Оптимизация организационной структуры предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:35, реферат

Описание работы

Сегодня для принятия эффективных и грамотных управленческих решений в
условиях столь динамичного развития рынка предприятию необходимо
рассматривать целый комплекс экономических показателей, чётко отражающих
сложившуюся ситуацию, как на самом предприятии, так и вне него. Главной
причиной, послужившей выбору именно данной темы дипломной работы

Содержание

Введение 3
§ Глава 1. Роль структуры управления на современном этапе. 5
1.1 Понятие и принципы построения организационных
структур. 5
1.2 Типы организационных структур. 9
1.3 Соответствие структуры управления предприятия
современным требованиям эффективного управления. 21
§ Глава 2. Методы экономического анализа, применяемые для оценки
финансового состояния предприятия. 23
2.1 Содержание финансового анализа. 23
2.2 Традиционные способы обработки информации. 24
2.3 Детерминированный факторный анализ. 41
§ Глава 3. Экономический анализ и оценка эффективности хозяйственной
деятельности предприятия «ХХХ». 45
3.1. Структура управления и основной вид деятельности. 45
3.2. Финансовые результаты хозяйственной деятельности. 48
3.3. Структура актива и пассива баланса. 50
3.4. Расчет показателей ликвидности. 53
3.5. Расчет показателей рентабельности и интенсивности
использования средств. 57
3.6. Расчет показателей деловой активности. 59
Заключение 61
Список литературы. 63

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 85.92 Кб (Скачать)

установок. В-шестых, распределение  работы между сотрудниками

обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем. В-седьмых

, имеет место постоянная  готовность к проведению в  организации прогрессивных

изменений.

Рассматриваемый тип структуры  предполагает существенные изменения  отношений

внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда,

повышается ответственность  каждого работающего за общий  успех.

     Продуктовая  структура. Один из распространенных  способов развития фирм –

это увеличение ассортимента производимой и реализуемой продукции. При успешном

осуществлении управления несколько продуктовых линий могут достигнуть столь

высокого объема продаж, что  сами могут потребовать существенной структуризации.

С этой проблемой столкнулись  пионеры дивизионной структуры  Procter&Gamble и

General Motors. Они нашли решение путем создания дивизионально-продуктовой

структуры организации, где  отделения создавались по основному  продукту. В

настоящее время крупные  производители потребительских  товаров используют именно

такую структуру.

При этой структуре полномочия по руководству производством и  сбытом какого-

либо продукта или услуги передаются одному руководителю. Руководители

вторичных функциональных служб  должны отчитываться перед управляющим  по этому

продукту.

    

Рис.3  Продуктовая структура.

Продуктовая структура позволяет  уделять конкретному продукту столько  же

внимания, сколько ему  уделяет небольшая фирма, выпускающая  один-два вида

продукции. По результатам  исследований, фирмы с продуктовой  структурой

достигают больших успехов  в производстве и реализации новой  продукции. Это

может происходить от того, что в продуктовой структуре  очень четко

определено, кто отвечает за получение прибыли, для нее  характерен контроль

затрат и соблюдение графиков. Эти организации способны на более  быстрое

реагирование на изменения  условий конкуренции, технологии и  покупательского

спроса.

Возможный недостаток структуры  – увеличение затрат вследствие дублирования

одних и тех же видов  работ для различных видов  продукции. В каждом

продуктовом отделении есть свою функциональные подразделения, но, возможно,

не такого размера, чтобы  максимально эффективно использовать имеющиеся

технические средства и оборудование.

     Организационная  структура, ориентированная на  потребителя. Некоторые

организации производят большой  ассортимент товаров или услуг, которые отвечают

запросам нескольких крупных  групп потребителей (рынков). Каждая группа имеет

четко определенные специфические  потребности. Если два или более  таких клиента

становятся особенно важными  для фирмы, она может использовать организационную

структуру, ориентированную  на потребителей.

    

Рис.4  Организационная структуры, ориентированная на потребителя.

Цель такой структуры  состоит в том, чтобы удовлетворить  этих потребителей так

же хорошо, как и организация, которая обслуживает всего одну их группу.

Большие издательства, например, имеют подразделения, занимающиеся литературой

для взрослых (общего чтения), юношеской литературой, учебниками для высшей и

средней школы. Каждое из этих подразделений ориентируется на своего

покупателя и действует  как практически независимая  компания. Следовательно,

каждое из них имеет  свой редакторский отдел, отделы маркетинга и финансов,

производственный. Другой пример активного использования организационной

структуры, ориентированной  на потребителя, - это  коммерческие банки.

Основные группы пользующихся их услугами – это индивидуальные клиенты

(частные лица), фирмы, организации  (пенсионные фонды и университеты),

трастовые фирмы, банки-корреспонденты, международные финансовые организации.

Организационные структуры, ориентированные на покупателя, в  равной степени

характерны для торговых фирм, торгующих оптом и в розницу.

Преимущества и недостатки структуры, ориентированной на покупателя, в общем,

те же, что и у продуктовой  структуры, если учесть различия, связанные  с

разной целевой функцией.

     1.3           Соответствие структуры  управления  предприятия современным

                    требованиям эффективного управления.                   

Организационную структуру  любой коммерческой фирмы, больницы, банка,

правительственного учреждения или органов с любым видом  деятельности следует

рассматривать с разных позиций  и с учетом разных критериев. На ее

действенность и эффективность  влияют:

1)                         действительные взаимосвязи между  людьми и их

работой. Это отражается в  схемах организационных структур и  в должностных

обязанностях;

2)                         действующая политика руководства  и методы,

влияющие на человеческое поведение;

3)                         полномочия и функции работников  организации на

различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).

При умелом сочетании указанных  трех факторов в организации может  быть создана

такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная

возможность достижения высокого уровня эффективности производства [1].

Для построения рациональной структуры управления необходимо чтобы  она

соответствовала требованиям, предъявляемым к организационным  структурам

новыми условиями хозяйствования.

Одно из них - ясность. Каждое подразделение предприятия, каждый ее

сотрудник (в особенности  каждый руководитель) должен четко  знать, где он

находится и куда ему обращаться за информацией, помощью или решением. Ясность

не следует путать с  простотой. Простым структурам может  не хватать ясности. И

наоборот, очень сложные  структуры могут быть очень ясными. Структура, не

обладающая ясностью, создает конфликты, впустую расходует время, раздражает

работников и задерживает  решения.

Тесно связано с ясностью требование экономичности. Контроль, надзор и

стимулирование должны требовать  минимума усилий. Организационная структура

управления должна способствовать самоконтролю и мотивации. Чтобы  удерживать

предприятие на ходу, минимально возможное количество людей (особенно

высококвалифицированных и  работоспособных людей) должно посвящать  внимание и

силы «управлению», «организации», «контролю», «коммуникации», «кадровым

проблемам».

Организационная структура, должна направлять внимание всех сотрудников  не на

усилия, а на результаты работы предприятия в целом. Работу руководителей

нужно оценивать по экономическим  результатам, а не по стандартам

узкопрофессиональной компетентности или административного мастерства.

Организационная структура  не должна ориентировать людей на псевдорезультаты.

Она не должна поощрять тенденцию  навешивать не прибыльную продукцию  на

прибыльные производственные линии. Она не должна ориентировать  людей на

интенсификацию усилий (т.е. повышение затрат), а мастерство превращать в

самоцель.

Организация должна помочь каждому  сотруднику понять свою собственную  задачу и

общую задачу предприятия. Чтобы  соотносить свои усилия с благом целого,

каждый сотрудник должен понимать, как его задача сопряжена  с общей задачей и

как общая задача определяет его задачу, его усилия, его вклад.

Организация должна расцениваться  также в соответствии с тем, облегчает  она

или затрудняет процесс принятия решений. Структура, подталкивающая решения

вверх, вместо принятия их на максимально низком уровне, структура,

оттягивающая критически важные решения, концентрирующая внимание на лишних

или второстепенных проблемах - плохая структура.

Организация должна обладать устойчивостью во времени и способностью к

самообновлению.

Организация должна быть способна сама производить лидеров завтрашнего  дня.

Обязательное условие  для этого - минимум уровней управления. Способный

человек, попадая на низовую  управленческую работу, скажем, в двадцать пять

лет, не должен тратить свою жизнь, поднимаясь со ступеньки на ступеньку.

Иначе, когда он окажется на верху лестницы, у него уже  не останется сил. Еще

важнее опыт, который можно  приобрести в организации. Структура  должна помочь

каждому сотруднику учиться  и развиваться на любом занимаемом посту, она

должна предусматривать  непрерывное обучение.

Организационная структура  должна поощрять внедрение на предприятие  новых идей

и готовности к новым видам  деятельности.

Соблюдение вышеизложенных требований позволит создать гибкую, способную к

быстрой перестройке организационную  структуру, которая будет способствовать

развитию системы управления на предприятии, повысит уровень  ее

организованности и создаст  все условия для эффективного функционирования

предприятия в целом [3].

    

§ Глава 2. Методы экономического анализа,

 

применяемые

для оценки финансового

 

состояния предприятия.

 

 

2.1    Содержание финансового  анализа

 

Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной

деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов:

финансового анализа и  производственного управленческого  анализа

Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на

практике разделением  системы бухгалтерского учета в  масштабе предприятия на

финансовый учет и управленческий учет. Такое разделение анализа несколько

условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как  продолжение

внешнего анализа и  наоборот. В интересах дела оба  вида анализа подпитывают

друг друга информацией.

Особенностями внешнего финансового  анализа являются:

·              множественность субъектов анализа, пользователей информации о

деятельности предприятия;

·              разнообразие целей и интересов  субъектов анализа;

·              наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

·              ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность

предприятия;

·              ограниченность задач анализа как  следствие предыдущего фактора;

·              максимальная открытость результатов  анализа для пользователей

информации о деятельности предприятия.

Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности,

приобретает характер внешнего анализа, т. е. анализа, проводимого  за

пределами предприятия его  заинтересованными контрагентами, собственниками или

государственными органами. Этот анализ на основе только отчетных данных,

которые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о  деятельности

предприятия, не позволяет  раскрыть всех секретов успеха фирмы.

Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого  партнерами

предприятия по данным публичной  финансовой отчетности, составляют:

·              анализ абсолютных показателей прибыли;

·              анализ относительных показателей  рентабельности;

·              анализ финансового состояния, рыночной устойчивости,

ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

·               анализ эффективности использования  заемного капитала;

·               экономическая диагностика финансового  состояния предприятия и

рейтинговая оценка эмитентов.

Существует многообразная  экономическая информация о деятельности предприятий и

множество способов анализа  этой деятельности. Финансовый анализ по данным

финансовой отчетности называют классическим способом анализа.   

Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника  информации

и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической

подготовке производства, нормативную и плановую информацию и пр.

     Основное содержание  внутрихозяйственного финансового  анализа может быть

дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации  управления,

например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ

взаимосвязи издержек, оборота  и прибыли. В системе внутрихозяйственного

управленческого анализа  есть возможность углубления финансового  анализа за счет

привлечения данных управленческого  производственного учета, иными  словами,

имеется возможность проведения комплексного экономического анализа  и оценки

эффективности хозяйственной  деятельности. Вопросы финансового и

производственного анализа  взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при

контроле над их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления

производством и реализацией  продукции, работ и услуг, ориентированной  на рынок.

Особенностями управленческого  анализа являются:

·              ориентация результатов анализа  на свое руководство;

·              использование всех источников информации для анализа;

·              отсутствие регламентации анализа  со стороны;

·              комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности

Информация о работе Оптимизация организационной структуры предприятия