Повышение прибыльности и рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить способы повышения прибыли и рентабельности, на основании анализа состояния предприятия оценить существующие прибыль и рентабельность на предприятия и разработать мероприятия по их увеличению.
В процессе изучения объекта исследования проведен анализ технико-экономических показателей (объема производства и реализации продукции, себестоимости, прибыли и рентабельности, основных средств, финансового состояния предприятия) за последние годы.
На основании проведенного анализа полученных в его результате данных в проектной части:
предложено мероприятие по энергосбережению, замене существующей котельной в г. Браслав, на коте

Содержание

Введение
1. Прибыль и рентабельность предприятия и пути их повышения
1.1 Сущность прибыли
1.2 Сущность рентабельности
1.3 Пути повышения прибыли и рентабельности
2. Анализ производственно – хозяйственной деятельности ГТПУП «Белрыба»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ организационной структуры
2.3 Анализ технико-экономических показателей ГТПУП «Белрыба»
2.3.1 Анализ объема производства
2.3.2 Анализ реализации продукции
2.3.3 Анализ себестоимости
2.3.4 Анализ прибыли и рентабельности
2.3.5 Анализ основных средств
2.3.6 Анализ персонала
2.3.7 Анализ заработной платы
2.3.8 Анализ финансовой деятельности
2.3.9 Общие выводы по анализу хозяйственной деятельности ГТПУП «Белрыба»
3. Пути повышения прибыли и рентабельности на ГТПУП «Белрыба»
3.1 Разработка системы скидок на продукцию предприятия
3.2 Разработка мероприятий по энергосбережению
3.3 Повышение прибыли за счет эффективной рекламной политики
3.5 Методы изготовления печатных плат
4. Оптимизация затрат на охрану окружающей среды как резерв снижения себестоимости
4.1 Факторы, влияющие на себестоимость продукции
4.2 Место затрат на охрану окружающей среды в себестоимости продукции
4.3 Основные возможности снижения затрат при снижении себестоимости продукции на ГТПУП «Белрыба»
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Повышение прибыли и рентабельности.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

 

Результаты расчетов показывают, что уменьшение прибыли от реализации в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом произошло за счет изменения себестоимости на продукцию (минус 3874 млн. р.). Наиболее сильное положительное влияние на значение анализируемого показателя оказала цена реализованной продукции (+ 3043 млн. р.). То есть, имеем увеличение прибыли за счет изменения цены и негативное влияние на размер прибыли с изменением себестоимости на продукцию. Исходя из результатов анализа, можно сделать вывод, что главным резервом увеличения прибыли является снижение себестоимости на продукцию.

Анализ рентабельности предприятия. Анализ рентабельности предприятия включает:

  • анализ рентабельности производства;
  • анализ рентабельности продаж;
  • анализ рентабельности предприятия.
Анализ рентабельности производства продукции. Анализ рентабельности производства продукции дает возможность установить тот уровень рентабельности, с которым работало предприятие в отчетном году по выпуску продукции.

Рентабельность производства продукции, , %, определяется по формуле

 

 % , (2.8)

 

где – прибыль от производства товарной продукции, р.;

 – себестоимость товарной продукции, р.

Прибыль от производства товарной продукции, Птп, млн. р., определяется по формуле

 

,(2.9)

 

где – объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия, р.

Данные для анализа рентабельности собственного производства представлены в таблице 2.10.

 

Таблица 2.10 - Рентабельность собственного производства продукции

Наименование показателей

Ед. изм.

Значение показателей

Отклонение (+, -)

2008 г.

2009 г.

Товарная продукция предприятия в фактических ценах

млн. р.

33300,4

45349,7

+12049,3

Полная себестоимость

млн. р.

30893

38439

+8454

Прибыль от производства товарной продукции

млн. р.

2407,4

6910,7

+4503,3

Рентабельность производства

%

7,8

17,9

+10,1


 

Из данных этой таблицы видно, что фактический уровень рентабельности производства в 2009 г. выше рентабельности в 2008 г. на 10,1 %. Это объясняется тем, что за отчетный период произошло повышение прибыли от производства на 1,87 % и снижение затрат на 1000 р. произведенной продукции на восемь процентов.

Резервы повышения уровня рентабельности производства заключаются в увеличении прибыли от производства продукции за счет снижения себестоимости товарной продукции, путем применения более современных и экономичных технологий, замены дорогостоящего сырья на более дешёвое.

Анализ рентабельности продаж. Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, а так же влияние факторов на изменение этого показателя, таблица 2.11.

 

Таблица 2.11 - Рентабельность продаж

Показатель

Ед. изм

2008 г.

2009 г.

Выручка от реализации продукции (без налогов из выручки), В

млн.р.

179 592

168 567

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, С

млн.р.

157 297

151 205

Коммерческие расходы (КР)

млн.р.

19 459

14 833

Прибыль от реализации продукции, Пр

млн.р.

2 836

2 529

Рентабельность продаж (Рп)

%

1,4

1,3


 

Рентабельность продаж, Рп, %, – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции, рассчитывается по формуле

 

Рп = (В – С – КР – ) / В×100 % = Пр / В×100 %,(2.10)

 

где В-выручка от реализации продукции, р;

КР - коммерческие расходы, р;

Пр – прибыль от реализации, р;

C – себестоимость реализации товаров, продукции, услуг, р.

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.

В приводимых ниже формулах использованы следующие обозначения:

В1 и Во – отчетная и базисная выручка, р;

С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость, р;

КР1 и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы, р;

1. Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж, DРпв, %, рассчитывается по формуле

 

пв = [(В1 – Со – КРо)/ В1 – (Во – Со – КРо / Во) / Во] × 100 %. (2.11)

пв =((168567 - 157297 - 19 459) / 168567 - (2836 / 179 592)) × 100 % = - 6,4 %

В связи с уменьшением выручки от реализации в отчетном году рентабельность снизилась на 6,4 %.

2. Влияние изменения себестоимости продукции, DРпс, %, рассчитывается по формуле

 

пс = [(В1 – С1 – КРо ) / В1 – (В1 – Со – КРо) / В1] 100 %. (2.12)

пс =(((168567 – 151205 - 19459) / 168567) - (168567 - 157297 -19459) / 168567)) × 100 % = + 3,6 %

 

Изменение себестоимости продукции привело к повышению рентабельности продаж на 3,6 %.

3.Влияние изменения коммерческих расходов, DРпкр, %, рассчитывается по формуле

 

пкр = [(В1 – С1 – КР1) / В1 – (В1 – С1 – КРо) / В1] 100 %. (2.13)

пкр = (2529 / 168567 - ((168567 – 151205 - 19459) / 168567)) × 100 % =2,74 %

 

За счет уменьшения коммерческих расходов рентабельность продаж увеличилась на 2,74 %.

Общее влияние всех факторов составит:

 

побщ = - 6,4 % + 3,6 % + 2,74 % = - 0,06 %

На изменение рентабельности продаж наибольшее отрицательное влияние оказала уменьшение выручки от реализации продукции (минус 6,4 %), а положительное – изменение себестоимости (+3,6 %).

Анализ рентабельности предприятия. По рассчитанным выше показателям рентабельности нельзя судить об эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств. Оценку эффективности деятельности предприятия дают показатели рентабельности капитала и оборота, представленные в таблице 2.12.

 

Таблица 2.12 - Рентабельности капитала и оборота

Показатели

2007 г. год

2008 г.

2009 г. год

Средний собственный капитал, млн.р.

8 557

11 367

11 545

Выручка от реализации (нетто), млн.р.

134 344

179 592

168 567

Скорость оборота собственного капитала

15,7

15,8

14,6

Время оборачиваемости собственного капитала, дней

23

23

25

Средний весь капитал, млн.р.

24 676

37 339

40 386

Скорость оборота всего капитала

5,4

4,8

4,2

Время оборачиваемости всего капитала

67,6

76

87

Балансовая прибыль, млн.р.

2 239

2 990

2 663

Рентабельность всего капитала, %

9,07

8,0

6,6

Рентабельность собственного капитала, %

26,2

26,3

23,06

Рентабельность оборота, %

1,7

1,7

1,6


 

Средний собственный капитал с 2007 по 2008 гг. увеличился на 2810 млн. р. или на 32,8 % и на 178 млн. р. или на 1,6 % с 2008 по 2009 гг. Выручка от реализации возросла на 45248 млн. р. или на 33,7 % с 2007 по 2008 гг., что связано с наращиванием мощностей в г. Браслав с ростом производства консерв и объемом их реализации, и уменьшилась на 6,2 % с 2008 по 2009 гг. в результате снижения объемов реализации продукции. Скорость оборота собственного капитала в 2009 г. снизилась до 14,6 по сравнению с 2008 г., где она составляла 15,8, в результате увеличив время оборачиваемости собственного капитала на два дня, а время оборачиваемости всего капитала на 11 дней. Рентабельность всего капитала снизилась и составила 6,6 %. Рентабельность собственного капитала также снизилась и составила 23,06 %, что на 12,4 % меньше, чем в 2008 г. Рентабельность оборота осталась практически на уровне 2007 г. и составила 1,6 %.

Анализ прибыли показал, что наибольшее положительное влияние на нее оказывает изменение цен на продукцию. Так изменение цены повлекло за собой увеличение прибыли от реализации продукции на 3074 млн.р. В свою очередь, изменение себестоимости привело к уменьшению прибыли на 3874 млн. р. Балансовая прибыль уменьшается в результате уменьшения прибыли от реализации, так уменьшившись на 10,8 % в 2009 г., повлекла за собой снижение балансовой прибыли на 10,9 %. Хоть рентабельность собственного производства увеличилась на 10,1 % в 2009 г., все равно имеются резервы по ее увеличению. Уменьшение выручки от реализации на 11025 млн. р. повлияло на уменьшение рентабельности продаж на 6,4 %, а снижение себестоимости на 3,9 % привело к повышению рентабельности на 3,6 %. Также благоприятно повлияло снижение коммерческих расходов на рентабельность продаж, увеличив ее тем самым на 2,74 %.

Уменьшение выручки от реализации на 11025 млн.р. отрицательно повлияло на скорость оборота собственного капитала, уменьшив его на 1,2 % и тем самым увеличив время оборачиваемости собственного капитала на два дня, что повлекло за собой увеличение оборота всего капитала на 11 дней. Так как один оборот капитала переходит из денежной формы в производительную, затем в товарную, из товарной — вновь в денежную. То в результате увеличения оборота, предприятие теряет время, и возможность увеличения прибыли. Снижение рентабельности всего капитала на 1,4 % и на 3,3 % по сравнению с 2008 и 2007 гг. соответственно, характеризует снижение эффективности использования всего имущества предприятия. Снижение рентабельности собственного капитала на 2,9 % в 2009 г., показывает снижение эффективности использования собственных средств.

 

 

2.3.5 Анализ основных средств

Основные средства - та часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт постепенно, по частям, по мере использования.

Для учёта основных фондов, определения их состава и структуры необходима их классификация. Существуют следующие группы основных производственных фондов:

  • здания (корпуса цехов, складские помещения, производственные лаборатории и т. п.);
  • сооружения (инженерно-строительные объекты, создающие условия для осуществления процесса производства: эстакады, автомобильные дороги, туннели, мосты);
  • внутрихозяйственные дороги;
  • передаточные устройства (электросети, теплосети, газовые сети);
  • машины и оборудование, в том числе: силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительная техника и прочее.

Данные по основным производственным фондам предприятия представлены в таблице 2.13.

 

Таблица 2.13 - Состояние основных производственных средств

Показатели

01.01.2007 г.

01.01.2008 г.

01.01.2009 г.

Первоначальная стоимость, млн. р.

17 187

36 743

43 574

Поступило в течение, млн. р.

19 567

7 104

8 140

Выбыло в течение, млн. р.

11

273

120

Остаточная стоимость по состоянию, млн. р

13 540

18 785

21 354

Степень износа, %

21,2

48,9

50,9

Уровень обновления, %

53,2

16,3

21,0


 

 

Как видно из таблицы 2.13, степень износ основных фондов предприятия, рассчитанный как отношение накопленного износа имеющихся основных фондов (разницы их полной учетной и остаточной балансовой стоимости) к полной учетной стоимости этих основных фондов, составляет 21,2 % в 2007 г. и 48,9 % в 2008 г. и 50,9 % в 2009 г., что свидетельствует о необходимости делать существенные вложения на восстановление и обновление производственной базы. Так, в 2007 г. на указанные цели было потрачено 1,4 млрд. р, а за 2008 г. объем инвестиций в основной капитал составил 2781 млн. р.

Информация о работе Повышение прибыльности и рентабельности