Учет и планирование затрат в системе директ-костинг

Автор: Александр Рыбин, 07 Октября 2010 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку, управлению предприятия постоянно необходимо проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда показателей, одним из которых является себестоимость. Себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).
В современных условиях успех фирмы зависит от формирования себестоимости по нескольким причинам:
1) затраты на производство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены;
2) информация о себестоимости продукции часто лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами;
3) знание себестоимости необходимо для определения сальдо материальных счетов на конец отчетного периода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СЕБЕСТОИМОСТЬ И МЕТОДЫ ЕЕ УЧЕТА 5
2. УЧЕТ И ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ "ДИРЕКТ-КОСТИНГ" 8
2.1. Учет по видам затрат 9
2.2. Учет по местам возникновения затрат 10
2.3. Учет по носителям затрат
(калькулирование себестоимости единицы изделия) 10
2.4. Учет результатов по носителям затрат 11
2.5. Учет результатов за период 13
2.6. Многоступенчатый учет сумм покрытия по системе 13
"директ-костинг"
ПРИМЕРЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МЕТОДА "ДИРЕКТ-КОСТИНГ" 16
3.1. Принятие специального заказа 16
3.2. Снятие продукта с производства 18
3.3. Выбор ассортимента при наличии
ограничивающих факторов 20
3.4. Производить или покупать 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Учет и планирование затрат в системе директ-костинг.doc

— 236.50 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и науки РФ 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

     НА  ТЕМУ: "УЧЕТ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ

                                 В СИСТЕМЕ "ДИРЕКТ-КОСТИНГ"  
 

                      

                Специальность: Бухгалтерский учет, анализ

                                            и аудит  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ОГЛАВЛЕНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ              3 

    1. СЕБЕСТОИМОСТЬ И МЕТОДЫ ЕЕ УЧЕТА        5 

    2. УЧЕТ И ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ "ДИРЕКТ-КОСТИНГ"    8  

    2.1. Учет по видам затрат                                                                                   9

    2.2. Учет по местам возникновения  затрат                                                     10

    2.3. Учет по носителям затрат 

           (калькулирование себестоимости единицы изделия)                            10

    2.4. Учет результатов по носителям  затрат                                                    11

    2.5. Учет результатов за период                                                                      13

    2.6. Многоступенчатый учет сумм покрытия  по системе                            13

         "директ-костинг" 

  1. ПРИМЕРЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ    

             МЕТОДА "ДИРЕКТ-КОСТИНГ"                                                              16

    3.1. Принятие специального заказа                                                               16

    3.2. Снятие продукта с производства                                                             18

    3.3. Выбор ассортимента при наличии

           ограничивающих факторов                                                                      20

    3.4. Производить или покупать                                                                       23 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ           25           

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                       26

                    
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку, управлению предприятия постоянно необходимо проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда показателей, одним из которых является себестоимость. Себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).  

    В современных условиях успех  фирмы  зависит  от формирования себестоимости по  нескольким причинам:

    1) затраты на производство изделия выступают  важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены;

    2) информация  о  себестоимости   продукции  часто  лежит   в  основе прогнозирования  и управления     производством  и затратами;

    3) знание  себестоимости  необходимо  для  определения  сальдо  материальных счетов на конец  отчетного     периода.

    Себестоимость можно рассчитать несколькими различными методами, одним из подобных методов является мало известный в нашей стране "директ-костинг", который рассмотрен в данной работе. Этот метод основан на расчете себестоимости по усеченным затратам, что принципиально отличает его от всех ранее существовавших методов. Как и любой метод, "директ-костинг" имеет ряд преимуществ и недостатков, но во многих случаях он дает более объективную оценку ситуации, нежели методы, основанные на учете полных издержек. В данной работе проведен анализ того, в каких случаях это происходит, а также когда наиболее выгодно применять именно данный метод планирования учета и калькулирования себестоимости.

    Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ учета и планирования затрат в системе "директ-костинг", а также принятия управленческих решений с использованием метода "директ-костинг".

    Основными источниками информации при написании  курсовой работы послужили материалы  нормативных документов, научно-популярных статей и периодических изданий. Учебные пособия под редакцией А.И. Гинзбурга "Экономический анализ",  Чернышёвой Ю.Г., Кочергина А.Л. "Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности", Николаевой С.А. "Особенности учета затрат в условиях рынка: система "direct-costing",   Алексеевой М.М. "Планирование деятельности фирмы" помогают систематизировать и конкретизировать знания, полученные в процессе изучения темы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. СЕБЕСТОИМОСТЬ И МЕТОДЫ ЕЕ УЧЕТА И ПЛАНИРОВАНИЯ

     

   Себестоимость продукции, товаров или услуг  это денежное выражение суммы затрат, необходимых на производство и сбыт данной продукции, а более точно ее единицы. Она является синтетическим показателем. План по себестоимости продукции разрабатывается на основе прогрессивных норм использования оборудования, расхода сырья, топлива, материалов, заработной платы и так далее. Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается наряду с ростом накоплений увеличения объема выпуска продукции.

   Плановая  себестоимость определяется путем  технико-экономических расчетов величины затрат на производство и реализацию всей товарной продукции и каждого  вида изделий. В зависимости от характера  производства применяется ряд показателей, характеризующих себестоимость продукции.

   При выпуске одного вида продукции себестоимость единицы этой продукции является показателем уровня и динамики затрат на ее производство. Для характеристики себестоимости разнородной продукции в планах и отчетах используются показатели снижения себестоимости сравнимой товарной продукции и затрат на 1 руб. товарной продукции. План предприятия содержит также сводную смету затрат на производство и плановые калькуляции себестоимости отдельных изделий.

   В целях анализа производственной деятельности и разработки рациональной и эффективной концепции развития предприятия в процессе изготовления продукции исчисляется также и ее фактическая себестоимость. Сравнение плановой и фактической себестоимости позволяет объективно оценить степень рентабельности предприятия и рациональность использования как материальных, так и интеллектуальных ресурсов.  Себестоимость показывает все успехи и неудачи предприятия в организации производства того или иного продукта. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на нашем предприятии были организованны нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны изменения, поможет опять же себестоимость, так как она является одним из факторов формирования ассортимента. Кроме того, себестоимость является основным ценообразующим фактором. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Следовательно,  для увеличения прибыли необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость. Снизить ее можно путем сокращения включенных в нее затрат. Но то, какие затраты и в какой мере включаются в себестоимость, зависит от метода ее учета и калькулирования. Существует множество методов расчета себестоимости. Конечно же, они все чем-то различаются, но в принципе их можно разделить на две группы: методы учета на основе полных и на основе неполных или переменных издержек.

    В теории отечественного учета существует хорошо разработанная система нормативного учета, во многом схожая с западной системой «standard-costing», что означает учет полных (стандартных или поглощающих) издержек. В общем-то, эта система достаточно проста и потому пользуется большой популярностью. Фактически ее представляют четыре метода планирования учета и калькулирования себестоимости, используемые в практике и приспособленные для разных видов производства: простой метод, позаказный метод, попередельный метод, нормативный метод. Все эти методы, широко применяемые в практике отечественного учета базируются именно на  принципе включения в себестоимость всех затрат.

    Однако  в мировой практике существует один метод в корне отличающийся от данного подхода. Чаще всего данный метод упоминается под названием "директ-костинг". Сущность его заключается в принципиально новом подходе к включению затрат в себестоимость. Они разделяются на постоянные, то есть не зависящие от объема выпуска продукции, и переменные, меняющиеся в прямой связи с изменениями объема выпуска. Только переменные затраты включают в себестоимость. Для ее определения сумму переменных затрат делят на количество произведенной продукции.

    Постоянные  же затраты вообще не включают в  расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. Существует множество мнений о правомерности такого неполного включения затрат в себестоимость. Основным аргументом против этого выдвигают мысль о том, что постоянные затраты тоже участвуют в процессе создания продукции. Проще говоря, без завода и станков ничего бы вообще не создали, а значит, они тоже создают себестоимость наравне с рабочей силой и прочими переменными издержками. Но с другой стороны получается, что постоянные затраты по-разному участвуют в создании себестоимости разного объема одной и той же продукции. То есть если мы производим 20 единиц продукции на одном станке, то стоимость данного станка делится на 20 единиц и в себестоимость одной единицы включается 1:20 стоимости станка. Если же мы будем производить 25 единиц, то в стоимость каждой будет включаться уже 1:25 станка. Но это абсурдно, ведь станок одинаково производит как 20, так и 25 деталей. А значит, будет несправедливо по-разному включать стоимость станка в разное количество деталей. Рассчитать действительное участие постоянных затрат в создании себестоимости практически невозможно, поэтому их стоимость просто списывают из полученной предприятием прибыли.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. УЧЕТ И ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ "ДИРЕКТ-КОСТИНГ" 

          Для формирования прибыли  необходимо иметь определенный уровень  развития производства, который обеспечит  превышение общей выручки от реализации продукции над общими затратами  на производство и сбыт продукции. Следует отметить, что факторами, влияющими на сумму прибыли, являются: общие затраты (постоянные и переменные) и объем производства продукции. Данные факторы подвергаются  постоянному контролю  в системе учета "директ-костинг". Данная система является системой управления себестоимостью. Ее сущность проявляется в делении всех производственных затрат на переменные, которые зависят от объема производства (затраты на сырье и материалы, заработная плата основных производственных рабочих, топливо и энергия на технологические цели и др.), и постоянные, то есть не зависящие от объема производства (арендная плата, проценты за пользование кредитами, начисленная амортизация основных средств, некоторые виды заработной платы руководителей предприятия и др.) (7; стр. 251)

    Источниками информации для данной системы учета  служат:

Информация о работе Учет и планирование затрат в системе директ-костинг