Направления совершенствования расчетов с дебиторами и кредиторами

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, выбранная тема выпускной квалификационной работы «Учет и анализ расчетов с дебиторами и кредиторами» является актуальной в современных условиях. Цель данной работы – раскрыть порядок бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами, а также проанализировать состояние взаимных расчетов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- отразить нормативно-правовое регулирование учета расчётов с дебиторами и кредиторами;
- отразить особенности синтетического учёта расчётов с дебиторами и кредиторами;
- проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии, их оборачиваемость;
- по результатам анализа предложить мероприятия по управлению дебиторской и кредиторской задолженностями на предприятии.

Содержание

Введение
3
Глава 1.


1.1.

1.2.
1.3.


Глава 2.


2.1.
2.2.

2.3.
2.4.

Глава 3.


3.1.
3.2.
3.3.
Основы бухгалтерского учета и анализа расчетов с дебиторами и кредиторами

Нормативное регулирование учета расчетов с дебиторами и кредиторами
Учет расчетов с дебиторами и кредиторами
Значение анализа дебиторской и кредиторской задолженности

Организация расчетов с дебиторами и кредиторами в ГУП учреждения И-299/1

Учет расчетов с поставщиками и покупателями
Учет расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами
Учет расчетов с персоналом предприятия
Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами

Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности ГУП учреждения И-299/1

Анализ состава и структуры дебиторской задолженности
Анализ кредиторской задолженности
Направления совершенствования расчетов с дебиторами и кредиторами

5


5
10

21


25

25

39
45
50


54

54
66

73

Заключение

78
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Яркова ДИПЛОМ.doc

— 734.00 Кб (Скачать)

Основные расчеты между предприятиями  проводятся при помощи расчетных  счетов.

Записи по поступлению денежных средств на расчетный счет организация  оформляет одной из следующих проводкой:

Д-т  51 «Расчетный счет»

К-т 50, 60, 62, 66, 67, 75, 76.

Операции по списанию денежных средств фиксируются в  учете следующими записями:

Д-т 20, 26, 44, 50, 60, 66, 67, 68, 69, 75, 76, 91

К-т 51 «Расчетный счет».

Кроме расчетного счета, банк открывает на каждого клиента (предприятие) соответствующий лицевой счет, на котором ведет учет взаимодействия с ним. Предприятия периодически получают из банка выписки из расчетного счета и в качестве приложения к ним документы, на основании которых идут зачисления или списания денежных средств.

В настоящее время в России покупатели и поставщики в расчетах между собой могут применять следующие виды безналичных расчетов:

- платежными поручениями;

- инкассовыми поручениями;

- аккредитивами;

- чеками;

- при помощи векселей;

- с использованием банковских карт.

По оценкам специалистов, примерно 95% платежей в России осуществляется с помощью платежных поручений. Платежное поручение выписывается в случае, когда инициатива платежа исходит от плательщика при наличии на его расчетном счете денежных средств. Оформление платежного поручения имеет место по таким операциям, как уплата платежей в бюджет, во внебюджетные фонды, перевод заработной платы отдельных работников на счета в Сбербанке, погашение предварительной и последующей оплаты за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги и пр.

Если на расчетном  счете предприятия нет средств  для осуществления платежей, то платежные  поручения помещаются в картотеку  до момента поступления денег.

Платежное требование – расчетный документ, предусматривающий, что инициатива в погашение платежа в данном случае исходит от поставщика. Представленные  на инкассо платежные требования, равно как и инкассовые поручения, при недостаточности средств на счет плательщика оплачиваются по мере поступления денежных средств в очередности, предусмотренной действующим законодательством.

Аккредитивная форма расчетов заключается в поручении банка покупателя банку поставщика произвести оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанную услугу на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя.

Аккредитив открывается  только для расчета с одним  поставщиком. Срок действия и порядок  расчетов по аккредитиву устанавливается  в договоре между поставщиком  и покупателем. Аккредитив может  быть отзывным и безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован без предварительного согласования с поставщиком. Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласования с поставщиком.

Кроме того, аккредитив может  быть покрытым и непокрытым. Покрытый (депонированный) аккредитив - это аккредитив, открытый в банке поставщика (банке-эмитенте) одновременно с депонированием суммы в банке покупателя (банке исполняющем). Непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в банке покупателя.

Аккредитивная форма расчетов обеспечивают определенные гарантии поставщикам. Однако оформление сделок применительно к этому способу расчетов несколько увеличивает время оборота денежных средств.

Чековая форма  расчетов предусматривает ничем не обусловленное распоряжение банку чекодателя произвести платеж в пользу чекодержателя определенной денежной суммы.

Чековая форма расчетов, как и аккредитивная, обеспечивает определенные гарантии поставщикам. Однако оформление сделок несколько увеличивает  время оборота денежных средств.

Еще одной формой безналичных  расчетов, осуществляемых на территории РФ, является вексельная. Вексель – это документ, составленный с соблюдением определенных условий, который дает право одному лицу (векселедержателю) требовать от другого лица, обязанного по векселю (векселедателя), уплаты фиксированной, указанной в векселе суммы денег в определенный срок и в определенном месте. Законодательством России определены два вида векселей: простой и переводной.

Простой вексель является документом, удостоверяющим права векселедержателя на получение от векселедателя определенной суммы в установленный срок.

Переводной вексель  является документом, удостоверяющим права векселедержателя на получение  в установленный срок от плательщика (который может не быть векселедателем) определенной денежной суммы.

Таким образом, простой вексель предполагает наличие двух участников сделки: продавца и покупателя, а переводной включает несколько участников: векселедателя, плательщика и векселедержателя. Плательщик принимает на себя обязательства в момент акцепта (письменного согласия на оплату) переводного векселя.

Кроме деления на простые  и переводные векселя, в бухгалтерском  учете выделяют также товарные и  финансовые векселя. Товарные (коммерческие) векселя обычно используются во взаимоотношениях покупателя и поставщика по договорам купли-продажи или заказчика и подрядчика по договорам подряда и оказания услуг. Они выступают в качестве средства оформления кредита, предоставляемого покупателю (заказчику) в виде отсрочки платежа. Финансовые векселя применяются во взаимоотношениях заемщика и заимодавца по договорам займа и кредита.

Вексель есть срочное письменное, ничем не обусловленное абстрактное обязательство одной стороны перед другой. Хотя предметом вексельного обязательства выступают только деньги, не исключается вариант, при котором с использованием векселя можно оформить различные кредитные обязательства в виде:

- предоставления кредита;

- приобретения товара (выполнения работы или оказания  услуги) на условиях коммерческого кредита;

- возврата полученной  ссуды;

- получение ссуды под залог.

Все это позволяет  рассматривать вексель как уникальное кредитно-расчетное средство, которым  он давно стал в странах с развитыми  рыночными отношениями, где расчеты  векселем составляют 20% всех платежей [19].

В последние годы в  практике безналичных расчетов появилась  новая форма, связанная с применением расчетно-корпоративных и кредитно-корпоративных карт. Эти карты предоставляют возможность, как наличных, так и безналичных расчетов.

Юридические лица с помощью банковских корпоративных карт могут осуществлять безналичные операции на предприятиях торговли и сферы услуг, а также операции по обналичиванию денежных средств. Перечень операций, которые могут осуществляться с использованием этих карт, включает:

- получение наличных денежных средств в рублях для расчетов по хозяйственной деятельности и оплаты командировочных расходов в пределах России;

-   безналичную оплату в рублях командировочных расходов;

- безналичную оплату в рублях расходов, связанных с основной деятельностью предприятия;

- безналичные платежи в рублях, обусловленные хозяйственной деятельностью организации;

-  безналичные расчеты  в рублях представительского характера внутри России и в иностранной валюте за пределами России;

- безналичную оплату расходов в иностранной валюте, связанных с командировками в иностранные государства;

- получение наличных  денежных средств в иностранной  валюте за пределами страны  для оплаты командировочных расходов  работников предприятия.

 

 1.3. Значение анализа дебиторской и кредиторской задолженности.

 

Дебиторская и кредиторская задолженность — неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.

Отсутствие оплаты отгруженных  товаров свидетельствует о нарушениях договорной, расчетно-кассовой дисциплины и крайне невыгодно предприятию, поскольку длительное отвлечение средств из оборота требует перегруппировки финансовых ресурсов, перераспределения оборотных средств, привлечения дополнительных денежных ресурсов в виде кредитов.

Дебиторская задолженность  означает временное отвлечение средств из оборота хозяйствующего субъекта и использование их в обороте других хозяйствующих субъектов. Это на время уменьшает финансовые ресурсы и возможности, а, следовательно, приводит к затруднению в выполнении своих обязательств.

Кредиторская задолженность в определенной мере полезна для предприятия, т.к. она позволяет получить во временное пользование денежные средства, принадлежащие другим организациям. Однако чрезмерный рост долговых обязательств является одним из условий возбуждения процедуры банкротства в отношении хозяйствующего субъекта. Все это влечет за собой напряженность финансового состояния предприятия, снижение его платежеспособности.

Способность предприятия  успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого риска свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Если платежеспособность – это внешнее проявление состояния предприятия, то финансовая устойчивость – внутренняя его сторона, отражающая сбалансированность денежных и товарных потоков, доходов и расходов, средств и источников их формирования.

Управление финансами  неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего более точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. Анализ динамики дебиторской и кредиторской задолженности предприятия  позволяет ответить на вопрос, обеспечивают ли договорные условия расчетов с покупателями и поставщиками потребность предприятия в денежных средствах и достаточный уровень его платежеспособности.

Основными задачами анализа дебиторской и кредиторской задолженности  являются:

  • определение величины задолженности;
  • установление причин возникновения задолженности;
  • определение мероприятий по укреплению платежной дисциплины.

Внешний анализ дебиторской и кредиторской задолженности осуществляется на основе данных формы № 1 «Бухгалтерский баланс»   и формы № 5  «Приложения к Бухгалтерскому балансу». Для внутреннего анализа привлекаются данные аналитического учета счетов, которые дают обобщенную информацию о расчетах с дебиторами и кредиторами.

Балансовые остатки  дебиторской и кредиторской задолженности  могут служить лишь отправной точкой для исследования вопроса о влиянии расчетов с дебиторами и кредиторами на финансовое состояние.

Если дебиторская задолженность  больше кредиторской, это является возможным фактором обеспечения  высокого уровня коэффициента общей ликвидности.

Одновременно это может  свидетельствовать о более быстрой  оборачиваемости кредиторской задолженности  по сравнению с оборачиваемостью дебиторской задолженности. В таком  случае, в течение определенного  периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования. Последние могут принимать форму либо просроченной кредиторской задолженности, либо банковских кредитов.

Для улучшения  финансового положения организации  необходимо:

  • следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
  • контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;
  • по возможности ориентироваться на увеличение количества потребителей продукции с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями.

 

 

Глава 2. Организация учета расчетов с дебиторами и кредиторами в ГУП учреждения И-299/1.

 

 

2.1. Учет расчетов  с поставщиками и покупателями.

 

Государственное унитарное  предприятие учреждения И-299/1 Главного управления исполнения наказания Министерства Юстиции России создано в соответствии с приказом МВД СССР № 216/963 от 19.12.1968 г.,  находится в г. Тавде Свердловской области, поселок Белый Яр.

Предприятие является самостоятельным  юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом предприятия (Приложение 1), имеет самостоятельный баланс, печать со своим наименованием, а также другие необходимые реквизиты.

По отношению к закрепленному  за ним имуществу предприятие  является унитарным. Имущество предприятия относится к федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам.

Предприятие осуществляет следующие  виды деятельности: лесозаготовительную; лесопиление; деревообрабатывающую; производство, переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции; оказание социальных и бытовых услуг; другие виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Ответственность за организацию  бухгалтерского учета на предприятии  и соблюдение действующего законодательства несет руководитель. В его компетенцию входит утверждение учетной политики, рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов (для оформления хозяйственных операций, по которым нет типовых форм), порядка проведения инвентаризаций, правил организации документооборота и других процедур, необходимых для организации бухгалтерского учета.

Возглавляет бухгалтерию  главный бухгалтер, который подчиняется  непосредственно  начальнику учреждения и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной отчетности.

В учетной политике ГУП учреждения И-299/1 (Приложение 2) закреплена организационная форма и структура бухгалтерской службы. Бухгалтерский учет на исследуемом предприятии осуществляется бухгалтерией, в составе которой действует расчетный, материальный, машиносчетный, производственный и сводный отделы. Бухгалтерский учет ведется с применением журнально-ордерной формы учета.

Информация о работе Направления совершенствования расчетов с дебиторами и кредиторами