Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:07, курсовая работа
В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа детей-сирот и детей, по тем или иным причинам оставшиеся без попечения родителей. Число таких детей является косвенным показателем социальной, экономической, политической обстановки в обществе.
Введение
1. Теоретическая часть
1.1. Основные типы детских учреждений и государственных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2. Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2. Аналитическая часть
2.1. Анализ государственной поддержки детей-сирот в Российской Федерации и Республике Башкортостан
2.2. Анализ деятельности ГООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Уфимская санаторная школа-интернат № 2
3. Разработка направлений совершенствования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3.1. SOS – деревни как инновационная практика воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Башкортостан
3.2. Меры по улучшению организации деятельности ГООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Уфимская санаторная школа-интернат № 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Минусами такого вида устройства детей
могут стать такие факторы: ребенок
имеет статус воспитуемого и в
старшем возрасте может ощущать
свою неполную принадлежность к семье
опекуна, не исключено вмешательство
органа опеки или появления
Приемная семья представляет собой новый институт семейного законодательства. Он возник и развился из идеи создания детских домов семейного типа. Состояние детских воспитательных учреждений оказалось настолько неудовлетворительным, что возникла необходимость поиска формы, которая бы позволила сочетать признаки детского учреждения и семейного воспитания детей. Таким образом, приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления.
Приемная семья - форма
воспитания ребенка (детей) в семье на
дому у "приемного родителя" - воспитателя.
Обычно в приемную семью передают детей,
которых невозможно передать на усыновление
или опеку, в связи с отсутствием необходимого
для этого у ребенка юридического статуса
или не удается найти ему опекунов или
усыновителей. Такая семья заменяет пребывание
ребенка в детском доме или приюте на домашнее
воспитание и создается на основе договора
между приемным родителем (родителями)
и органами опеки. Срок помещения ребенка
в такую семью определяется договором
и может быть разным. В приемных семьях
может воспитываться от одного до 8 детей.
Приемному родителю платится зарплата
и засчитывается трудовой стаж. По отношению
к ребенку приемные родители являются
ему опекунами. При данной форме устройства
присутствует высокий, хотя и не полный
уровень ответственности за судьбу ребенка.
На ребенка выплачивается ежемесячное
пособие, предоставляются льготы по транспортному
обслуживанию, жилью, оказывается содействие
в организации обучения, отдыха и лечения
опекаемого. Выплачиваются целевые средства
на ремонт, приобретение мебели и другие
льготы, предусмотренные региональными
законами. По исполнении приемному ребенку
18 лет ему выделяется жилье, если его у
него нет.
Минусами такой формы устройства ребенка
могут быть: постоянный контроль и отчетность
перед органами опеки за воспитание и
расходование средств. Сложнее оформить,
так как требуется оформлять договор о
передаче ребенка на воспитание и трудовой
договор (или договор об оказании возмездных
услуг, или контракт). Возможны сложности
при оформлении ребенка, проживающего
в другом районе или городе, так как выплаты
приемной семье ведутся из местного бюджета.
Возможны контакты с кровными родителями
и родственниками ребенка.
Детские дома семейного типа. Детские дома семейного типа организуются на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее пяти и не более десяти детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных. Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных, не должно превышать 12 человек.
Детские поселки. Речь идет о семейных группах, которые создаются на материнском принципе. От обычной семьи этот тип отличается тем, что физически личность отца здесь отсутствует, и мужской элемент в воспитательном процессе должен замещаться другими путями, большей частью не полностью. Помимо принципа матери, как постоянного воспитателя и создателя эмоциональной уверенности, и помимо разнородности детской группы, здесь в значительной мере проявляют свое действие два других принципа. В первую очередь, это семейный дом со всеми атрибутами родного очага, а затем - сообщество поселка, обеспечивающего организационный и социальный тыл для всех отдельных семей. Наиболее распространенной и известной формой детского поселка являются SOS-деревни.
Детский городок. Детский городок находится на границе между замещающей семейной заботой и заботой в детском учреждении. По своей организации он близок к детскому поселку, по воспитательной атмосфере похож скорее на так называемые квартирные детские дома. Городок образует несколько (до 20) павильонов для «семейств» и ряд других зданий, включая медпункт, мастерские, спортивные объекты и т.п. Воспитателями здесь являются всегда супруги, по крайней мере, один из которых должен иметь специальное педагогическое образование. Они заботятся, как правило, о 10-14 детях, мальчиках и девочках от 3 лет. Детей не передают воспитателям на личное попечение, как это бывает в случае семейных групп и детских поселков. За детей здесь отвечает учреждение, оно же обеспечивает основные виды услуг для всех «семейств» совместно - приготовление пищи, стирку белья, ведение домашнего хозяйства. Воспитатели обычно имеют своих детей, живущих вместе с ними в квартире внутри павильона.
Детские дома квартирного
типа. Данная форма замещающей помощи еще
больше приближается к учреждениям стационарного
типа. В организационно-
Патронатное воспитание - это форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатного воспитателя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства. Ребенок помещается в патронатную семью на основе договора, заключаемого на основании плана по защите интересов ребенка.
Патронат - форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у воспитателя, который является сотрудником Уполномоченной службы по патронату на договоре. Под патронат передаются дети, не имеющие определенного статуса или если их статус не позволяет передать на опеку или усыновление. Патронат – форма, заменяющая временное содержание в приюте, и часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению после получения ребенком соответствующего статуса. Ответственность разделена между патронатным воспитателем, Уполномоченной службой, родителями ребенка и территориальными органами опеки.
Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Он обязательно проходит специальную подготовку (обучение) в Уполномоченной службе. Плюсы у данного вида устройства следующие: возможно поместить в семью патронатного воспитателя ребенка, не имеющего статус, который позволяет передать его под опеку или усыновить, т.е. ином случае, обреченного попасть в приют, детский дом; на ребенка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жилье, если у него такового нет. Уполномоченная служба организует обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п. Минусами могут являться следующие факторы: работа с ребенком ведется по планам Уполномоченной службы, постоянный контроль и отчетность за воспитание и расходование средств, ребенок может быть изъят из семьи воспитателя в любой момент по решению Уполномоченной службы, контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны и их регламент определяется Уполномоченной службой. В России по официальным данным 190 000 детей находится в сиротских учреждениях, лишь 5000 детей живут в патронатных семьях (для сравнения – в США в патронатных семьях живут 523 000 детей). Возможно, это связано с тем, что в России нет федерального закона о патронате, лишь в 23 регионах на местном уровне приняты такие законы.
Общим требованиями
при разных формах устройства являются:
требования к состоянию здоровья
лиц, принимающих ребенка в семью.
Также законом
Сноски?
1.2. Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1) Конституция РФ, здесь надо раскрыть, что в этом законе гов о детях? Т.е. ст. такая та раскрывает…По всем законам;
2) Конвенция о правах ребенка, в ней раскрыто;
3) Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей от 10.03.2009 г. N 06-224;
4)Федеральный закон Российской Федерации "Об опеке и попечительстве";
5)Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.06.2007 г. N аф-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»;
6) Федеральный закон № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16 апреля 2001 года;
7) Семейный Кодекс РФ;
8) Письмо министерства Образования и науки Российской Федерации от 31.08. 2010 г. N 06-364 "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних";
9) Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";
10) Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка»1 от 24.07.1998 г.
Глава 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Анализ государственной
Сегодня
в России находится более двух
тысяч детских домов, в которых
живут около 67 000 воспитанников.
27 тысяч учатся в 150 школах интернатах.
Около 10% детских домов и интернатов
находятся в ужасающем
Из этого следует еще более грустная статистика, что 40% выпускников подобных детских домов становятся алкоголиками. Еще 40% преступают закон и оказываются в тюрьме, только лишь 20-и процентам удается хорошо устроиться в жизни.
В России ежегодно усыновляется до 30 тысяч детей. Однако за последние 10 лет число российских семей, пожелавших усыновить сироту из детского дома, уменьшилось вдвое, одновременно усыновления иностранцами увеличилось в 5 раз. За 15 лет в России погибли 1 220 усыновленных детей, а за рубежом - 21.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, оставлены на попечение государства - оно заботится о них и должно обеспечивать всем необходимым. Дети-сироты могут рассчитывать на ряд льгот во время получения образования, при трудоустройстве, при медицинском обслуживании. Сиротам гарантировано право на получение необходимого имущества и жилья.
Дети-сироты,
которые обучались и
Дети-сироты имеют право обучаться
в государственных или
Дети-сироты имеют право на бесплатное
питание и проживание в период
каникул (выходных и праздничных
дней) в общеобразовательном
За 2007 – 2009 г. из стен детского дома выпустились 654 воспитанника. Из них 41 (6,3%) поступил в высшие, 135 (20,6%) – в средние специальные учебные заведения, 466 (71,2%) – в профессиональные училища и лицеи. В настоящее время в учреждениях начального профессионального образования обучаются 1745 студентов из числа детей-сирот, в учреждениях среднего профессионального – 1351, высшего профессионального – 897.
Медицинское обслуживание
Дети-сироты имеют право на бесплатное
медицинское обслуживание, на оперативное
лечение в государственных и
муниципальных медицинских