Направления совершенствования расчетов с дебиторами и кредиторами

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, выбранная тема выпускной квалификационной работы «Учет и анализ расчетов с дебиторами и кредиторами» является актуальной в современных условиях. Цель данной работы – раскрыть порядок бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами, а также проанализировать состояние взаимных расчетов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- отразить нормативно-правовое регулирование учета расчётов с дебиторами и кредиторами;
- отразить особенности синтетического учёта расчётов с дебиторами и кредиторами;
- проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии, их оборачиваемость;
- по результатам анализа предложить мероприятия по управлению дебиторской и кредиторской задолженностями на предприятии.

Содержание

Введение
3
Глава 1.


1.1.

1.2.
1.3.


Глава 2.


2.1.
2.2.

2.3.
2.4.

Глава 3.


3.1.
3.2.
3.3.
Основы бухгалтерского учета и анализа расчетов с дебиторами и кредиторами

Нормативное регулирование учета расчетов с дебиторами и кредиторами
Учет расчетов с дебиторами и кредиторами
Значение анализа дебиторской и кредиторской задолженности

Организация расчетов с дебиторами и кредиторами в ГУП учреждения И-299/1

Учет расчетов с поставщиками и покупателями
Учет расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами
Учет расчетов с персоналом предприятия
Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами

Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности ГУП учреждения И-299/1

Анализ состава и структуры дебиторской задолженности
Анализ кредиторской задолженности
Направления совершенствования расчетов с дебиторами и кредиторами

5


5
10

21


25

25

39
45
50


54

54
66

73

Заключение

78
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Яркова ДИПЛОМ.doc

— 734.00 Кб (Скачать)

 

 

Динамику оборачиваемости кредиторской задолженности ГУП учреждения И-299/1 можно представить в следующем виде (табл. 3.9).

Как свидетельствуют  данные таблицы, оборачиваемость кредиторской задолженности,  выраженная в оборотах, за данный период уменьшилась на 0,342 оборота (0,463 – 0,805).

Таблица 3.9

Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности

ГУП учреждения И-299/1

Показатель

2003г.

2004г.

2005г.

Отклонения 2005 г. к 2003 г.

1. Среднегодовые остатки кредиторской  задолженности, тыс. руб.

40961

46200

51645

10645

2. Выручка от продаж, тыс.руб.

32987

25578

23931

-9056

3. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, оборотов (п.2 : п.1)

0,805

0,554

0,463

-0,342

4. Расчет продолжительности периода погашения кредиторской задолженности, дни (п.1 : п.2)х360

447,0

650,2

776,9

329,9


 

Уменьшение  оборачиваемости кредиторской задолженности  произошло как за счет снижения объема продаж, так и за счет роста обязательств предприятия. Очевидно, ГУП учреждения И-299/1, стараясь поправить свое финансовое положение, не обращаясь за кредитами и займами, интенсивно использовало кредиторскую задолженность для финансирования своей деятельности, принимая её за «дешевые деньги», «беспроцентные ссуды», что в конечном итоге может обернуться снижением доверия к организации со стороны партнеров, клиентов, покупателей либо привести к банкротству.

Таким образом, необходимо разработать комплекс мер, направленных на совершенствование расчетов, как с дебиторами, так и с кредиторами с целью стабилизации финансового состояния ГУП учреждения И-2991.

 

3.3. Направления совершенствования расчетов с дебиторами и кредиторами.

 

При проведении анализа организации расчетов с дебиторами и кредиторами в исследуемом предприятии выявлены следующие недостатки:

В ГУП учреждения И-299/1 разработан и утвержден рабочий план счетов бухгалтерского учета. Однако не предусмотрено выделение отдельных субсчетов по учету расчетов с бюджетом, покупателями и поставщиками, с разными дебиторами и кредиторами, что усложняет процесс анализа текущих обязательств.

Отражение расчетов  в  Главной книге ГУП учреждения И-299/1 используется по принципу «свернутое сальдо». Это нарушает требование приказа № 34н от 29.07.1998 «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» и приводит к искажению информации о состоянии расчетов при составлении бухгалтерской отчетности.

В рамках учетной политики учреждения И-299/1 по суммам, выданным сотрудникам предприятия под отчет на хозяйственные нужды не установлен предельный срок их возврата. Это может привести к определенным злоупотреблениям со стороны работников и отвлечению средств из оборота предприятия. Таким образом, ГУП учреждения И-299/1 рекомендуется оговорить в учетной политике максимальный срок выдачи авансов подотчетным лицам.

В ходе своей деятельности ГУП учреждения И-299/1 вступает в договорные взаимоотношения с другими участниками рынка, выступая при этом, и как продавец (исполнитель), и как покупатель (заказчик). В этих условиях заключаемые договора представляют собой каналы расходования (поступления) денежных средств и от качества и количества, экономической и юридической грамотности этих каналов зависит финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия, как составляющие его экономической безопасности.

Для защиты финансово-экономических и правовых интересов предприятию необходимо грамотно поставить весь процесс договорной работы и с должным внимаем отнестись к управлению договорами на всех этапах, дабы не допустить возникновения брешей в экономической безопасности предприятия.

Особое внимание следует  уделять таким существенным разделам договора как «Условия и виды платежа», в котором оговаривается и согласовывается определение момента платежа. В обычной практике платеж производиться либо на условиях предоплаты (полной или частичной), либо на условиях отсрочки платежа (платеж с рассрочкой).

Согласно приказу Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции  Российской Федерации от 07 марта 2003 г. № 97 «Об утверждении порядка проведения договорной работы государственными унитарными предприятиями уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» при заключении договоров поставки (купли-продажи), в которых  учреждение И-299/1 выступает в качестве продавца продукции, применяется авансовая форма платежей по договору. Обычно в этих случаях договор вступает в силу после перевода покупателем (заказчиком) стопроцентной предоплаты.

Однако по внутрисистемным расчетам чаще применяется кредитная форма расчетов. В этом случае с целью снижения риска неисполнения обязательств на этапе предварительного заключения договора финансово-экономическим службам ГУП учреждения И-299/1 можно рекомендовать:

- проводить анализ  платежеспособности контрагента при помощи способов и приемов финансового экономического анализа бухгалтерской отчетности,

- не менее двух раз  в год проводить ревизию имеющихся договоров и по ее результатам составлять заключение обо всех случаях просрочки платежей, частичного или полного неисполнения обязательств контрагентами.

Выполнение даже этих несложных требований позволит ГУП учреждения И-299/1 избежать многих проблем, связанных с возникновением просроченной дебиторской задолженности, повысить свою экономическую безопасность.

Погашение безнадежных к получению сумм дебиторской задолженности целесообразно осуществлять за счет резерва по сомнительным долгам. Для этого ГУП учреждения И-299/1 рекомендуется предусмотреть в учетной политике возможность его формирования.

Создание резервов на покрытие безнадежных долгов является одним из приоритетных направлений в формировании принципов обеспечения  финансовой устойчивости предприятия. Основополагающим из них является принцип осмотрительности (осторожности) экономического субъекта, следствием чего является создание резерва  за счет прочих доходов на погашение невостребованных долгов. С этой целью в аналитическом учете предприятия учреждения И-299/1 следует обеспечить раздельный учет дебиторской задолженности, под погашение которой сформировать резерв по сомнительным долгам, и той задолженности, которую не предполагается напрямую списать за счет данного резерва. Для этого в рабочем плане счетов необходимо предусмотреть открытие соответствующих субсчетов.

В ГУП учреждения И-299/1 обработка финансовой информации осуществляется без применения автоматизированных технологий, что усложняет процесс обработки учетных данных. В связи с этим можно порекомендовать  предприятию применение компьютерных технологий в деятельности предприятия, что позволит ускорять обработку финансовых операций.

Существует много программных  продуктов, используемых для ведения  бухгалтерского учета предприятия.  Одна из таких программ «1С: Предприятие». Она является универсальным бухгалтерским  инструментом и позволяет осуществлять различные схемы обработки данных, начиная от формирования в автоматизированном режиме информации по отгрузке и оплате до создания процедур закрытия обязательств.

Получение автоматическим путем бухгалтерских проводок по учету расчетов с поставщиками реализуется с использование двух типов документов: «Оплата поставщикам» и «Поступление материально-производственных запасов».

Документ «Оплата поставщикам» формируется по данным выписок банка  об оплате стоимости полученных запасов (работ, услуг) с расчетног счета  или иного счета в корреспонденции с дебетом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»: субсчет «Расчеты по акцептованным и другим расчетным документам», или субсчет «Расчеты по авансам выданным» в зависимости от режима оплаты (оплата счета после поступления запасов или в порядке предоплаты). В документе содержатся дополнительная информация о режиме оплаты, даты списания денежных средств со счета, перечень платежных документов, явившихся основанием для списания этих средств.

Документ «Поступление материально-производственных запасов» подтверждает их приемку на склад, зачет обязательств на сумму ранее полученного аванса. Тем самым автоматически регулируется общая величина обязательств поставщика, что особенно важно, когда в компьютер водится информация об отгрузке продукции, и ее оплате разными работниками, в организационно разобщенными в технологическом режиме по этим операциям.

Использование программы  «1С: Бухгалтерия 7.7» позволяет осуществлять взаимозачет между покупателями и поставщиками по принципу «документ в документ». С этой целью в режиме конфигурирования системы создаются два новых типа документов: один указывает конкретное наименование платежного документа, подтверждающего оплату соответствующей партии материалов, другой – наименование первичного  документа по оприходованию материала, относящегося к данному платежному документу. При вводе в ЭВМ очередного документа на экране может отражаться непокрытый остаток суммы: в первом случае товарного, во втором – платежного документа.

На основании введенных проводок программа формирует отчетность и другие вспомогательные документы, необходимые также для проведения анализа расчетов с дебиторами и кредиторами, в частности:

- оборотно-сальдовые  ведомости по счетам и (или)  субсчетам – позволяет сформировать  быстрый отчет о состоянии расчетов;

- анализ счета, содержащий  итог по корреспонденциям этого  счета со всеми счетами;

- обороты счета, содержащие  сальдо и обороты по дебету  и кредиту по заданному счету  и обороты с другими счетами  за указанный период времени;

- анализ счета по  датам – остатки, обороты и  корреспонденции с другими счетами  за каждую отчетную дату выбранного  периода;

- карточку счета по  контрагенту – позволяет получить  все проводки с данным контрагентом.

Тем самым пользователь получает полную информацию о состоянии расчетов по товарообменным операциям и возникшим обязательствам предприятия.

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящей квалификационной работе были рассмотрены вопросы  учета расчетов с дебиторами и  кредиторами, а также проведен анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере ГУП учреждения И-299/1 ГУИН Минюста России.

В первой главе дипломной  работы рассмотрена экономическая  сущность учета и анализа дебиторской  и кредиторской задолженности. Особое внимание уделено вопросам:

- рассмотрения основных нормативных документов, регулирующих порядок учета расчетов;

 - отражения в бухгалтерском учете расчетов с дебиторами и кредиторами;

- рассмотрения возможных форм расчетов с дебиторами и кредиторами;

- необходимости проведения на предприятии анализа дебиторской и кредиторской задолженности.

Во второй главе дипломной  работы рассмотрена организация расчетов с дебиторами и кредиторами ГУП учреждения И-299/1, ее документальное оформление и отражение в бухгалтерском учете.

Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчетные документы, свидетельствующие о факте свершения сделки на основании заключенных договоров купли-продажи.

Отражение дебиторской  задолженности за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги имеет место по предъявлению учреждением расчетных документов покупателям и заказчикам. Основанием для оформления документов служит распоряжение руководителя, а также договор с покупателем.

Самым распространенным видом расчетов на предприятии учреждения И-299/1 является безналичный расчет, который осуществляется на основании платежных поручений. Кроме этого в расчетах между покупателями и поставщиками значительное место занимают товарообменные операции (взаимозачет).

ГУП учреждения И-299/1 самостоятельно исчисляет и перечисляет в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды задолженность по налогам, сборам, страховым взносам и иным обязательным платежам в соответствии с действующими нормативными документами.

В ходе осуществления деятельности в ГУП учреждения И-299/1 возникают взаимоотношения с персоналом по оплате труда, по сумам, выданным на командировочные расходы, по выдаче им средств на подотчет для покупки товаров на хозяйственно-операционные цели. Расчет заработной платы  осуществляется с использованием программы АМБа. Ведется аналитический учет расчетов по каждому подотчетному лицу. Кроме расчетов по оплате труда и расчетов по подотчетным суммам, с работниками ГУП учреждения И-299/1 осуществляются  расчеты по возмещению материального ущерба.

Учет расчетов с разными  организациями, предприятиями, учреждениями по некоммерческим операциям; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда  работников в пользу других организаций  на основании исполнительных документов, постановлений судов и т.д., осуществляется на счете «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

На предприятии учреждения И-299/1 используется журнально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета. Для осуществления контроля о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами предусмотрено ведение карточек учета расчетов. Обработка финансовой информации производиться ручным методом.

В третьей главе дипломной  работы проведен анализ дебиторской и кредиторской задолженности ГУП учреждения И-299/1 ГУИН Минюста России. Изучен состав и структура имеющейся задолженности. Даны рекомендации по совершенствованию финансовой работы по расчетам с дебиторами и кредиторами.

Информация о работе Направления совершенствования расчетов с дебиторами и кредиторами