Оценка экономической эффективности производства в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – комплексное исследование механизма формирования прибыли предприятия и разработка направлений по максимизации ее величины.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи анализа:
- изучить и проанализировать нормативную правовую базу и литературные источники по проблеме исследования для обоснования теоретических основ сущности прибыли предприятия;
- провести оценку порядка формирования прибыли;
- разработать рекомендаций по увеличению финансового результата с учетом перспектив развития предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава.1 Теоретические основы прибыли предприятия……………………….…...5
1.1 Понятие и сущность прибыли и дохода……………………………….……….5
1.2 Виды прибыли и порядок их формирования…………………………………10
1.3 Методические подходы оценки эффективности деятельности
предприятия……………………………………………………………………..17
Глава .2 Оценка экономической эффективности производства в
СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»………………………........20
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………...........20
2.2 Анализ формирования прибыли предприятия ……………………….………23
2.3 Анализ прибыли от реализации продукции…………………………….…….28
2.4 Анализ налогооблагаемой и чистой прибыли предприятия……….….……..34
2.5 Анализ рентабельности деятельности предприятия………………….……...36
2.6 Пути увеличения суммы прибыли и рентабельности………………….…….40
Выводы и предложения….…………………………………………….…………...50
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая прибыль.doc

— 522.00 Кб (Скачать)
 

      Из  данных таблицы 2.11 видно, что на протяжении 2008 – 2009 гг. налогооблагаемая прибыль в  СЗАО «Могилевский   вагоностроительный завод»  равна нулю, т.к. предприятие использовало льготу по налогу на прибыль и единого платежа с прибыли по ставке 3,0 %. СЗАО «Могилевский   вагоностроительный завод» является резидентом свободно-экономической зоны «Могилев»  и с 23 ноября 2006 г. на продукцию собственного производства включенную в перечень импортозамещающей продукции распространяется специальный правовой режим – льготируется налог на прибыль (включая единый платеж с  прибыли) в течении пяти лет с момента объявления прибыли (приложение Л).

        Сумма льготы по налогам из  прибыли  2008 г. равнялась 628 млн. р., а в 2009 г. увеличилась на 449 млн. р. и составила 5 067 млн. р.

      Чистая  прибыль является одним из важнейших  экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации. Количественно она представляет собой разность между суммой прибыли отчетного периода и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций, отчислений в благотворительные фонды и других расходов организации, покрываемых за счет прибыли.

      Определение суммы чистой прибыли в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»  за 2008 - 2009 гг. представлено в таблице 2.12 (приложения Б, Г). 

    Таблица  2.12 - Определение суммы   чистой прибыли в СЗАО

                             «Могилевский вагоностроительный  завод»  за 2008 - 2009 гг.                        

 
Показатель
 
2008

год

 
2009

год

Абсолютное  отклонение, млн. р. Удельный  вес, в % Отклоне-ние, п.п.
2008 г. 2009 г.
1 Прибыль отчетного периода  
629
 
5 068
 
4 439
 
100,0
 
100,0
-
2 Налоги из прибыли 1 1 -  
0,1
 
0,1
 
-
3 Прочие расходы из прибыли  
16
 
-
 
-16
 
2,5
 
-
 
-2,5
4 Чистая  прибыль (п.1-п.2-п.3)  
612
 
5 067
 
4 455
 
97,4
 
99,9
 
2,5
 

      На  основании данных таблицы 2.12 можно сделать вывод,  что фактическая сумма чистой прибыли в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» в 2009 г. увеличилась на 4 455 млн. р. и ее удельный вес в сумме прибыли отчетного периода увеличился на 2,5 п.п. и составил 99,9 %. Прочие расходы из прибыли сократились на 16 млн. р. и по структуре их доля в прибыли отчетного периода сократилась на 2,5 п.п. Удельный вес, налогов из прибыли на протяжении 2008 - 2009 гг. составлял 0,1 %, что связано с использованием льготы налогу на прибыль.

      Чистая  прибыль используется в соответствии с Уставом СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод». За счет ее создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала и на другие цели.

      В процессе анализа необходимо изучить  динамику по использованию нераспределенной прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравнивают с данными прошлого года и выясняют причины отклонения по каждому направлению использования прибыли. Данные об использовании чистой прибыли  в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» в 2008 - 2009 гг. представлены в таблице 2.13 (приложения ВА, Б, В, Г, Д). 

      Таблица 2.13 -  Данные об использовании чистой прибыли в СЗАО

                              «Могилевский вагоностроительный  завод» в 2008 – 2009 гг.

Показатель 2008 г. 2009 г. Отклонение,

млн. р.

1 Чистая прибыль, млн. р. 612 5 067 4 455
2 Использование прибыли, млн. р. 612 669 57
2.1 добавочный фонд 612 669 57
3 Нераспределенная прибыль, млн. р. 0,0 4 398 4 398
4 Доля в распределяемой прибыли, % 100,0 100,0 -
4.1 добавочный фонд 100,0 13,2 -86,8
4.2 нераспределенная прибыль 0,0 86,8 86,8
 

      Приведенные данные в таблице 2.13 свидетельствуют  о том, что в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» в 2008 г. 100 % чистой прибыли было направлено в добавочный фонд. В 2009 г. сумма чистой прибыли, направленная в добавочный фонд, увеличилась на 57 млн. р., но ее доля в распределяемой прибыли сократилась на 86,8 п.п. и составила 13,2 %. При этом в 2009 г. увеличилась доля нераспределенной прибыли на 86,8 п.п. 
 

      2.5 Анализ рентабельности деятельности предприятия 
 

      Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

      Рентабельность  продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции (Пр) на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию по формуле                                                              

                                                                                                            (2.2) 

      Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением прибыли отчетного периода (П) к среднегодовой стоимости всего капитала (К)   

                                                                                                                (2.3)

      Рентабельность  реализованной продукции (Ррп) рассчитаем по формуле 

                                        

                              (2.4) 

      где Прп - прибыль от реализации продукции, работ, услуг;

            В – выручка от реализации  продукции, работ, услуг;

            Срп - себестоимость реализованной продукции.

      Рентабельность  производства исчисляется отношением прибыли отчетного периода (П) к среднегодовой стоимости основного капитала (ОК) и оборотного капитала (ОбК) 

                                                                                                      (2.5) 

      Уровень рентабельности производственной отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции 

                                                       R =

,                                                 (2.6) 

    где Ц – средняя цена реализации единицы изделия, р.

           С – себестоимость единицы изделия, р.

      Произведем  анализ показателей рентабельности деятельности СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» в 2008 – 2009 гг. Исходные данные для анализа рентабельности в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» в 2008 – 2009 гг. представлены в таблице 2.14. (приложение А, Б, В, Г). 

    Таблица 2.14 - Исходные данные для анализа  показателей рентабельности                       

Показатель 2008 г. 2009 г. Отклонение
1 Выручка  от реализации продукции (за  вычетом налогов) (В), млн. р.  
30 915
 
52 798
 
21 883
2 Полная  себестоимость реализованной продукции  (С), млн. р.  
30 104
 
46 556
16 452
3 Прибыль  от реализации продукции ( ), млн. р. 811 6 242 5 431
4 Прибыль  отчетного периода (П), млн. р. 629 5 068 4 439
5 Среднегодовая  сумма капитала (К), млн. р. 16 268 35 640 19 372
6 Среднегодовая  сумма основного капитала (ОбК), млн.  р. 365,5 1 485 1 119,5
7 Среднегодовая  сумма оборотного капитала (ОК), млн. р. 15 890 33 563 17 673
8 Рентабельность продукции, %, (стр. 3 / стр. 2) 2,69 13,41 10,72
9 Рентабельность продаж, %,(стр. 3 / стр. 1) 2,62 11,82 9,20
10 Рентабельность  производства, %, (стр. 4 / (стр. 6 +стр.7)) 3,87 14,44 10,57
11 Рентабельность капитала, %,(стр. 4 / стр. 5) 3,86 14,21 10,35
 

      Таким образом, данные таблицы 2.14 свидетельствуют  о том, что в 2009 г. рентабельность продукции СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» увеличилась на 10,72 п.п. по сравнению с 2008 г., рентабельность продаж увеличилась на 9,2 п.п. Рентабельность производства в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 10,57 п.п. эффективность использования капитала в 2009 г. увеличилась на 10,35 п.п.

      Анализ  рентабельности продукции по ее видам  в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» в 2008 – 2009 гг. представлен в таблице 2.15.  

    Таблица 2.15 - Расчет рентабельности по видам продукции в СЗАО

                            «Могилевский вагоностроительный  завод» в 2008 – 2009 гг.

Наименование продукции Цена  единицы

продукции, млн. р.

Полная  себестоимость единицы

продукции, млн. р.

Рентабельность  продукции, % Изменение рентабельности, п.п.
 
2008 г.
при ценах 2009 г. и себестоимости 2008 г.  
2009г.
 
общее
в том  числе за счет
2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. цен себестоимости
Полувагон в т.ч.                    
- внутре-нй рынок  
 
92,19
 
 
173,25
 
 
89,73
 
 
161,41
2,7 93,1 7,3 4,6 90,4 -85,8
- экспорт 80,21 198,71 89,73 161,41 -10,6 121,4 23,1 33,7 132,0 -98,3
Вагон- хоппер  
104,37
 
169,84
 
94,02
 
162,11
 
11,0
80,6 4,8 -6,2 69,6 -75,8

Информация о работе Оценка экономической эффективности производства в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»