Организация маркетинговой деятельности ( на примере ЗАО «Маслосыродельный комбинат» Мухоршибирского района)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы провести анализ работы предприятия, выявить проблемы и разработать практические решения по организации маркетинговой деятельности ЗАО «Мухоршибирский маслосыродельный комбинат».
В ходе исследований были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы маркетинга в молочной промышленности;
проанализировать производственно-экономическую, маркетинговую деятельность исследуемого предприятия;
дать рекомендации по организации маркетинговой деятельности предприятия;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы развития маркетинга в молочной промышленности………………………………………………...……..…………4
Сущность, цели, задачи и функции маркетинга…………………………......4
Особенности маркетинга в молочной промышленности……...…………….8
Контроль маркетинговой деятельности.……………….………...……….....13
2. Анализ производственно-экономической деятельности ЗАО «Мухоршибирский маслосыродельный комбинат»……….......................…18
Оценка производственно-экономической деятельности комбината…..….18
Анализ финансового состояния комбината…………………….………..…22
Анализ сбытовой деятельности комбината……………………….…..……26
3. Организация маркетинговой деятельности ЗАО «Мухоршибирский маслосыродельный комбинат»…………………………………………….......30
Организация службы маркетинга на предприятии ЗАО «Мухоршибирский маслосыродельный комбинат»………….…………………30
Разработка экономико-математической модели оптимизации ассортимента продукции ЗАО «Мухоршибирский маслосыродельный комбинат»……….....33
Основные мероприятия по продвижению товара на рынке…………….....39
Заключение……………………………………………………………………......44
Список использованных источников………………………………………..…..45

Работа содержит 1 файл

Маслозавод.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

   Целями  маркетинга являются формирование и  стимулирование спроса, обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы предприятия, а также расширение объемов продаж, рыночной доли и прибылей. Производить то, что продается, а не продавать то, что производится, основной лозунг маркетингового подхода в управлении научно-технической деятельностью, производством и сбытом для любого предприятия [11, с.7].

   Маркетинг пронизывает всю производственно-сбытовую деятельность организации. Так, на этапе  предшествования производственной деятельности путем проведения маркетинговых исследований и маркетингового анализа осуществляется выбор направлений этой деятельности, вырабатываются рекомендации по разработке новых продуктов, выбору рынков сбыта. В эту деятельность помимо маркетологов включены также сотрудники аналитических, экономических, плановых, научно-технических и других служб организации.

   При организации управления маркетингом  нам также стоит использовать сформированный английским Комитетом  маркетинговых организаций перечень из девяти пунктов, которые описывают этот процесс. Перечень охватывает виды деятельности, входящие в комплекс "4Р".

   Вот эти девять пунктов:

  1. поиск информации (маркетинговое исследование)
  2. формирование сценариев будущего на основе результатов исследования (прогнозирование)
  3. осуществление изменений по результатам исследования (разработка 
    нового товара)
  4. оценка покупательской готовности (менеджмент товара)
  5. оценка потребных объемов производства (распределение бюджетов)
  6. определение цены и ожидаемой прибыли (политика ценообразования)
  7. доставка товаров с места производства к месту продажи или использования товара/предоставления услуги (распределение)
  8. продажа как часть маркетинговой деятельности (управление сбытом)
  9. побуждающее информирование (реклама, поддержка продаж).

   Из  этого перечня видно, что маркетинг включает в себя обширный ряд функций. В том, что касается исследований (которые также входят составной частью в функции маркетинга), маркетинг может быть частью деятельности каждого менеджера [15, с. 156]..

   Таким образом, маркетинг, безусловно, реагирует на изменения постоянно происходящие в мире, но он по-прежнему направлен на выявление нужд и запросов потенциальных потребителей, определение целевых рынков, с последующей разработкой для них соответствующих товаров и услуг, а также комплекса мероприятий их обслуживания.

   1.2 Особенности маркетинга  в молочной промышленности

   Анализ  состояния перерабатывающих предприятий  молочной промышленности и тенденций  рынка молочной продукции в нашем  регионе, выявил проблемы в сфере  управления деятельностью предприятий. В связи с этим, первостепенное значение приобретают вопросы: формирования стратегии их развития, маркетинговой стратегии и активизации привлечения инвестиций.

   Главное в маркетинге – целевая ориентация и комплексность, т.е. соединение предпринимательской, хозяйственной, производственной и сбытовой деятельности. Цель маркетинга – обеспечение высокой рентабельности производства и реализации производственных товаров. Многие предприятия молочной промышленности внедряют высокоэффективные, ресурсосберегающие, безотходные и экологически безопасные технологии, расширяют ассортимент молочных продуктов, улучшают их качество. Все это влияет на повышение конкурентоспособности и увеличение объемов производства продукции.

   Комплексность означает, что применение маркетинга обеспечивает максимальный эффект в том случае, когда он используется как система. Целевая ориентация и комплексность маркетинга – это слияние в один поток всех составляющих маркетинговой деятельности, для достижения устойчивой рентабельности в заданных пределах. Комплексный подход позволяет эффективно выйти на рынок с новыми товарами и услугами.

   SWOT- анализ позволяет сделать вывод о том, что финансовое состояние предприятий молокоперерабатывающей отрасли АПК позволяют бесперебойно работать с поставщиками и покупателями. Рассмотрим использование SWOT- анализа на примере статьи из журнала «Молочная промышленность» №11 за 2007 год.

   «…  Основной целью деятельности любого предприятия является завоевание преимущества по сравнению с другими. Поэтому  в первую очередь необходимо оценить сильные и слабые стороны своей деятельности, возможные перспективы и проблемы на пути развития. Одним из инструментов получения необходимой для этого информации является SWOT -анализ, который называют ситуационным.

   SWOT -анализ деятельности предприятия включает в себя анализ внутренних и внешних факторов, а также сопоставление сильных и слабых сторон его деятельности с вытекающими возможностями и угрозами.

   Авторы  статьи использовали SWOT -анализ для  выбора перспективного направления развития ООО «Путь Ленина» Захаровского района Рязанской области. Организация производит типичную для сельскохозяйственного предприятия продукцию: пшеницу, рожь, ячмень, овес, мясо крупного рогатого скота, молоко. Наибольший удельный вес в составе товарной продукции хозяйства занимает молоко. SWOT-анализ показал, что на данном сельхозпредприятии приоритетным направлением развития является именно животноводство.

   К сильным сторонам отрасли животноводства относятся: спрос на продукцию, наличие  постоянных клиентов, большой опыт работы, выгодное расположение предприятия, высокая рентабельность получения и реализации молока, широкие возможности в управлении объемом производства.

   Накопленный опыт работы, высококвалифицированный  персонал, поиск и активное внедрение новых прогрессивных технологий позволили предприятию выжить в сложных экономических условиях и завоевать свое место на рынке. За последние 5 лет в хозяйстве вырос объем реализации основных видов продукции. Так, за период с 2000 по 2004 г. реализация зерна увеличилась в 3,48 раза, скота в живом весе - на 61,26%, молока - на 54,17 %, Высокое качество производимой в ООО «Путь Ленина» продукции позволяет реализовывать ее по давно сформировавшимся каналам в Рязанской, Московской, Тульской и других областях. В отличие от других сельскохозяйственных предприятий района производство молока в ООО «Путь Ленина» характеризуется низкими затратами (себестоимость 1 ц в 2004 г. составила 363,08 руб., тогда как в среднем по области этот показатель равен 463 руб.). Достигнуто это благодаря использованию оптимальных методов организации производства, наличию необходимых земельных ресурсов, в том числе пастбищ, при высоком уровне среднегодового удоя от одной коровы, который в 2004 г. по сравнению с 2001 г. увеличился на 22 % и составил 4494 кг. Высокое качество производимого молока позволяет реализовывать его по ценам, значительно превышающим себестоимость. Рентабельность производства и реализации молока в хозяйстве составляет 58,7 %.

   Однако, несмотря на все достижения отрасль животноводства в ООО «Путь Ленина» имеет и слабые стороны.

   Слабая  материально-техническая база. Деятельность предприятия характеризуется недостаточной технической оснащенностью производства. Основная часть средств, приобретена еще до середины 1990-х годов и имеет высокий уровень износа, В животноводстве при наличии 600 коров молочного направления работает одна доильная установка.

   Сезонность  работ. Из-за сезонности активность работников сельского хозяйства в течение года неодинакова. Так, в животноводстве наибольший объем работ приходится на весну, лето и осень, когда достигается максимальная концентрация труда в данной отрасли.

   Недостаток  кадров. Неравномерная нагрузка на работников, сложная демографическая ситуация вызывают трудности в формировании кадров предприятия, и в первую очередь квалифицированных.

   Отсутствие  системы планирования. Любое хозяйственное решение, принимаемое в условиях риска, требует тщательного технико-экономического обоснования, прогнозирования, как будущего результата, так и условий его реализации, что можно осуществить посредством планирования.

   Низкая  финансовая устойчивость. В целом деятельность хозяйства ха-рактеризуется низкой финансовой устойчивостью. Отсутствие розничной реализации продукции. Учитывая спрос на рынке, цена продукции при организации розничной продажи продукции населению в 1,5-2 раза будет выше стоимости, по которой приобретают молоко перерабатывающие предприятия.

   Анализ  сильных и слабых сторон позволил выявить следующие резервы в  совершенствовании деятельности предприятия.

   Увеличение  объема валовой продукции. Повышение продуктивности коров напрямую зависит от эффективности рациона кормления, активного внедрения автоматизации в процесс производства, современного оборудования для получения и первичной переработки молока (охлаждающих танков, молокопроводов, доильных залов, современных кормоуборочных комбайнов и кормораздаточной техники).

   Льготное  государственное кредитование может помочь в осуществлении возможностей по увеличению производства продукции животноводства, и в частности молока.

   Эта система активно развивается  в последние годы. Во многих регионах страны успешно функционируют кредитные  кооперативы. Россельхозбанк предлагает сельскохозяйственным товаропроизводителям различные схемы получения и  погашения кредитов.

   Как уже отмечалось SWOT - анализ позволяет  предприятию не только оценить перспективы  своего развития, но и проанализировать вероятные угрозы, давая возможность  максимально предотвратить влияние  негативных факторов на деятельность.

   Рассмотрим  угрозы для ООО «Путь Ленина» с точки зрения наибольшей их опасности. Основной целью деятельности любого предприятия на рынке является завоевание конкурентоспособных преимуществ, поэтому наибольшую угрозу для предприятия составляет большая конкуренция. Высокий уровень инфляции, необходимость принятия управленческих решений в условиях неопределенности не позволяют строить долгосрочных планов, что, конечно же, снижает эффективность работы.

   Производство  сельскохозяйственной продукции связано  с большими рисками. Погодные условия, рыночная конъюнктура, инфекционные заболевания скота, рост цен на горюче-смазочные материалы, особенно в период посевных и уборочных работ, создают прямые угрозы деятельности предприятия. Страхование урожая, создание резервных фондов может снизить риски, но это, в свою очередь, требует определенных материальных вложений. Задача руководителя - правильно оценить угрозы, предусмотреть и реализовать мероприятия по их устранению.

   Итак, проведенный SWOT - анализ деятельности ООО «Путь Ленина» позволил сделать  следующие выводы:

   - постоянный спрос на продукцию  и наличие постоянных клиентов  делают возможным увеличение  объема валовой продукции и,  следовательно, поступление дополнительной выручки;

   - денежные средства могут быть  привлечены в хозяйство также  в рамках программы государственной  поддержки сельхозтоваропроизводителей.

   Это положительно отразится на финансовой устойчивости предприятия, снизит угрозу высокого уровня инфляции и нестабильности экономической ситуации. Поступающие в хозяйство денежные ресурсы целесообразно направить на устранение слабых сторон и в первую очередь обновление материально-технической базы, что позволит организовать процесс производства и хранения с использованием более совершенного оборудования» [29, с. 26].

   Таким образом, SWOT - анализ позволяет предприятию  не только оценить перспективы своего развития, слабые и сильные стороны, но и проанализировать вероятные  угрозы, давая возможность максимально  предотвратить влияние негативных факторов на деятельность.

   1.3. Контроль маркетинговой  деятельности.

   Маркетинговый контроль позволяет выявить положительные  и отрицательные моменты в  конкурентных возможностях организации  и внести соответствующие коррективы в ее маркетинговые программы и планы предпринимательской деятельности. Контроль маркетинговой деятельности, как правило, предполагает:

  • контроль за реализацией и анализ возможностей сбыта
  • контроль прибыльности и анализ маркетинговых затрат
  • стратегический контроль маркетинга

     1. Контроль сбытовой деятельности фирмы предполагает учет фактических продаж и их тенденций в сопоставлении с запланированными показателями по отдельным товарам и их ассортиментным группам, отдельным сбытовым подразделениям и продавцам, регионам, типам потребителей, периодам времени, ценовым линиям, методам и формам сбыта. Компания проверяет, какие товары, какие рынки и сбытовые территории выполнили план продаж и обеспечили запланированную долю оборота, а какие оказались в затруднительном положении, и выясняет причину возникших проблем.

   Маркетологи контролируют прежде всего общий  объем реализации, долю на рынке  и ее динамику, которая показывает положение фирмы в сравнении  с конкурентами. Контроль за реализацией  предусматривает также специальные сообщения о нарушениях запланированного хода реализаций, которые включают указания о тех товарах, сегментах и рынках, где либо сложились сложности с запланированным ростом продаж, либо открылись неучтенные положительные сбытовые перспективы. В случае снижения продаж предлагаются средства преодоления данной ситуации, при плановом росте продаж - меры, направленные на исключение ситуации возможного дефицита продукции на рынке.

Информация о работе Организация маркетинговой деятельности ( на примере ЗАО «Маслосыродельный комбинат» Мухоршибирского района)