Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:16, курсовая работа
Целью данной работы является исследование организации торгово-технологического процесса в магазине «777» ООО «СНАБОСС» и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе требуется решить следующие задачи:
- определить роль розничных предприятий в совершенствовании торгового обслуживания населения в республике Бурятия;
- рассмотреть сущность и принципы организации в магазине с теоретической точки зрения;
- проанализировать организацию торгово-технологического процесса в магазине «777» ООО «СНАБОСС»;
- разработка мероприятий по совершенствованию торгово-технологического процесса магазина «777» ООО «СНАБОСС».
Содержание
Введение...............................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы организации торгово-технологического процесса в магазине................................................................................................................................5
1.1 Роль розничных предприятий в совершенствовании торгового обслуживания населения..............................................................................................................................5
1.2 Сущность и принципы организации торгово-технологического процесса в магазине..............................................................................................................................16
1.3 Основные направления рационализации торгово-технологического процесса..............................................................................................................................22
Глава 2. Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине «777» ООО «СНАБОСС».............................................................................................................28
2.1 Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия магазина «777» ООО «СНАБОСС»..........................................................28
2.2 Организация доставки и приемки товаров по количеству и качеству...................34
2.3 Хранение, подготовка к продаже и выкладка товаров в торговом зале магазина «777»...................................................................................................................................42
2.4 Организация продажи товаров и дополнительное обслуживание покупателей........................................................................................................................47
Глава 3. Направления совершенствования организации торгово-технологического процесса магазина «777» ООО «СНАБОС»....................................................................50
3.1 Определение оптимальности использования площадей и числа узлов в торговом зале предприятия как фактор повышения конкурентоспособности магазина «777»...................................................................................................................................50
3.2 Мероприятия по совершенствованию метода обслуживания покупателей магазина «777»...................................................................................................................53
Заключение.........................................................................................................................60
Список использованных источников...............................................................................64
Рисунок 1 - Организационная структура ООО «СНАБОСС»
Директор торгового
Магазин «777» ООО «СНАБОСС» имеет общую площадь 188 м², торговое помещение занимает 110 м², 3 м² – административно-бытовые помещения, 21м² – подсобные помещения и 22 м² - помещения для приемки и хранения товаров.
Магазин расположен возле
Для магазина «777» установлен следующий режим работы: с 08.00 до 21.00, без обеденного перерыва и выходных.
По специализации относится к универсальному, так как в нем реализуется широкий ассортимент всех групп продовольственных товаров.
Товарный профиль магазина –
продтовары. Район деятельности
– жилая застройка. В основном
обслуживается население,
В магазине «777» товары
Основные торгово-финансовые показатели
деятельности предприятия «777» ООО «СНАБОСС»
за 2008-2010 гг. приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1 Основные торгово-финансовые показатели деятельности предприятия «777» ООО «СНАБОСС» за 2008-2010 гг.
Показатели | 2008 | 2009 | 2010 | Отклонение,
(+ ; -) |
Темп изменения, % | ||
2009 к 2008 | 2010 к 2009 | 2009 к 2008 | 2010 к 2009 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Общая площадь магазина, м² | 188 | 188 | 188 | - | - | - | - |
2. Торговая площадь, м² | 110 | 110 | 110 | - | - | - | - |
3.Коэффициент установочной площади),% | 0,42 | 0,42 | 0,42 | - | - | - | - |
4.
Коэффициент эффективности |
0,59 | 0,59 | 0,59 | - | - | - | - |
5. Годовой товарооборот, т.р. | 9897000 | 11345000 | 12775000 | 1448000 | 1430000 | 14,63 | 12,6 |
6.
Реализованные торговые - всего, т.р. - в % к товарообороту |
2566292,1 | 2941758,5 | 3312557,5 | 375466,4 | 370799 | 14,63 | 12,6 |
25,93 | 25,93 | 25,93 | - | - | - | - | |
7.
Издержки обращения:
- всего, т.р. - в % к товарообороту |
1347000 | 1467800 | 1500000 | 120800 | 32200 | 8,97 | 2,19 |
13,6 | 12,94 | 11,74 | -0,66 | -1,2 | - | - | |
8. Заработная
плата:
- всего, т.р. - в % к издержкам обращения |
842000 | 850000 | 942000 | 8000 | 92000 | 0,95 | 10,8 |
62,51 | 57,91 | 62,80 | -4,60 | 4,89 | - | - | |
9. Прибыль от торговой деятельности, т.р. | 8550000 | 9877200 | 11275000 | 1327200 | 1397800 | 15,52 | 14,15 |
10. Рентабельность,% | 6,35 | 6,73 | 7,52 | 0,38 | 0,79 | - | - |
11. Общая численность работников, чел. | 6 | 6 | 7 | - | - | - | - |
12. В том числе работников торгового зала, чел. | 2 | 2 | 3 | - | 1 | - | 33,3 |
На основании таблицы 2.1 можно
отметить, что общая площадь магазина
и торговая площадь на
Показатель коэффициент установочной площади представляет собой отношение суммарной установочной площади оборудования к общей площади торгового зала и равен 0,42. Данный коэффициент не соответствует требованиям СНиП. В России для большинства магазинов рекомендуемый коэффициент установочной площади 0,25-0,35 (макс. 0,4). В зарубежных магазинах средний коэффициент установочной площади в торговых предприятиях равен 0,29 [4, 24]. Рассчитанный показатель свидетельствует о неэффективном планировочном решении магазина «777».
Коэффициент эффективности использования общей площади магазина представляет собой отношение общей площади торгового зала к общей площади магазина и составляет 0,59. Значение данного коэффициента показывает, что торговая площадь занимает немного больше половины (59%) площади магазина и используется неэффективно, так как значительная её часть, которая могла бы быть использована для обслуживания покупателей и выкладки товара, занята подсобными помещениями. В зарубежных магазинах наиболее оптимальным считается соотношение торговой и неторговой площади магазина 70:30. Рекомендуемых показателей нет, многое зависит от товарной специфики магазина и наличия склада [3].
Годовой товарооборот с каждым годом увеличивается. В 2010 году он возрос на 12,6%, по сравнению с 2009 годом, а в 2009 году – на 14,63 в сравнении с 2008 годом. Соответственно, проценты увеличения реализованных торговых надбавок являются аналогичными процентам изменения годового товарооборота. В %-ном отношении к товарообороту реализованные торговые надбавки составили 25,93% в каждом периоде.
Издержки обращения в 2010 году увеличились по сравнению с 2009 годом на 2,19%, а в 2009 - на 8,97% по сравнению с 2008 годом. Увеличение связано с ростом численности работников на предприятии, заработной платы работников магазина, ростом цен на энерготарифы.
Прибыль – основной оценочный
показатель деятельности
Показатель рентабельности с каждым годом увеличивается. В 2009 он возрос на 0,38 % в сравнении с 2008 годом, а в 2010 году - на 0,79 %, по сравнению с 2009 годом. Рост обусловлен увеличением прибыли магазина.
В анализируемый период деятельность предприятия была рентабельной. Обеспеченности собственными оборотными средствами находятся на низком уровне, что вызвано значительными капитальными вложениями в реконструкцию и модернизацию торгового объекта, что в свою очередь должно положительно отразиться на эффективности функционирования предприятия в перспективном периоде.
Общество располагает
Для поддержания в рабочем
состоянии физически
Руководством предприятия был
выбран курс развития
2.2 Организация доставки и приемки товаров по количеству и качеству
При доставке товаров в РТС используются два метода: децентрализованный и централизованный.
В магазин «777» все товары поступают централизованным методом.
При централизованном методе
доставка товаров объектам
В таблице 2.2.1 представлена организация
доставки молочных товаров в магазин «777»
Таблица 2.2.1 – Организация доставки молочных товаров в магазин «777»
Наименование
товара |
Поставщик | Частота завоза товаров в магазин | Метод доставки товара |
1. Молоко «Для всей семьи»3,5%, 1л | «ЮНИМИЛК» | 2 раза в неделю | Централизованный |
2. Сметана 25%, 500г. | ОАО «Молоко Бурятии» | 1 раз в два дня | Централизованный |
3. Молоко «ПОЛДЕНЬ» топл. 3.5%, 1л т/п | «АРТА» Ачинск | 3 раза в неделю | Централизованный |
4. Сметана 18%, 200г. | ООО « Молоко» | 3 раза в неделю | Централизованный |
5. Творог 9%,500г. | ООО « Молоко» | 3 раза в неделю | Централизованный |
6. Ряженка «Для всей семьи» 2,5% 450 г. | "ЮНИМИЛК" | 2 раза в неделю | Централизованный |
7. Кефир «Летний день» 3,2%, 500г. | "ЮНИМИЛК" | 2 раза в неделю | Централизованный |
8. Снежок «Для всей семьи» 2,5%, 450г. | "ЮНИМИЛК" | 2 раза в неделю | Централизованный |
9. Сливки 20%, 450г. | ОАО "Молоко Бурятии" | 1раз в два дня | Централизованный |
Для определенных групп товаров, например, таких как молочные и хлебобулочные изделия разработаны графики завозов. Разработка графиков завоза товаров в магазин осуществляется совместно с поставщиками.
Приемка товаров в магазине
«777» ООО «СНАБОСС» является
важной составной частью
Товары в магазине принимаются по количеству и качеству.
В основном, товар по количеству
принимается на месте. При
Приемка товаров по количеству
производится путем
В табл. 2.2.2 отражен анализ организации приемки товаров по количеству и качеству в магазине «777».
Таблица 2.2.2 – Анализ организации приемки товаров по количеству и качеству в магазине «777»
Наименование товара | Место приемки товара | Документы,
подтверждающие |
Фактические
сроки
приемки |
Способы проверки качества | Оборудование | Сроки хранения (реализации) товара | ||
Количество
товара |
Качество товара | Всего | По которым он принимается | |||||
1 Крем творожный 5% 200г | Приемочная | ТТН | Кач.уд. | 10 мин | Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами | Погрузочная тележка | 5 суток | 3 суток |
2 Колбаса вареная Молочная в/с | Приемочная | ТТН | Кач.уд. сопроводительным и | 10 мин | Органолептические, сопоставление данных с документами | Весы, тара, погрузочная тележка | 15 суток | 12 суток |
3 Килька св/мор | Приемочная | ТТН | Кач.уд. | 10 мин | Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами | Весы, погрузочная тележка | 18 месяцев | 16 месяцев |
4 Печенье «Юбилейное» | Приемочная | ТТН | Кач.уд. | 10 мин | Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами | Погрузочная тележка | 3 месяца | 2,5 месяца |
5 Водка «За удачу» 0,5 | Приемочная | ТТН | Кач.уд. | 10 мин | Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами | Погрузочная тележка | 24 месяца | 20 месяцев |
6 Коньяк «Мечта» 0,5 | Приемочная | ТТН | Кач.уд. | 10 мин | Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами | Погрузочная тележка | 24 месяца | 18 месяцев |
7 Вино плодовое «Дачное» 0,5 | Приемочная | ТТН | Кач.уд. | 10 мин | Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами | Погрузочная тележка | 8 месяцев | 6 месяцев |
Хлеб Двинский в/у 0,4 | Приемочная | ТТН | Кач.уд. | 10 мин | Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами | Контейнер, стол | 96 часов | 72 часа |
8 Мясо мор.ц/бр | Приемочная | ТТН | Кач.уд., вет. свидетельство | 10 мин | Органолептические, сопоставление с сопровод. документами | Весы, погрузочная тележка | 240 суток | 200суток |
При обнаружении в процессе приемки недостачи в магазине «777» ООО «СНАБОСС старший продавец останавливает дальнейшую приемку, а поступившую партию товара хранит отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечивая их полную сохранность. О выявлении недостачи также составляется акт за подписью старшего продавца магазина «777» ООО «СНАБОСС»: по скоропортящимся товарам немедленно после обнаружения недостачи, по остальным - не позднее 24 ч, направляется поставщику по средству срочной связи (телефону) вызов-уведомление. В нем указываются наименование товара, номер товарно-транспортной накладной, характер недостачи, состояние пломб, а также количество недостающего товара.
На выявленную недостачу составляется акт по утвержденной форме. В акте заполняются все пункты. Если в процессе приемки выявлены излишки, то это также отражается в акте. Акт подписывает директор магазина.
В таблице 2.2.3 представлен анализ несоответствия количества и качества товаров, выявленные при приемке в магазине «777».
Таблица 2.2.3 - Анализ несоответствия количества и качества товаров, выявленные при приемке в магазине «777»
Акт (номер, дата составления) | Наименование товара | Участники приемки | Поставщик | Причина несоответствий товара | Способ разрешения конфликтной ситуации | |
По количеству | По качеству | |||||
1 №4 от 10.01.2010 | Колбаса вар. «Молочная» | 1.Старший продавец 2.Продавец 3.Водитель-экспедитор | ОАО «БМПК» | На разрезе неоднородная консистенция, с добавлением шпика | Возврат поставщику по ТТН | |
2 №31 от 15.02.2010 | Вино плодовое «Дачное», 0,5 | 1.Старший продавец 2.Продавец 3.Водитель-экспедитор | ООО "Феникс Плюс" | Недостача
1 ящика |
Доставка недостающего товара | |
3 б/н от 16.03.2010 | Крем творожный 5% с ванил. | 1.Старший продавец 2.Продавец 3.Водитель-экспедитор | ОАО «Молоко Бурятии» | Отсутствует дата изготовления | Возврат товара поставщику по ТТН | |
4 б/н от 20.03.2010 | Мин.вода «Кука-7» 1л. | 1.Старший продавец 2.Продавец 3.Водитель- экспедитор | ЗАО «Читинские ключи» | Производственный брак 2-х бутылок | Возврат товара поставщику по ТТН |