Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:25, курсовая работа
Цель работы: изучить способы повышения прибыли и рентабельности, на основании анализа состояния предприятия оценить существующие прибыль и рентабельность на предприятия и разработать мероприятия по их увеличению.
В процессе изучения объекта исследования проведен анализ технико-экономических показателей (объема производства и реализации продукции, себестоимости, прибыли и рентабельности, основных средств, финансового состояния предприятия) за последние годы.
На основании проведенного анализа полученных в его результате данных в проектной части:
предложено мероприятие по энергосбережению, замене существующей котельной в г. Браслав, на коте
Введение
1. Прибыль и рентабельность предприятия и пути их повышения
1.1 Сущность прибыли
1.2 Сущность рентабельности
1.3 Пути повышения прибыли и рентабельности
2. Анализ производственно – хозяйственной деятельности ГТПУП «Белрыба»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ организационной структуры
2.3 Анализ технико-экономических показателей ГТПУП «Белрыба»
2.3.1 Анализ объема производства
2.3.2 Анализ реализации продукции
2.3.3 Анализ себестоимости
2.3.4 Анализ прибыли и рентабельности
2.3.5 Анализ основных средств
2.3.6 Анализ персонала
2.3.7 Анализ заработной платы
2.3.8 Анализ финансовой деятельности
2.3.9 Общие выводы по анализу хозяйственной деятельности ГТПУП «Белрыба»
3. Пути повышения прибыли и рентабельности на ГТПУП «Белрыба»
3.1 Разработка системы скидок на продукцию предприятия
3.2 Разработка мероприятий по энергосбережению
3.3 Повышение прибыли за счет эффективной рекламной политики
3.5 Методы изготовления печатных плат
4. Оптимизация затрат на охрану окружающей среды как резерв снижения себестоимости
4.1 Факторы, влияющие на себестоимость продукции
4.2 Место затрат на охрану окружающей среды в себестоимости продукции
4.3 Основные возможности снижения затрат при снижении себестоимости продукции на ГТПУП «Белрыба»
Заключение
Список используемых источников
Результаты расчетов показывают, что уменьшение прибыли от реализации в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом произошло за счет изменения себестоимости на продукцию (минус 3874 млн. р.). Наиболее сильное положительное влияние на значение анализируемого показателя оказала цена реализованной продукции (+ 3043 млн. р.). То есть, имеем увеличение прибыли за счет изменения цены и негативное влияние на размер прибыли с изменением себестоимости на продукцию. Исходя из результатов анализа, можно сделать вывод, что главным резервом увеличения прибыли является снижение себестоимости на продукцию.
Анализ рентабельности предприятия. Анализ рентабельности предприятия включает:
Рентабельность производства продукции, , %, определяется по формуле
% , (2.8)
где – прибыль от производства товарной продукции, р.;
– себестоимость товарной продукции, р.
Прибыль от производства товарной продукции, Птп, млн. р., определяется по формуле
,(2.9)
где – объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия, р.
Данные для анализа рентабельности собственного производства представлены в таблице 2.10.
Таблица 2.10 - Рентабельность собственного производства продукции
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Значение показателей |
Отклонение (+, -) | |
2008 г. |
2009 г. | |||
Товарная продукция предприятия в фактических ценах |
млн. р. |
33300,4 |
45349,7 |
+12049,3 |
Полная себестоимость |
млн. р. |
30893 |
38439 |
+8454 |
Прибыль от производства товарной продукции |
млн. р. |
2407,4 |
6910,7 |
+4503,3 |
Рентабельность производства |
% |
7,8 |
17,9 |
+10,1 |
Из данных этой таблицы видно, что фактический уровень рентабельности производства в 2009 г. выше рентабельности в 2008 г. на 10,1 %. Это объясняется тем, что за отчетный период произошло повышение прибыли от производства на 1,87 % и снижение затрат на 1000 р. произведенной продукции на восемь процентов.
Резервы повышения уровня рентабельности производства заключаются в увеличении прибыли от производства продукции за счет снижения себестоимости товарной продукции, путем применения более современных и экономичных технологий, замены дорогостоящего сырья на более дешёвое.
Таблица 2.11 - Рентабельность продаж
Показатель |
Ед. изм |
2008 г. |
2009 г. |
Выручка от реализации продукции (без налогов из выручки), В |
млн.р. |
179 592 |
168 567 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, С |
млн.р. |
157 297 |
151 205 |
Коммерческие расходы (КР) |
млн.р. |
19 459 |
14 833 |
Прибыль от реализации продукции, Пр |
млн.р. |
2 836 |
2 529 |
Рентабельность продаж (Рп) |
% |
1,4 |
1,3 |
Рентабельность продаж, Рп, %, – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции, рассчитывается по формуле
Рп = (В – С – КР – ) / В×100 % = Пр / В×100 %,(2.10)
где В-выручка от реализации продукции, р;
КР - коммерческие расходы, р;
Пр – прибыль от реализации, р;
C – себестоимость реализации товаров, продукции, услуг, р.
Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.
В приводимых ниже формулах использованы следующие обозначения:
В1 и Во – отчетная и базисная выручка, р;
С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость, р;
КР1 и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы, р;
1. Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж, DРпв, %, рассчитывается по формуле
DРпв = [(В1 – Со – КРо)/ В1 – (Во – Со – КРо / Во) / Во] × 100 %. (2.11)
DРпв =((168567 - 157297 - 19 459) / 168567 - (2836 / 179 592)) × 100 % = - 6,4 %
В связи с уменьшением выручки от реализации в отчетном году рентабельность снизилась на 6,4 %.
2. Влияние изменения себестоимости продукции, DРпс, %, рассчитывается по формуле
DРпс = [(В1 – С1 – КРо ) / В1 – (В1 – Со – КРо) / В1] 100 %. (2.12)
DРпс =(((168567 – 151205 - 19459) / 168567) - (168567 - 157297 -19459) / 168567)) × 100 % = + 3,6 %
Изменение себестоимости продукции привело к повышению рентабельности продаж на 3,6 %.
3.Влияние изменения коммерческих расходов, DРпкр, %, рассчитывается по формуле
DРпкр = [(В1 – С1 – КР1) / В1 – (В1 – С1 – КРо) / В1] 100 %. (2.13)
DРпкр = (2529 / 168567 - ((168567 – 151205 - 19459) / 168567)) × 100 % =2,74 %
За счет уменьшения коммерческих расходов рентабельность продаж увеличилась на 2,74 %.
Общее влияние всех факторов составит:
DРпобщ = - 6,4 % + 3,6 % + 2,74 % = - 0,06 %
На изменение рентабельности продаж наибольшее отрицательное влияние оказала уменьшение выручки от реализации продукции (минус 6,4 %), а положительное – изменение себестоимости (+3,6 %).
Таблица 2.12 - Рентабельности капитала и оборота
Показатели |
2007 г. год |
2008 г. |
2009 г. год |
Средний собственный капитал, млн.р. |
8 557 |
11 367 |
11 545 |
Выручка от реализации (нетто), млн.р. |
134 344 |
179 592 |
168 567 |
Скорость оборота собственного капитала |
15,7 |
15,8 |
14,6 |
Время оборачиваемости собственного капитала, дней |
23 |
23 |
25 |
Средний весь капитал, млн.р. |
24 676 |
37 339 |
40 386 |
Скорость оборота всего капитала |
5,4 |
4,8 |
4,2 |
Время оборачиваемости всего капитала |
67,6 |
76 |
87 |
Балансовая прибыль, млн.р. |
2 239 |
2 990 |
2 663 |
Рентабельность всего капитала, % |
9,07 |
8,0 |
6,6 |
Рентабельность собственного капитала, % |
26,2 |
26,3 |
23,06 |
Рентабельность оборота, % |
1,7 |
1,7 |
1,6 |
Средний собственный капитал с 2007 по 2008 гг. увеличился на 2810 млн. р. или на 32,8 % и на 178 млн. р. или на 1,6 % с 2008 по 2009 гг. Выручка от реализации возросла на 45248 млн. р. или на 33,7 % с 2007 по 2008 гг., что связано с наращиванием мощностей в г. Браслав с ростом производства консерв и объемом их реализации, и уменьшилась на 6,2 % с 2008 по 2009 гг. в результате снижения объемов реализации продукции. Скорость оборота собственного капитала в 2009 г. снизилась до 14,6 по сравнению с 2008 г., где она составляла 15,8, в результате увеличив время оборачиваемости собственного капитала на два дня, а время оборачиваемости всего капитала на 11 дней. Рентабельность всего капитала снизилась и составила 6,6 %. Рентабельность собственного капитала также снизилась и составила 23,06 %, что на 12,4 % меньше, чем в 2008 г. Рентабельность оборота осталась практически на уровне 2007 г. и составила 1,6 %.
Анализ прибыли показал, что наибольшее положительное влияние на нее оказывает изменение цен на продукцию. Так изменение цены повлекло за собой увеличение прибыли от реализации продукции на 3074 млн.р. В свою очередь, изменение себестоимости привело к уменьшению прибыли на 3874 млн. р. Балансовая прибыль уменьшается в результате уменьшения прибыли от реализации, так уменьшившись на 10,8 % в 2009 г., повлекла за собой снижение балансовой прибыли на 10,9 %. Хоть рентабельность собственного производства увеличилась на 10,1 % в 2009 г., все равно имеются резервы по ее увеличению. Уменьшение выручки от реализации на 11025 млн. р. повлияло на уменьшение рентабельности продаж на 6,4 %, а снижение себестоимости на 3,9 % привело к повышению рентабельности на 3,6 %. Также благоприятно повлияло снижение коммерческих расходов на рентабельность продаж, увеличив ее тем самым на 2,74 %.
Уменьшение выручки от реализации на 11025 млн.р. отрицательно повлияло на скорость оборота собственного капитала, уменьшив его на 1,2 % и тем самым увеличив время оборачиваемости собственного капитала на два дня, что повлекло за собой увеличение оборота всего капитала на 11 дней. Так как один оборот капитала переходит из денежной формы в производительную, затем в товарную, из товарной — вновь в денежную. То в результате увеличения оборота, предприятие теряет время, и возможность увеличения прибыли. Снижение рентабельности всего капитала на 1,4 % и на 3,3 % по сравнению с 2008 и 2007 гг. соответственно, характеризует снижение эффективности использования всего имущества предприятия. Снижение рентабельности собственного капитала на 2,9 % в 2009 г., показывает снижение эффективности использования собственных средств.
2.3.5 Анализ основных средств
Основные средства - та часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт постепенно, по частям, по мере использования.
Для учёта основных фондов, определения их состава и структуры необходима их классификация. Существуют следующие группы основных производственных фондов:
Данные по основным производственным фондам предприятия представлены в таблице 2.13.
Таблица 2.13 - Состояние основных производственных средств
Показатели |
01.01.2007 г. |
01.01.2008 г. |
01.01.2009 г. |
Первоначальная стоимость, млн. р. |
17 187 |
36 743 |
43 574 |
Поступило в течение, млн. р. |
19 567 |
7 104 |
8 140 |
Выбыло в течение, млн. р. |
11 |
273 |
120 |
Остаточная стоимость по состоянию, млн. р |
13 540 |
18 785 |
21 354 |
Степень износа, % |
21,2 |
48,9 |
50,9 |
Уровень обновления, % |
53,2 |
16,3 |
21,0 |
Как видно из таблицы 2.13, степень износ основных фондов предприятия, рассчитанный как отношение накопленного износа имеющихся основных фондов (разницы их полной учетной и остаточной балансовой стоимости) к полной учетной стоимости этих основных фондов, составляет 21,2 % в 2007 г. и 48,9 % в 2008 г. и 50,9 % в 2009 г., что свидетельствует о необходимости делать существенные вложения на восстановление и обновление производственной базы. Так, в 2007 г. на указанные цели было потрачено 1,4 млрд. р, а за 2008 г. объем инвестиций в основной капитал составил 2781 млн. р.