Организация торгово-технологического процесса в магазине «777» предприятия ООО «СНАБОСС» и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование организации торгово-технологического процесса в магазине «777» ООО «СНАБОСС» и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

Для достижения поставленной цели в работе требуется решить следующие задачи:

- определить роль розничных предприятий в совершенствовании торгового обслуживания населения в республике Бурятия;

- рассмотреть сущность и принципы организации в магазине с теоретической точки зрения;

- проанализировать организацию торгово-технологического процесса в магазине «777» ООО «СНАБОСС»;

- разработка мероприятий по совершенствованию торгово-технологического процесса магазина «777» ООО «СНАБОСС».

Содержание

Содержание
Введение...............................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы организации торгово-технологического процесса в магазине................................................................................................................................5
1.1 Роль розничных предприятий в совершенствовании торгового обслуживания населения..............................................................................................................................5
1.2 Сущность и принципы организации торгово-технологического процесса в магазине..............................................................................................................................16
1.3 Основные направления рационализации торгово-технологического процесса..............................................................................................................................22
Глава 2. Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине «777» ООО «СНАБОСС».............................................................................................................28
2.1 Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия магазина «777» ООО «СНАБОСС»..........................................................28
2.2 Организация доставки и приемки товаров по количеству и качеству...................34
2.3 Хранение, подготовка к продаже и выкладка товаров в торговом зале магазина «777»...................................................................................................................................42
2.4 Организация продажи товаров и дополнительное обслуживание покупателей........................................................................................................................47
Глава 3. Направления совершенствования организации торгово-технологического процесса магазина «777» ООО «СНАБОС»....................................................................50
3.1 Определение оптимальности использования площадей и числа узлов в торговом зале предприятия как фактор повышения конкурентоспособности магазина «777»...................................................................................................................................50
3.2 Мероприятия по совершенствованию метода обслуживания покупателей магазина «777»...................................................................................................................53
Заключение.........................................................................................................................60
Список использованных источников...............................................................................64

Работа содержит 1 файл

курсовая.алиса. оргн.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

Рисунок 1 - Организационная структура ООО «СНАБОСС»

     Директор торгового предприятия  самостоятельно принимает решения,  осуществляет и контролирует всю коммерческую деятельность предприятия, принимает на работу персонал и заключает с ними трудовые договора, директор обязан обеспечить выполнение всех обязательств перед государственным бюджетом, поставщиками, заказчиками, банкам, заключает договора на поставку товара, контролирует выполнение поставок и т.д. В его подчинении находятся: главный бухгалтер, товаровед, старший продавец, грузчик, продавцы – кассиры и уборщик.

     Магазин «777» ООО «СНАБОСС»  имеет общую площадь 188 м², торговое помещение занимает 110 м², 3 м² – административно-бытовые помещения, 21м² – подсобные помещения и 22 м²  - помещения для приемки и хранения товаров.

     Магазин расположен возле проезжей  части, однако большим недостатком  является отсутствие автостоянки. 

     Для магазина «777» установлен  следующий режим работы: с 08.00 до 21.00, без обеденного перерыва  и выходных.

    По специализации относится к универсальному, так как в нем реализуется широкий ассортимент всех групп продовольственных товаров.

     Товарный профиль магазина –  продтовары. Район деятельности  – жилая застройка. В основном  обслуживается население, живущее в доме, где располагается магазин и прилегающих домах.

     В магазине «777» товары реализуются  в основном традиционным методом  обслуживания.

     Основные торгово-финансовые показатели деятельности предприятия «777» ООО «СНАБОСС» за 2008-2010 гг. приведены в табл. 2.1. 
 

Таблица 2.1 Основные торгово-финансовые показатели деятельности предприятия «777» ООО «СНАБОСС» за 2008-2010 гг.

Показатели 2008 2009 2010 Отклонение,

(+ ; -)

Темп  изменения, %
2009 к  2008 2010 к 2009 2009 к 2008 2010 к 2009
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Общая  площадь магазина, м² 188 188 188 - - - -
2. Торговая  площадь, м² 110 110 110 - - - -
3.Коэффициент  установочной площади),% 0,42 0,42 0,42 - - - -
4. Коэффициент эффективности использования  общей площади магазина 0,59 0,59 0,59 - - - -
5. Годовой  товарооборот, т.р. 9897000 11345000 12775000 1448000 1430000 14,63 12,6
6. Реализованные торговые надбавки:

- всего, т.р.

- в % к товарообороту

2566292,1 2941758,5 3312557,5 375466,4 370799 14,63 12,6
25,93 25,93 25,93 - - - -
7. Издержки обращения:

- всего, т.р. 

- в % к товарообороту

1347000 1467800 1500000 120800 32200 8,97 2,19
13,6 12,94 11,74 -0,66 -1,2 - -
8. Заработная  плата:

- всего, т.р.

- в % к издержкам  обращения

842000 850000 942000 8000 92000 0,95 10,8
62,51 57,91 62,80 -4,60 4,89 - -
9. Прибыль  от торговой деятельности, т.р. 8550000 9877200 11275000 1327200 1397800 15,52 14,15
10. Рентабельность,% 6,35 6,73 7,52 0,38 0,79 - -
11. Общая  численность работников, чел. 6 6 7 - - - -
12. В  том числе работников торгового зала, чел. 2 2 3 - 1 - 33,3
 

     На основании таблицы 2.1 можно  отметить, что общая площадь магазина  и торговая площадь на протяжении  рассматриваемого периода не  изменились.

     Показатель коэффициент установочной площади представляет собой отношение суммарной установочной площади оборудования к общей площади торгового зала и равен 0,42. Данный коэффициент не соответствует требованиям СНиП. В России для большинства магазинов рекомендуемый коэффициент установочной площади 0,25-0,35 (макс. 0,4). В зарубежных магазинах средний коэффициент установочной площади в торговых предприятиях равен 0,29 [4, 24]. Рассчитанный показатель свидетельствует о неэффективном планировочном решении магазина «777».

     Коэффициент эффективности использования общей площади магазина представляет собой отношение общей площади торгового зала к общей площади магазина и составляет 0,59. Значение данного коэффициента показывает, что торговая площадь занимает немного больше половины (59%) площади магазина и используется неэффективно, так как значительная её часть, которая могла бы быть использована для обслуживания покупателей и выкладки товара, занята подсобными помещениями. В зарубежных магазинах наиболее оптимальным считается соотношение торговой и неторговой площади магазина 70:30. Рекомендуемых показателей нет, многое зависит от товарной специфики магазина и наличия склада [3].

     Годовой товарооборот с каждым годом увеличивается. В 2010 году он возрос на 12,6%, по сравнению с 2009 годом, а в 2009 году – на 14,63 в сравнении с 2008 годом. Соответственно, проценты увеличения реализованных торговых надбавок являются аналогичными процентам изменения годового товарооборота. В %-ном отношении к товарообороту реализованные торговые надбавки составили 25,93% в каждом периоде.

     Издержки обращения в 2010 году увеличились по сравнению с 2009 годом на 2,19%, а в 2009 -  на 8,97% по сравнению с 2008 годом. Увеличение связано с ростом численности работников на предприятии, заработной платы работников магазина, ростом цен на энерготарифы.

     Прибыль – основной оценочный  показатель деятельности торгового предприятия. Данные показывают, что прибыль от торговой деятельности в 2009 году составила 9877200 руб., что на 1327200 руб. (на 15,52 %) больше чем в 2008 году. А в 2010 году увеличилась на 1397800 руб. (на 14,15 %), по сравнению с 2009 годом за счет увеличения объемов продаж.

    Показатель рентабельности с  каждым годом увеличивается. В  2009 он возрос на 0,38 % в сравнении  с 2008 годом, а в 2010 году - на 0,79 %, по сравнению с 2009 годом. Рост обусловлен увеличением прибыли магазина.

В анализируемый период деятельность предприятия была рентабельной. Обеспеченности собственными оборотными средствами находятся на низком уровне, что вызвано значительными капитальными вложениями в реконструкцию и модернизацию торгового объекта, что в свою очередь должно положительно отразиться на эффективности функционирования предприятия в перспективном периоде.

     Общество располагает торговыми  помещениями и торговым оборудованием,  которые в настоящее время в основном морально и физически устарели и не могут обеспечить необходимого объема товарооборота для более высокого показателя рентабельности деятельности магазина.

     Для поддержания в рабочем  состоянии физически устаревшего  оборудования обществу приходится расходовать значительные средства, однако это не дает должного эффекта.

     Руководством предприятия был  выбран курс развития предприятия,  основанный на техническом перевооружении  магазина с целью увеличения  торговой площади, объемов товарооборота, снижения издержек и повышения рентабельности деятельности. 

2.2 Организация  доставки и приемки товаров  по количеству и качеству

     При доставке товаров в РТС используются два метода: децентрализованный и централизованный.

     В магазин «777» все товары поступают централизованным методом.

     При централизованном методе  доставка товаров объектам розничной  торговли производится транспортом  поставщика по предварительно  разработанным маршрутам и графикам  завоза.

     В таблице 2.2.1 представлена организация доставки молочных товаров в магазин «777» 
 

Таблица 2.2.1 – Организация доставки молочных товаров в магазин «777»

Наименование

товара

Поставщик Частота завоза товаров в магазин Метод доставки товара
1. Молоко  «Для всей семьи»3,5%, 1л «ЮНИМИЛК» 2 раза в неделю Централизованный
2. Сметана 25%, 500г. ОАО «Молоко  Бурятии» 1 раз в два  дня Централизованный
3. Молоко «ПОЛДЕНЬ» топл. 3.5%, 1л т/п «АРТА» Ачинск 3 раза в неделю Централизованный
4. Сметана 18%, 200г. ООО « Молоко» 3 раза в неделю Централизованный
5. Творог 9%,500г. ООО « Молоко» 3 раза в неделю Централизованный
6. Ряженка  «Для всей семьи» 2,5% 450 г. "ЮНИМИЛК" 2 раза в неделю Централизованный
7. Кефир  «Летний день» 3,2%, 500г. "ЮНИМИЛК" 2 раза в неделю Централизованный
8. Снежок «Для всей семьи» 2,5%, 450г. "ЮНИМИЛК" 2 раза в неделю Централизованный
9. Сливки 20%, 450г. ОАО "Молоко Бурятии" 1раз в два дня Централизованный
 

     Для определенных групп товаров, например, таких как молочные и хлебобулочные изделия разработаны графики завозов. Разработка графиков завоза товаров в магазин осуществляется совместно с поставщиками.

     Приемка товаров в магазине  «777»  ООО «СНАБОСС» является  важной составной частью технологического  процесса. Она осуществляется старшим продавцом в соответствии с Положением о порядке приемки товаров по количеству и качеству. Разгрузка товаров осуществляется грузчиками магазина. Разгрузочные работы осуществляется грузчиками вручную, что приводит к замедлению приемки товара.

     Товары в магазине принимаются по количеству и качеству.

     В основном, товар по количеству  принимается на месте. При доставке  товара без тары, в открытой  и в поврежденной таре приемка  производится сразу же в момент  доставки товаров в магазин.  Если товар доставлен в исправной  таре, кроме проверки массы брутто, количества тарных мест, наличия маркировки, старший продавец контролирует тару и проверяет массу нетто и количества единиц в каждом месте.

     Приемка товаров по количеству  производится путем сопоставления  данных сопроводительных и транспортных документов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, спецификаций, упаковочных ярлыков) с фактическим наличием товаров.

     В табл. 2.2.2 отражен анализ организации приемки товаров по количеству и качеству в магазине «777».

Таблица 2.2.2 – Анализ организации приемки товаров по количеству и качеству в магазине «777»

Наименование  товара Место приемки  товара Документы,

подтверждающие

Фактические сроки

приемки

Способы проверки качества Оборудование Сроки хранения (реализации) товара
Количество

товара

Качество товара Всего По которым  он принимается
1 Крем  творожный 5% 200г Приемочная ТТН Кач.уд. 10 мин Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными  документами Погрузочная тележка 5 суток 3 суток
2 Колбаса  вареная Молочная в/с Приемочная ТТН Кач.уд. сопроводительным и 10 мин Органолептические, сопоставление данных с документами Весы, тара, погрузочная  тележка 15 суток 12 суток
3 Килька  св/мор Приемочная ТТН Кач.уд. 10 мин Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами Весы, погрузочная  тележка 18 месяцев 16 месяцев
4 Печенье  «Юбилейное» Приемочная ТТН Кач.уд. 10 мин Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными  документами Погрузочная тележка 3 месяца 2,5 месяца
5 Водка  «За удачу» 0,5 Приемочная ТТН Кач.уд. 10 мин Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными  документами Погрузочная тележка 24 месяца 20 месяцев
6 Коньяк  «Мечта» 0,5 Приемочная ТТН Кач.уд. 10 мин Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами Погрузочная тележка 24 месяца 18 месяцев
7 Вино  плодовое «Дачное» 0,5 Приемочная ТТН Кач.уд. 10 мин Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными  документами Погрузочная тележка 8 месяцев 6 месяцев
Хлеб  Двинский в/у 0,4 Приемочная ТТН Кач.уд. 10 мин Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными  документами Контейнер, стол 96 часов 72 часа
8 Мясо мор.ц/бр  Приемочная ТТН Кач.уд., вет. свидетельство 10 мин Органолептические, сопоставление с сопровод. документами Весы, погрузочная  тележка 240 суток 200суток
 

     При обнаружении в процессе  приемки недостачи в магазине  «777» ООО «СНАБОСС старший продавец останавливает дальнейшую приемку, а поступившую партию товара хранит отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечивая их полную сохранность. О выявлении недостачи также составляется акт за подписью старшего продавца магазина «777» ООО «СНАБОСС»: по скоропортящимся товарам немедленно после обнаружения недостачи, по остальным - не позднее 24 ч, направляется поставщику по средству срочной связи (телефону) вызов-уведомление. В нем указываются наименование товара, номер товарно-транспортной накладной, характер недостачи, состояние пломб, а также количество недостающего товара.

     На выявленную недостачу составляется акт по утвержденной форме. В акте заполняются все пункты. Если в процессе приемки выявлены излишки, то это также отражается в акте. Акт подписывает директор магазина.

     В таблице 2.2.3 представлен анализ несоответствия количества и качества товаров, выявленные при приемке в магазине «777».

Таблица 2.2.3 - Анализ несоответствия количества и качества товаров, выявленные при  приемке в магазине «777»

Акт (номер, дата составления) Наименование  товара Участники приемки Поставщик Причина несоответствий товара Способ  разрешения конфликтной ситуации
По  количеству По качеству
1 №4  от 10.01.2010 Колбаса вар. «Молочная» 1.Старший продавец 2.Продавец 3.Водитель-экспедитор ОАО «БМПК»   На разрезе неоднородная консистенция, с добавлением шпика Возврат поставщику по ТТН
2 №31 от 15.02.2010 Вино плодовое «Дачное», 0,5 1.Старший продавец 2.Продавец 3.Водитель-экспедитор ООО "Феникс Плюс" Недостача

1 ящика

  Доставка недостающего товара
3 б/н  от 16.03.2010 Крем творожный 5% с ванил. 1.Старший продавец 2.Продавец 3.Водитель-экспедитор ОАО «Молоко  Бурятии»   Отсутствует дата изготовления Возврат товара поставщику по ТТН
4 б/н  от 20.03.2010 Мин.вода «Кука-7» 1л. 1.Старший продавец 2.Продавец 3.Водитель- экспедитор ЗАО «Читинские ключи»   Производственный брак 2-х бутылок Возврат товара поставщику по ТТН

Информация о работе Организация торгово-технологического процесса в магазине «777» предприятия ООО «СНАБОСС» и пути ее совершенствования