Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение принципов, организации и порядка учёта затрат в системе директ-костинг.
В соответствии с поставленной целью решается ряд задач:
6. 1) рассмотрение принципа системы директ-костинг, особенностей орга-низации ;
2) изучение методических основ учета затрат и калькуляции себестоимости продукции;
3) рассмотрение преимуществ им недостатков системы директ-костинг.
I. Теоретическая часть
Введение………………………………………………………………………3
1. Сущность системы директ-костинг……………………………………..5
2. Принцип системы директ-костинг……………………………………….7
3. Метод и организация учета затрат в соответствии с системой директ-костинг…………………………………………………………………….11
4. Аналитические возможности системы………………………………….14
5. Преимущества и недостатки системы директ- костинг……………….17
Заключение…………………………………………………………………..20
II. Практическая часть
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Введение.
В условиях развивающихся рыночных отношений эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня его информационного обеспечения. Существующая в настоящее время отечественная система бухгалтерского учета во многом еще остается учетом директивной экономики и выполняет функции расчета налогооблагаемой базы. До сих пор на наших предприятиях применяется затратный метод бухгалтерского учета, предусматривающий учет и исчисление полной фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Однако весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета — системы учета директ-костинг, в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.
Нормативный учёт на базе переменных расходов, или директ-костинг, можно считать дальнейшим развитием стандарт- костинг.
Система директ-костинг является одной из подсистем управленческого учета, в основе которой лежит метод директ-кост.
Как известно, сущность метода директ-кост заключается в исчислении неполной стоимости объектов учета: исторически – на базе прямых затрат, в классическом варианте – как системы переменных затрат.
Директ-костинг (метод прямого счета) – метод учета издержек производства, основу которого составляет их деление на постоянные и переменные. При применении метода директ-кост появляется возможность проводить эффективную ценовую и ассортиментную политику, управлять прибылью предприятия. Отказ от распределения косвенных расходов между изделиями позволяет более достоверно оценить, во что обходится предприятию производство продукции.
Таким образом, внедрение системы директ-костинг является достаточно актуальным для современных предприятий и дает новые возможности.
Целью данной курсовой работы является изучение принципов, организации и порядка учёта затрат в системе директ-костинг.
В соответствии с поставленной целью решается ряд задач:
2) изучение методических основ учета затрат и калькуляции себестоимости продукции;
3) рассмотрение преимуществ им недостатков
системы директ-костинг.
1.Сущность системы директ-костинг.
В бухгалтерском управленческом учёте одним из альтернативных традиционному отечественному подходу к калькулированию является подход, когда по носителям затрат планируется и учитывается неполная ,ограниченная себестоимость. Эта себестоимость может включать только прямые затраты, она может калькулироваться на основе только производственных расходов, т.е. расходов, непосредственно связанных с производством продукции (работ, услуг), даже если они косвенные. В каждом случае полнота включения затрат в себестоимость разная. Однако общим для этого подхода является то, что некоторые виды издержек, имеющие отношение к производству и реализации продукции, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки. В этом состоит сущность системы учёта неполной себестоимости.
Одной
из модификаций данной системы
Когда исчерпала себя модель экстенсивного развития производства и на ее смену пришла новая модель — модель интенсивного развития, только тогда исторически маржинальный подход стал использоваться в западных странах. Использование этой модели, в свою очередь, потребовало решения стратегических задач управления на основе четкого подразделения затрат на прямые и косвенные, основные и накладные, постоянные и переменные, производственные и периодические.
Кто из ученых стоял у истоков теоретического обоснования такой классификации затрат - экономисты затрудняются утверждать. В своей книге “Учение об альтернативах в учете” в 1781 году Т.Е. Клинштейн на примере металлургического производства показал: как прямые затраты нужно относить на отдельные фазы:
По его мнению накладные расходы следовало списать прямо на счет результатов за период.
Самый первый в пользу граничных затрат высказался немецкий ученый О. Шмаленбах. В статье “Бухгалтерия и калькуляция в фабричном деле” в 1899 году опубликованной в газете “Немецкая металлургия”, он провел различия между прямыми затратами покупателя и косвенными затратами. Так же в данной статье были упомянуты такие понятия, как “первичные накладные расходы”, “вторичные накладные расходы”, “постоянные затраты”, “переменные затраты”, “прогрессивные затраты” и “дегрессивные затраты”. О. Шмаленбах уже тогда считал теоретически правильным относить на конкретных покупателей только первичные накладные расходы, а вторичные — покрывать за счет валовой прибыли. Впервые им была обнародована в его работе “Основы учета себестоимости и политика цен”, изданной в 1902 году - идея организации учета сумм покрытия.
В 1923 г. Дж. Кларк предложил подразделять валовые издержки производства, в зависимости от объема производства, на постоянные и переменные.
К постоянным, по его мнению, следовало относить: амортизацию основного капитала; расходы на содержание административного и технического персонала; поддержание оборудования в надлежащем состоянии; содержание сбытовой сети; сумму обычной прибыли на задействованный капитал.
К переменным же затратам, согласно Дж. Кларку, следовало относить стоимость сырья, материалов, электроэнергии, рабочей силы, эксплуатации оборудования и др., изменяющихся в зависимости от величины объема производства.
В 1936 году, развивая эти идеи, американский экономист Джонатан Гаррисон создал учение — директ-костинг, согласно которому в составе себестоимости необходимо учитывать только прямые расходы. Основные идеи этой системы были опубликованы им в январе 1936 года в бюллетене Национальной ассоциации промышленного учета. Вначале эта концепция не получила широкого признания, ее критиковали сторонники полной себестоимости. Они утверждали, что полная себестоимость необходима для акционеров, вкладчиков капитала и даже для управляющих. И только в последующем директ-костинг стал преобладающим методом учета затрат.
Значительный вклад в развитие идеи директ-костинг внес К. Румель, издав книгу “Единая система учета затрат на основе пропорциональности затрат и производственных величин”. Сущность идеи К. Румеля состоит в разделении затрат, пропорциональных объему, и затрат, пропорциональных длительности календарного периода. При этом затраты, пропорциональные объему, относятся прямо на носители затрат, в то время как затраты, пропорциональные длительности периода, собираются как нераспределенные в одном блоке.
Значительное развитие система директ-костинг получила после второй мировой войны. Усиление контроля за производственными затратами стало стимулировать дальнейшие исследования в области себестоимости. При этом широкое распространение получили расчеты, связанные с нахождением точки критического объема производства. В результате этого в начале 50-х годов в США ряд компаний стали возвращаться к учету только прямых затрат, но теперь к ним, кроме материалов и заработной платы рабочих, стали относить еще и переменные накладные расходы.
Фактическое внедрение системы директ-костинг в США относится к 1953 году, когда Национальная ассоциация бухгалтеров-калькуляторов в своем отчете опубликовала описание этой системы. В 1961 году ею был опубликован второй отчет, где исследованию подверглись 50 крупных фирм, применяющих данную систему.
В настоящее время директ-костинг широко распространен во всех экономически развитых странах. В Германии и Австрии данный метод получил наименование “учет частичных затрат” или “учет суммы покрытия”, в Великобритании его называют “учетом маржинальных затрат”, во Франции — ”маржинальная бухгалтерия” или “маржинальный учет”.
Основным инструментом маржинальной бухгалтерии является система директ-костинг, сущностной характеристикой которого является разграничение затрат на постоянную и переменную составляющие.
В условиях рынка и свободной конкуренции директ-костинг является важным элементом управления на предприятии. Администрация и менеджеры должны всегда иметь под рукой оперативную информацию о том, во что же реально обходится предприятию производство того или иного продукта, оказание услуг, осуществление того или иного вида деятельности вне зависимости от того, каков на сегодняшний день размер оклада у директора или главного бухгалтера, каковы затраты на содержание офисов или другие подобные управленческие расходы. Поэтому сегодня в теории и практике управления себестоимостью и прибылью применяется следующий принцип оценки точности калькуляции: самая точная калькуляция изделия не та, которая наиболее полно после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия,
а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, выполнением работ и услуг.
Калькулирование себестоимости продукции по системе директ-костинг обеспечивает контроль над постоянными издержками, за вложениями в получение прибыли каждого выпускаемого вида продукта, за соблюдением ассортимента выпуска продукции. Такие калькуляции выявляют неконтролируемые центрами ответственности издержки, различия между прибыльными и неприбыльными операциями, поведение издержек относительно нормативов.
Другим важным моментом калькулирования себестоимости продукции по системе директ-костинг является связь калькуляции с анализом безубыточности производства, которая формирует информацию для расчета оптимального соотношения объема производства и прибыли.
Система директ-костинг заостряет внимание руководства предприятия на изменение маржинального дохода по предприятию в целом и по отдельным изделиям. Она позволяет учитывать изделия с большей рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных
изделий.
Все
вышеизложенное говорит о том,
что директ-костинг является
важным инструментом маркетинга –
системы управления производством
в условиях рыночной.