Организация торгово-технологического процесса в магазине «777» предприятия ООО «СНАБОСС» и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование организации торгово-технологического процесса в магазине «777» ООО «СНАБОСС» и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

Для достижения поставленной цели в работе требуется решить следующие задачи:

- определить роль розничных предприятий в совершенствовании торгового обслуживания населения в республике Бурятия;

- рассмотреть сущность и принципы организации в магазине с теоретической точки зрения;

- проанализировать организацию торгово-технологического процесса в магазине «777» ООО «СНАБОСС»;

- разработка мероприятий по совершенствованию торгово-технологического процесса магазина «777» ООО «СНАБОСС».

Содержание

Содержание
Введение...............................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы организации торгово-технологического процесса в магазине................................................................................................................................5
1.1 Роль розничных предприятий в совершенствовании торгового обслуживания населения..............................................................................................................................5
1.2 Сущность и принципы организации торгово-технологического процесса в магазине..............................................................................................................................16
1.3 Основные направления рационализации торгово-технологического процесса..............................................................................................................................22
Глава 2. Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине «777» ООО «СНАБОСС».............................................................................................................28
2.1 Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия магазина «777» ООО «СНАБОСС»..........................................................28
2.2 Организация доставки и приемки товаров по количеству и качеству...................34
2.3 Хранение, подготовка к продаже и выкладка товаров в торговом зале магазина «777»...................................................................................................................................42
2.4 Организация продажи товаров и дополнительное обслуживание покупателей........................................................................................................................47
Глава 3. Направления совершенствования организации торгово-технологического процесса магазина «777» ООО «СНАБОС»....................................................................50
3.1 Определение оптимальности использования площадей и числа узлов в торговом зале предприятия как фактор повышения конкурентоспособности магазина «777»...................................................................................................................................50
3.2 Мероприятия по совершенствованию метода обслуживания покупателей магазина «777»...................................................................................................................53
Заключение.........................................................................................................................60
Список использованных источников...............................................................................64

Работа содержит 1 файл

курсовая.алиса. оргн.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

     Главным направлением развития  торгового предприятия в настоящее время и в перспективе является значительное повышение торгового обслуживания покупателей, что имеет большое социально-экономическое значение. Обеспечение высокого уровня торгового обслуживания покупателей в магазинах является одной из действенных форм участия торгового предприятия в конкуренции на потребительском рынке, формирования его конкурентного преимущества.

     Важным требованием, предъявляемым  к процессу обслуживания, является его ускорение. Совершенствование этого процесса достигается рационализацией наиболее трудоёмких элементов, требующих значительных затрат труда и времени. С этой целью технические операции механизируют и автоматизируют, организуют продажу полностью подготовленных к продаже товаров, внедряют прогрессивные методы в торгово-технологический процесс.

     Спрос на высококачественный  покупательский сервис постоянно  растет. Покупатели предпочитают  совершать покупки в приятной, спокойной и беззаботной атмосфере и не имеют времени на длительные поиски товара.

     Таким образом, организация торгово-технологического  процесса на торговом предприятии  должна способствовать наиболее  эффективному доведению товара  в широком ассортименте надлежащего  качества до покупателя с наименьшими затратами труда и времени при высоком уровне торгового обслуживания. 

1.2 Сущность  и принципы организации торгово-технологического  процесса в магазине

     Торгово-технологический процесс  в магазине представляет собой  совокупность взаимосвязанных и последовательных операций, обеспечивающих доведение товаров до конечных потребителей с полным сохранением качества при наименьших затратах труда и высоком уровне торгового обслуживания.

     Специфика технологического процесса  в магазине состоит в том, что здесь завершается движение товара, и осуществляются операции коммерческого характера, связанные со сменой форм стоимости. Операцией называется часть технологического процесса, выполняемая работниками путем применения определенных способов и приемов.

     Технологические операции магазина  включают транспортировку товаров,  приемку их по количеству и  качеству, хранение, подготовку к  продаже, преобразование производственного  ассортимента в торговый, продажу  товаров и услуг.

     Технологический процесс состоит из основных и вспомогательных операций.

     К основным относятся операции, связанные с продажей товаров  и обслуживанием покупателей:  выявление спроса, формирование  конкурентоспособного ассортимента  товаров, его размещение и выкладка  в торговом зале, операции по отпуску (отбор, взвешивание, отмеривание и т. д.), расчет за товары, упаковка покупки, оказание дополнительных услуг.

     Вспомогательные операции включают  приемку товаров по количеству  и качеству, распаковку, доставку  в кладовые, хранение, подготовку к продаже, доставку в торговый зал, организацию хранения и сдачи тары.

     Технологический процесс осуществляется  персоналом магазина без участия  покупателей. Товарные потоки  оказывают существенное влияние  на организацию технологического процесса на розничных торговых предприятиях. Характер и содержание отдельных операций технологического процесса зависят от методов продажи, типа и размера магазина, размеров поступающих партий, ассортимента товаров и их физико-химических свойств, состояния тары и упаковки, степени подготовленности товаров к реализации и других факторов.

     Рационализация технологического  процесса и постоянное его  совершенствование являются главной  задачей. Оптимизация технологии  предполагает интеграцию в единый  процесс знаний, технических средств, оборудования и способов реализации товаров и услуг из имеющихся ресурсов.

     Грамотно организованный технологический  процесс преследует следующие  важные цели:

  1. обеспечение взаимосвязанного и четкого функционирования всех элементов и частей технологического процесса;
  2. сохранение потребительских свойств товаров и их доведение до покупателей с наименьшими совокупными затратами;
  3. высокая культура обслуживания.

     Решение этих взаимосвязанных вопросов может быть обеспечено при использовании системного подхода к изучению технологии торговых процессов, который предполагает использование методов экономико-математического моделирования, составление алгоритмов конкретных процессов, выбор оптимальных решений и использование передового зарубежного и отечественного опыта.

     Основными задачами совершенствования  технологического процесса магазина  в современных условиях являются:

  1. внедрение современных форм организации торговли и методов продажи товаров;
  2. механизация и автоматизация технологического процесса и процессов управления ими;
  3. использование оптимального решения технологического процесса;
  4. внедрение передового опыта работы предприятий розничной торговли.

     Повышению эффективности деятельности  предприятия розничной торговли  способствует ускорение технологических  процессов в магазинах, достигаемое  путем внедрения использования  высокопроизводительного оборудования, увеличения поступления от поставщиков  полностью подготовленных к продаже товаров, повышения профессионального уровня персонала и менеджеров предприятий, использования технологических карт.

     Как отмечает профессор экон. наук В. К. Памбухчиянц, технологическая карта — это форма технологической документации, которая включает операции выполнения технологических процессов в магазине с указанием используемых технических средств, затрат времени и труда. Такие карты целесообразно составлять для крупных магазинов (супермаркет, универмаг, универсам и др.) с широким ассортиментом товаров [12].

     Технологические карты позволяют  более рационально построить  режим работы магазина, комплексно  использовать механизмы и оборудование, внедрять наиболее эффективные  приемы и методы труда, повышать  культуру обслуживания.

     В зарубежной практике накоплен  большой опыт в организации торгово-технологических процессов. Особо можно выделить следующие основные принципы размещения, выкладки и продажи товаров:

1) Удельный вес определенной группы товаров в общем 
товарообороте магазина. Независимо от типа магазина на долю 20 % наименований товаров приходится до 80% товарооборота, поэтому надо найти эти 20% и отдать им приоритет при разработке планограмм размещения ассортимента товаров. Это вовсе не означает, что они должны размещаться на лучших участках торгового зала. Покупатель найдет их в любом месте (молоко, мясопродукты, хлебобулочные и кондитерские изделия и т.д.).

2. Классификация товаров по особенностям спроса. В зарубежной практике все товары делятся на четыре категории:

  • товары повседневного массового спроса (молоко, сахар, хлеб и др.);
  • товары, предоставляющие покупателю дополнительные удобства (полуфабрикаты, выпечка, готовые блюда);
  • товары импульсивного спроса (их доля в супермаркетах США составляет до 60 %);
  • товары, на которых специализируется магазин.

     Товары повседневного спроса  могут выкладываться:

  • сразу при входе в магазин. Установлено, что после совершения основных покупок, покупатели более склонны к импульсивным покупкам;
  • в конце первого (главного) торгового прохода с тем, чтобы привлечь покупателей к отделам у задней стенки торгового зала;
  • во всей торговой площади через одинаковые расстояния с тем, чтобы реализация с 1 м2 была равномерной.

     Товары импульсивного спроса  могут выкладываться:

  • небольшими группами рядом с товарами повседневного спроса;
  • в оживленных местах (узел расчета, у входа и выхода и т.д.).

     Прочие товары могут размещаться  на оставшихся свободных участках.

3) Психология покупателей, определяющая выбор маршрута обхода торгового зала. Проведенные исследования позволяют утверждать, что до 90 % покупателей предпочитают обходить торговый зал по часовой стрелке. Тем не менее многие дизайнеры и владельцы магазинов считают более предпочтительным направление движения справа налево, так как большинство товаров, предназначенных для импульсивных покупок, обычно размещается с правой стороны торгового зала. Именно поэтому в типичном супермаркете США обход начинается с правого угла торгового зала против часовой стрелки.

4) Сравнительная эффективность пристенного и островного оборудования и инвентаря. Пристенное оборудование более эффективное. Высота его достигает 2 м, вмещает больше товаров, в то время как островное не должно быть выше 1,2—1,8 м. При этом по психологическим причинам покупатель предпочитает держаться у высокого оборудования.

5) Группировка одинаковых товаров по вертикали. Это значит, что разновидности одного товара желательно размещать одну над другой, на полках разных ярусов. Например, мука 2 кг — на нижней полке, 1 кг — на средней, 0,5 кг — на верхней.

6) Свободные участки и небрежность выкладки. Не рекомендуется выкладывать товары плотно (кубами, пирамидами), так как небрежно выложенный товар покупают охотнее.

7) Умеренность в использовании тары оборудования. Так как, по мнению владельцев магазинов, она занимает много места и товарооборот с 1 м2 уменьшается, ее оформление зачастую противоречит стилю торгового зала, а реклама поставщика в этом случае подавляет внутримагазинную рекламу.

8) Принцип разрыва монотонности. Считается, что строгая планировка эффективна, но она снижает интерес покупателя, которому нужны контрасты. Например, рядом с товарами для умельцев размещаются корзины с искусственными цветами.

9) Продуманный выбор торгового инвентаря. Главное 
требование здесь — универсальность, гибкость, простота изменений в планировке, т.е. магазин должен быстро, без потерь приспосабливаться к изменениям социальной среды, ассортимента, спроса, рынка.

10) Учет традиций покупателей и создание им максимальных удобств при покупке товаров.

    Примером устройства и планировки  магазина может служить супермаркет, получивший наиболее широкое распространение в странах с рыночной экономикой.

     В организации торгово-технологических процессов современных зарубежных магазинов огромную роль играет мерчандайзинг — комплекс мероприятий магазина, направленный на организацию процесса продажи товаров, правильное управление им с целью увеличения объема продаж.

     В розничной торговле мерчандайзинг  включает несколько направлений:

  1. рациональную планировку магазина и оптимальное размещение и использование торгового оборудования;
  2. регулирование движения покупательских потоков;
  3. оптимальное размещение и выкладку товаров в торговом зале;
  4. обеспечение доступности товаров для покупателей;
  5. хорошее оформление мест продажи товаров, применение привлекательной упаковки;
  6. применение современных рекламных средств;
  7. пополнение товарных запасов;
  8. обеспечение гибкого ценообразования;
  9. создание нормальной психологической атмосферы магазина и т.д. [26].

     Использование маркетинговых технологий  мерчандайзинга в условиях нашей  страны, выделение в структуре  управления магазином специальных  служб или специалистов мерчандайзинга в конечном счете будет способствовать повышению уровня торгового обслуживания, обеспечивать конкурентоспособность магазина по формированию его благоприятного имиджа на рынке. 

1.3. Пути совершенствования торгово-технологического процесса в магазине

Информация о работе Организация торгово-технологического процесса в магазине «777» предприятия ООО «СНАБОСС» и пути ее совершенствования