Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – комплексное исследование механизма формирования прибыли предприятия и разработка направлений по максимизации ее величины.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи анализа:
- изучить и проанализировать нормативную правовую базу и литературные источники по проблеме исследования для обоснования теоретических основ сущности прибыли предприятия;
- провести оценку порядка формирования прибыли;
- разработать рекомендаций по увеличению финансового результата с учетом перспектив развития предприятия.
Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава.1 Теоретические основы прибыли предприятия……………………….…...5
1.1 Понятие и сущность прибыли и дохода……………………………….……….5
1.2 Виды прибыли и порядок их формирования…………………………………10
1.3 Методические подходы оценки эффективности деятельности
предприятия……………………………………………………………………..17
Глава .2 Оценка экономической эффективности производства в
СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»………………………........20
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………...........20
2.2 Анализ формирования прибыли предприятия ……………………….………23
2.3 Анализ прибыли от реализации продукции…………………………….…….28
2.4 Анализ налогооблагаемой и чистой прибыли предприятия……….….……..34
2.5 Анализ рентабельности деятельности предприятия………………….……...36
2.6 Пути увеличения суммы прибыли и рентабельности………………….…….40
Выводы и предложения….…………………………………………….…………...50
Список использованной литературы…………………
Из данных таблицы 2.11 видно, что на протяжении 2008 – 2009 гг. налогооблагаемая прибыль в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» равна нулю, т.к. предприятие использовало льготу по налогу на прибыль и единого платежа с прибыли по ставке 3,0 %. СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» является резидентом свободно-экономической зоны «Могилев» и с 23 ноября 2006 г. на продукцию собственного производства включенную в перечень импортозамещающей продукции распространяется специальный правовой режим – льготируется налог на прибыль (включая единый платеж с прибыли) в течении пяти лет с момента объявления прибыли (приложение Л).
Сумма льготы по налогам из прибыли 2008 г. равнялась 628 млн. р., а в 2009 г. увеличилась на 449 млн. р. и составила 5 067 млн. р.
Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации. Количественно она представляет собой разность между суммой прибыли отчетного периода и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций, отчислений в благотворительные фонды и других расходов организации, покрываемых за счет прибыли.
Определение
суммы чистой прибыли в СЗАО «Могилевский
вагоностроительный завод» за 2008 -
2009 гг. представлено в таблице 2.12 (приложения
Б, Г).
Таблица 2.12 - Определение суммы чистой прибыли в СЗАО
«Могилевский
Показатель |
2008 год |
2009 год |
Абсолютное отклонение, млн. р. | Удельный вес, в % | Отклоне-ние, п.п. | |
2008 г. | 2009 г. | |||||
1 Прибыль отчетного периода | 629 |
5 068 |
4 439 |
100,0 |
100,0 |
- |
2 Налоги из прибыли | 1 | 1 | - | 0,1 |
0,1 |
- |
3 Прочие расходы из прибыли | 16 |
- |
-16 |
2,5 |
- |
-2,5 |
4 Чистая прибыль (п.1-п.2-п.3) | 612 |
5 067 |
4 455 |
97,4 |
99,9 |
2,5 |
На основании данных таблицы 2.12 можно сделать вывод, что фактическая сумма чистой прибыли в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» в 2009 г. увеличилась на 4 455 млн. р. и ее удельный вес в сумме прибыли отчетного периода увеличился на 2,5 п.п. и составил 99,9 %. Прочие расходы из прибыли сократились на 16 млн. р. и по структуре их доля в прибыли отчетного периода сократилась на 2,5 п.п. Удельный вес, налогов из прибыли на протяжении 2008 - 2009 гг. составлял 0,1 %, что связано с использованием льготы налогу на прибыль.
Чистая прибыль используется в соответствии с Уставом СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод». За счет ее создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала и на другие цели.
В
процессе анализа необходимо изучить
динамику по использованию нераспределенной
прибыли, для чего фактические данные
об использовании прибыли по всем направлениям
сравнивают с данными прошлого года и
выясняют причины отклонения по каждому
направлению использования прибыли. Данные
об использовании чистой прибыли в
СЗАО «Могилевский вагоностроительный
завод» в 2008 - 2009 гг. представлены в таблице
2.13 (приложения ВА, Б, В, Г, Д).
Таблица 2.13 - Данные об использовании чистой прибыли в СЗАО
«Могилевский
Показатель | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение,
млн. р. |
1 Чистая прибыль, млн. р. | 612 | 5 067 | 4 455 |
2 Использование прибыли, млн. р. | 612 | 669 | 57 |
2.1 добавочный фонд | 612 | 669 | 57 |
3 Нераспределенная прибыль, млн. р. | 0,0 | 4 398 | 4 398 |
4 Доля в распределяемой прибыли, % | 100,0 | 100,0 | - |
4.1 добавочный фонд | 100,0 | 13,2 | -86,8 |
4.2 нераспределенная прибыль | 0,0 | 86,8 | 86,8 |
Приведенные
данные в таблице 2.13 свидетельствуют
о том, что в СЗАО «Могилевский
вагоностроительный завод» в 2008 г. 100 %
чистой прибыли было направлено в добавочный
фонд. В 2009 г. сумма чистой прибыли, направленная
в добавочный фонд, увеличилась на 57 млн.
р., но ее доля в распределяемой прибыли
сократилась на 86,8 п.п. и составила 13,2 %.
При этом в 2009 г. увеличилась доля нераспределенной
прибыли на 86,8 п.п.
2.5
Анализ рентабельности
деятельности предприятия
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Рентабельность
продаж (оборота) рассчитывается делением
прибыли от реализации продукции (Пр)
на сумму полученной выручки (В). Характеризует
эффективность производственной и коммерческой
деятельности: сколько прибыли имеет предприятие
с рубля продаж. Рассчитывается в целом
по предприятию по формуле
Рентабельность
(доходность) капитала исчисляется отношением
прибыли отчетного периода (П) к среднегодовой
стоимости всего капитала (К)
Рентабельность
реализованной продукции (Ррп)
рассчитаем по формуле
где Прп - прибыль от реализации продукции, работ, услуг;
В – выручка от реализации продукции, работ, услуг;
Срп - себестоимость реализованной продукции.
Рентабельность
производства исчисляется отношением
прибыли отчетного периода (П) к среднегодовой
стоимости основного капитала (ОК) и оборотного
капитала (ОбК)
Уровень
рентабельности производственной отдельных
видов продукции
зависит от изменения среднереализационных
цен и себестоимости единицы продукции
где Ц – средняя цена реализации единицы изделия, р.
С – себестоимость единицы изделия, р.
Произведем
анализ показателей рентабельности
деятельности СЗАО «Могилевский вагоностроительный
завод» в 2008 – 2009 гг. Исходные данные для
анализа рентабельности в СЗАО «Могилевский
вагоностроительный завод» в 2008 – 2009 гг.
представлены в таблице 2.14. (приложение
А, Б, В, Г).
Таблица
2.14 - Исходные данные для анализа
показателей рентабельности
Показатель | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение |
1 Выручка от реализации продукции (за вычетом налогов) (В), млн. р. | 30 915 |
52 798 |
21 883 |
2 Полная
себестоимость реализованной |
30 104 |
46 556 |
16 452 |
3 Прибыль от реализации продукции ( ), млн. р. | 811 | 6 242 | 5 431 |
4 Прибыль отчетного периода (П), млн. р. | 629 | 5 068 | 4 439 |
5 Среднегодовая сумма капитала (К), млн. р. | 16 268 | 35 640 | 19 372 |
6 Среднегодовая сумма основного капитала (ОбК), млн. р. | 365,5 | 1 485 | 1 119,5 |
7 Среднегодовая
сумма оборотного капитала (ОК) |
15 890 | 33 563 | 17 673 |
8 Рентабельность продукции, %, (стр. 3 / стр. 2) | 2,69 | 13,41 | 10,72 |
9 Рентабельность продаж, %,(стр. 3 / стр. 1) | 2,62 | 11,82 | 9,20 |
10 Рентабельность производства, %, (стр. 4 / (стр. 6 +стр.7)) | 3,87 | 14,44 | 10,57 |
11 Рентабельность капитала, %,(стр. 4 / стр. 5) | 3,86 | 14,21 | 10,35 |
Таким образом, данные таблицы 2.14 свидетельствуют о том, что в 2009 г. рентабельность продукции СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» увеличилась на 10,72 п.п. по сравнению с 2008 г., рентабельность продаж увеличилась на 9,2 п.п. Рентабельность производства в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 10,57 п.п. эффективность использования капитала в 2009 г. увеличилась на 10,35 п.п.
Анализ
рентабельности продукции по ее видам
в СЗАО «Могилевский вагоностроительный
завод» в 2008 – 2009 гг. представлен в таблице
2.15.
Таблица 2.15 - Расчет рентабельности по видам продукции в СЗАО
«Могилевский
Наименование продукции | Цена
единицы
продукции, млн. р. |
Полная
себестоимость единицы
продукции, млн. р. |
Рентабельность продукции, % | Изменение рентабельности, п.п. | ||||||
2008 г. |
при ценах 2009 г. и себестоимости 2008 г. | 2009г. |
общее |
в том числе за счет | ||||||
2008 г. | 2009 г. | 2008 г. | 2009 г. | цен | себестоимости | |||||
Полувагон в т.ч. | ||||||||||
- внутре-нй рынок | 92,19 |
173,25 |
89,73 |
161,41 |
2,7 | 93,1 | 7,3 | 4,6 | 90,4 | -85,8 |
- экспорт | 80,21 | 198,71 | 89,73 | 161,41 | -10,6 | 121,4 | 23,1 | 33,7 | 132,0 | -98,3 |
Вагон- хоппер | 104,37 |
169,84 |
94,02 |
162,11 |
11,0 |
80,6 | 4,8 | -6,2 | 69,6 | -75,8 |