Оценка системы оплаты труда работников предприятия и пути её совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Новый хозяйственный механизм, задуманный в рамках радикальной экономической реформы, должен основываться на учете социальных интересов людей. Смыкание хозяйственного механизма с интересами людей, с мотивацией их трудовой деятельности ведет, как показывает опыт, к значительному повышению ее эффективности.

Содержание

РЕФЕРАТ................................................................................................................3
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
1.СУЩНОСТЬ ОПЛАТЫ ТРУДА В СИСТЕМЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
1.1. Организация оплаты труда. ............................................................................7
1.2. Состав заработной платы работника............................................................14
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая организацию труда и заработной платы в РБ..........................................................................................15
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ РУП " МИНСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД"..................................................................................................................17
2.1 Организационно-экономическая характеристика РУП «Минский автомобильный завод» .........................................................................................17
2.2 Организация труда работников литейного производства РУП «МАЗ».....21
2.3 Анализ труда и заработной платы работников литейного производства РУП «МАЗ»............................................................................................................31
2.4 Система премирования в цехе........................................................................39

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА В РУП " МИНСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД".....................................42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................

Работа содержит 1 файл

курсовой по экономике (дороботка на печать)..docx

— 156.69 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Состав заработной  платы работника

Величина заработной платы  конкретного работника определяет не только количество денег, которым располагает работник, но и то, что он может на эти деньги купить. Принято различать номинальную и реальную заработную плату. В условиях инфляции заработная плата рассматривается как номинальная и как реальная.

Номинальная заработная плата — это вся начисленная сумма денежных средств, получаемых работником за результаты своего труда. Она характеризует уровень оплаты труда в принятых денежных единицах. Номинальная заработная плата не учитывает изменения потребительских цен.

Реальная заработная плата — это количество, совокупность материальных благ и услуг, которые может приобрести работник на получаемую номинальную заработную плату при данном уровне цен на товары и услуги. Размер реальной заработной платы отражает фактическую покупательскую способность.

Соотношение между номинальной  и реальной заработной платой определяется уровнем инфляции. Так, повышение  номинальной зарплаты на 15 % при росте цен на 20 % приводит к снижению реальной заработной платы.

Структура оплаты труда дает представление о том, какие составляющие элементы входят в оплату труда.

Основная заработная плата — оплата труда по тарифным ставкам (повременная форма), по сдельным расценкам (сдельная форма), по окладам (штатно-окладная система). В странах с развитой рыночной экономикой доля основного заработка в оплате труда составляет примерно 80 % .

дополнительная  заработная плата включает различные виды доплат и надбавок:

доплаты за работу в неблагоприятных  условиях, за работу в ночное время, на подземных работах, за работу в  выходные и праздничные дни и  т. д.;

оплата за неотработанное время: выполнение гособязанностей, время вынужденного прогула и др.;

надбавки за профессиональное мастерство, за классность, за знание и  применение иностранных языков, за ученую степень, за непрерывный стаж работы;

премии за текущие результаты — по системам премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий, за экономию материальных и энергетических ресурсов, за высокое качество продукции;

вознаграждения за конечные результаты — по итогам работы за год, за изобретательство и рационализацию, материальная помощь.

 

 

1.3 Нормативно-правовая  база, регулирующая организацию  труда и заработной платы в  РБ

 

В Республике Беларусь установлена  система государственных гарантий в области оплаты труда, которая  включает в себя:

1) величину минимальной  заработной платы в Республике  Беларусь;

2) величину размера тарифной  ставки первого разряда Единой  тарифной сетки работников Республики  Беларусь для работников бюджетной  сферы;

3) республиканские тарифы  оплаты труда - часовые и (или)  месячные тарифные ставки (оклады), определяющие уровни оплаты труда  для конкретных профессионально-квалификационных  групп работников организаций,  финансируемых из бюджета и  пользующихся государственными  дотациями;

4) размеры увеличения  оплаты труда за работу в  условиях, отличающихся от нормативных;

5) меры по поддержанию  уровня реального содержания  заработной платы, индексации  заработной платы;

6) ограничения размеров  удержаний из заработной платы,  в том числе размеров налогообложения  доходов;

7) государственный контроль  и надзор за своевременностью  выплат заработной платы и  реализацию государственных гарантий  в части ее размеров;

8) ответственность нанимателей  за нарушение условий коллективного  договора, соглашения по оплате  труда [1, ст.56].

Для дифференциации заработной платы в зависимости от сложности, содержания, характера, условий труда  и других факторов наниматели обязаны  использовать республиканские тарифы оплаты труда работников как минимальные  гарантии размеров оплаты труда.

Минимальная заработная плата - государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда  за работу в нормативных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда.

Размер минимальной заработной платы определяется исходя из минимального потребительского бюджета и устанавливается  Правительством Республики Беларусь. Так, с 01.09.2011г. в Республике Беларусь размер минимальной заработной платы  составляет 442460 руб., размер часовой  минимальной заработной платы - 2634 руб.

В настоящее время основными  документами, регулирующими сферу  трудовых отношений и оплаты труда  являются:

- Трудовой кодекс Республики  Беларусь;

- Декрет Президента Республики  Беларусь от 26.07.1999 № 29 "О дополнительных  мерах по совершенствованию трудовых  отношений, укреплению трудовой  и исполнительской дисциплины"[5,с.233];

- Декрет Президента Республики  Беларусь от 18.07.2002 № 17 "О некоторых  вопросах регулирования оплаты  труда работников";

- Декрет Президента Республики  Беларусь от 23.01.2009 № 2 "О стимулировании  работников организаций отраслей  экономики";

- Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 27.12.2004 № 1651 "О некоторых  вопросах регулирования оплаты  труда работников коммерческих  организаций";

- Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 25.07.2002 № 1003 "Об усилении  зависимости оплаты труда руководителей  организаций от результатов финансово-хозяйственной  деятельности";

- Постановление Министерства  труда и социальной защиты  Республики Беларусь от 20.09.2002 №  122 "Об утверждении инструкции  о применении положения об  условиях оплаты труда руководителей  государственных организаций и  организаций с долей собственности  государства в их имуществе";

- Постановление Министерства  труда и социальной защиты  Республики Беларусь от 20.09.2002 №  123 "Об утверждении инструкции  о порядке применения единой  тарифной сетки работников Республики  Беларусь";

- Постановление Министерства  труда и социальной защиты  Республики Беларусь от 27.05.2004 №  64 "Об утверждении инструкции  о порядке оплаты труда работников  аппарата государственных организаций,  подчиненных областным и Минскому  городскому исполнительным комитетам".

- Решение Минского городского  исполнительного комитета от 27.07.2006 № 1500 "Об оплате труда руководителей  организаций коммунальной собственности  и с долей коммунальной собственности  г. Минска в их имуществе".

- Указ Президента Республики  Беларусь от 12.04.2000 № 180 «О порядке  применения Декрета Президента  Республики Беларусь от 26 июля 1999г.  № 29»;

- Постановление Министерства  труда Республики от 10.04.2000 № 47 «Об утверждении условий и  порядка исчисления среднего  заработка, сохраняемого за время  трудового (основного и дополнительного)  и социального (в связи с  обучением) отпусков, выплаты денежной  компенсации за неиспользованный  трудовой отпуск и в других  случаях, предусмотренных законодательством,  а также перечня выплат учитываемых  при исчислении среднего заработка»;

- Постановление Министерства  труда и социальной защиты  Республики Беларусь, Министерства  финансов Республики Беларусь, Министерства  экономики Республики Беларусь  от 24.02.2005 № 18/23/34 «Об утверждении  Инструкции о порядке повышения  тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями».

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ РУП " МИНСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД"

 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика РУП «Минский  автомобильный завод»

 

Предприятие «Минский автомобильный  завод» - крупнейшее государственное  предприятие Республики Беларусь по выпуску большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной  и прицепной техники.

Завод является самостоятельным  хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, входит в качестве головного предприятия в состав Производственного объединения "БелавтоМАЗ", в составе которого находятся  также РУП «БААЗ» (г. Барановичи), РУП «ОЗАА» (г. Осиповичи), РУА «КЗТШ» (г. Жодино), РУП «Литмаш» (г. Минск), ПРУП «ДЭМЗ» (г. Дзержинск), РУП «СтройМАЗтрест» (г. Минск).

Минский автомобильный завод  включает в себя все виды действующих  производств, свойственных современным  крупным машиностроительным заводам, среди которых: литейное, кузнечное, прессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, окрасочное, сборочное, инструментальное.

Гамма выпускаемых автомобилей  включает седельные тягачи, бортовые, среднетоннажные низкорамные автомобили, самосвалы, лесовозы, сортиментовозы, автомобили повышенной проходимости, автомобили-шасси под комплектацию всевозможного спецоборудования и  установок. Завод в массовом производстве освоил 6 поколений тяжелых грузовиков. В автомобилях МАЗ воплотились  современные конструкторские решения, передовые отечественные и зарубежные технологии, позволившие получить максимально  возможные грузовместимость и грузоподъемность, высокую среднетехническую скорость, удобство и низкую трудоемкость технического обслуживания, топливную экономичность, проходимость и надежность в сочетании  с минимальными эксплуатационными  затратами.

С 1995 г. осуществляется выпуск городских, пригородных и междугородних  туристических автобусов. Минский  автомобильный завод достиг серийного  производства 8 моделей автобусов  и более 50 модификаций на их базе, среди которых специальные автобусы, предназначенные для эксплуатации в особых условиях: в северных районах - со специальной системой отопления  и теплоизоляцией салона, двойным  полом, уменьшенной площадью остекления, а в южных районах - с усиленной  системой вентиляции и увеличенными сдвижными форточками и пр. С 2006 г. выпускается малогабаритный автобус МАЗ-256 на 28 посадочных мест с кузовом из стеклопластика.

Предприятие широко известно в странах СНГ и во всем мире как производитель тяжелых грузовиков. За прошедшие годы на заводе было освоено  производство 5 семейств тяжелых грузовиков. В их разработке и производстве использовались передовые отечественные и зарубежные технологии. Автомобили хорошо зарекомендовали  себя в работе в районах Крайнего Севера, пустынь Каракумов и Сахары, в тропиках Африки и Юго-Восточной  Азии, Дальнего Востока, в Андах и  на Памире. Автомобили МАЗ поставляются в более чем 70 стран мира. Год  от года эти автомобили становятся мощнее, надежнее, эргономичнее.

В настоящее время на Минском  автомобильном заводе освоено производство грузовиков, отвечающих требованиям  ЕВРО-2, ЕВРО-3. В этих автомобилях  воплотились наиболее современные  конструкторские решения, позволившие  получить большую грузоподъемность, высокую среднетехническую скорость, топливную экономичность, проходимость, надежность, комфортабельность в  сочетании с низкими эксплуатационными  расходами.

Минский автомобильный завод  до настоящего времени остается единственным в мире производителем не только техники, но и прицепного состава, что позволяет  ему предлагать рынку тягачи, прицепы  и полуприцепы, полностью унифицированные  друг с другом.

Минский автомобильный завод в 2010 г. увеличил выпуск грузовых автомобилей на 3,6% по сравнению с 2009 г. до 20,963 тыс. шт., сообщили в Центре общественных связей предприятия.

Динамика выпущенных автомобилей  представлена в табл. 2.1

 

Таблица 2.1 - Динамика производства грузовых автомобилей на МАЗ

 

Год выпуска

Динамика производства грузовых автомобилей на МАЗ, шт.

2001 

18560 

2002 

19607 

2003 

18965 

2004

19453 

2005 

18785 

2006 

18745 

2007 

19863 

2008 

20504 

2009

20789 

2010

20963


 

 

Кроме того, за 2010 г. МАЗ выпустил 1,692 тыс. автобусов (рост на 65,2% по сравнению с 2009 г.), 8,003 тыс. прицепов и полуприцепов (+9,1%/, 452 автокрана /+56,4%).

В денежном выражении общий  объем выпуска товарной продукции предприятия в 2010 г. увеличился на 19% до 2,111 трлн. бел. руб.

Финансовые показатели предприятия  представлены в табл. 2.2.

 

 Таблица 2.2 - Финансовые  показатели предприятия

 

Год.

Объем производства, трлн. бел. руб. 

Себестоимость, трлн. бел. руб. 

Налоги, млн. руб.

Чистая прибыль, млн. руб. 

Рентабельность, %

2008г.

1,870  

1,120  

304,2

1 098 450  

50

2009г.

2,410  

1,420  

362,2

1.21 108 730  

54

2010г.

2,111

1, 339

347,2

11 251 430  

52

Информация о работе Оценка системы оплаты труда работников предприятия и пути её совершенствования