Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:25, курсовая работа
Цель работы: изучить способы повышения прибыли и рентабельности, на основании анализа состояния предприятия оценить существующие прибыль и рентабельность на предприятия и разработать мероприятия по их увеличению.
В процессе изучения объекта исследования проведен анализ технико-экономических показателей (объема производства и реализации продукции, себестоимости, прибыли и рентабельности, основных средств, финансового состояния предприятия) за последние годы.
На основании проведенного анализа полученных в его результате данных в проектной части:
предложено мероприятие по энергосбережению, замене существующей котельной в г. Браслав, на коте
Введение
1. Прибыль и рентабельность предприятия и пути их повышения
1.1 Сущность прибыли
1.2 Сущность рентабельности
1.3 Пути повышения прибыли и рентабельности
2. Анализ производственно – хозяйственной деятельности ГТПУП «Белрыба»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ организационной структуры
2.3 Анализ технико-экономических показателей ГТПУП «Белрыба»
2.3.1 Анализ объема производства
2.3.2 Анализ реализации продукции
2.3.3 Анализ себестоимости
2.3.4 Анализ прибыли и рентабельности
2.3.5 Анализ основных средств
2.3.6 Анализ персонала
2.3.7 Анализ заработной платы
2.3.8 Анализ финансовой деятельности
2.3.9 Общие выводы по анализу хозяйственной деятельности ГТПУП «Белрыба»
3. Пути повышения прибыли и рентабельности на ГТПУП «Белрыба»
3.1 Разработка системы скидок на продукцию предприятия
3.2 Разработка мероприятий по энергосбережению
3.3 Повышение прибыли за счет эффективной рекламной политики
3.5 Методы изготовления печатных плат
4. Оптимизация затрат на охрану окружающей среды как резерв снижения себестоимости
4.1 Факторы, влияющие на себестоимость продукции
4.2 Место затрат на охрану окружающей среды в себестоимости продукции
4.3 Основные возможности снижения затрат при снижении себестоимости продукции на ГТПУП «Белрыба»
Заключение
Список используемых источников
Как видно из таблицы 2.1, 2008 г. характеризуется ростом торгово-закупочной деятельностью, практически, по всем видам товаров. Самый высокий темп изменения по объему отгрузки пресервов, что связано с налаживанием контактов и заключением контрактов с поставщиками. Уменьшение объема отгрузки пресерв в 2009 г. связано с корректировкой его со спросом потребителей. Снижение темпа отгрузки рыбной кулинарии и сурими связано с освоением и расширением собственного производства данной продукции. Снижение объема закупки консерв на 1765 т. в 2009 г. по сравнению с 2008 г. связано с увеличением объема консерв собственного производства. Снизился объем закупки морских деликатесов на 49,6 % в 2008 г. и на 21,5 % в 2009 г., что связано с величиной спроса на данную продукцию. По той же причине в 2008 г. снизился объем закупки икры и ее аналогов на 21 % в 2008 г. и на 50,2 % в 2009 г. Торгово-закупочная деятельность с 2008 по 2009 гг. снизилась на 29,4 %, что связано с программой импорт-замещения.
Таблица 2.2 - Основные показатели предприятия по производству продукции
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2007 г. |
Темп роста к 2006 г., % |
2008 г. |
Темп роста к 2007 г., % |
2009 г. |
Темп роста к 2008 г., % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Годовой объем производства в натуральном выражении |
т |
3824,08 |
187,5 |
4845,1 |
126,7 |
5805,9 |
119,8 |
рыба соленая, кроме сельди |
т. |
92,8 |
75,3 |
102 |
109,9 |
81,0 |
79,4 |
сельдь соленая |
т. |
142,3 |
101,8 |
156,2 |
109,8 |
138,6 |
88,7 |
рыба копченая |
т. |
211,4 |
95,4 |
177,9 |
84,2 |
140,5 |
79,0 |
рыба вяленая |
т. |
212,3 |
109,4 |
188,8 |
88,9 |
139,6 |
73,9 |
Балыки |
т. |
5,8 |
82,9 |
6,7 |
115,5 |
5,1 |
76,1 |
изделия из нерыбных морепродуктов |
т. |
719,8 |
132,8 |
716,9 |
99,6 |
645,5 |
90,0 |
продукты от разделки |
т. |
114,28 |
122,6 |
111,7 |
97,7 |
65,5 |
58,6 |
Пресервы |
т. |
817,4 |
113,8 |
866,9 |
106,1 |
808,3 |
93,2 |
Консервы |
т. |
1508 |
х |
2518 |
167,0 |
3881,9 |
154,2 |
Годовой объем производства в стоимостном выражении (в действующих ценах). |
млн.р. |
23752,7 |
152,5 |
33300,4 |
140,2 |
45349,7 |
136,2 |
рыба соленая, кроме сельди |
млн.р. |
2577,8 |
105,0 |
2791,3 |
108,3 |
2223,3 |
79,6 |
сельдь соленая |
млн.р. |
498,3 |
102,4 |
557,9 |
112,0 |
595,8 |
106,8 |
рыба копченая |
млн.р. |
3150,4 |
102,9 |
3236,8 |
102,7 |
2877,5 |
88,9 |
рыба вяленая |
млн.р. |
1658,4 |
117,5 |
1762 |
106,2 |
1438,5 |
81,6 |
изделия из нерыбных морепродуктов |
млн.р. |
2842,7 |
131,1 |
3207,5 |
112,8 |
2838,7 |
88,5 |
продукты от разделки |
млн.р. |
440,6 |
133,0 |
540,6 |
122,7 |
269,9 |
49,9 |
Пресервы |
млн.р. |
6442 |
117,1 |
7360,3 |
114,3 |
7575,2 |
102,9 |
Консервы |
млн.р. |
6025 |
х |
13666,7 |
226,8 |
27658,3 |
202,4 |
Себестоимость произведенной продукции |
млн.р. |
22652 |
159,7 |
30893 |
136,4 |
38439 |
124,4 |
Выручка от реализации продукции |
млн.р. |
21703 |
125,1 |
23515 |
108,3 |
21739 |
92,4 |
Из таблицы 2.2 видно, что годовой объем производства в натуральном, также как и в стоимостном выражении с 2007 по 2009 гг. растет в основном за счет роста производства консерв. Так темп роста консерв к 2007 г. в стоимостном выражении составил 226,8 %, а к 2008 г. – 202,4 %, что связано с наращиванием мощностей в г. Браслав. Снижение объема производства в натуральном выражении пресерв с 866,9 т. до 808,3 т. в 2009 г. связано с увеличением затрат на их производство, так в стоимостном выражении в 2008 г. производство пресерв составило 7360,3 млн. р. и 7575,2 млн. р. в 2009 г.. В 2008 г. вырос объем производства сельди соленой на 9,8 %, а в 2009 г. снизился на 21,3 %, что связано также с увеличением в 2009 г. затрат на производство данного вида продукции. Так в 2008 г. было произведено 156,2 т. данной продукции, что в стоимостном выражение составляет 557,9 млн. р., а в 2009 г. было произведено 138,6 т., что в стоимостном выражении 595,8 млн. р. т.е. объем производства в натуральном выражении снизился, а в стоимостном вырос. Увеличение доли затрат связано с перезаключением договоров в 2009 г. и ростом цен на товар. В силу ограниченности производственных площадей произошло снижение объемов выпуска рыбы вяленой на 34,2 % с 2007 по 2009 гг. и копченой на 33,5 % с 2007 по 2009 гг.
Необходимо отметить, что основную долю в выпуске 44,1 % в 2007 г., 84,6 % в 2008 г. и 90,1 % в 2009 г., занимают материалоемкие и энергоемкие виды продукции, такие как консервы, пресервы, салаты из морской капусты, рыбные салаты. Также наблюдается тенденция к увеличению выпуска продукции мелкой фасовки в вакуумной упаковке.
2.3.2 Анализ реализации продукции
С 2000 г. в республике наметилась тенденция увеличения потребления рыбы. Сохранение этой тенденции в перспективе требует принятия мер, важнейшие из которых создание условий для наращивания объемов производства рыбной пищевой продукции, расширение ассортимента, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемых изделий, дальнейшее налаживание контактов с поставщиками рыбы и рыбной продукции.
Для нашей страны рыба и морепродукты являются товарами критического импорта, которые республика не может произвести в полном объеме и вынуждена импортировать. Импортные поставки на сегодняшний день составляют 90 процентов потребляемой в Республике Беларусь рыбы.
ГТПУП «Белрыба» ориентирована на внутренний рынок Республики Беларусь. Фирменная сеть ГТПУП «Белрыба» представлена пятью специализированными магазинами, фирменными секциями в крупнейших магазинах г. Минска, фирменными торговыми павильонами, филиалами (со складами) в Гродно, Гомеле, Могилеве, Бресте, Барановичах, Бобруйске, Борисове, Витебске, Жлобине, Жодино, Лиде, Мозыре, Молодечно, Пинске, Полоцке, Слуцке, Солигорске, Калинковичах, представительствами во всех крупных городах Республики Беларусь.
Проводится работа по оптимизации работы собственной розничной торговой сети. В январе 2009 г. начали свою работу два новых торговых павильона в г. Солигорске и торговая точка в торговом центре «Аэродромный» г. Минск. Несмотря на то, что охвачены все регионы, предприятие занимает только вторую позицию на продовольственном рынке после СП ООО «Санта Импэкс Брест», мощности которого позволяют ему конкурировать по цене не только на белорусском рынке, но также на рынках Российской Федерации, Украины и Молдовы.
Можно также выделить среди предприятий-конкурентов, реализующих свежемороженую рыбу и морепродукты на территории Республики Беларусь ООО «Аквапромресурс», ЧТУП «Фрэлиэйсэксим», ОДО «Виталюр», ООО «БелВнешРыбТорг», а также среди конкурентов по продукции собственного производства КПУП «Минскрыбпром», ООО «Просма», СП ООО «Леор Пластик», ИП «Вкус рыбы плюс».
Учитывая сложившиеся соотношения производственных возможностей на рынке отечественных производителей и, исходя из имеющихся производственных мощностей, руководство ГТПУП «Белрыба» придерживается следующей базовой стратегии - стратегия расширения ассортимента конкурентной продукции с целью завоевания ключевого положения на рынке. Данные по реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении представлены в таблице 2.3
Таблица 2.3- Реализация продукции в натуральном и стоимостном выражениях
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2007 |
2008 |
2009 |
Объем отгрузки продукции в натуральном выражении | ||||
Собственное производство |
т |
3555,9 |
5111,1 |
5876,6 |
Рыба соленая и копченая |
т |
669,6 |
610,7 |
602,3 |
Рыба фасов. |
т |
4,2 |
7,3 |
8,4 |
Пресервы |
т |
809,7 |
865,8 |
805,4 |
Морская капуста |
т |
719,2 |
705,2 |
630,0 |
Прочие продукты |
т |
426,3 |
391,1 |
449,8 |
Консервы |
т |
926,9 |
2531 |
2909,5 |
ТЗД (торгово - закупочная деятельность) |
т |
20918 |
23537,9 |
16720,2 |
Рыба морож |
т |
8655,6 |
10072,4 |
8320,9 |
Кулинария |
т |
6824,6 |
6249,6 |
3189,6 |
Деликатесы |
т |
414 |
352,7 |
230,2 |
Рыба соленая и копченая |
т |
177,9 |
125,8 |
118 |
Икра и ее аналоги |
т |
151,2 |
171,3 |
109 |
консервы |
т |
4671,3 |
6392,5 |
4760 |
прочее |
т |
23,4 |
65 |
112,5 |
Объем реализации продукции в стоимостном выражении | ||||
Собственное производство |
млн.р. |
22712,0 |
32041,5 |
36847,7 |
Рыба соленая и копченая |
млн.р. |
8307,7 |
8368,8 |
9624,1 |
Рыба фасов. |
млн.р. |
89 |
82,5 |
94,9 |
Пресервы |
млн.р. |
6542,3 |
7426,1 |
7540,0 |
Морская капуста |
млн.р. |
2905,6 |
3029,9 |
2707,4 |
Прочие продукты |
млн.р. |
726,5 |
562,5 |
646,9 |
Консервы |
млн.р. |
4140,9 |
12571,7 |
15457,5 |
ТЗД(торгово закупочная деятельность) |
млн.р. |
116798,4 |
174764,0 |
155455,1 |
Рыба морож |
млн.р. |
38242,3 |
50170,94 |
52713,7 |
Кулинария |
млн.р. |
31300,5 |
41439,1 |
33798,9 |
Деликатесы |
млн.р. |
4356,5 |
4647,6 |
5809,5 |
Рыба соленая и копченая |
млн.р. |
2749,5 |
4411,9 |
5515,0 |
Икра и ее аналоги |
млн.р. |
9144,3 |
13970,1 |
12462,6 |
консервы |
млн.р. |
30922,2 |
59061,3 |
43826,6 |
прочее |
млн.р. |
83,1 |
1063,06 |
1328,8 |
Анализируя данные таблицы 2.3, можно сделать вывод, что реализация собственного производства с 2007 г. по 2008 г. выросла на 43,7 % - это связано с наращиванием производственных мощностей в г. Браслав, увеличением объема производства, а с 2008 г. по 2009 г. на 14,9 % - дальнейшим освоением данного производства.
Собственное производство. Снизился объем реализации рыбы соленой и копченой в 2008 г. на 8,7 % и на 1,4 % в 2009 г. в связи с уменьшением объемов ее производства. На 73,8 % в 2008 г. и на 15 % в 2009 г. вырос объем реализации рыбы фасованной, что основано на максимальном количестве полезных элементов в данном продукте для человека и более доступных ценах. Объем реализации пресерв с 2007 по 2008 гг. вырос на 6,9 % и уменьшился на 6,97 % с 2008 по 2009 гг., что взаимосвязано с объемом производства и ростом затрат на их производство. На 10,6 % в 2009 г. снизился объем реализации морской капусты, что связано с уменьшением объема ее производства на 9,9 %. Рост реализации консерв с 2007 по 2008 гг. на 115 % связан с увеличением их производства, в результате наращенный мощностей в г. Браслав, и на 14,9 % в 2009 г. с дальнейшим освоением производства.
Торгово-закупочная деятельность. В 2008 г. увеличился объем реализации рыбы мороженной на 16,4 %, а в 2009 г. снизился на 17,3 %, что связано с увеличением объема продаж рыбы фасованной собственного производства в 2009 г. на 15 %. Снизился объем продаж кулинарии в 2008 г. на 8,4 % и на 48,9 % в 2009 г., что является следствием роста цены на данную закупочную продукцию и роста производства собственного производства данной продукции по более низким ценам. Значительно снизился объем реализации деликатесной продукции. В 2008 г. объем реализации в натуральном выражении снизился на 14,8 %, а в 2009 г. на 34,7 %, при этом объем реализации в стоимостном выражении в 2008 г. вырос на 6,7 %, а в 2009 г. на 24,9 %, что говорит о значительном подорожании данного вида продукции. Такая же тенденция наблюдается и по рыбе соленой и копченой, так в 2008 г. объем реализации в натуральном выражении снизился на 29,2 %, а в 2009 г. на 6,2 %, при этом объем продаж в стоимостном выражении в 2008 г. вырос на 60,4 %, а в 2009 на 25 %. В 2008 г. увеличился объем продаж икры на 13,2 % в натуральном выражении и на 52,7 % в стоимостном выражении, в 2009 г. отмечается падение продаж в натуральном и стоимостном выражении на 36,4 % и 10,7 % соответственно. Падение продаж связано с более сложной экономической ситуацией и падением спроса на данный вид продукции. Уменьшение продаж консерв в 2009 г. на 25,5 % в натуральном выражении связано с увеличением собственного производства данного вида продукции и расширением ассортимента.
Сравнив таблицы 2.1, 2.2 и 2.3 можно сделать вывод, что производственная программа совпадает с программой реализации и продукция особо не залеживается на складах.
Реализация по видам продукции в натуральном выражении представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1–Реализация продукции в натуральном выражении в 2007-2009гг
Как видно из рисунка 2.1, наблюдается значительное снижение реализации товаров закупочной деятельности: рыбы мороженной, кулинарии и консерв, что, как было отмечено выше, связано с ростом реализации данной продукции собственного производства. Особый рост реализации консерв собственного производства связан с открытием производственного цеха в г. Браслав в 2007 г. и дальнейшим освоением этого производства, в результате чего был расширен перечень предлагаемой вниманию потребителя продукции. В результате снижения объема производства морской капусты была снижена ее реализация.
Реализацию продукции в долях рассмотрим на рисунке 2.2.
|
Рисунок 2.2 – Реализация продукции в долях 2007-2009 гг.
Как видно из рисунка 2.2 после введения в 2007 г. производственного цеха по выпуску консерв в г. Браслав, основной объем реализации приходится на них, 12 % в 2007 г., 62 % в 2008 г. и 60 % в 2009 г. Мы наблюдаем в 2008 г. снижение доли реализации рыбы натуральной с 80 % в 2007 г. до 21 % в 2008 г., за счет увеличения доли реализации консерв из рыб с 12 % в 2007 г., до 62 % в 2008 г. В 2009 г. наблюдается рост реализации рыбы натуральной на четыре процента по сравнению с 2008 г., что связано со снижением доли реализации консерв на два процента и рыбной кулинарии на три процента по сравнению с 2008 г. Но, заметим, что в 2008 г. наблюдается рост объема реализации на восемь процентов рыбной кулинарии с трех процентов в 2007 г., что связано с доступной ценой на данный вид продукции, а также легкость их приготовления. В 2009 г. увеличилась доля реализации рыбного филе и составила три процента, при двух процентах в 2007 и 2008 гг.
В итоге, тенденция в изменении потребностей в каждой из этих групп, в основном, увеличение спроса на более дешевые товары. В результате чего ценовая политика предприятия направлена на то, чтобы цены в сегменте «эконом класса» соответствовали рыночным ценам конкурентов, в сегменте «средний класс» приоритет отдан соотношению «цена-качество», поэтому в отдельных позициях цены выше, чем у конкурентов. Продукция для сегмента «класс премиум», к которой относятся деликатесы в вакуумной упаковке, отличается широким ассортиментом, современной упаковкой, оригинальным дизайном пленки и этикетки. Цены на эту продукцию на уровне конкурентов.