Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – комплексное исследование механизма формирования прибыли предприятия и разработка направлений по максимизации ее величины.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи анализа:
- изучить и проанализировать нормативную правовую базу и литературные источники по проблеме исследования для обоснования теоретических основ сущности прибыли предприятия;
- провести оценку порядка формирования прибыли;
- разработать рекомендаций по увеличению финансового результата с учетом перспектив развития предприятия.
Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава.1 Теоретические основы прибыли предприятия……………………….…...5
1.1 Понятие и сущность прибыли и дохода……………………………….……….5
1.2 Виды прибыли и порядок их формирования…………………………………10
1.3 Методические подходы оценки эффективности деятельности
предприятия……………………………………………………………………..17
Глава .2 Оценка экономической эффективности производства в
СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»………………………........20
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………...........20
2.2 Анализ формирования прибыли предприятия ……………………….………23
2.3 Анализ прибыли от реализации продукции…………………………….…….28
2.4 Анализ налогооблагаемой и чистой прибыли предприятия……….….……..34
2.5 Анализ рентабельности деятельности предприятия………………….……...36
2.6 Пути увеличения суммы прибыли и рентабельности………………….…….40
Выводы и предложения….…………………………………………….…………...50
Список использованной литературы…………………
Из таблицы 2.2 видно, что финансовым результатом деятельности СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» является прибыль от реализации продукции в 2008 г. – 811 млн. р. и 6 242 млн. р. в 2009 г.
Убыток от внереализационных операций увеличился на 992 млн. р. и составил в 2009 г. 1 167 млн. р. Увеличение внереализационых расходов составило 1 493 млн. р. в 2009 г. по сравнению с 2008 г., что является основной причиной убыточной деятельности СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод». В 2009 г. имеет место увеличение внереализационных доходов на 501 млн. р., что положительно повлияло на уменьшение суммы убытка. Убыток от операционных операций на протяжении 2008 - 2009 гг. составлял 7,0 млн. р. На убыток от операционных операций в 2009 г. положительное влияние оказало увеличение операционных доходов на 79 млн. р. по сравнению с 2008 г. Рост операционных расходов на 77 млн. р., привел к увеличению убытка от операционных операций на эту же сумму.
Прибыль отчетного периода в 2009 г. увеличилась по сравнению с 2008 г. на 4 439 млн. р. Рассматривая структуру прибыли отчетного периода, необходимо отметить, что наибольший удельный вес приходится на прибыль от реализации продукции – 128,9 % в 2008 г. и в 2009 г. ее удельный вес сократился на 5,7 п.п. и составил 123,2 %. При этом в 2009 г. произошло увеличение доли убытка от внереализационных операций – на 4,7 п.п. и убытка от операционных операций – на 1,0 п.п.
Проведем
анализ состава и динамики прибыли
(убытка) от операционных доходов и расходов
в СЗАО «Могилевский вагоностроительный
завод» за 2008 - 2009гг. в таблице 2.3 (приложения
Б, Г).
Таблица 2.3 - Анализ прибыли (убытка) от операционных доходов и
расходов
Показатель | 2008 г. | 2009 г. | ||||
доходы, млн. р. | расходы, млн. р. | результат, млн. р. | доходы, млн. р. | расходы, млн. р. | результат, млн. р. | |
Операции с активами | 3 497 |
3 504 |
-7 |
3 576 |
3 581 |
-7 |
Итого | 3 497 | 3 504 | -7 | 3 576 | 3 581 | -7 |
Данные таблицы 2.3 свидетельствуют, что как в 2008 г., так и в 2009 г. убыток от операционных доходов и расходов в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» равен 7,0 млн. р., что является результатом операций с активами. В 2008 г. расходы от операций с активами (3 504,0 млн. р.) превышают доходы от операций с активами (3 497 млн. р.), что привело к образованию в 2008 г. убытка от операций с активами в размере 7,0 млн. р. (3 497 млн. р. – 3 504 млн. р.). В 2009 г. расходы от операций с активами также превышают доходы от операций с активами на 7,0 млн. р. (3 576 млн. р. – 3 581 млн. р.).
Проведем
анализ состава и динамики прибыли
(убытка) от внереализационных доходов
и расходов в СЗАО «Могилевский вагоностроительный
завод» за 2008 – 2009 гг. в таблице 2.4 (приложения
Б, Г).
Таблица 2.4 - Анализ прибыли (убытка) от внереализационных доходов
и расходов
Показатель | 2008 г. | 2009 г. | ||||
доходы, млн. р. | расходы, млн. р. | результат, млн. р. | доходы, млн. р. | расходы, млн. р. | результат, млн. р. | |
Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте | 24 |
190 |
-166 |
377 |
1 169 |
-792 |
Прочие доходы и расходы | 3 |
12 |
-9 |
151 |
526 |
-375 |
Итого | 27 | 202 | -175 | 528 | 1 695 | -1 167 |
Данные таблицы 2.4 свидетельствуют, что в 2008 г. убыток от курсовых разниц по операциям с иностранной валютой в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» равен 166 млн. р., убыток от прочих доходов и расходов равен 9,0 млн. р., что в общем итоге обусловило убыток от внереализационных доходов и расходов в 2008 г. в размере 175 млн. р. В 2009 г. убыток по внереализационным доходам и расходам увеличился на 992 млн. р. (- 1 167 – (-175) млн. р.) и составил 1 167 млн. р., что обусловлено увеличением убытка от курсовых разниц по операциям с иностранной валютой на 626 млн. р. (- 792 – (-166) млн. р.) и увеличением убытка от прочих доходов и расходов на 366 млн. р. (- 375 – (-9,0) млн. р.).
Проведем
анализ прибыли от реализации продукции
в СЗАО «Могилевский вагоностроительный
завод» в 2008-2009 гг. в таблице 2.5. Источником
анализа прибыли отчетного периода
является «Отчет о прибылях и убытках»
(форма № 2) (приложение Б, Г).
Таблица 2.5 - Анализ прибыли от реализации продукции в СЗАО
«Могилевский вагоностроительный завод» за 2008 – 2009 гг.
Показатель |
2008 год | 2009 год | Отклонение 2009 г. от 2008 г. | |||
сумма, млн. р. | удельный вес, в % | сумма, млн. р. | удельный вес, в % | сумма, млн. р. | удельный вес, п.п. | |
Выручка
от
реализации продукции |
35 188 |
100,0 |
58 718 |
100,0 |
23 530 |
- |
Налоги, вклю-чаемые в выруч-ку от реализации продукции | 4 273 |
12,1 |
5 920 |
10,0 |
1 647 | -2,1 |
Полная себес-тоимость реа-лизуемой проду-кции | 30 104 |
85,6 |
46 556 |
79,3 |
16 452 |
-6,3 |
Прибыль от реализации продукции | 811 |
2,3 |
6 242 |
10,7 |
5 431 |
8,4 |
В 2009 г. выручка от реализации продукции СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» увеличилась по сравнению с 2008 г. на 23 530 млн. р. Сумма налогов, включаемых в выручку от реализации увеличилась на 1 647 млн. р., полная себестоимость реализуемой продукции увеличилась на 16 452 млн. р., прибыль от реализации продукции увеличилась на 5 431 млн. р.
Из
расчетов таблицы 2.5 видно, что в
2009 году удельный вес себестоимости
реализованной продукции СЗАО «Могилевский
вагоностроительный завод» уменьшился
на 6,3 п.п. по сравнению с 2008 г. и составил
79,3 %. Удельный вес налогов, включаемых
в выручку от реализации уменьшился на
2,1 п.п. по сравнению с 2008 г. и составил 10,0
%.Удельный вес прибыли от реализации продукции
в выручке от реализации продукции
в 2009 г. увеличился на 8,4 п.п. и составил
10,7 %. Данная тенденция положительно характеризует
деятельность предприятия.
2.3
Анализ прибыли от реализации
продукции
Прибыль
от реализации продукции в целом по предприятию
зависит от четырех факторов первого уровня
соподчиненности: объема реализации продукции,
ее структуры, себестоимости и уровня
среднереализационных цен
где VРП - объем реализации продукции;
Уд – структура продукции;
С – себестоимость продукции;
Ц – уровень
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет
выручки от реализации продукции
по ее видам в СЗАО «Могилевский
вагоностроительный завод» в 2008 – 2009 гг.
представлен в таблице 2.6 (приложения Е,
Ж, К).
Таблица 2.6 - Расчет выручки от реализации продукции в СЗАО
«Могилевский
Наименование
продукции |
Единица измер. | Объем реализованной продукции в натуральном выражении | Цена
единицы
продукции, млн. р. |
Выручка от реализации продукции, млн. р. | ||||
2008 г. |
объем продаж 2009 г. при ценах 2008 г. | 2009 г. | ||||||
2008
г. |
2009 г. | 2008
г. |
2009
г. | |||||
Полувагон мод. 12-132/12-783 в т.ч. | шт. |
187 |
142 |
- |
- |
16 102 |
11 510 |
27 962 |
- внутренний рынок | шт. | 92 |
10 |
92,195 |
173,250 |
8 482 |
922 |
1 732 |
- экспорт | шт. | 95 | 132 | 80,210 | 198,712 | 7 620 | 10 588 | 26 230 |
Вагон-хоппер мод. 19-9755 | шт. |
140 |
145 |
104,378 |
169,845 |
14 613 |
15 135 |
24 627 |
Прочая продукция | - | - | - | - | - | 200 |
189 |
209 |
Итого | - | 327 | 287 | - | - | 30 915 | 26 834 | 52 798 |