Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:35, реферат
Сегодня для принятия эффективных и грамотных управленческих решений в
условиях столь динамичного развития рынка предприятию необходимо
рассматривать целый комплекс экономических показателей, чётко отражающих
сложившуюся ситуацию, как на самом предприятии, так и вне него. Главной
причиной, послужившей выбору именно данной темы дипломной работы
Введение 3
§ Глава 1. Роль структуры управления на современном этапе. 5
1.1 Понятие и принципы построения организационных
структур. 5
1.2 Типы организационных структур. 9
1.3 Соответствие структуры управления предприятия
современным требованиям эффективного управления. 21
§ Глава 2. Методы экономического анализа, применяемые для оценки
финансового состояния предприятия. 23
2.1 Содержание финансового анализа. 23
2.2 Традиционные способы обработки информации. 24
2.3 Детерминированный факторный анализ. 41
§ Глава 3. Экономический анализ и оценка эффективности хозяйственной
деятельности предприятия «ХХХ». 45
3.1. Структура управления и основной вид деятельности. 45
3.2. Финансовые результаты хозяйственной деятельности. 48
3.3. Структура актива и пассива баланса. 50
3.4. Расчет показателей ликвидности. 53
3.5. Расчет показателей рентабельности и интенсивности
использования средств. 57
3.6. Расчет показателей деловой активности. 59
Заключение 61
Список литературы. 63
политика, подготовка производства, учёт и отчётность, планирование сроков и
контроль над их выполнением и т.д. выделяются в функциональные отделы,
которым предоставляются полномочия для дачи распоряжения. Руководители
линейного и функционального отделов имеют право на совместное принятие
решений для соответствующего отдела предприятия. Например, право по найму
рабочей силы для цехов
принадлежит совместно
начальнику технического отдела. Если они не приходят к соглашению, то должна
вмешаться вышестоящая инстанция.
Дивизиональная структура управления.
В результате диверсификации производства многие предприятия перестраивают
свою организационную структуру, образуя отделы, ориентирующиеся на
производство определённой продукции (продуктовая структура управления) или на
пространственное единство (региональная структура управления).
Организационная структура по продукту предполагает создание в структуре фирмы
самостоятельных хозяйственных
подразделений –
ориентированных на производство и сбыт конкретных видов продуктов. При этом
предполагается специализация производственных отделений в материнской
компании по отдельным видам или группам продуктов и передача им полномочий по
управлению производственными
и сбытовыми дочерними
как в своей стране, так и за границей. Производственное отделение не делает
различий в методах управления между отечественными и заграничными дочерними
компаниями, которые сохраняют ответственность за прибыли и подлежат
финансовому контролю и отчётности
со стороны производственного
Координация деятельности между отечественными и заграничными предприятиями в
рамках производственного отделения, либо координатором по продукту, либо
координатором по международным операциям. Функциональные службы
производственных отделений одновременно поддерживают тесные контакты с
соответствующими центральными службами, получая от них указания по всем
вопросам проведения единой политики и координации деятельности в рамках фирмы
в целом.
Поскольку производственное отделение само выступает центром прибыли, оно
осуществляет не только финансовый, но и оперативный контроль над
деятельностью подконтрольных предприятий во всемирном масштабе. Этот контроль
часто осуществляется путём совместных и переплетающихся директоратов и
дополняется поездками руководителя производственного отделения на конкретные
дочерние предприятия. В некоторых компаниях для более эффективного
оперативного контроля над
деятельностью заграничных
производственном отделении создаются региональные управления или отделы.
Организационная структура по продукту широко распространена в силу массового
перехода международных фирм к децентрализованной структуре управления, когда
знание продукта и развитие производства в глобальном масштабе приобрели
первостепенное значение.
Организационную структуру управления по продукту предпочитают применять
крупные широко диверсифицированные компании, хотя она имеет свои
специфические особенности практически у каждой компании. Эти особенности
вытекают, прежде всего, из степени диверсификации выпускаемой продукции и
характера специализации
каждого производственного
компании. Они зависят также от числа заграничных компаний, характера их
деятельности и выполняемых функций. Большую роль играет характер выпускаемой
продукции, степень её технологической сложности и уникальности.
Такая организационная структура способствует углублению специализации между
дочерними предприятиями одной компании с учётом преимуществ, получаемых от
международного разделения
труда, содействует росту
поставок и даёт возможность
путём манипуляции с
суммы уплачиваемых налогов, облегчает раздел рынков между дочерними
компаниями, позволяет концентрировать научные исследования и разработки по
продукту в центре и обеспечивать централизованное снабжение технологией всех
подконтрольных дочерних компаний, даёт возможность ориентировать производство
на выпуск продукции, пользующейся наибольшим спросом.
Вместе с тем, при такой структуре возникают трудности использования знаний и
опыта специалистов по управлению в рамках одной страны или региона
затрудняется координация деятельности предприятий, относящихся к разным
производственным отделениям одной фирмы по вопросам планирования,
долгосрочных инвестиций на рынке одной страны. Производственные отделения,
построенные по продукту и имеющие в своём подчинении дочерние компании в
широком круге стран, испытывают обычно недостаток знаний о местных условиях и
требованиях отдельных рынков. Поэтому они нуждаются в помощи центральных
служб для осуществления региональной координации или делят производственные
отделения по продукту с учётом территориального размещения предприятий.
Организационная
структура по региону.
ответственность за деятельность предприятия, как на внутреннем, так и на
внешнем рынке распределяется между самостоятельными региональными
подразделениями. Эти подразделения по содержанию и характеру своей деятельности
могут выступать как производственные отделения и быть центрами прибыли, а могут
организовываться в форме дочерних компаний и быть центрами прибыли и центрами
ответственности. И в том, и в другом случае региональные подразделения
осуществляют координацию деятельности дочерних сбытовых и производственных
компаний в своём регионе по всем видам продуктов специализации международной
фирмы. Возглавляющий такое региональное подразделение вице-президент –
распорядитель либо управляющий
подчиняется непосредственно
компании и осуществляет свою деятельность в тесном контакте со всеми
центральными службами. В
некоторых компаниях
своём подчинении управляющих
по отдельным странам как
региональным подразделением и местной дочерней компанией. Региональные
подразделения осуществляют финансовый контроль над деятельностью каждой
дочерней компании, а также контролируют составление текущего бюджета и ведают
вопросами планирования, придерживаясь указаний высшего руководства компании и
центральных служб. Для более тесной увязки производственной деятельности
подконтрольных компаний в некоторых ТНК назначаются координаторы по продукту,
ведающие вопросами
Региональная структура управления используется компаниями, выпускающими
продукцию ограниченной номенклатуры и ориентированными на широкие рынки сбыта
и конкретного потребителя. Недостатком этой структуры управления являются
трудности передачи технической информации заграничными дочерними компаниями,
а также координация деятельности по стране и по продукту. Особенно
усиливаются эти трудности для компаний, выпускающих оборудование и имеющих
много линий продуктов. Другая важная проблема, возникающая при региональной
структуре управления, - это возможность дублирования линейной и
функциональной
Региональная структура управления деятельностью компаний в целом встречается
довольно редко. В то же время региональный принцип управления заграничной
деятельностью в сочетании с управлением по продукту является довольно
распространённым и характерен для компаний, использующих смешанную структуру
управления.
Вышеописанные структуры относятся к бюрократическому типу организации
структур управления. Соответствующую концепцию подхода к построению
организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог
Макс Вебер. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии,
кардинальным образом менявшую ранее действовавшие системы коммуникации,
отчетности, оплаты труда, структуры работы, отношений на производстве. В
основе этой модели - представление о предприятиях как об "организованных
организациях", предъявляющих жесткие требования, как к людям, так и
структурам, в рамках которых они действуют. Ключевые концептуальные положения
нормативной модели рациональной бюрократии таковы:
· четкое разделение труда, использование на каждой должности
квалифицированных специалистов;
· иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень
подчиняется и контролируется вышестоящим;
· наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность
выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;
· дух формальной обезличенности, характерной для выполнения
официальными лицами своих обязанностей;
· осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными
требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.
Главные понятия бюрократического типа структуры управления - рациональность,
ответственность и иерархичность.
Бюрократические структуры
показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях,
в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов
людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать
человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов,
в массовом и крупносерийном производстве. Однако им присущи недостатки,
особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического
развития. Очевидно, прежде всего,
что бюрократический тип
способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту
часть своих способностей,
которая непосредственно
выполняемой работы. Ясно также: коль скоро вопросы стратегии и тактики
развития организации решаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни
заняты исключительно исполнением "спускаемых сверху" решений, теряется общий
управленческий интеллект
(который рассматривается
фактор эффективного управления).
Еще один изъян структур бюрократического типа - невозможность с их помощью
управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы.
Функциональная специализация элементов структуры приводит к тому, что их
развитие характеризуется неравномерностью и различной скоростью. В результате
возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованностью
в их действиях и интересах, что замедляет прогресс в организации.
Другой тип организации структур управления предприятием - органический.
Этот тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю, и возник как
антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять
многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных
структурах. Новый подход отвергает представление об эффективности организации
как "организованной" и работающей с четкостью часового механизма; напротив,
считается, что эта модель
проводить радикальные
приспособляемость организации
к объективным требованиям
действительности. Исследователи этой проблемы подчеркивают: постепенно
вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится выше, чем
планирование; которая руководствуется возможностями гораздо больше, чем
ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые;
которая больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и
противоречия, а не веру.
В исходном определении органического типа структуры подчеркивались такие ее
принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более
высокая гибкость, меньшая
связанность правилами и
качестве базы групповой (бригадной) организации труда. Дальнейшие разработки
позволили существенно дополнить перечень свойств, характеризующих органический
тип структуры управления. Речь идет о следующих чертах. Во-первых,
решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете,
правилах или традициях. Во-вторых, обстоятельствами, которые
принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть,
убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения
должностной инструкции. В-третьих, главные интегрирующие факторы -
миссия и стратегия развития организации. В-четвертых, творческий подход
к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида
и миссией. В-пятых, правила работы формулируются в виде принципов, а не
Информация о работе Оптимизация организационной структуры предприятия