Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – комплексное исследование механизма формирования прибыли предприятия и разработка направлений по максимизации ее величины.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи анализа:
- изучить и проанализировать нормативную правовую базу и литературные источники по проблеме исследования для обоснования теоретических основ сущности прибыли предприятия;
- провести оценку порядка формирования прибыли;
- разработать рекомендаций по увеличению финансового результата с учетом перспектив развития предприятия.
Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава.1 Теоретические основы прибыли предприятия……………………….…...5
1.1 Понятие и сущность прибыли и дохода……………………………….……….5
1.2 Виды прибыли и порядок их формирования…………………………………10
1.3 Методические подходы оценки эффективности деятельности
предприятия……………………………………………………………………..17
Глава .2 Оценка экономической эффективности производства в
СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»………………………........20
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………...........20
2.2 Анализ формирования прибыли предприятия ……………………….………23
2.3 Анализ прибыли от реализации продукции…………………………….…….28
2.4 Анализ налогооблагаемой и чистой прибыли предприятия……….….……..34
2.5 Анализ рентабельности деятельности предприятия………………….……...36
2.6 Пути увеличения суммы прибыли и рентабельности………………….…….40
Выводы и предложения….…………………………………………….…………...50
Список использованной литературы…………………
Данные таблицы 2.6 свидетельствуют, что выручка от реализации продукции в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» в 2008 г. составила 30 915 млн. р. и в 2009 г. – 52 798 млн. р. Выручка от реализации продукции в ценах 2008 г. при объеме продаж 2009 г. составила всего 26 834 млн. р.
Выручка от реализации полувагонов модели 12-132/12-783 в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 11 860 млн. р. (27 962 – 16 102), при этом сокращение объема реализации полувагонов на 45 шт. (142 - 187) обусловило снижение выручки от реализации на 4 592 млн. р. (11 510 – 16 102 млн. р.), а увеличение цены единицы продукции обусловило рост выручки от реализации продукции на 16 452млн. р. (27 962 – 11 510 млн. р.).
Выручка от реализации вагона-хоппера увеличилась на 10 014 млн. р. (24 627 – 14 613), при этом увеличение объема реализации вагона-хоппер на 5 шт. (145 - 140) обусловило рост выручки от реализации на 522 млн. р. (15 135 -14 613 млн. р.), а увеличение цены единицы продукции на 65,467 млн. р. обусловило рост выручки от реализации продукции на 9 492 млн. р. (24 627 – 15 135 млн. р.).
Расчет
полной себестоимости реализованной
продукции по ее видам в СЗАО
«Могилевский вагоностроительный завод»
в 2008 – 2009 гг. представлен в таблице 2.7.
Таблица 2.7 - Расчет полной себестоимости реализованной продукции в
СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» в 2008 -
2009 гг.
Наименование продукции | Едини-ца измер. | Объем реализованной продукции в натуральном выражении | Полная
себестоимость
единицы продукции, млн. р. |
Полная себестоимость реализованной продукции, млн. р. | ||||
2008 г. |
объем продаж 2009 г. при себестоимости 2008 г. | 2009 г. | ||||||
2008 г. | 2009 г. | 2008 г. | 2009
г. | |||||
Полувагон мод. 12-132/12-783 | шт. | 187 |
142 |
89,737 |
161,415 |
16 781 | 12 743 | 22 920 |
Вагон-хоппер мод. 19-9755 | шт. |
140 |
145 | 94,021 |
162,11 |
13 163 |
13 633 | 23 506 |
Прочая продук-ция | - | - | - | - | - | 160 | 145 | 130 |
Итого | - | 327 | 287 | - | - | 30 104 | 26 521 | 46 556 |
Данные таблицы 2.7 свидетельствуют, что полная себестоимость реализованной продукции в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» в 2008 г. составила 30 104 млн. р., в 2009 г. – 46 556 млн. р. Себестоимость реализованной продукции 2008 г. при объеме продаж 2009 г. равнялась 26 521 млн. р.
При этом полная себестоимость реализованных полувагонов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 6 139 млн. р. (22 920 – 16 781). На увеличение себестоимости реализованных полувагонов существенное влияние – 10 177 млн. р. (22 920 – 12 743 млн. р.) оказало увеличение себестоимости единицы продукции на 71,678 млн. р. (161,415 - 89,737 млн. р.), а сокращение объема реализации полувагонов на 45 шт. (142 - 187) привело к снижению себестоимости реализованной продукции на 4 038 млн. р. (12 743 – 16 781 млн. р.).
Себестоимость реализованных вагонов-хоппер увеличилась на 10 343 млн. р. (23 506 – 13 163 млн. р.), при этом увеличение объема реализации вагона-хоппер на 5 шт. (145 - 140) обусловило рост себестоимости реализованной продукции на 470 млн. р. (13 633 – 13 163 млн. р.), а увеличение себестоимости единицы продукции на 26,31 млн. р. (162,11 - 94,021 млн. р.) обусловило рост себестоимости реализованной продукции на 9 873 млн. р. (23 506 – 13 633 млн. р.).
Расчет
прибыли (убытка) от реализации продукции
по ее видам в СЗАО «Могилевский
вагоностроительный завод» в 2008 - 2009гг.
представлен в таблице 2.8.
Таблица 2.8 - Расчет прибыли (убытка) от реализации продукции в СЗАО
«Могилевский вагоностроительный завод» в 2008 – 2009 гг.
Наименование продукции |
Выручка от реализации продукции, млн. р. | Полная себестоимость реализованной продукции, млн. р. | Прибыль (убыток) от реализации продукции, млн. р. | ||||||
2008 г. |
условная | 2009 г. |
2008 г. |
условная | 2009 г. |
2008 г. |
уловная | 2009 г. | |
Полувагон мод. 12132/12-783 | 16 102 |
11 510 |
27 962 |
16 781 | 12 743 | 22 920 | -679 | -1233 | 5 042 |
Вагонхоппер мод. 19-9755, | 14 613 |
15 135 |
24 627 |
13 163 |
13 633 | 23 506 | 1 450 | 1 502 | 1 121 |
Прочая продук-ция | 200 |
189 |
209 |
160 | 145 | 130 | 40 | 44 | 79 |
Итого | 30 915 | 26 834 | 52 798 | 30 104 | 26 521 | 46 556 | 811 | 313 | 6 242 |
Данные таблицы 2.8 свидетельствуют, что прибыль от реализации продукции в 2008 г. составила 811,0 млн. р. и в 2009 г. – 6 242,0 млн. р. Прибыль от реализации продукции в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» в 2008г. при объеме продаж 2009 г. составила только 313,0 млн. р.
При этом прибыль от реализации полувагонов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 5 721 млн. р. (5 042 - (-679) млн. р.). Прибыль от реализации вагонов хоппер в 2009 г. по сравнению с 2008 г. сократилась на 329 млн. р. (1 121 – 1 450 млн. р.). Прибыль от реализации прочей продукции в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 39 млн. р. (79 - 40 млн. р.).
Расчет
влияния факторов на сумму прибыли
от реализации продукции в СЗАО «Могилевский
вагоностроительный завод» можно определить,
используя данные таблицы 2.9. (приложение
Б, Г).
Таблица 2.9 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от
реализации продукции
Показатель |
2008 г. |
2008 г. пересчитанный на фактический объем продаж 2009 г. | 2009 г. |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений из выручки, млн. р. (В) | 30 915 |
26 834 |
52 798 |
Полная себестоимость реализованной продукции, млн. р. (З) | 30 104 |
26 521 |
46 556 |
Прибыль от реализации продукции, млн. р. (П) | 811 |
313 |
6 242 |
Сумма прибыли от реализации продукции в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» в 2009 г. выше на 5 431 млн. р. (6 242 - 811), по сравнению с 2008 г.
Если
сравнить сумму прибыли 2008 г. и условную,
исчисленную исходя из объема и ассортимента
продукции 2008 г., но при ценах 2009 г. и себестоимости
продукции 2008 г., узнаем, насколько она
изменилась за счет объема и структуры
реализованной продукции
∆П(УРП,Уд)
= 313 – 811 = -498 млн. р.
Чтобы
найти влияние только объема продаж,
необходимо прибыль 2008 г. умножить на
процент роста реализации продукции в
натуральном выражении в 2009 г. по сравнению
с 2008 г. (287: 327 х 100 – 100 = -12,2 %).
∆ПУРП
= (811 х (-12,2)) / 100 = -98,9 млн. р.
Затем
определяется влияние структурного
фактора (из первого результата нужно
вычесть второй)
∆ПУд = -498 – (-98,9) = - 399,1 млн. р.
Влияние
изменения полной себестоимости
на сумму прибыли устанавливается сравнением
суммы затрат 2009 г. с затратами 2008 г., пересчитанными
на объем продаж 2009 г.
∆ПС
= 26 521 – 46 556 = -20 035 млн. р.
Изменение
суммы прибыли за счет отпускных
цен на продукцию определяется сопоставлением
выручки 2009 г. с условной, которую бы предприятие
получило за объем реализации продукции
2009 г. при ценах 2008 г.
∆ПЦ
= 52 798 – 26 834 = 25 964 млн. р.
Полученные
результаты факторного анализа прибыли
от реализации продукции
в СЗАО «Могилевский вагоностроительный
завод» в 2009 г. по сравнению с 2008 г. обобщим
в таблице 2.10.
Таблица 2.10 – Факторный анализ прибыли от реализации продукции в
СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» за 2008
– 2009 гг.
Показатель | Расчет влияния | Размер
влияния,
млн. р. | |
алгоритм | цифровой расчет | ||
Изменение объема реализации | ∆ПУРП = П2008г. х %З | 811 х
(-12,2))/100 |
-98,9 |
Изменение структуры реализации | ∆ПУд = ∆П(УРП,Уд) - ∆ПУРП | -498 – (-98,9) | -399,1 |
Изменение полной себестоимости | ∆ПС = Зусловн.. – З2009г. | 26 521 – 46 556 | -20 035,0 |
Изменение отпускных цен | ∆ПЦ .=З2009г– Зусловн. | 52 798 – 26 834 | 25 964,0 |
Итого | 6 242 - 811 | 5 431,0 |
Данные
таблицы 2.10 показывают, что прибыль от
реализации продукции в СЗАО «Могилевский
вагоностроительный завод» в 2009 г. по
сравнению с 2008 г. увеличилась на 5 431
млн. р. Данное увеличение получено за
счет изменения полной себестоимости
реализуемой продукции, что обусловило
снижение прибыли на 20 035 млн. р., сокращение
объема реализации привело к снижению
прибыли на 98,9 млн. р., изменение структуры
реализации привело к уменьшению прибыли
на 399,1 млн. р., а рост отпускных цен на продукцию
привел к увеличению прибыли от реализации
продукции на 25 964 млн. р.
2.4
Анализ налогооблагаемой
и чистой прибыли предприятия
Для
налоговых органов и
Расчет
налогооблагаемой прибыли в СЗАО
«Могилевский вагоностроительный
завод» в 2008 - 2009 гг. представлен в таблице
2.11 (приложение Б, Г).
Таблица 2.11 - Расчет налогооблагаемой прибыли в СЗАО «Могилевский
вагоностроительный завод» в 2008 - 2009 гг.
|