и тратит их, покупая еду, одежду, книги, игрушки и т. д.
Детская
деревня-SOS – новый для России
вид учреждений по воспитанию детей,
оставшихся без попечения родителей,
место, в котором такой ребенок
обретает мать, братьев и сестер,
настоящий дом и надежду
Детская деревня - SOS состоит из 11-12 семейных домов. Руководит таким детским учреждением директор деревни. Он со своей семьей живет в деревне, помогая каждой SOS-семье.
В детских деревнях - SOS дети воспитываются вне рамок определенной религии в соответствии с культурными традициями каждой конкретной страны. Во всем мире в основе деятельности SOS-деревень лежат 4 принципа, сформулированных основателем детских деревень Германом Гмайнером:
«Мамой» в детской деревне SOS стать не просто: от первого знакомства до принятия решения проходит полгода. Сначала кандидатка проходит собеседование, заполняет анкеты, проходит специальные тесты, которые обрабатывает профессиональный психолог. Если результат положительный, будущей «маме» предстоит показать себя на практике, но не в качестве мамы, а в качестве ее помощницы, «тети».
В первую детскую деревню в Томилино пришло более 200 потенциальных «мам», из которых нужно было оставить всего 11 человек. «Мать» - это обязательно незамужняя одинокая женщина, которая «работает» мамой круглосуточно, совмещая профессию с образом жизни.
Максимальный штат детской деревни — 30 человек. В него входят: «мамы», «тети», один или два педагога, директор и его заместитель, бухгалтер, шофер. Детской деревне не требуется медицинский персонал, специальной школы для детей, т.к. все они ходят в обычную районную поликлинику и в обычную же школу.
В «деревенском» доме – три спальни для мальчиков и для девочек, кухня, гостиная, комната «мамы», комната «тети», подсобное помещение, погреб.
«Мамам» не запрещается принимать у себя в «семье» своих личных родственников и друзей. Это, наоборот, приветствуется, так как у детей складываются общепринятые понятия приема гостей и этикета.
Так как детские деревни – это, безусловно, новшество для нашей страны, не удивительно большое количество посетителей: журналистов, представителей общественных и благотворительных организаций и т.д. Чтобы не перегружать «семью» постоянными приемами гостей, в деревнях существует система «дежурного дома», который всю неделю принимает гостей у себя. Таким образом, каждый дом ждет гостей у себя всего 1 неделю из 11.
Детская SOS-деревня – это не только помощь детям, оставшимся по каким-либо причинам без родителей, это еще и самореализация «мам», которые не нашли себя в обычной семейной жизни, не реализовали себя в собственной роли материнства.
Финансирование Гмайнеровской системы, в основном, частное. Главная идея этого финансирования: «надо со многих брать понемногу» (имеются в виду пожертвования людей и организаций). Однако государство, по законодательству, выплачивает пособия детям. Землю под детскую деревню в Томилино выделило правительство Московской области. Во всем мире есть так называемые «друзья деревень» - это люди, добровольно взявшие на себя обязанность помогать детским деревням, они платят определенную, небольшую сумму 1 раз в квартал. Взамен этому они получают информацию о данной деревне, которой помогают, и благодарность.