Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – комплексное исследование механизма формирования прибыли предприятия и разработка направлений по максимизации ее величины.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи анализа:
- изучить и проанализировать нормативную правовую базу и литературные источники по проблеме исследования для обоснования теоретических основ сущности прибыли предприятия;
- провести оценку порядка формирования прибыли;
- разработать рекомендаций по увеличению финансового результата с учетом перспектив развития предприятия.
Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава.1 Теоретические основы прибыли предприятия……………………….…...5
1.1 Понятие и сущность прибыли и дохода……………………………….……….5
1.2 Виды прибыли и порядок их формирования…………………………………10
1.3 Методические подходы оценки эффективности деятельности
предприятия……………………………………………………………………..17
Глава .2 Оценка экономической эффективности производства в
СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»………………………........20
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………...........20
2.2 Анализ формирования прибыли предприятия ……………………….………23
2.3 Анализ прибыли от реализации продукции…………………………….…….28
2.4 Анализ налогооблагаемой и чистой прибыли предприятия……….….……..34
2.5 Анализ рентабельности деятельности предприятия………………….……...36
2.6 Пути увеличения суммы прибыли и рентабельности………………….…….40
Выводы и предложения….…………………………………………….…………...50
Список использованной литературы…………………
Данные таблицы 2.15 свидетельствуют, что рентабельность полувагонов в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод», реализованных на внутреннем рынке увеличилась в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 4,6 п.п., при этом рост цен обусловил рост рентабельности на 90,4 п.п., а рост себестоимости единицы продукции обусловил снижение рентабельности на 85,8 п.п.
Рост цен на полувагоны, реализованные на экспорт, обусловил рост рентабельности на 132,0 п.п., а рост себестоимости полувагонов обусловил снижение рентабельности на 98,3 п.п. Влияние вышеуказанных факторов в общем итоге привело к росту рентабельности полувагонов, реализованных на экспорт на 33,7 п.п.
Рентабельность вагонов хоппер сократилась на 6,2 п.п. При этом рост цен на эту продукцию привел к росту рентабельности на 69,6 п.п., а рост себестоимости, вызвал снижение рентабельности продукции на 75,8 п.п.
Таким
образом, подводя итог эффективности
функционирования СЗАО «Могилевский вагоностроительный
завод» можно сделать вывод, что в 2009 г.
имеет место повышения эффективности
управления финансовыми результатами
предприятия, что выражено в росте показателей
прибыли и рентабельности деятельности
предприятия.
2.6 Пути увеличения суммы прибыли и рентабельности
Проведенная оценка процесса формирования финансовых результатов в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» позволяет сделать вывод, что финансовое состояние организации является достаточно стабильным, о чем свидетельствуют показатели рентабельности.
Вместе с тем, как показывают результаты проведенного анализа СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» располагает достаточными резервами для существенного улучшения своего финансового состояния.
Для максимизации суммы прибыли в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» рассчитаем резервы ее увеличения.
Основными источниками резервов роста прибыли является увеличение выручки от реализации продукции, снижение затрат на производство и реализацию продукции, повышение доходности внереализационных и операционных операций.
Руководство СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» должно четко понимать, что управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации является составной частью управления предприятием в целом.
Оптимальное
сочетание уменьшающихся
Смысл такого деления состоит в следующем:
- технические способы реализуются в более совершенных и производительных средствах труда;
- организационные - предполагают наиболее удачное сочетание во времени и в пространстве соединения средств труда, предметов труда и рабочей силы;
- экономические - воплощаются в создании мотивационных механизмов, обеспечивающих достижение наилучших результатов при наименьших затратах, в альтернативных вариантах решения производственных задач.
Проведем
анализ состава и структуры
Таблица 2.16 - Анализ состава и структуры себестоимости продукции
Наименование
показателя |
Наличие затрат, млн. р. | Структура затрат, % | ||||
2008 г. | 2009 г. | изменение | 2008 г. | 2009 г. | изменение, п.п. | |
1 Материальные затраты, в т.ч. | 30 739 |
54 080 |
23 341 |
91,7 | 91,0 | -0,7 |
1.1 сырье и ма-териалы | 3 423 |
6 347 |
2 924 | 10,3 | 10,7 | 0,4 |
1.2
покупные комп-лектующие |
26 980 |
47 127 |
20147 | 80,4 | 79,2 | -1,2 |
1.3 работы и услуги промышленного характера | 38 |
97 |
59 | 0,1 | 0,2 | 0,1 |
1.4 топливо | 40 | 53 | 13 | 0,1 | 0,1 | - |
1.5 электрическая энергия | 135 |
120 |
-15 | 0,4 | 0,2 | -0,2 |
1.6 тепловая энер-гия | 101 |
310 |
209 | 0,3 | 0,5 | 0,2 |
1.7 прочие материа-льные затраты | 22 |
26 |
4 | 0,1 | 0,1 | - |
2 Расходы на оплату труда | 1 511 |
1 926 |
415 | 4,5 | 3,2 | -1,3 |
3 Отчисления на социальные нужды | 515 |
794 |
279 | 1,5 | 1,4 |
-0,1 |
4 Амортизация основных средств | 58 |
146 |
88 | 0,2 | 0,3 | 0,1 |
5 Прочие расходы | 716 | 2 452 | 1736 | 2,1 | 4,1 | 2,0 |
6 Итого по элемен-там затрат | 33 539 |
59 398 |
25 859 | 100,0 | 100,0 | - |
Данные таблицы 2.16 свидетельствуют, что в 2009 г. затраты на производство продукции в целом по СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» увеличились на 25 859 млн. р. При этом материальные затраты увеличились на 23 341 млн. р., но их удельный вес в общей сумме затрат увеличился на 0,7 п.п. и составил 91,0 %. В структуре материальных затрат наибольший удельный вес приходится на покупные комплектующие изделия 80,4 % в 2008 г. и в 2009 г. Их удельный вес сократился на 1,2 п.п. и составил 79,2 %.
Доля затрат на оплату труда сократилась на 1,3 п. п. и составила 3,2 %. Удельный вес отчислений на социальные нужды сократился на 0,1 п.п. и составил 1,4 %. Удельный вес амортизации основных средств в 2009 г. увеличился на 0,1 п.п. а с прочих увеличился на 2,0 п.п. и составил 4,1 %.
Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» разработана общая концепция (программа), которая ежегодно корректируется с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа носит комплексный характер, т.е. учитывает все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции.
Программа снижения затрат на производство продукции в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» на 2010 г. предусматривает:
-
совершенствование
- совершенствование организации труда, обеспечение оптимального соотношения между численностью персонала, заработной платой и производительностью труда в планируемом периоде, в результате чего предполагается снизить расходы на оплату труда на 3,0 %. При этом снижение расходов на оплату труда не отразиться на уровне реальных денежных доходов работников, что будет обеспечено за счет снижения трудоемкости изготовления продукции и роста производительности труда в результате внедрения организационно-технических мероприятий. Планируется продолжить работу по заключению контрактов с различными категориями работников.
Рассчитаем сумму снижения затрат в результате проведения предложенных мероприятий в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» в 2010 г.
Резерв
снижения стоимости материальных затрат
составит
54
080 · 3,4 / 100 = 1 838,0 млн. р.
Экономия затрат по оплате труда составит
1
926 · 3 / 100 = 58,0 млн. р.
Экономия
затрат по отчислениям от фонда заработной
платы в фонд социальной защиты населения
(34,0 %) и на обязательное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний в РУП
«Белгосстрах» (1,0 %) составит
58
· (34 + 1,0) / 100 = 20,0 млн. р.
Общий
резерв снижения затрат в СЗАО «Могилевский
вагоностроительный завод» в 2010 г. составит
1 838
+ 58 + 20 = 1 916,0 млн. р.
Расчет
общей экономии затрат на производство
продукции в результате предложенных
мероприятий в СЗАО «Могилевский вагоностроительный
завод» в 2010 г. представлен в таблице 2.17.
Таблица 2.17 – Расчет экономии затрат на производство продукции в
СЗАО «Могилевский
Наименование показателя |
Себестоимость
продукции в
2009 г., млн. р. |
Себестоимость продукции в 2010 г., млн. р. | Экономия затрат, млн. р. |
1 Материальные расходы | 54 080 | 52 242 | -1 838 |
2 Расходы на оплату труда | 1 926 | 1 868 | -58 |
3 Отчисления на социальные нужды | 794 |
774 |
-20 |
4 Амортизация основных средств | 146 |
146 |
- |
5 Прочие расходы | 2 452 | 2 452 | - |
6 Итого по элементам затрат | 59 398 |
57 482 |
-1 916 |
При
снижении себестоимости производимой
продукции в 2010 г. на 1 916 млн. р. прибыль
от реализации предприятия возрастет
на эту же сумму и составит
6 242
+ 1 916 = 8 158 млн. р.
Расчет
резервов роста прибыли и рентабельности
в результате снижения себестоимости
продукции в СЗАО «Могилевский вагоностроительный
завод» представим в таблице 2.18.
Таблица 2.18 - Резервы роста прибыли и рентабельности в СЗАО
«Могилевский вагоностроительный завод» в 2010 г.
Показатель | 2009 г. | 2010 г.
(прогноз) |
Резерв |
Выручка от реализации продукции (за вычетом налогов), млн. р. | 52 798 |
52 798 |
- |
Полная
себестоимость реализованной |
46 556 |
44 640 |
-1 916 |
Прибыль от реализации продукции, млн. р. | 6 242 | 8 158 | 1 916 |
Прибыль отчетного периода, млн. р. | 5 067 | 6 983 | 1 916 |
Рентабельность продукции, % | 13,41 | 18,27 | 4,86 |
Рентабельность продаж, % | 11,82 | 15,45 | 3,63 |
Таким образом, снижение себестоимости в 2010 г. позволит увеличить прибыль от реализации продукции и прибыль отчетного периода на 1 916 млн. р., а рентабельность продукции и продаж увеличиться соответственно на 4,86 и 3,63 п.п.
Снижение
себестоимости продукции