Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:25, курсовая работа
Цель работы: изучить способы повышения прибыли и рентабельности, на основании анализа состояния предприятия оценить существующие прибыль и рентабельность на предприятия и разработать мероприятия по их увеличению.
В процессе изучения объекта исследования проведен анализ технико-экономических показателей (объема производства и реализации продукции, себестоимости, прибыли и рентабельности, основных средств, финансового состояния предприятия) за последние годы.
На основании проведенного анализа полученных в его результате данных в проектной части:
предложено мероприятие по энергосбережению, замене существующей котельной в г. Браслав, на коте
Введение
1. Прибыль и рентабельность предприятия и пути их повышения
1.1 Сущность прибыли
1.2 Сущность рентабельности
1.3 Пути повышения прибыли и рентабельности
2. Анализ производственно – хозяйственной деятельности ГТПУП «Белрыба»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ организационной структуры
2.3 Анализ технико-экономических показателей ГТПУП «Белрыба»
2.3.1 Анализ объема производства
2.3.2 Анализ реализации продукции
2.3.3 Анализ себестоимости
2.3.4 Анализ прибыли и рентабельности
2.3.5 Анализ основных средств
2.3.6 Анализ персонала
2.3.7 Анализ заработной платы
2.3.8 Анализ финансовой деятельности
2.3.9 Общие выводы по анализу хозяйственной деятельности ГТПУП «Белрыба»
3. Пути повышения прибыли и рентабельности на ГТПУП «Белрыба»
3.1 Разработка системы скидок на продукцию предприятия
3.2 Разработка мероприятий по энергосбережению
3.3 Повышение прибыли за счет эффективной рекламной политики
3.5 Методы изготовления печатных плат
4. Оптимизация затрат на охрану окружающей среды как резерв снижения себестоимости
4.1 Факторы, влияющие на себестоимость продукции
4.2 Место затрат на охрану окружающей среды в себестоимости продукции
4.3 Основные возможности снижения затрат при снижении себестоимости продукции на ГТПУП «Белрыба»
Заключение
Список используемых источников
Из таблицы 2.17, видно, что оборотные средства увеличились на 27,7 % в 2008 г. и на 9056 млн. р. или на 42,9 % в 2009 г. за счет наращивания производственных мощностей.
Формирование имущества предприятия может осуществляться как за счет собственных, так и за счет заемных средств, значения которых отображаются в пассиве баланса. Для определения финансовой устойчивости предприятия и степени зависимости от заемных средств необходимо проанализировать структуру пассива баланса.
Собственный капитал предприятия в 2008 г. увеличился на 32,8 %, в 2009 г. увеличился на 2037 млн. р. или на 34,8 %.
Обязательства предприятия в 2008 г. выросли на 31,2 % или на 4946 млн. р. и на 9304 млн. р. или на 44,7 % в 2009 г. В том числе за счет:
Зафиксированный прирост имущества за рассматриваемый период произошел:
В целом, финансовое состояние предприятия можно охарактеризовать и проанализировать с помощью ряда показателей:
Коэффициент текущей ликвидности, характеризующий общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для своевременного погашения срочных обязательств, уменьшился на 0,01 с 1,03 в 2008 и в 2007 гг. до 1,02 в 2009 г. при рекомендуемом значении один. Таким образом, за анализируемый период финансовая независимость предприятия несколько ограничилась.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, отражающий долю собственных средств в общей сумме оборотных средств, уменьшился с 0,03 (2007 и 2008 гг.) до 0,02 (2009 г.). Удовлетворительным же признается коэффициент не менее 0,1. Однако, подход к нормативам в экономике неоднозначен. Существует мнение, что большая и все увеличивающаяся доля собственного капитала вовсе не означает улучшения положения предприятия. Напротив, использование заемных средств свидетельствует о гибкости предприятия, его способности находить кредиты и возвращать их, о доверии к нему в деловом мире.
На основании значений коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами структуру бухгалтерского баланса ГТПУП «Белрыба» по состоянию на 01.01.2010 г. следует признать удовлетворительной, а предприятие -платежеспособным.
В результате произведенного анализа хозяйственной деятельности ГТПУП «Белрыба» было выявлено:
1) Действующая на предприятии структура управления является достаточно эффективной, так как позволяет разграничить компетенцию служб, углубить их специализацию, что позволяет профессионально решать задачи специалистам функциональных служб, рационально сочетать линейные и функциональные взаимосвязи. Однако недостатками ее являются: дублирование функций руководителя и функциональных специалистов в процессе управленческой деятельности в связи с тем, что разделение функций линейных и функциональных специалистов никогда не может быть проведено на 100 %, медленное принятие решений из-за недостаточного разграничения полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями, в связи с чем необходимо применение процессного подхода.
2) Торгово-закупочная деятельность с 2008 по 2009 гг. снизилась на 29,4 %, что связано с программой импорт - замещения. Годовой объем производства в натуральном, также как и в стоимостном выражении с 2007 по 2009 гг. растет в основном за счет роста производства консерв. Все большую долю в производстве занимают материалоемкие и энергоемкие виды продукции 44,1 % в 2007 г. и 90,1 % в 2009 г., что требует более экономного и рационального использования материальных ресурсов.
3) Объем реализованной продукции в стоимостном выражении в 2008 г. увеличился на 48,2 %, что связано с открытием производственного цеха в г. Браслав в 2007 г. и в результате увеличения производства. Но, в 2009 г. отмечается падение объема реализации в стоимостном выражении на 7,01 % в независимости от роста собственного производства на 136,2 %. Что связано более сложной экономической ситуацией и падением спроса.
4) Увеличился удельный вес материальных затрат в общем объеме себестоимости в 2009 г. 66,7 %, 64,3 % в 2008 г., 66,9 % в 2007 г., не смотря на снижение уровня материалоемкости (в 2008 г. на 6,4 % , в 2009 г. – еще на 5,2 %) в большей степени за счет высоких темпов роста цен на покупные товары и полуфабрикаты, а также увеличения тарифов на потребляемые топливо и энергию. Так важнейшие факторы снижения себестоимости продукции – экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве.
5) Степень износа основных фондов предприятия составляет 21,2 % в 2007 г. и 48,9 % в 2008 г. и 50,9 % в 2009 г., что свидетельствует о необходимости делать существенные вложения на восстановление и обновление производственной базы.
6) Политика предприятия в области заработной платы в последние годы была направлена на постепенное повышение уровня оплаты труда работников; при этом обеспечение приемлемого уровня заработной платы оказалось не менее важной задачей, чем обеспечение соответствующего уровня зарплатоотдачи, о чем свидетельствует рост коэффициента опережения в 2009 г. на 0,08 %. При этом необходимо не допускать отставания роста зарплаты от индекса инфляции, так как это может привести к утрате стимулирующей функции заработной платы и, как следствие, снижению заинтересованности работников в повышении эффективности труда, росту текучести кадров.
7) На основании значений коэффициентов текущей ликвидности (1,03 в 2007 и 2008 гг. и 1,02 в 2009 г.) и обеспеченности собственными оборотными средствами (0,03 в 2007 и 2008 гг. и 0,02 в 2009 г.) следует признать предприятие платежеспособным.
8. Прибыль от реализации продукции снизилась на 6,1 % в 2009 г. и как следствие уменьшилась балансовая прибыль на 10,9 % . Увеличилась рентабельность собственного производства на 10,1 % в 2009 г. Уменьшение выручки от реализации на 11025 млн. р. повлияло на уменьшение рентабельности продаж на 6,4 %. Снижение рентабельности всего капитала на 1,4 % и на 3,3 % по сравнению с 2008 и 2007 гг. соответственно, характеризует снижение эффективности использования всего имущества предприятия. Снижение рентабельности собственного капитала на 2,9 % в 2009 г., показывает снижение эффективности использования собственных средств.
В связи с выявленными недостатками предлагается провести следующие мероприятия на предприятии для увеличения прибыли и рентабельности:
1) Так как в 2009 г. отмечается падение объема реализации на 14 502 млн. р. или на 7,01 %, то предлагается рассмотреть организацию системы скидок и мероприятия по маркетингу, в частности рекламные акции. В результате предполагается увеличение объема продаж и как следствие увеличение прибыли.
2) В связи с тем, что все большую долю (44,1 % , в том числе консервы 39,4 % в 2007 г. и 90,1 % , в том числе консервы 66,8 % в 2009 г.) в производстве занимают материалоемкие и энергоемкие виды продукции, предлагается произвести реконструкцию теплоснабжения ПТЦ г. Браслав с установкой новой котельной, тем самым сэкономить средства на потребляемую топливную энергию.
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ГТПУП «БЕЛРЫБА»
Для организации более эффективной работы ГТПУП «Белрыба», повышения конкурентоспособности продукции, повышения социально-экономического уровня предприятия и его сотрудников, а так же ликвидации выявленных недостатков необходимо внести некоторые изменения и корректировки в деятельность предприятия.
В современной экономике широкое распространение получила организация системы скидок, так как главной задачей становится не производство, а реализация произведенной продукции. Для реализации продукции и завоевания рынков необходимо прибегать к различным способам привлечения внимания потребителей.
Применение скидок может повлечь за собой как негативные (недополучение прибыли при неразумном применении скидок, потеря клиентов при чересчур высокой осторожности), так и положительные результаты:
1) Применение системы скидок должно привести к положительному экономическому эффекту. То есть скидки не должны восприниматься как неизбежное зло, с которым приходится мириться компании. Напротив, они должны служить, по крайней мере, сохранению уровня прибыльности, а лучше – его повышению.
2) Предоставляемая скидка должна вызывать у покупателя реальный интерес и стремление к выполнению оговоренных условий.
3) Система скидок должна быть проста и понятна клиентам и сотрудникам компании. Наличие в одной системе одновременно большого количества разных видов скидок может создать путаницу и непонимание у покупателя и значительно затруднить работу отдела продаж.
Законодательство Республики Беларусь предусматривает такой метод реализации продукции. По Положению о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 19 августа 2009 г. № 141 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. N 183» такие возможности предусмотрены. Размер предоставления оптовых скидок определяется предприятием-изготовителем самостоятельно, но он не должен превышать 30 % , а фактически 20 % с отпускной цены на продукцию, а также торговая скидка с розничной цены не должна превышать 30 % предельный уровень торговой надбавки, а фактически 23 %. Продуманное применение обоснованной системы скидок дало бы возможность предприятию гибко реагировать на изменения спроса и предложения, ускорить реализацию продукции и усилить позиции на рынке.
Так в связи со снижением спроса на морские деликатесы, икру и ее аналоги снизился объем закупки морских деликатесов на 49,6 % в 2008 г. и на 21,5 % в 2009 г., а икры и ее аналогов на 21 % в 2008 г. и на 50,2 % в 2009 г. В результате чего, соответственно, была снижена и реализация данных видов продукции. В 2008 г. объем реализации деликатесной продукции в натуральном выражении снизился на 14,8 %, а в 2009 г. на 34,7 %, при этом объем реализации в стоимостном выражении в 2008 г. вырос на 6,7 %, а в 2009 г. на 24,9 %, что говорит о значительном подорожании данного вида продукции. Однако в 2008 г. увеличился объем продажи икры на 13,2 % в натуральном выражении и на 52,7 % в стоимостном выражении, в 2009 г. отмечается падение продаж в натуральном и стоимостном выражении на 36,4 % и 10,7 % соответственно.
Исходя из вышеизложенного и учитывая такие цели предприятия, как получение прибыли, реализация продукции, обеспечение выполнения поставленных целей и задач целесообразно применить систему скидок на деликатесную продукцию и икру и ее аналоги на ГТПУП «Белрыба».
В мировой практике существует множество видов скидок: контрактные скидки, скидка, обусловленная сроком оплаты, скидка, обусловленная валютой расчетов, скидка, обусловленная комплексом условий, сезонные (праздничные) скидки для перераспределения спроса, сезонные скидки для ликвидации товара, привлечение новых клиентов и удержание старых, дилерские скидки, прогрессивные скидки при больших объемах закупки.
Для ГТПУП «Белрыба» многие из них актуальны, учитывая ассортимент продукции, объемы реализации, поставщиков и потребителей, использование различной валюты при товарообменных операциях, покупку товаров в рассрочку, транспортировку продукции по всей территории республики и за ее пределы и многие другие факторы. Рассмотрим применение системы скидок на ГТПУП «Белрыба» на примере прогрессивных скидок при больших объемах закупки. Это наиболее распространенный вид скидок. Предприятие может устанавливать их прогрессивную шкалу в зависимости от объема партии товара или объема закупок за определенный период.
Для расчета шкалы скидок может служить принцип не уменьшения уровня прибыли – прибыль при цене со скидкой и новым объемом продаж должна быть не меньше, чем при начальных значениях цены и уровня продаж.
Учитывая этот принцип, можно вывести формулу для расчета скидок.
, (3.1)
Текущая маржа – это выручка за вычетом переменных затрат для производственного предприятия или стоимость закупки для торговых компаний. Если у торговой компании большая величина собственных переменных затрат, то их так же следует добавлять к стоимости закупки.
Желаемый прирост маржи – это показатель желаемого прироста маржи по отношению к текущему уровню.
Как видно из формулы 3.1, для расчета шкалы скидок используются укрупненные данные (маржа и процент наценки) по товарной категории. При этом в самой товарной категории может содержаться большое количество товарных позиций с разными ценами, единицами измерения и объемами продаж.
Использование исходных данных по категории продуктов делает формулу легко применимой на практике, так как шкалу скидок приходится разрабатывать целиком для категорий товаров, а не для отдельных позиций.
Возможны два варианта применения формулы:
– если клиент просит дополнительную скидку, то компания должна решить, какие встречные условия предложить для того, чтобы как минимум сохранить уровень прибыли;
– разработка общей шкалы скидок для всех клиентов по определенной товарной категории.
Так, основываясь на вышеизложенном, рассчитаем шкалу скидок и требуемые объемы продаж для их применения на деликатесную продукцию и икру и ее аналоги на ГТПУП «Белрыба». Если эксперимент не оправдается, то потери будут невелики, однако практика использования скидок во всем мире показывает, что, как правило, они себя оправдывают. И в результате можно будет рассчитать размеры скидок и для других видов товаров.
Определим начальный объем продаж, с которого начинаются скидки (допустим, 3 млн. р.).