Социальная инфраструктура города, характеристика составляющих (на примере ГООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лече

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа детей-сирот и детей, по тем или иным причинам оставшиеся без попечения родителей. Число таких детей является косвенным показателем социальной, экономической, политической обстановки в обществе.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1. Основные типы детских учреждений и государственных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2. Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2. Аналитическая часть
2.1. Анализ государственной поддержки детей-сирот в Российской Федерации и Республике Башкортостан
2.2. Анализ деятельности ГООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Уфимская санаторная школа-интернат № 2
3. Разработка направлений совершенствования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3.1. SOS – деревни как инновационная практика воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Башкортостан
3.2. Меры по улучшению организации деятельности ГООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Уфимская санаторная школа-интернат № 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая дополненная.docx

— 118.65 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра «Региональная экономика  и управление»

 

 

 

Курсовой проект

по дисциплине: «Организация и инфраструктура городского хозяйства и региона»

 

на тему:  «Социальная инфраструктура города, характеристика составляющих (на примере ГООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Уфимская санаторная школа-интернат № 2»)

 

 

 

Выполнила: студентка 

 

 

Уфа – 2011

 

Содержание

Введение

3

1. Теоретическая часть название

 

1.1. Основные типы детских учреждений и государственных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

5

1.2. Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

 

14

2. Аналитическая часть название

 

2.1. Анализ государственной поддержки  детей-сирот в Российской Федерации  и Республике Башкортостан

 

16

2.2. Анализ деятельности ГООУ санаторного  типа для детей, нуждающихся  в длительном лечении, Уфимская  санаторная школа-интернат №  2

 

 

24

3. Разработка направлений совершенствования  учреждений для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей

 

3.1. SOS – деревни как инновационная практика воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Башкортостан

 

42

3.2. Меры по улучшению организации  деятельности ГООУ санаторного  типа для детей, нуждающихся  в длительном лечении, Уфимская  санаторная школа-интернат №  2

 

 

49

Заключение

55

Список использованной литературы

57

Приложение

59


Количество стр уменьшить до

35

 

ВВЕДЕНИЕ 

 В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа детей-сирот и детей, по тем или иным причинам оставшиеся без попечения родителей. Число таких детей является косвенным показателем социальной, экономической, политической обстановки в обществе.

Система государственных детских домов  не справляется с социализацией  таких детей. Педагоги не имеют возможности  уделять достаточно внимание каждому  ребенку, поскольку дети собраны  в большие группы. В результате социальной запущенности многие дети отстают в развитии и не мотивированы на обучение. Поэтому уровень образования  в детдомовских школах, ориентированных  на детей с низкими способностями  и мотивацией, ограничивает возможности  получения знаний детьми, обладающими  природной одаренностью. После окончания  такой школы даже способному ребенку  почти невозможно поступить в  высшее учебное заведение.

Постоянное  нахождение детей в специфической  закрытой среде тормозит у них  выработку элементарных бытовых  и социальных навыков. Дети не умеют  следить за своей одеждой, готовить простейшую еду, убирать свое жилье, пользоваться бытовыми приборами (потому что этим в детском доме занимается обслуживающий персонал); пользоваться транспортом, магазинами, соблюдать  правила общежития в большом  социуме. Кроме того, воспитатели детского дома несут ответственность за ребенка только до окончания школы, после этого шестнадцатилетний человек остается один на один со своими проблемами, ему не к кому обратиться за советом и помощью.

В виду того, что сиротство как фактор разрушает  эмоциональные связи ребенка  с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных  условиях, и вызывает глубокие вторичные  нарушения физического, психического и социального развития, необходим глубокий анализ социальных и психолого-педагогических аспектов этой проблемы.

На сегодняшний  день общепринятыми являются два  понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Категория «социального сиротства» включает детей, которые имеют биологических  родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка  и не заботятся о нем. Во всех этих случаях заботу о ребенке берет  на себя государство.

Россия в  настоящее время занимает первое место в мире по плотности сиротства. Большая доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается в условиях, далеких  от семейных, что позволяет говорить об актуальности проблемы.

Цель исследования – разработать меры по улучшению организации работы ГООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Уфимская санаторная школа-интернат № 2.

Задачи исследования:

  1. Изучить формы государтсвенного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  2. Изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность учреждений для данной категории детей.
  3. Провести анализ деятельности Уфимской санаторной школы-интернат № 2.

 Объект исследования – государственная система поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предмет исследования – совокупность организационно – управленческих факторов, влияющих на государственную политику в области поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1.1. Основные типы детских учреждений и государственных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

1. Сиротские учреждения:

  • Дом ребенка - лечебно-профилактическое  учреждение Министерства Здравоохранения РФ, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического или психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х лет, дети с дефектами физического или психического развития до 4-х лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Всего в стране по данным  Российского статистического сборника Федеральной службы государственной статистики за 2009 год  243 дома ребенка, в которых воспитывается 13 062 ребенка. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.
  • Детский дом - государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причин), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднение в их содержании и воспитании. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. По данным Министерства Образования РФ, всего в России насчитывается 1095 детских домов, в которых на государственном обеспечении находится 51 361 ребенок. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД. Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, играми, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках и секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам, их заменяющим, или направлены для поступления в вузы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.
  • Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям - сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями. Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также определение дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемой в приюте, зависит от типа приюта. Приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультаций, определяется организаторами конкретного приюта. Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений.  Сегодня в России действует более 300 приютов.

В приюте созданы условия, приближенные к домашним, оборудованы помещения  для сна, питания, отдыха и труда, оказания медицинской и психологической  помощи. Здесь изучается личность ребенка, причины кризиса, создается  индивидуальная программа работы с  каждым ребенком с учетом условий  приюта, возрастных физических, интеллектуальных особенностей ребенка.

У большинства детей преобладают  психические расстройства в форме  реакции бегства, агрессии, неповиновения. В приюте ребенка обследует комиссия в составе психолога, врача, педагога и социального работника. Составляется реабилитационная карта, по которой  строится индивидуальная программа  работы по социальной адаптации ребенка. В программу адаптации заложены заключения всех специалистов, коллегиально выносится заключение, даются рекомендации сотрудникам приюта. Спокойная домашняя обстановка, сердечное отношение  к детям, небольшое количество детей  дают возможность работать с каждым ребенком, изучать и развивать  задатки и способности каждого  ребенка.

  • Школа-интернат - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении. Различают несколько типов интернатов:
  • интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;
  • вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования);
  • интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты.

 В последние годы стали  появляться интернаты для одаренных  детей, оставшихся без попечения  родителей. 

  • Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - учреждение социального обслуживания, принимающее участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи. Доминирующим является восстановление семейных и социальных связей ребенка, его оптимальное жизнеустройство.

2. Коррекционные учреждения:

По своей специализации коррекционные  учреждения делятся на 8 видов, в них живут и воспитываются дети с разными недугами. Родители таких детей не в состоянии обеспечить собственными силами должный уход за больным ребенком, а обычная общеобразовательная школа не подготовлена для обучения детей с различными отклонениями в развитии.

3. Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Сегодня в России все большее  развитие получают разнообразные формы  передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи  граждан. Среди этих форм можно выделить усыновление (национальное и международное), опеку и попечительство, приемные и патронатные семьи, детские дома семейного типа, детские деревни, поселки, общины, где условия проживания приближены к семейным.

Усыновление (удочерение) - принятие в семью ребенка на правах кровного, всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Является приоритетной формой устройства. Для родителей высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителей. Данный вид устройства позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи, за ним сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста. При усыновлении ребенку можно присвоить фамилию усыновителя, изменить отчество и при необходимости даже дату рождения. Минусом такой формы является только очень длительный срок, который необходим для сбора всех необходимых документов, потому что к кандидатам предъявляются самые жесткие требования (материальное положение, заработки, жилье, моральные качества и т.д.). После оформления ребенка в семью государство не оказывает никакой дополнительной помощи таким семьям.

Самыми распространенными формами  устройства ребенка на воспитание в  семью остаются опека и попечительство. Опека - принятие в дом ребенка на правах воспитуемого, способы восполнения дееспособности, защиты прав и интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство - над несовершеннолетними от 14 до 18 лет. Функции по опеке над несовершеннолетними могут выполняться гражданами, воспитательными, лечебными, образовательными и иными детскими учреждениями, а также самими органами опеки и попечительства.

Опекун имеет практически все  права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности  за ребенка. Однако органы опеки обязаны  осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и  образования ребенка. Опека может  быть назначена на определённый срок или без срока. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, из-за чего оформляется быстрее, чем усыновление. На опекаемого ребенка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет. Менее жесткие требования предъявляются к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий, не требуются справки об отсутствии судимости.

Информация о работе Социальная инфраструктура города, характеристика составляющих (на примере ГООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лече