Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:54, дипломная работа
Целью исследования является разработка системы оплаты труда работников на основе трудовой мотивации и рыночных принципах.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1) исследовать методические закономерности и особенности формирования рыночных систем оплаты труда;
2) рассмотреть методы привлечения работников к трудовой деятельности, исходя из существующих теоретических и методических подходов к мотивации;
Введение 3
1. Теоретические основы мотивации и стимулирования персонала в системе оплаты труда 5
1.1 Оплата труда, понятие, формы, виды 5
1.2. Понятие, сущность и особенности мотивации и стимулирования персонала предприятия 15
1.3 Механизм трудовой мотивации в системе оплаты труда 20
2. Анализ системы мотивации и стимулирования труда на предприятии ООО «Милитта» 25
2.1. Общая характеристика предприятия 25
2.2 Анализ кадровой структуры персонала ООО «Милитта» 29
2.3 Оценка эффективности действующей системы мотивации и стимулирования персонала предприятия в ООО «Милитта» 32
3. Методы совершенствования системы оплаты труда и стимулирования персонала в ООО «Милитта» 36
3.1. Разработка проекта совершенствования оплаты труда и стимулирования персонала предприятия 36
3.2 Оценка экономической эффективности проекта 54
Заключение 62
Список использованных источников 64
Приложение А 67
Приложение Б 69
Приложение В 70
Приложение Г 72
Таким образом, грейдинговая система, предложенная для разработки новой оплаты труда в ООО «Милитта», предполагает интервальную систему в каждой отдельно взятой группе.
Например, суммарное значение баллов должности «менеджер активных продаж» предусматривает «нижняя граница» для сотрудников, вновь прибывших в организацию и не имеющих опыта большого опыта работы, профессиональных навыков и соответствующего образования. Верхняя граница, как и промежуточные значения, предусматривает овладение профессиональными навыками, опыт работы в аналогичной должности, уровень обучения (учебные заведения, повышение квалификации) и т.д.
Подобная схема расчета баллов применима и для других рассмотренных должностей.
Для каждого грейда рассчитывается заработная плата с указанием верхней и нижней границы. Расчет заработной платы можно проводить по формуле 1:
ЗП = Б + П * К1 + П * К2 + .....П * Кn,
где Б – базовый (гарантированный) оклад;
П – персональная надбавка по должностям
К1, К2, Кn – повышающие коэффициенты, отражающие эффективность работы сотрудника. Данные коэффициенты устанавливаются в интервале от 0,7 до 2,4 и определяется аттестационной комиссией или непосредственным начальником. В случае если непосредственные результаты деятельности сотрудника измерить невозможно, данный коэффициент приравнивается к 1,5.
Базовый оклад определяется путем вычисления среднего показателя оклада данной должности по дочерним предприятиям.
Например, базовый оклад менеджера активных продаж:
∆Б = (6900 + 7350 + 8800 + 9300) / 4 = 8087,5 руб.
Повышающие коэффициенты определяются по критериям:
Для определения критериев для оценки и ранжирования позиций целесообразно применять две альтернативные технологии:
1.Критерии оценки определяются заранее и едины для всех должностей (позиций).
2.Ключевые критерии определяются в ходе анализа позиций и различаются по позициям.
При этом в качестве критериев (факторов внутренней ценности позиций) могут выступать:
профессиональные компетенции (знания, навыки, умения), относящиеся к должности;
управленческие компетенции;
основной результат деятельности;
вклад (участие) в достижение целей компании;
другие критерии, актуальные для компании в целом.
После определения основных критериев производится их взвешивание, представленное в таблице 3.9.
Таблица 3.9 – Пример системы критериев «Профессионализм» должности «Менеджер среднего звена»
Наименование | Вес |
Образование | 0,12 |
Опыт | 0,10 |
Решение проблем и принятие решений | 0,11 |
Цена ошибок/риски для компании | 0,12 |
Самостоятельность/тип получаемого контроля | 0,11 |
Организационные знания | 0,09 |
Сложность анализа | 0,10 |
Коммуникации | 0,3 |
Динамичность среды | 0,11 |
Особые условия труда | 0,2 |
Итого | 1,36 |
Аналогичным способом определяются повышающие коэффициенты по каждому из критериев грейда.
Базовый оклад у вновь принятых работников на время испытательного срока (2 месяца) устанавливается на 30 % меньше базового оклада постоянного персонала. Таким образом, базовый оклад вновь принятого менеджера составит 6911,3 руб. Модель базовой оплаты для рассматриваемых должностей представлена в таблице 3.10.
Таблица 3.10 - Модель базовой (тарифной) оплаты
№ грейда | Итоговый балл по внутренней классификации | Уровни оплаты (в руб.) | ||||||||||
1 | 131-159 | 3911,3 | 4005,8 | 4564,5 | 5329,2 | 5450,8 | 5587,5 |
|
|
|
|
|
2 | 158-190 | 5600 | 5750 | 5850 | 6000,0 | 6150,0 | 6350,0 | 6500,0 |
|
|
|
|
3 | 207-227 | 6650,0 | 6800,0 | 6950,0 | 7000,0 | 7200,0 | 7350,0 | 7500,0 | 7650,0 |
|
|
|
№ грейда | Итоговый балл по внутренней классификации | Уровни оплаты (в руб.) | ||||||||||
4 | 214-254 | 8000,0 | 8150,0 | 8250,0 | 8350,0 | 8450,0 | 8550,0 | 8650,0 | 8750,0 | 8,850,0 |
|
|
5 | 254-289 | 9000,0 | 9200,0 | 9400,0 | 9600,0 | 9800,0 | 10000 | 10200 | 10400 | 10600 | 10800 |
|
6 | 299-329 | 11000 | 11300 | 11600 | 11900 | 12200 | 12400 | 12600 | 12800 | 13000 | 13300 |
|
7 | 402 | 13500 | 13700 | 14000 | 14300 | 14600 | 14900 | 15200 | 15500 | 15800 | 16100 | 16500 |
Таким образом, составив тарифную сетку должностных окладов с помощью повышающих коэффициентов можно рассчитать среднюю заработную плату менеджера.
П = 1200 руб.
Примем за повышающие коэффициенты:
К1 – стаж работы – 0,5 (1 год);
К2 – профессионализм – 1,36;
К3 – личные достижения – 0,9;
К4 – ориентация на достижение компании – 0,8;
К5 – особые условия – 1,1.
З = 6500 + 600 + 1632 + 1080 + 960 + 1320 = 12092 руб.
Таким образом, заработная плата менеджера активных продаж по рассмотренным критериям составит 12092 руб. (нижняя граница).
З = 7650 + 0,7 * 1200 + 2,1 * 1200 + 1,5 * 1200 + 1,4 * 1200 + 1,5 * 1200 = 7650 + 840 + 2520 + 1800 + 1680 + 1800 = 16290 руб.
Таким образом, верхняя граница заработной платы менеджера составит 16290 руб.
В зависимости от показателей деятельности компании (выполнение плана, увеличение числа постоянных клиентов, снижение дебиторской задолженности и т.д.) к повышающим коэффициентам может добавляться годовая премия по итогам работы – 30 %.
Внедрение системы грейдирования – это длительный и трудоемкий процесс, сопряженный с большими рисками, поскольку система пронизывает все уровни компании и оказывает непосредственное влияние на работу каждого сотрудника. Любая ошибка при разработке и внедрении системы может отразиться как на финансовом аспекте деятельности компании, так и на культуре, отношении сотрудников к работе.
Основными формами работы в проекте являются обучающие семинары, практические сессии и встречи, индивидуальная работа («домашние задания»), презентации. Разработка и внедрение проекта осуществляется с помощью консультантов из консалтинговых компаний.
При получении новых должностных полномочий появляется и новая ответственность. Чтобы привыкнуть к новым обязанностям необходимо время.
Для уменьшения влияния сдерживающих сил руководству ООО «Милитта» необходимо применить определенные стратегии, решающие проблемы адаптации персонала. В зависимости от обстоятельств можно использовать один из более подходящих способов преодоления сопротивления изменению. Два последних подхода, представленных в таблице 3.11, используются в исключительных случаях.
Таблица 3.11 - Способы преодоления сопротивления изменению
Подход | Условия, при которых используется | Преимущества | Недостатки |
Образование + общение | При недостаточном объеме или неточности информации | При удачном убеждении людей они часто будут оказывать помощь | Требует много при вовлечении большого количества людей |
Участие + вовлечение | Когда инициаторы изменений не обладают всей информацией, необходимой для планирования изменения, и когда другие имеют значительные силы для сопротивления | Люди, принимающие участие, будут испытывать чувство ответственности, и любая соответствующая информация войдет в план | Потребует много времени, если участники организации используют не то изменение |
Помощь + поддержка | При оказании сопротивления из-за боязни проблем адаптации к новым условиям | Наилучший подход при решении проблем адаптации к новым условиям | Может быть дорогостоящим и длительным и потерпеть неудачу |
Переговоры + поддержка | Когда отдельный служащий или группа явно теряют что-то при осуществлении изменения и когда группа обладает значительными силами для сопротивления | Иногда это является простым путем избежать сильного сопротивления | Может стать очень дорогостоящим, если ставится цель добиться согласия только путем переговоров |
Манипуляция + кооптация | Когда другие тактики не срабатывают или являются слишком дорогостоящими | Может быть сравнительно быстрым и недорогим решением проблем | Может привести к возникновению проблем, если люди почувствуют, что ими манипулируют |
Явное и неявное | Когда необходимо быстрое осуществление изменений, и когда инициаторы изменений обладают большой силой | Отличается быстротой и позволяет преодолеть любое сопротивление | Рискованный способ, если люди остаются недовольны инициаторами |
3.2 Оценка экономической эффективности проекта
Принимая во внимание рекомендации и предложенные мероприятия по усовершенствованию системы оплаты труда в ООО «Милитта» необходимо оценить экономическую эффективность проекта.
Экономическую эффективность проекта оценим с точки зрения:
1) социальная эффективность;
2) экономическая эффективность.
Оценка социальной эффективности представлена в табл.3.12.
Таблица 3.12 - Оценка социальной эффективности проекта методом экспертных оценок
Направление оценки эффективности | Основные критерии оценки эффективности | Оценка эффективности в баллах (0 – 1) |
Достижение цели | Степень достижения цели Сохранение организации как целостности Получение прибыли
| 1.0 0.8 1.0 |
Качество функционирования | Соотношение централизации и децентрализации Соподчинение дерева целей и уровней иерархии Эффективность текущей обработанной информации Скорость и точность выделения информации по специальным запросам Надежность информации Своевременность информации Наличие необходимой информации | 0.8 0.8 1.0 1.0
1.0 1.0 1.0 |
Экономичность | Затраты на подготовку управляющих Затраты на консультирование управляющих Эффективность управленческих решений Точность управленческих решений Надежность управленческих решений Быстрота подготовки управленческих решений Последовательность принятия управленческих решений | 0.5 0.5 0.9 1.0 1.0 1.0 1.0 |
Изменение в качестве рабочей силы | Гибкость в системе продвижения по службе Полномочия работников и их ответственность Степень удовлетворения выполненной работой | 0.6 0.9 1.0 |
Внешние и внутренние социально–экономические условия | Способность СТЭП – факторного анализа Наличие обоснованных целей | 0.9 1.0 |
| Норма баллов: 22 | 0 |
| ИТОГО: | 19.7 |