Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – комплексное исследование механизма формирования прибыли предприятия и разработка направлений по максимизации ее величины.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи анализа:
- изучить и проанализировать нормативную правовую базу и литературные источники по проблеме исследования для обоснования теоретических основ сущности прибыли предприятия;
- провести оценку порядка формирования прибыли;
- разработать рекомендаций по увеличению финансового результата с учетом перспектив развития предприятия.
Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава.1 Теоретические основы прибыли предприятия……………………….…...5
1.1 Понятие и сущность прибыли и дохода……………………………….……….5
1.2 Виды прибыли и порядок их формирования…………………………………10
1.3 Методические подходы оценки эффективности деятельности
предприятия……………………………………………………………………..17
Глава .2 Оценка экономической эффективности производства в
СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»………………………........20
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………...........20
2.2 Анализ формирования прибыли предприятия ……………………….………23
2.3 Анализ прибыли от реализации продукции…………………………….…….28
2.4 Анализ налогооблагаемой и чистой прибыли предприятия……….….……..34
2.5 Анализ рентабельности деятельности предприятия………………….……...36
2.6 Пути увеличения суммы прибыли и рентабельности………………….…….40
Выводы и предложения….…………………………………………….…………...50
Список использованной литературы…………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава.1 Теоретические основы прибыли предприятия……………………….…...5
1.1 Понятие
и сущность прибыли и дохода………
1.2 Виды
прибыли и порядок их
1.3 Методические подходы оценки эффективности деятельности
предприятия…………………………………………………
Глава .2 Оценка экономической эффективности производства в
СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»………………………........20
2.1 Краткая
характеристика предприятия…………
2.2 Анализ формирования прибыли предприятия ……………………….………23
2.3 Анализ
прибыли от реализации
2.4 Анализ
налогооблагаемой и чистой
2.5 Анализ
рентабельности деятельности
2.6 Пути увеличения суммы прибыли и рентабельности………………….…….40
Выводы и предложения….……………………
Список использованной
литературы………………………………………...……
Приложения……………………………………………………
Введение
Прибыль, известнейшая с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий. Поэтому одной из актуальных задач текущего этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием и использованием прибыли в процессе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
Для определения итогов бизнеса предприниматель должен сопоставить доходы всех видов с расходами на их организацию, т. е. определить финансовый результат хозяйственной деятельности, который выражается в виде прибыли или убытка от различных хозяйственных операций. То есть финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, образованный, например, по причине чрезмерно высоких затрат на производство, срыва реализации продукции в связи нарушением хозяйственных договоров и т. п.
Обладая
свободой хозяйственной и
Особенностью прибыли в условиях рынка является не накопление ее в денежной форме, а расходование на инвестиции и инновации. Возвращаясь через них, она обеспечивает тем самым экономический рост предприятия и повышение его конкурентоспособности.
Следовательно, прибыль - это итог успешной работы предприятия, создающий определенные гарантии дальнейшего его развития. К тому же - это один из основных источников государственного бюджета, так как прибыль распределяется между государством и предприятием. В госбюджет она отчисляется в виде налогов.
Особое значение для повышения эффективности хозяйствования имеет обоснование факторов формирования показателей эффективности работы каждого субъекта хозяйствования с помощью анализа хозяйственной деятельности. Поэтому овладение методиками анализа показателей формирования финансовых результатов имеет особую значимость для предприятия.
Так как для современной экономики характерна нестабильность, неопределенность в поведении покупателей, конкурентов, поставщиков, государственных органов, поэтому в настоящее время проблема получения прибыли для предприятий является наиболее актуальной.
Выше перечисленные проблемы обусловливают актуальность темы курсовой работы.
Объектом исследования курсовой работы является СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод».
Предмет исследования – прибыль предприятия.
Цель курсовой работы – комплексное исследование механизма формирования прибыли предприятия и разработка направлений по максимизации ее величины.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи анализа:
-
изучить и проанализировать
- провести оценку порядка формирования прибыли;
-
разработать рекомендаций по
увеличению финансового результата
с учетом перспектив развития предприятия.
Глава
1 Теоретические
основы прибыли предприятия
1.1
Понятие и сущность
прибыли и дохода
Под доходами предприятия признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, полученная в результате хозяйственной деятельности. Следует различать понятия доходов предприятия и поступлений денежных средств, на счета предприятий. Такие поступления денежных средств, как получение займа, кредита, залога, авансов в счет оплаты продукции и некоторые другие, приводят к пополнению средств на расчетном счете, но не являются доходами предприятия, так как принадлежат третьим лицам и не способствуют увеличению собственных источников финансовых ресурсов. В то же время увеличение источников средств у предприятия также не всегда относится к его доходам. Например, дополнительные вложения в уставный фонд увеличивают размер собственных ресурсов предприятия, но его доходом не являются.
Выручка – основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия. Она формируется в результате деятельности предприятия по трем основным направлениям: основному; инвестиционному; финансовому. Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.
Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.
Выручка от реализации продукции и услуг включает три элемента: себестоимость, прибыль, косвенные налоги и отчисления. Каждая часть имеет свое направление использования. [4, с. 88]
Первая часть выручки направляется на возмещение затрат, включаемых в полную себестоимость реализованной продукции, т. е. себестоимость выступает в качестве источника финансирования простого воспроизводства. Следует иметь в виду, что из этих средств необходимо уплатить налоги в бюджет (земельный, экологический, чрезвычайный), а также сделать отчисления во внебюджетные и другие фонды в соответствии с законодательством.
Вторая часть выручки - прибыль. Она является источником формирования общегосударственных и децентрализованных фондов денежных средств. Прибыль, направляемая в фонды предприятия, обеспечивает решение его экономических, технических социальных задач. Часть прибыли уплачивается в бюджет в виде налогов (на недвижимость, на доходы и прибыль, местных налогов).
Третья часть выручки представляет собой косвенные налоги и отчисления (налог на добавленную стоимость, акцизы, отчисления в целевые бюджетные фонды в соответствии с законодательством).
Выручка от реализации продукции, несмотря на внешние признаки (денежная форма, поступление средств за отгруженную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги, регулярность поступления) не является доходом в полном смысле этого слова, так как из нее в первую очередь необходимо уплатить косвенные налоги и отчисления, возместить понесенные затраты, выплатить заработную плату. Оставшаяся часть выручки принимает форму чистого дохода предприятия - прибыли.
На размер выручки от реализации продукции оказывают влияние следующие факторы:
-
в сфере производства – объем
производства, качество продукции,
ее ассортимент, ритмичность
- в сфере обращения - ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных документов, сроки документооборота, соблюдение условий договора, оптимальные формы расчетов, уровень цен;
-
не зависящие от деятельности
предприятия – нарушения
Прибыль в экономической литературе рассматривается с различных точек зрения. Как результативный (оценочный) показатель она характеризует эффективность деятельности организации. Успех предпринимательской деятельности является экономическим показателем роста организации. Как количественный показатель она представляет собой разность между валовыми доходами и расходами (издержками производства и обращения) предприятия.
Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Это обеспечивает реализацию не только цели субъекта хозяйствования, но и цели общества — удовлетворение общественных потребностей. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. [14, с. 137]
Прибыль представляет собой произведенный и обязательно реализованный прибавочный продукт. Она создается на всех стадиях воспроизводственного цикла, но свою специфическую форму получает на стадии реализации.
Прибыль является основной формой чистого дохода.
Значение прибыли для предприятия заключается в следующем:
- прибыль выступает источником финансовых ресурсов;
- прибыль служит источником образования фондов предприятия (накопления, потребления, развития и др.) и выступает фондообразующим показателем, так как от ее величины зависит размер фондов предприятия;
- прибыль - источник материального стимулирования трудового коллектива;
-
прибыль выступает источником
образования имущества,
- прибыль является источником трудовых и социальных льгот для работников предприятия.
Можно выделить две основные функции, которые выполняет прибыль предприятия:
- оценочную;
- стимулирующую. [14, с. 138]
Оценочная функция учитывает эффективность использования ресурсов предприятия, успех или неудачу в бизнесе, рост или снижение объемов, деятельности.
Стимулирующая функция связана с тем, что прибыль является источником экономического стимулирования деятельности предприятия и его работников.