Направления совершенствования расчетов с дебиторами и кредиторами

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, выбранная тема выпускной квалификационной работы «Учет и анализ расчетов с дебиторами и кредиторами» является актуальной в современных условиях. Цель данной работы – раскрыть порядок бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами, а также проанализировать состояние взаимных расчетов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- отразить нормативно-правовое регулирование учета расчётов с дебиторами и кредиторами;
- отразить особенности синтетического учёта расчётов с дебиторами и кредиторами;
- проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии, их оборачиваемость;
- по результатам анализа предложить мероприятия по управлению дебиторской и кредиторской задолженностями на предприятии.

Содержание

Введение
3
Глава 1.


1.1.

1.2.
1.3.


Глава 2.


2.1.
2.2.

2.3.
2.4.

Глава 3.


3.1.
3.2.
3.3.
Основы бухгалтерского учета и анализа расчетов с дебиторами и кредиторами

Нормативное регулирование учета расчетов с дебиторами и кредиторами
Учет расчетов с дебиторами и кредиторами
Значение анализа дебиторской и кредиторской задолженности

Организация расчетов с дебиторами и кредиторами в ГУП учреждения И-299/1

Учет расчетов с поставщиками и покупателями
Учет расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами
Учет расчетов с персоналом предприятия
Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами

Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности ГУП учреждения И-299/1

Анализ состава и структуры дебиторской задолженности
Анализ кредиторской задолженности
Направления совершенствования расчетов с дебиторами и кредиторами

5


5
10

21


25

25

39
45
50


54

54
66

73

Заключение

78
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Яркова ДИПЛОМ.doc

— 734.00 Кб (Скачать)

На исследуемом предприятии  учетной политикой  закреплено, что:

учет процесса приобретения и заготовления материалов осуществляется в оценке  по фактической себестоимости с  применением  счета 10 «Материалы», при  отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится по средней себестоимости;

 учет затрат на производство  ведется с подразделением на прямые, собираемые по дебету счетов 20 «Основное производства» и 23 «Вспомогательные производства», и косвенные, отражаемые по дебету счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». В конце отчетного периода косвенные расходы включаются в себестоимость продукции в результате распределения: дебет счетов 20 и 23 – кредит счетов 25 и 26 по принадлежности. Коммерческие расходы  признаются полностью в качестве расходов по обычным видам деятельности;

учет выпуска готовой  продукции организован без применения счета 40 «Выпуск  продукции (работ, услуг)», соответственно аналитический учет ведется в ведомости № 16 «Движение готовых изделий»;

 момент определения выручки от продаж установлен по дате  отгрузки готовой продукции со склада ГУП учреждения И-299/1. С 1 января 2006 года все без исключения предприятия  должны определять налоговую базу по НДС «по отгрузке». Это требование в главу 21 Налогового кодекса РФ внес Федеральный закон от 22 июля 2005г. № 119-ФЗ.

ГУП учреждения И-299/1 использует рабочий план счетов (приложение к учетной политике), разработанный на основе типового плана счетов, содержащий синтетические и аналитические счета и обеспечивающий необходимой информацией аппарат управления и внешних пользователей.

Руководствуясь приказом по учетной политике, а также документов используемых в деятельности предприятия  рассмотрим подробнее порядок организации расчетов с дебиторами и кредиторами в ГУП учреждения И-299/1.

ГУП учреждения И-299/1 в процессе работы пользуется услугами сторонних организаций. Для учета расчетов по таким операциям на предприятии используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», на котором учитываются обязательства:

- за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, теплоэнергии, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

- за товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили, т.е. так называемые неотфактурованные поставки;

- за излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке, - когда фактическое количество поступивших ценностей превышает количество, указанное в расчетных документах поставщиков. Излишки, выявляемые при приемке материальных ценностей, должны отражаться в первичных учетных документах;

- за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа;

- за все виды услуг связи.

Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производятся на основании заключенных между ГУП учреждения И-299/1 и поставщиками договоров купли-продажи (Приложение 3), где оговариваются вид поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ, коммерческие условия поставки, количественные, качественные и стоимостные показатели поставок материальных ценностей (выполняемых работ, услуг), сроки отгрузки материальных ценностей, порядок расчетов, ответственность и срок действия договоров, указываются реквизиты поставщика и покупателя с оттисками печатей обоих сторон.

Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчетные документы - счета, счета-фактуры (Приложение 4) и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты о выполнении работ и услуг и др.). Перечень обязательных реквизитов, которые должны быть приведены в счете-фактуре, указаны в пунктах 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного налоговым законодательством, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Поступающие в ГУП учреждения И-299/1 товароматериальные ценности кладовщик должен принять по количеству и качеству. После приемки ценностей на склад, кладовщик составляет приходный ордер с присвоением номенклатурного номера, учет сырья ведут в разрезе наименований. Поступившее на предприятие сырье приходуют по фактическим ценам. Все накладные на приход сырья ежедневно сдаются на проверку в бухгалтерию.

После оплаты поставщикам, данные из счета – фактуры заносятся в книгу покупок (Приложение 9) для того, чтобы в конце месяца вывести общую сумму НДС за месяц [7]. С 1 января 2006 года регистрировать счет-фактуру в книге покупок нужно на полную сумму в момент получения товаров (работ, услуг) независимо от сроков оплаты.

Учет на счете 60 ведется методом начисления, т.е. все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются независимо от времени оплаты. При этом в бухгалтерском учете ГУП учреждения И-299 делаются следующие записи.

1) При принятии счетов-фактур к учету:

Д-т сч. 07, 08, 10

 

К-т сч. 60

- отражена стоимость приобретенных  товароматериальных ценностей (без НДС);

Д-т сч. 20, 23, 25, 26, 29, 44

 

К-т сч. 60

- отражена стоимость принятых  к оплате работ производственного  характера, транспортных услуг,  материалов, сразу потребленных  в производстве (газ, вода, электроэнергия  и т.п.), а также оказанных услуг по аренде (без НДС);

Д-т сч. 19

К-т сч. 60

 

- отражена сумма НДС, включенная  в счет фактуру по полученным  ценностям, принятым работам и  услугам.

Д-т сч. 60

К-т сч. 60

 

- отражен вексель, переданный  в обеспечение оплаты поставок;

Д-т сч. 76, субсчет «Расчеты по претензиям»

 

К-т сч. 60

- отражена стоимость выявленных недостач ценностей и арифметических ошибок в счетах-фактурах поставщиков;


2) При погашении задолженности (исполнении обязательств)

Д-т сч. 60

К-т сч.50

 

- при погашении обязательств наличными денежными средствами из кассы предприятия;

Д-т сч. 60

К-т сч. 51

 

- при перечислении денежных средств поставщику (подрядчику) с расчетного (валютного) счета в банке;

Д-т сч. 60

К-т сч. 62 или 76

 

- по товарообменным операциям (взаимозачет);

 

Д-т сч. 60

К-т сч. 60

 

 

- при зачете в счет оплаты ранее выданных авансов;

Д-т сч. 60

К-т сч. 91

- списана кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности;


В ГУП учреждения И-299/1 для расчетов с поставщиками и подрядчиками применяется как наличная, так и безналичная форма расчетов.

Расчеты с кредиторами  наличными денежными средствами из кассы, производятся надлежаще оформленными  расходными кассовыми ордерами. Погашение обязательств через банк производится платежным поручением (Приложение 5). Применяемая форма расчета оговаривается при заключении договоров.

Ежемесячно данные по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» собираются в журнале-ордере № 6 (Приложение 11). В нем ведутся записи по каждому поставщику и подрядчику с подробной расшифровкой по каждому элементу счета-фактуры. В конце месяца данные из журнала-ордера № 6 переносятся в Главную книгу (Приложение 28).

 Синтетический учет сочетается с аналитическим. Аналитический учет расчетов по полученным товарам (работам, услугам) ведется бухгалтерией ГУП учреждения И-299/1 в карточке учета расчетов по каждому поставщику и подрядчику обособленно, где указывается номер и дата документов, на основании которых будет производиться расчет, а также суммы по дебету и кредиту счета 60 (Приложение 8).

Проиллюстрируем на примере  порядок отражения обязательств по расчетам перед поставщиками и подрядчиками.

Пример 1. В соответствии с договором купли-продажи № 96-П от 11.10.2005г.между ГУП учреждения И-299/1 и ЗАО «Сервис-ЛТД» (Приложение 3) оприходованы материалы – дизельное топливо, стоимость которых по счету № 93 от 25.10.2005 г. (Приложение 4) составляет 168150руб. Сумма НДС в счете-фактуре не выделена.

1) На дату фактического поступления материалов отражается кредиторская задолженность перед ЗАО «Сервис-ЛТД» по приобретенным материальным ценностям бухгалтерской записью:

 Д-т сч. 10 «Материалы» субсчет 3 «Топливо»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

168150 руб.

168150 руб.


2) С расчетного счета ГУП учреждения И-299/1 произведена частичная оплата ГСМ на сумму 160300 руб. Основанием для перечисления денежных средств     является    платежное поручение № 99 от 03.10.2005 г. (Приложение №5).

 Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. 51 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

160300 руб.

160300 руб.


 

Пример 2. Предприятие учреждения И-299/1 в октябре 2005 года, согласно  Договора   электроснабжения № 5523 от 01.01.2005 г. (Приложение 3), произвело предоплату за электроэнергию п/п № 107 от 25.10.2005 г. (приложение № 5) в сумме 130000 руб., в том числе НДС – 19830,51 руб. Энергоснабжающая организация в ноябре 2005 года выписала счет-фактуру № 2802 от 30.11.2005 г. за потребленную электроэнергию (Приложение 4) на сумму 210778,22 руб., в т.ч. НДС – 32152,60 руб.

1) Перечисленные с расчетного счета денежные средства отражаются, -

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. 51 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

130000 руб.

130000 руб.


2) На основании счета-фактуры в ноябре 2005г. бухгалтерской записью отражается фактическая стоимость потребленной энергии и включенная в неё сумма НДС:

Д-т сч. 20 «Основное производство»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

210778,22 руб.

210778,22 руб.

Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками»

 

32152,60 руб.

32152,60 руб.


Учет расчетов с покупателями и заказчиками за отгруженную  продукцию, выполненные работы и  оказанные услуги ГУП учреждения И-299/1 ведет на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Продажа готовой продукции, товаров (работ, услуг) покупателям и заказчикам осуществляется на основании соответствующих расчетных документов.

Исследуемое предприятие  ГУП учреждения И-299/1 применяет  накладные и другие первичные  учетные  документы, оформляемые при отпуске готовой продукции, отличные от типовых форм. При этом указанные документы содержат обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете». В соответствии  со ст. 9 «Закона о бухгалтерском учете» такими обязательными реквизитами являются:

наименование документа;

дата составления документа;

наименование предприятия,  от имени которого составлен документ;

содержание хозяйственной  операции;

измерители хозяйственной  операции в натуральном и денежном выражении;

наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной  операции и правильность ее оформления;

личные подписи указанных  лиц [5].

Кроме того, накладная  содержит дополнительные показатели, такие как: основные характеристики отгружаемой  (отпускаемой) продукции, в т.ч. наименование продукции, сорт, размер, марку и т.д.,  наименование структурного подразделения предприятия (цеха), отпускающего готовую продукцию, наименование покупателя и основание для отпуска (Приложение 6).

Основанием для оформления накладной на отпуск готовой продукции  на складе, в отдельных случаях  непосредственно  в подразделениях предприятия (при отпуске крупногабаритных грузов, а также грузов, требующих  особые условия транспортировки, по другим причинам) является распоряжение  руководителя предприятия или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем. (Приложение 3).

На основании накладной на отпуск готовой продукции и иных аналогичных первичных учетных документов бухгалтерия ГУП учреждения И-299/1 выписывает счета-фактуры (Приложение 4) по форме установленной в приложении 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 г. №914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при  расчетах по налогу на добавленную стоимость» в двух экземплярах, первый из которых не позднее 5-ти дней с даты отгрузки продукции высылается (передается) покупателю, а второй остается у предприятия-поставщика для отражения в книге продаж (Приложение 10) начисления налога на добавленную стоимость [7].

Счет-фактура подписывается  руководителем  и главным бухгалтером предприятия  либо иными должностными лицами, уполномоченными  на то в соответствии с приказом по предприятию.

По мере отгрузки товаров и продукции, выполнения работ, оказания услуг и предъявления покупателям и заказчикам расчетных документов в учете ГУП учреждения И-299/1 производится отражение дебиторской задолженности следующей бухгалтерской записью:

Д-т сч. 62

К-т сч. 90

 

- отражена договорная стоимость  товаров, продукции (работ, услуг), являющимися обычными видами и предметами деятельности ГУП учреждения И-299/1.


Одновременно себестоимость продукции, работ, услуг списывается с кредита счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 43 «Готовая продукция», а стоимость товаров – со счета 41 «Товары отгруженные» в дебет счета 90 «Продажи».

 Поскольку отгруженная продукция считается реализованной, то с её стоимости начисляется НДС:

Д-т сч. 90

К-т сч. 68

 

- отражена задолженность бюджету по НДС с суммы выручки.

Информация о работе Направления совершенствования расчетов с дебиторами и кредиторами