Повышение эффективности функционирования предприятия за счет снижения себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 04:42, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является повышение эффективности функционирования предприятия за счет снижения себестоимости продукции.
В данной работе рассматриваются следующие задачи:
1. Изучение теоретических основ анализа себестоимости и пути ее снижения.
2. Проведение анализа финансового состояния предприятия.
3. Проведение анализа себестоимости.
4. Разработка мероприятий, направленных на снижение себестоимости и оценка их эффективности.
5. Прогноз основных показателей предприятия с учетом реализации предложенных мероприятий.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы анализа себестоимости продукции 7
1.1. Экономическая сущность себестоимости продукции 7
1.2. Структура себестоимости продукции и ее оптимизация 10
1.3. Факторный анализ себестоимости продукции 15
2. Анализ затрат на производство продукции ООО «АПК Мавр» 22
2.1. Организационно- аналитическая характеристика предприятия 22
2.1. Анализ имущества предприятия и его источников 26
2.2. Анализ финансового состояния 31
2.3. Анализ эффективности деятельности предприятия 36
2.4. Анализ производства и реализации продукции 40
2.5. Анализ себестоимости производимой продукции 43
2.6. Заключительная оценка состояния предприятия 54
3. Пути снижения себестоимости продукции на ООО «АПК Мавр» 57
3.1. Обоснование необходимости проведения мероприятий, снижающих себе-стоимость производства 57
3.2. Мероприятие 1. Снижение себестоимости выпускаемой продукции за счет совершенствования организации труда 58
3.3. Мероприятие 2. Снижение себестоимости выпускаемой продукции за счет сокращения затрат на управление 62
3.4. Оценка влияния мероприятий на деятельность предприятия 71
безопасность жизнедеятельности 73
вопросы экологии 78
Заключение 80
Библиографический список 83
Приложение А. Бухгалтерский баланс за 2006 год 86
Приложение Б. Форма № 2 88
Приложение В. Бухгалтерский баланс за 2007 год 89
Приложение Г. Форма № 2 91

Работа содержит 1 файл

ДР_КрасГАУ_Анализ затрат на пр-во продукции_МАВР (правильный).doc

— 941.50 Кб (Скачать)

Как видно из табл. 2.15 предприятие достаточно успешно справляется с выполнением своих обязательств. Процент выполнения договорных обязательств равен 100%.

Рассмотрев динамику производства и реализации продукции  можно отметить, что предприятие  занимает достаточно непрочные позиции на рынке сбыта продукции, что, бес правильной маркетинговой политики, может привести к увеличению имеющихся убытков.

Таблица 2.16 - Анализ обобщающих показателей качества продукции

Показатель

2005 год

2006 год

2007 год

План

Факт

1

2

3

4

5

Средневзвешенный балл качества продукции

0,84

0,85

0,9

0,89

Удельный вес продукция высшей категории качества, %

80

80

81

82

забракованная продукция, %

2

3

3

3,8

зарекламированная продукция

1

2

1

1,5

Потери от брака, т.руб.

89,6

120,42

382,74

484,80


 

Как видно из табл.2.16 за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышение ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества.

Таким образом, можно  отметить, что предприятие производит продукцию достаточно высокого качества.  Видно, что по сравнению с фактом прошлого года возрос процент забракованной продукции, составив по факту отчетного года 3,8%, причем он выше запланированного на 0,8%. Кроме того, необходимо отметить поступление на завод рекомендаций. Фактический процент зарекламированной продукции к концу отчетного года составил 1,5% от общей суммы реализации.

Наблюдается некоторая  аритмия производства, которая влечет за собой неравномерную загрузку оборудования. Но наибольшее влияние оказывают внешние причины, и самая главная – это низкий спрос на продукцию. Этим обусловлены отрицательные финансовые результаты, получаемые  от основной деятельности завода.

 Предприятию необходимо разработать качественную маркетинговую политику, которая будет способствовать реализации продукции не только в близлежащих регионах, но и за рубежом, обеспечивать постоянный спрос.

    1. Анализ себестоимости производимой продукции

 

Экономичность работы предприятий характеризуется прежде всего себестоимостью продукции, которая представляет собой выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции. В ней находят свое отражение стоимость потребленных оборотных фондов: снашиваемая в процессе производства доля основных фондов (в виде амортизационных отчислений), доля живого труда в виде заработной платы и часть продукта для общества в виде отчислений на социальные нужды и налоги, входящие в себестоимость (подоходный налог, отчисления в дорожные фонды и т.д.).

В ходе производственно-хозяйственной  деятельности, эти затраты должны возмещаться за счет выручки от реализации изготовленной продукции.

Изучить причины отклонения фактической себестоимости от расчетной, объективно оценить влияние на себестоимость фактического уровня использования трудовых, материальных и денежных ресурсов, выявить возможности более рационального использования этих средств и снижения на этой основе себестоимости продукции – в этом состоят задачи анализа.

Главная задача анализа  себестоимости продукции заключается  в том, чтобы дать объективную  оценку фактического уровня использования  материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявить возможности более  рационального использования этих ресурсов и снижение на этой основе себестоимости продукции, повышение прибыли и рентабельности. Затраты на 1 рубль товарной продукции характеризуют величину не только затрат, но и прибыли, приходящихся на 1 рубль, он имеет четкую взаимосвязь с рентабельностью продукции и производственных фондов.

При анализе себестоимости прежде всего необходимо дать общую оценку состояния затрат на производство продукции как в действующей оценке, так и в сопоставимой. Это сравнение проводится по уровню затрат на 1 рубль товарной продукции. Для анализа необходимо составить следующую аналитическую таблицу 2.17.

Таблица 2.17 - Затраты на 1 рубль товарной продукции.

Показатели

2005 год

2006 год

2007 год в ценах 2006 года

2007 год

1

2

3

4

5

1.Фактическая себестоимость ТП, тыс.руб.

243553

399601

557222

640805

2.Факт. выпуск ТП в  отпускных ценах, тыс.руб.

260341

420566

579444

661146

3.Затраты на 1 рубль  ТП (п1:п2), коп.

0,93

0,95

0,96

0,97

4.Изменение затрат  на 1 рубль ТП в отчет.году,

в % к пред. году

-

2,15

2,10

2,11


 

Фактическая себестоимость  ТП за отчетный год в среднегодовых  ценах предыдущего года – 557222 тыс.руб.

Фактический выпуск ТП за отчетный год в среднегодовых  ценах предыдущего года – 579444 тыс.руб.

Изменение затрат:

За отчетный год в  среднегодовых ценах предыдущего года

(0,96-0,95)/0,95*100=2,1%

За отчетный год в  фактически действующих ценах:

(0,97-0,95)/0,95*100=2,11%

Используя данные этой таблицы  можно сделать вывод о том, что на предприятии произошло увеличение затрат по сравнению с предыдущим годом как в фактически действующих ценах (2,11%), так и в сопоставимых (2,1%).

Несмотря на разницу  в денежных оценках, из данных таблицы 2,15 видно, что темпы роста товарного выпуска выше темпов роста затрат на производство как в сопоставимых, так и в действующих ценах, что подтверждается следующим расчетом:

а) в действующие оценки:

640805/399601*100=160,4% - темп роста затрат

661146/420566*100=157,2% - темп роста выпуска ТП

Из расчетов видно, что  темпы роста товарной продукции медленнее темпы роста себестоимости, это и вызвало увеличение затрат на 1 рубль ТП на 0,2 коп. (0,97-0,95).

Для выяснения причин изменения затрат на 1 рубль товарной продукции проведем подробный анализ себестоимости выпускаемой продукции.

Показатель затрат на рубль товарной продукции является одним из наиболее распространенных в хозяйственной практике показателей себестоимости, исчисляемый как отношение полной, коммерческой себестоимости товарной продукции к ее стоимости в оптовых ценах предприятия.

На это изменение  могут оказать влияние следующие факторы:

  • изменение себестоимости единицы продукции;
  • изменение цены за единицу продукции;
  • структурные (ассортиментные) сдвиги в составе продукции.

Для анализа составляется аналитическая таблица 4, в которой  представлены основные группы выпускаемой продукции.

Данные этой таблицы  используются коммерческой службой  предприятия для составления  программы выпуска наиболее целесообразной в экономическом отношении продукции.

Таблица  2.18 - Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции.

 

 

Наименование продукции

 

Затраты на 1 рубль

товарной продукции

Структура выпускаемой продукции

 

Изменение затрат на 1 рубль  товарной продукции

В пред. году

В отчет. году

В пред. году

В

отчет. году

Всего

В т.ч. за счет

в действ. ценах

в ценах пред. года

себестоимости

цены

структуры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Консервы (бан.)

0,88

0,97

0,84

0,09

0,13

0,09

0,04

0,01

0,04

Деликатесы (тн)

0,95

0,97

0,84

0,09

0,11

0,02

0,01

-0,01

0,02

Полукопченые и варенокопченые колбасы (тн)

1,01

0,92

0,80

0,18

0,19

-0,09

-0,02

0,02

0,09

Вареные колбасы (тн)

0,99

0,97

0,84

0,28

0,29

-0,02

-0,01

0,04

-0,01

Полуфабрикаты (тн)

0,91

0,93

0,81

0,21

0,24

0,02

0,02

-0,03

0,03

Мука (тн)

0,95

1,29

1,12

0,11

0,08

0,34

0,30

0,14

-0,10

Всего

0,95

0,97

0,84

1,00

1,00

0,02

0,04

-0,02

0,00


 

Консервы

Изменение затрат на 1 рубль  товарной продукции, как видно из таблицы произошло за счет:

а) увеличения себестоимости выпуска банки консервов:

(0,97-0,88)*0,13= 0,04 коп.

б) за счет изменения цены банки консервов:

(0,97-0,84)*0,13= 0,01 коп.

в) за счет структурного сдвига:

(0,13-0,09)*0,97= 0,04 коп.

Таким образом, общее  снижение затрат на рубль товарной продукции за счет всех трех факторов по консервам составило 0,09 коп. (0,04 + 0,01 + 0,04)

Из полученных результатов  анализа можно сделать следующий  общий вывод: дальнейший выпуск этой продукции экономически оправдан, но от наращивания объемов производства следует воздержаться.

В анализируемом году для этой продукции составила  лишь 9%.

Деликатесы

Расчет производится по такому же принципу.

Мы видим, что увеличение себестоимости происходило на фоне повышения стоимости продукции, темпы роста себестоимости были выше темпа роста цены на детали и поэтому имело место увеличения затрат на 1 рубль ТП по этим двум факторам на 0,02 коп.

Увеличение затрат на 1 рубль ТП по деликатесам произошло за счет изменения в структуре выпуска, и повышения себестоимости. Увеличение объемов реализации стало возможным, в связи со снижением цен. Поэтому этот фактор нужно рассматривать как отрицательный.

Из полученных результатов  анализа можно сделать следующий  общий вывод: дальнейший выпуск этой продукции экономически оправдан.

Полукопченые и варенокопченые колбасы

Расчет производится по такому же принципу. Общее снижение затрат на 1 рубль ТП за счет трех факторов составило 0,09 коп.

Таким образом, выпуск полукопченых и варенокопченых колбас на предприятии имеют высокую эффективность. Наращивание объемов по данному виду оправдано.

Вареные колбасы

Расчет производится по такому же принципу.

Общее снижение затрат на 1 рубль ТП за счет трех факторов составило 0,02коп.

Как видим, данная продукция имеет свою нишу на рынке сбыта, и задача коллектива найти возможность увеличения продаж и, соответственно, производства этой продукции, т.к. она имеет хорошие экономические показатели по цене и себестоимости.

Мука

Расчет производится по такому же принципу.

Общее повышение затрат на 1 рубль ТП за счет трех факторов составило 0,3 коп.

Это наиболее эластичный продукт, производимый предприятием. Как  показал анализ в связи с ростом затрат на сырье, себестоимость продукции настолько увеличилась, что даже снижение цены не позволило увеличить объемы продаж.

В процессе этого анализа  устанавливается влияние на общий показатель себестоимости отдельных групп продукции с разной рентабельностью. Это необходимо потому, что в общем показателе себестоимости не находит отражение изменение себестоимости по отдельным изделиям с различным уровнем экономичности их производства. Для этого необходимо всю продукцию предприятия распределить на следующие группы:

  • Нерентабельная (убыточная).
  • Низкорентабельная (с уровнем рентабельности ниже среднеотраслевого).
  • Среднерентабельная (на уровне среднеотраслевой).
  • Высокорентабельная (выше среднеотраслевой).

Для анализа можно  составить следующую аналитическую  таблицу 2.1

98.

Таблица 2.19 - Анализ показателя себестоимости отдельных групп продукции с разной рентабельностью

Группы продукции по уровню рентабельности

Факт. выпуск ТП, тыс.руб.

Факт. струк. выпуска, % к  итогу гр.3 : итог гр.3

Изменение себест. продук., % гр.3 : гр.2

2005 год

2006 год

2007 год

1

2

3

4

5

6

1.Нерентабельное

19484,2

71928,2

51264,4

8,0

71,3

2.Низкорентабельное

21919,8

111888,3

57672,5

9,0

51,5

3.Среднерентабельное

97421,2

79920,2

256322,0

40,0

320,7

4.Высокорентабельное

104727,8

135864,3

275546,2

43,0

202,8

Итого:

243553,0

399601,0

640805,0

100,0

160,4


 

Из таблицы 2.19 видно, что удельный вес отдельных групп продукции по уровню рентабельности колеблется от 8% до 43%. Это показывает различную значимость повышения себестоимости в различных группах продукции.

В целом рост себестоимости произошел на 60,4%. Как видно из таблицы, наибольшее увеличение себестоимости было в отчетном году по группе «среднерентабельной продукции», что вполне оправдано.

Затраты на производство охватывают все материальные, трудовые и денежные расходы, необходимые для производственно-хозяйственной деятельности предприятия и классифицируются по двум направлениям:

- по экономическим элементам.

- по статьям калькуляции.

При анализе затрат по экономическим элементам основной задачей анализа является установление структуры этих затрат и ее изменение в отчетном году по сравнению с предыдущим, а также изучение соотношения отдельных элементов в общей сумме затрат, что имеет большое значение не только при решении вопросов размещения, но и для выявления тех ресурсов, которые занимают наибольший удельный вес в затратах и экономия которых поэтому имеет очень важное значение для снижения себестоимости продукции. Для анализа составляется аналитическая таблица 2.20.

Информация о работе Повышение эффективности функционирования предприятия за счет снижения себестоимости продукции