Оценка экономической эффективности производства в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – комплексное исследование механизма формирования прибыли предприятия и разработка направлений по максимизации ее величины.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи анализа:
- изучить и проанализировать нормативную правовую базу и литературные источники по проблеме исследования для обоснования теоретических основ сущности прибыли предприятия;
- провести оценку порядка формирования прибыли;
- разработать рекомендаций по увеличению финансового результата с учетом перспектив развития предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава.1 Теоретические основы прибыли предприятия……………………….…...5
1.1 Понятие и сущность прибыли и дохода……………………………….……….5
1.2 Виды прибыли и порядок их формирования…………………………………10
1.3 Методические подходы оценки эффективности деятельности
предприятия……………………………………………………………………..17
Глава .2 Оценка экономической эффективности производства в
СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»………………………........20
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………...........20
2.2 Анализ формирования прибыли предприятия ……………………….………23
2.3 Анализ прибыли от реализации продукции…………………………….…….28
2.4 Анализ налогооблагаемой и чистой прибыли предприятия……….….……..34
2.5 Анализ рентабельности деятельности предприятия………………….……...36
2.6 Пути увеличения суммы прибыли и рентабельности………………….…….40
Выводы и предложения….…………………………………………….…………...50
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая прибыль.doc

— 522.00 Кб (Скачать)
 

      Данные  таблицы 2.15 свидетельствуют, что рентабельность полувагонов в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод», реализованных на внутреннем рынке увеличилась в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 4,6 п.п., при этом рост цен обусловил рост рентабельности на 90,4 п.п., а рост себестоимости единицы продукции обусловил снижение рентабельности на 85,8 п.п.

      Рост  цен на полувагоны, реализованные  на экспорт, обусловил рост рентабельности на 132,0 п.п., а рост себестоимости полувагонов обусловил снижение рентабельности на 98,3 п.п. Влияние вышеуказанных факторов в общем итоге привело к росту рентабельности полувагонов, реализованных на экспорт на 33,7 п.п.

      Рентабельность  вагонов хоппер сократилась на 6,2 п.п. При этом рост цен на эту продукцию  привел к росту рентабельности на 69,6 п.п., а рост себестоимости, вызвал снижение рентабельности продукции на 75,8 п.п.

      Таким образом, подводя итог эффективности  функционирования СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» можно сделать вывод, что в 2009 г. имеет место повышения эффективности управления финансовыми результатами предприятия, что выражено в росте показателей прибыли и рентабельности деятельности предприятия. 

2.6 Пути увеличения  суммы прибыли  и рентабельности

                                                      

                                                            

      Проведенная оценка процесса формирования финансовых результатов в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» позволяет  сделать вывод, что финансовое состояние организации является  достаточно стабильным, о чем свидетельствуют показатели рентабельности.

      Вместе  с тем, как показывают результаты проведенного анализа СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» располагает достаточными резервами для существенного улучшения своего финансового состояния.

      Для максимизации суммы  прибыли в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»  рассчитаем резервы ее увеличения.

      Основными источниками резервов роста  прибыли  является увеличение выручки от реализации продукции, снижение затрат на производство и реализацию продукции, повышение доходности внереализационных и операционных операций.

       Руководство СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» должно четко понимать, что управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации является составной частью управления предприятием в целом.

      Оптимальное сочетание уменьшающихся издержек и повышающегося качества продукции  можно достичь тремя основными путями: техническими, организационными и экономическими.

      Смысл такого деления состоит в следующем:

      -  технические способы реализуются в более совершенных и производительных средствах труда;

      - организационные - предполагают  наиболее удачное сочетание во времени и в пространстве соединения средств труда, предметов труда и рабочей силы;

      -  экономические - воплощаются в  создании мотивационных механизмов, обеспечивающих достижение наилучших результатов при наименьших затратах, в альтернативных вариантах решения производственных задач.

      Проведем  анализ состава и структуры себестоимости  продукции в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» в 2008 – 2009 гг. в таблице 2.16 (приложение М).

    Таблица 2.16 - Анализ   состава   и   структуры   себестоимости продукции

Наименование

показателя

Наличие затрат, млн. р. Структура затрат, %
2008 г. 2009 г. изменение 2008 г. 2009 г. изменение, п.п.
1  Материальные затраты, в т.ч.  
30 739
 
54 080
 
23 341
91,7 91,0 -0,7
1.1 сырье и ма-териалы  
3 423
 
6 347
2 924 10,3 10,7 0,4
1.2 покупные комп-лектующие изделия  и полуфабрикаты  
 
26 980
 
 
47 127
20147 80,4 79,2 -1,2
1.3 работы и услуги промышленного характера  
 
38
 
 
97
59 0,1 0,2 0,1
1.4 топливо 40 53 13 0,1 0,1 -
1.5 электрическая энергия  
135
 
120
-15 0,4 0,2 -0,2
1.6 тепловая энер-гия  
101
 
310
209 0,3 0,5 0,2
1.7 прочие материа-льные затраты  
22
 
26
4 0,1 0,1 -
2 Расходы на оплату труда  
1 511
 
1 926
415 4,5 3,2 -1,3
3 Отчисления на социальные нужды  
515
 
794
279 1,5  
1,4
-0,1
4 Амортизация основных средств  
58
 
146
88 0,2 0,3 0,1
5 Прочие расходы 716 2 452 1736 2,1 4,1 2,0
6 Итого по элемен-там затрат  
33 539
 
59 398
25 859 100,0 100,0 -
 

      Данные  таблицы 2.16 свидетельствуют, что в 2009 г. затраты на производство продукции в целом по СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» увеличились на 25 859 млн. р. При этом материальные затраты увеличились на 23 341 млн. р., но их удельный вес в общей сумме затрат увеличился на 0,7 п.п. и составил 91,0 %.  В структуре материальных затрат наибольший удельный вес приходится на покупные комплектующие изделия 80,4 % в 2008 г. и в 2009 г. Их удельный вес сократился на 1,2 п.п. и составил 79,2 %.

        Доля затрат на оплату труда  сократилась на 1,3 п. п. и составила  3,2 %. Удельный вес отчислений на  социальные нужды сократился  на 0,1 п.п. и составил 1,4 %. Удельный вес амортизации основных средств в 2009 г. увеличился на 0,1 п.п. а с прочих увеличился на 2,0 п.п. и составил 4,1 %.

      Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции  в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» разработана общая концепция (программа), которая  ежегодно корректируется с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа  носит комплексный характер, т.е. учитывает все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции.

      Программа снижения затрат на производство продукции  в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» на 2010 г. предусматривает: 

      - совершенствование технологических  процессов (капитальный ремонт  оборудования), в результате чего  предполагается снижение материальных  затрат на 3,4 %, что приведет к снижению себестоимости продукции. Для успешного функционирования основных средств в течение установленного срока эксплуатации их необходимо систематически ремонтировать. Наиболее эффективной является система планово-предупредительного ремонта. Она заключается в том, что основные средства ремонтируются через определенные промежутки времени по заранее составленному графику, не дожидаясь их поломки или остановки по техническим причинам. Это дает возможность планировать ремонтные работы, время работы машин и оборудования, изготовление и приобретение запасных частей, а также заранее предусматривать расход денежных средств и материальных ресурсов;

      - совершенствование организации труда, обеспечение оптимального соотношения между численностью персонала, заработной платой и производительностью труда в планируемом периоде, в результате чего предполагается снизить расходы на оплату труда на 3,0 %. При этом снижение расходов на оплату труда не отразиться на уровне реальных денежных доходов работников, что будет обеспечено за счет снижения трудоемкости изготовления продукции и роста производительности труда  в результате внедрения организационно-технических мероприятий. Планируется   продолжить   работу   по   заключению   контрактов   с различными категориями работников.

      Рассчитаем  сумму снижения затрат в результате проведения предложенных мероприятий в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» в 2010 г.

      Резерв  снижения стоимости материальных затрат составит 

      54 080 · 3,4 / 100 = 1 838,0 млн. р. 

      Экономия  затрат по оплате труда  составит

       

      1 926 · 3 / 100 = 58,0 млн. р. 

      Экономия  затрат по отчислениям от фонда заработной платы в фонд социальной защиты населения (34,0 %) и  на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в РУП «Белгосстрах» (1,0 %)  составит 

      58 ·  (34 + 1,0) / 100 = 20,0 млн. р. 

      Общий резерв снижения затрат в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» в 2010 г. составит 

      1 838 + 58 + 20 = 1 916,0 млн. р. 

      Расчет  общей экономии затрат на производство продукции  в результате предложенных мероприятий в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» в 2010 г. представлен в таблице 2.17. 

      Таблица 2.17 – Расчет экономии затрат на производство продукции в

                             СЗАО «Могилевский вагоностроительный  завод» в 2010 г.

 
Наименование  показателя
Себестоимость продукции в

2009 г., млн. р.

Себестоимость продукции в 2010 г., млн. р. Экономия  затрат, млн. р.
1 Материальные расходы 54 080 52 242 -1 838
2 Расходы на оплату труда 1 926 1 868 -58
3 Отчисления на социальные нужды  
794
 
774
 
-20
4 Амортизация основных средств  
146
 
146
 
-
5 Прочие расходы 2 452 2 452 -
6 Итого по элементам затрат  
59 398
 
57 482
 
-1 916

      При   снижении себестоимости   производимой   продукции   в 2010 г. на 1 916 млн. р. прибыль от реализации предприятия возрастет на эту же сумму и составит  

    6 242 + 1 916 = 8 158 млн. р. 

    Расчет  резервов роста прибыли и рентабельности в результате снижения себестоимости  продукции в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» представим в таблице 2.18. 

    Таблица 2.18 - Резервы роста прибыли и рентабельности в СЗАО

                           «Могилевский вагоностроительный завод» в 2010 г.

Показатель 2009 г. 2010 г.

(прогноз)

Резерв
Выручка от реализации продукции (за вычетом налогов), млн. р.  
52 798
 
52 798
 
-
Полная  себестоимость реализованной продукции, млн. р.  
46 556
 
44 640
 
-1 916
Прибыль от реализации продукции, млн. р. 6 242 8 158 1 916
Прибыль отчетного периода, млн. р. 5 067 6 983 1 916
Рентабельность  продукции, % 13,41 18,27 4,86
Рентабельность  продаж, % 11,82 15,45 3,63
 

      Таким образом, снижение себестоимости в 2010 г. позволит увеличить прибыль от реализации продукции и прибыль отчетного периода на 1 916 млн. р., а рентабельность продукции и продаж увеличиться соответственно на 4,86 и 3,63 п.п.

      Снижение  себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Информация о работе Оценка экономической эффективности производства в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»