Оценка экономической эффективности производства в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – комплексное исследование механизма формирования прибыли предприятия и разработка направлений по максимизации ее величины.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи анализа:
- изучить и проанализировать нормативную правовую базу и литературные источники по проблеме исследования для обоснования теоретических основ сущности прибыли предприятия;
- провести оценку порядка формирования прибыли;
- разработать рекомендаций по увеличению финансового результата с учетом перспектив развития предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава.1 Теоретические основы прибыли предприятия……………………….…...5
1.1 Понятие и сущность прибыли и дохода……………………………….……….5
1.2 Виды прибыли и порядок их формирования…………………………………10
1.3 Методические подходы оценки эффективности деятельности
предприятия……………………………………………………………………..17
Глава .2 Оценка экономической эффективности производства в
СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»………………………........20
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………...........20
2.2 Анализ формирования прибыли предприятия ……………………….………23
2.3 Анализ прибыли от реализации продукции…………………………….…….28
2.4 Анализ налогооблагаемой и чистой прибыли предприятия……….….……..34
2.5 Анализ рентабельности деятельности предприятия………………….……...36
2.6 Пути увеличения суммы прибыли и рентабельности………………….…….40
Выводы и предложения….…………………………………………….…………...50
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая прибыль.doc

— 522.00 Кб (Скачать)

      Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод».

      Последовательное  осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

      Планирование  развития СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» - важнейшее условие его выживания в условиях рыночной экономики. Как бы ни менялась система отношений в обществе, планирование развития предприятия остается, другое дело - будут меняться формы документации, ее содержание, методы обоснования решений, порядок их принятия и т.д.

      В процессе разработки плана прибыли  могут быть использованы следующие методы: расчетно-аналитический; прямого счета; экономико-статистические; метод определения прибыли на вложенный капитал; метод максимизации прибыли за счет эффекта производственного рычага и др. В основу механизма управления прибылью и многих методов планирования прибыли положена взаимосвязь между прибылью, объемом реализации и издержками. Причем важное значение для максимизации прогнозируемой прибыли имеет величина постоянных и переменных издержек. Во-первых, классификация затрат на переменные и постоянные помогает решить задачу максимизации массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов, во-вторых, позволяет судить об окупаемости затрат предприятия в случае осложнения конъюнктуры и иных затруднений.

      Комплексный характер экономических явлений  предполагает исследование не одиночного динамического ряда, а параллельно нескольких рядов, колебания которых взаимообусловлены. При этом возникает необходимость установления зависимости между такими колебаниями и измерения ее тесноты. Эти задачи решаются обычно с помощью корреляционно-регрессионного моделирования.

      Корреляционная  зависимость в отличие от функциональной является неполной, проявляется лишь в среднем и только в массе наблюдений. При корреляционной связи изменению аргумента соответствует несколько значений функций. В зависимости от количества отобранных факторов различают парные и много-факторные модели различного вида: линейные, степенные, логарифмические. В практике прогнозирования наибольшее распространение получили линейные модели.

      Предпочтение  отдается линейным моделям по нескольким причинам: линейные модели просты, требуют меньшего числа вычислений; массовые экономические процессы, как правило, подчинены закону нормального распределения, которому свойственны линейные формы связи.

      Проведем  анализ прибыли в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» с использованием корреляционно-регрессионного анализа.

      Изучим  зависимость между выручкой от реализации продукции и прибылью от реализации продукции в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» на основании данных таблицы 2.19, для чего после ранжирования рядов определим коэффициенты корреляции и регрессии. 

    Таблица 2.19 – Исходные данные  для измерения тесноты между выручкой

                            от реализации продукции и  прибылью от реализации

                            в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»                      

 
Год
У – прибыль (убыток) от реализации продукции, млн. р. X - выручка от реализации продукции, млн. р. ХУ Х2 У2 Сглаженный уровень прибыли (убытка), млн. р.
2007 -6 265 38 185 -239 229 025 1 458 094 225 39 250 225 -6 985,4
2008 811 30 915 25 072 065 955 737 225 657 721 -28 504,6
2009 6 242 52 798 329 565 116 2 787 628 804 38 962 564 36 278,0
Итого 788 121 898 115 408 156 5 201 460 254 78 870 510 788
 

      Корреляционная  зависимость, между выручкой от реализации продукции и прибылью от реализации продукции соответствует уравнению прямой 

                                                         Ух=а + bX,                                                 (2.7) 

      где Ух — ордината  прямой (фактическая прибыль от реализации

                       продукции);

             X — различные значения признака (объем выручки от реализации

                      продукции);

            a и b — коэффициенты уравнения прямой.

      Коэффициент b показывает, на сколько увеличивается в среднем прибыль при росте   на 1р. выручки от реализации продукции. Коэффициент a показывает, в каких условиях может быть применим коэффициент регрессии b.

      Чтобы определить значение коэффициентов  а и b, следует решить систему двух нормальных уравнений 

                                                   

                                          (2.8)

                                                  

                                       (2.9) 

      Подставив  в систему  уравнений   исчисленные  показатели в  таблице 2.19, определим значение коэффициента 

      788 = 3а + 121 898 · b

      115 408 156 = 121 898 a + 5 201 460 254 · b

      Отсюда, b = 2,96. 

      Подставив значение  исчисленного  коэффициента  регрессии b   в первое уравнение, определим значение коэффициента а 

      а = -120 013. 

      Исчисленный   коэффициент   регрессии b показывает, что при росте выручки от реализации продукции на 1 млн. р. объем прибыли  в среднем возрастает за счет этого фактора на 2,96 млн.р.

      Уравнение линии связи в данном случае примет следующий вид 

      Ух =2,96 · X – 120 013. 

      Рассчитаем  сглаженный уровень прибыли (убытка) в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»

       

      Ух  2007 г. = 38 185 · 2,96 – 120 013 = -6 985,4 млн. р. 

      Ух  2008 г. = 30 915 · 2,96 – 120 013= -28 504,6 млн. р. 

      Ух  2009 г. = 52 798  · 2,96 – 120 013= 36 278,0 млн. р. 

      Динамика фактического и сглаженного уровня прибыли (убытка) от реализации продукции в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» представлена на рисунке 2.1.   

    Рисунок 2.1- Динамика фактического и сглаженного уровня прибыли

                         (убытка) от реализации продукции в СЗАО «Могилевский 

                          вагоностроительный завод» в  2007 – 2009 гг. 

    Для измерения тесноты связи между выручкой от реализации продукции и прибылью от реализации продукции определим коэффициент корреляции по формуле 2.10. 

                                  

.                             (2.10) 

    

= 0,596.

      Исчисленный   коэффициент   корреляции показывает, что  между выручкой от реализации продукции и прибылью от реализации продукции в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» имеется   связь.

      Если  коэффициент корреляции возвести в  квадрат, то получим коэффициент детерминации 0,5962 = 0,35. Он показывает, что прибыль от реализации продукции в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» на 35,0 % зависит от фактической выручки от реализации продукции, а на долю других факторов приходится 65,0 % ее прироста.

      Таким образом, финансовое планирование в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» является необходимым элементом управления прибылью с целью ее оптимизации. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выводы  и предложения

      В курсовой работе проведена оценка эффективности производства в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» и предложены пути по совершенствованию его функционирования.

      Финансовый  результат — конечный итог хозяйственной  деятельности предприятия, который выражается в виде прибыли или убытка от различных хозяйственных операций. То есть финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, образованный, например, по причине чрезмерно высоких затрат на производство, срыва реализации продукции в связи нарушением хозяйственных договоров и т. п.

      В экономическом анализе результаты деятельности организации могут  быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности той или иной организации.  Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности организации, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в организацию средства.

      В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Финансовым результатом деятельности СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» является прибыль от реализации продукции в 2008 г. – 811 млн. р.  и 6 242 млн. р. в 2009 г.

      Убыток  от внереализационных  операций увеличился  на 992  млн. р. и составил в 2009 г. 1 167 млн. р. Увеличение внереализационых расходов на 1 493 млн. р. в 2009 г. по сравнению с 2008 г., что является основной причиной убыточной деятельности СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод». В 2009 г. имеет место увеличение внереализационных доходов на 501 млн. р., что положительно повлияло на уменьшение  суммы убытка.

      Убыток  от операционных операций на протяжении 2008 - 2009 гг. составлял 7,0 млн. р. Прибыль отчетного периода в 2009 г. увеличилась по сравнению с 2008 г. на 4 439 млн. р. На убыток от операционных операций в 2009 г. положительное влияние оказало увеличение операционных доходов на 79 млн. р. по сравнению с 2008 г. Рост операционных расходов на 77 млн. р., привел к увеличению убытка от операционных операций на эту же сумму.

      На  протяжении 2008 – 2009 гг. налогооблагаемая прибыль в СЗАО «Могилевский   вагоностроительный завод»  равна нулю, т.к. предприятие использовало льготу по налогу на прибыль и единого платежа с прибыли по ставке 3,0 %. СЗАО «Могилевский   вагоностроительный завод» является резидентом свободно-экономической зоны «Могилев»  и с 23 ноября 2006 г. на продукцию собственного производства, включенную в перечень импортозамещающей продукции распространяется специальный правовой режим – льготируется налог на прибыль (включая единый платеж с прибыли) в течении пяти лет с момента объявления прибыли. Сумма льготы по налогам из прибыли 2008 г. равнялась 628 млн. р., а в 2009 г. увеличилась на 449 млн. р. и составила 5 067 млн. р.

      В СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» в 2008 г. 100 % нераспределенной прибыли было направлено в добавочный фонд. В 2009 г. сумма нераспределенной чистой прибыли направленная в добавочный фонд сократилась на 57 млн. р., но ее доля в распределяемой прибыли сократилась на 86,8 п.п. и составила 13,2 %. При этом в 2009 г. увеличилась доля нераспределенной прибыли на 86,8 п.п.

Информация о работе Оценка экономической эффективности производства в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»