Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 11:20, курс лекций
Всякая трудовая деятельность независимо от сферы ее приложения и профессии работающего предполагает наличие пяти составляющих частей. К ним относятся:
1. предмет труда – все то, на что направлен труд, что подлежит преобразованию в процессе труда для придания ему свойств, полезных человеку.
2. средства труда – орудия труда, при помощи которых человек воздействует на предмет труда.
3. технология деятельности – способ воздействия на предмет труда, определенная последовательность действий и методов воздействия на предмет труда с целью получения заранее намеченного результата.
4. организация труда – определенный порядок осуществления трудового процесса, который складывается из производственного взаимодействия людей со средствами производства и друг с другом и обеспечивается созданием необходимых условий труда.
5. целесообразная деятельность работника, который при помощи средств труда, технологии и определенной организации осмысленно воздействует на предмет труда для придания ему свойств, удовлетворяющих определенные потребности человека.
Освоение новой продукции является сложным и ответственным моментом для каждого предприятия, т.к. в этот период происходят существенные изменения организационно-технических условий производства при одновременном совершенствовании методов и приемов выполнения работ, выработке специализированных производственных навыков у рабочих. В результате происходит непрерывное существенное снижение затрат времени на изготовление нового изделия или выполнение операции. На сокращение затрат труда в этот период действуют две группы факторов, связанных:
А) с изменением организационно-технических условий (оснащение производства, новое оборудование, оснастка и т.д.);
Б) с освоением рабочими своих операций.
Эти факторы оказывают неодинаковое влияние на процесс освоения производства. Под влиянием первой группы факторов происходит прерывистый, скачкообразный процесс, влекущий за собой немедленное изменение уровня трудовых затрат, что сразу же должно найти отражение в изменении действующей нормы. При освоении работ имеет место постепенное и непрерывное сокращение затрат времени по мере выработки специализированных навыков и освоения рациональных приемов и методов труда.
Поэтому на период освоения, к технически обоснованным нормам должно устанавливаться дополнительное время, отражающее трудовые затраты на объем работ, связанный с процессом освоения. В соответствии с этим временем вводятся доплаты. По мере освоения производства размер дополнительного времени и доплат должен снижаться, а при выходе на проектный выпуск продукции – отменяться.
Исходя из периода, на который вводится дополнительное время, строят график освоения технически обоснованных норм. Он должен содержать значения этих норм на различных этапах освоения вплоть до отмены при достижении проектных значений.
Такая
система поэтапного внедрения технически
обоснованных норм позволяет постоянно
поддерживать их прогрессивный уровень,
повышает ответственность соответствующих
служб предприятия за своевременное организационно-техническое
обеспечение трудового процесса, наглядна
для рабочих, осваивающих производство
новой продукции, что в конечном итоге
способствует повышению производительности
труда и ускорению освоения выпуска новой
продукции в запроектированных объемах.
Лекция 12. Условия труда на предприятии.
Вопрос №1.
Условия
труда – это сложное
Четыре (4) группы факторов, влияющих на формирование и изменение условий труда:
1.
социальные и экономические
1.1 нормативно правовые факторы (законы о труде, правила, нормы, стандарты в области организации, оплаты, условий и охраны труда, установление льгот и социальных гарантий и т.д.);
1.2
социально-психологические,
1.3
общественные факторы (
1.4
экономические факторы (
2. технические и организационные факторы, непосредственно воздействующие на формирование материально-вещественных элементов условий труда: средства труда, предметы труда, технологические процессы, организационные формы производства, труда и управления, в частности, режимы труда и отдыха, формы разделения и кооперации труда, приемы и методы труда и т.п.
3.
естественно-природные факторы,
4. хозяйственно-бытовые факторы, связанные с организацией питания работников, санитарного и бытового их обслуживания.
Формирующиеся под воздействием разнообразных факторов условия труда представляют собой совокупность различных по воздействию на человека элементов.
Выделяют 4 группы элементов условий труда:
- санитарно-гигиенические;
-
физиологические (
- эстетические;
- социально-психологические.
Санитарно-гигиенические элементы определены тем, что они нормируются и количественно оцениваются методами санитарно-гигиенических исследований. Они включают: микроклимат производственного помещения, состояние воздушной среды, уровень шума, вибрации, ультрафиолетовых, инфракрасных, ионизирующих, электромагнитных излучений, степень освещенности производственных помещений. Элементы этой группы нормируются путем стандартов, норм и требований.
Психологические и физиологические элементы обусловлены содержанием трудовой деятельности, различными нагрузками на двигательный аппарат, нервную систему и психику человека в процессе труда. Они включают: физическая и нервно-психическая нагрузки, монотонность, темп и ритм работы и прочее.
Эстетические
элементы, формирующие у человека
отношение отношении е к среде
протекания труда с точки зрения
ее художественного восприятия. Они
воздействуют на формирование определенного
эмоционального состояния: архитектурно-конструкторско-
Социально-психологические элементы, характеризующие состояние работников и коллектива, формирующееся под влиянием социально-психологических факторов и создающее соответствующий психологический, эмоциональный настрой работника. Элементы этой группы весьма трудно оценить количественно, на них нет норм и тем более стандартов. Но изучение данных элементов с помощью социологических исследований создает объективную основу для их измерения.
Соответствие этих факторов требуемым нормам и стандартам является предпосылкой нормальной работоспособности человека.
Вопрос №2.
Реализация
задачи улучшения условий труда
требует разработки и применения
критериев и методов
Критерии оценки условий труда должны отражать совокупное комплексное воздействие всех элементов условий труда на организм человека, обобщать в едином показателе многообразное влияние, которое испытывает организм человека в процессе труда. Поэтому задача заключается в том, чтобы методами обобщения полученных данных найти интегральный показатель – возможность и необходимость разработки такого интегрального показателя обосновывается тем, что человеческий организм отвечает на воздействие условий труда как единая система – интегрально.
С помощью интегральной оценки тяжести труда определяют необходимость предоставления работнику доплат, льгот и компенсаций.
В
настоящее время оценка условий
труда осуществляется исходя из системного
подхода и современной
Выделяют 6 категорий тяжести работ, которым соответствуют группы условий труда.
Определенной категории
Категория тяжести труда | Балл |
1 | 0-18 |
2 | 19-33 |
3 | 34-45 |
4 | 46-53 |
5 | 54-58 |
6 | 59-69 |
Благоприятными
условиями считаются такие, при
которых категория тяжести
Согласно методики НИИ труда разработана и утверждена Министерством труда и социального развития РФ «Карта аттестации рабочего места по условиям труда», куда вносятся все данные об условиях труда на рабочих местах, из состояние и изменение.
Аттестация рабочих мест по условиям труда – ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Под влиянием конкретных условий труда формируются три основных функциональных состояния организма: нормальное, пограничное (между нормой и патологией), патологическое.
Вопрос №3.
I. Санитарно-гигиенические условия труда.
Предполагает
совершенствование техники
Основные руководящие документы, регламентирующие эти условия на предприятиях:
- различные ГОСТы, СанПиНы – санитарные правила и нормы;
- СП – санитарные правила;