Монополистическая конкуренция в долгосрочном периоде

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм. Поэтому моя задача в

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Часть 1.
Монополистическая конкуренция в долгосрочном периоде.
1.1.Монополистическая конкуренция её основные понятия………………….3
1.2. Существование отрасли при монополистической конкуренции…………6
1.3. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде……………………………...7
Часть 2.
Рыночные коммуникации в условиях наличия доминирующей фирмы на рынке
2.1. Проблемы регулирования газовой промышленности России и мировой опыт………………………………………………………………………………9
2.2. Проблемы и перспективы развития……………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………..20
Библиографический список……...……………………………………………21

Работа содержит 1 файл

экономика отрасли.docx

— 56.28 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2

Часть 1.

 Монополистическая  конкуренция в долгосрочном периоде.

1.1.Монополистическая конкуренция её основные понятия………………….3

1.2. Существование отрасли при монополистической конкуренции…………6

1.3. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде……………………………...7

Часть 2.

 Рыночные коммуникации в условиях наличия доминирующей фирмы на рынке

2.1. Проблемы регулирования газовой промышленности России и мировой опыт………………………………………………………………………………9

2.2. Проблемы и перспективы развития……………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………..20

Библиографический список……...……………………………………………21   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что  монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм. Поэтому моя задача в данном случае сводится к выявлению и описанию общих моментов .Совершенная конкуренция и монополия - это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением времени происходят многократные разделения и слияния, что в конечном итоге приводит к конкуренции сильных соперников. Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки. В представленной контрольной работе будут рассмотрены монополистическая конкуренция, равновесие фирмы в долгосрочном периоде. 
 
 
 
 

 
 
 

Часть 1. Монополистическая конкуренция в долгосрочном периоде.

    1.1.Монополистическая  конкуренция её основные понятия.

Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным  входом на рынок и выходом с  рынка.

Понятие "монополистическая конкуренция" восходит к одноименной книге  американского экономиста Эдуарда  Чемберлина (1899-1967), опубликованной в 1933 г.

Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа  с положением монополии, ибо отдельные  монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой - схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие  множества мелких фирм, а также  свободный вход на рынок и выход  с рынка, т. е. возможность появления  новых фирм.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

  • а) наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);
  • б) свободный вход на рынок и выход с него.(отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);
  • в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);
  • г) совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
  • д) влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют , чтобы продать дифференцированный продукт на рынке , где возможно появление новых продавцов.

Для рынка  с монополистической конкуренцией характерно следующее:

1. Товар каждой фирмы, торгующей на рынке , является несовершенным заменителем товара , реализуемого другими фирмами.

Продукт каждого продавца обладает исключительными  качествами и характеристиками , которые  служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар товару конкурирующей  фирме. Дифферинциация товара означает , что предмет , продаваемый на рынке не является стандартизированным. Это может происходить из-за действительных качественных отличий между продуктами или из-за предполагаемых отличий , которые проистекают из различий в рекламе , престиже торговой марки или “имидже” , связанным с обладанием этим товаром.

2. На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками.

При монополистической  конкуренции размеры рыночных долей  фирм в общем превосходят 1% , т. е. процент, который существовал бы при совершенной конкуренции. В  типичном случае на фирму приходится от 1% до 10 % продаж на рынке в течение  года.

3. Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников , когда выбирают , какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж.

Эта особенность  является следствием все же относительно большого числа продавцов на рынке  с монополистической конкуренцией. т. е. если отдельный продавец  сократит цену , то вероятно, что прирост объема продаж произойдет не за счет одной фирмы, а за счет многих. Как следствие , маловероятно , что какой-нибудь отдельный конкурент принесет достаточно значительные потери своей доли на рынке из-за уменьшение продажной цены какой-нибудь отдельной фирмы. Следовательно , у конкурентов нет причин, чтобы отреагировать на это изменением своей политики , поскольку решение одной из фирм не воздействует в значительной степени на их возможности извлекать прибыли. Фирма знает это и , следовательно, не учитывает какой-либо возможной реакции конкурентов, когда выбирает свою цену или цель по продажам.

4. На рынке есть условия для свободного входа и выхода

При монополистической  конкуренции легко основать фирму  или покинуть рынок. Выгодная коньюктура на рынке с монополистической  конкуренцией привлечет новых продавцов. Однако вход на рынок не настолько  легок, как он был при совершенной  конкуренции, поскольку новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми  марками и услугами. Следовательно, уже существующие фирмы с устоявшейся репутацией могут сохранять свое преимущество над новыми производителями. Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, т. к. каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход.

1.2. Существование  отрасли при монополистической  конкуренции.

Хотя  на рынке с монополистической  конкуренцией товар каждого продавца уникален, между различными видами продуктов можно найти достаточно сходства, чтобы объединить продавцов  в широкие категории, похожие  на отрасль.

Товарная группа  представляет собой несколько близко связанных , но не идентичных товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребность покупателей. В каждой товарной группе продавцов можно рассматривать как конкурирующие фирмы в пределах отрасли. Хотя есть проблемы с определением границ отраслей, т. е. при определении отрасли надо сделать ряд допущений, и принять ряд соответствующих решений. Однако при описании отрасли может оказаться полезной оценка перекрестной эластичности спроса на товары соперничающих фирм, т. к. в отрасли с монополистической конкуренцией перекрестная эластичность спроса на товары соперничающих фирм должна быть положительной и относительно большой, что означает, что товары конкурирующих фирм являются друг для друга очень хорошими заменителями, что означает, что если фирма поднимет цену выше конкурентной, то она может ожидать потери значительного объема продаж в пользу конкурентов.

Обычно  на рынках с наибольшей монополистической  конкуренцией на четыре крупнейшие фирмы  приходится 25% общих внутренних поставок, а на восемь крупнейших фирм - менее 50%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Равновесие  фирмы в долгосрочном периоде.

Но получение  прибыли возможно только в краткосрочном  периоде, т. к. в долгосрочном в отрасль  придут новые фирмы, которые скопируют  достижения продавца или продавец сам  начнет расширяться и прибыль  упадет до нормальной, т. к. по мере роста  количества предлагаемого товара, цена за единицу товара, которую может  назначить каждый отдельный продавец, будет снижаться. Продавец, который  первым выпустил товар на рынок, обнаружит, что как кривая спроса, так и  кривая предельного дохода на товар, реализуемый фирмой, будет смещаться  вниз. Это означает, что цена и  предельный доход , который фирма  может ожидать, упадут в долгосрочном плане из-за возросшего предложения  товара. Плюс к этому, спрос на товар  каждой отдельной фирмы также  будет стремиться стать более  эластичным при данной цене, т. к. увеличение числа соперничающих фирм увеличивает  число заменителей. Новые фирмы  входят на рынок до тех пор, пока не станет невозможным получение  прибыли. Следовательно, долгосрочное равновесие на рынке с монополистической  конкуренцией похоже на конкурентное равновесие в том, что ни одна фирма  не получает прибыль больше нормальной.

На рисунке 1 показано долгосрочное равновесие отрасли при монополистической конкуренции.

Рисунок 1-(долгосрочное равновесие отрасли при монополистической конкуренции.) 

Отрасль не может находиться в равновесии, пока фирмы могут запрашивать  за товар больше, чем средние затраты  при максимизирующем прибыль  выпуске, т. е. цена должна быть равна  средним затратам на этот выпуск. При  долгосрочном равновесии кривая спроса является касательной к долгосрочной кривой средних издержек. Цена, которую  надо установить , чтобы продать Q1 товара , составляет Р, соответствует . А на кривой спроса. При этом средние затраты тоже равны Р за штуку, и, следовательно прибыль равна нулю как с одной штуки, так и в целом. Свободный вход на рынок препятствует фирмам извлекать экономические прибыли в долгосрочном плане. Этот же процесс работает и в обратном направлении. Если бы спрос на рынке снизился бы после достижения равновесия, то фирмы покинули бы рынок, т. к. сокращение спроса сделало бы невозможным покрытие экономических издержек. Как показано на рисунке 3, при выпуске Q1 , при котором MR=LRMC после сокращения спроса, типичный продавец находит, что цена Р1, которую он должен установить. чтобы продать это кол-во товара, меньше, чем средние затраты АС1 на его производство. Т. к. при этих обстоятельствах фирмы не могут покрыть свои экономические издержки, они выйдут из отрасли и переместят свои ресурсы в более выгодные предприятия. Когда это произойдет, кривая спроса и кривые предельного дохода остальных фирм сместятся вверх. Это произойдет потому, что сокращение имеющегося в наличие товара увеличит максимальные цены и предельный доход, характерные для любого его выпуска. и которые могли бы получать оставшиеся продавцы. Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто новое равновесие, при котором кривая спроса опять является касательной к кривой LRAC, а фирмы получают нулевые экономические прибыли. Процесс выхода фирм с рынка мог бы также произойти в результате того, что фирмы завысили бы оценку возможного от продаж на рынке предельного дохода. Избыточное число фирм могло бы сделать товар настолько изобильным, что фирмы на рынке не смогли бы покрыть свои средние издержки при цене, при которой предельный доход равняется предельным затратам.  
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.- (Монопольно конкурентная фирма, терпящая убытки) 

Часть 2. Рыночные коммуникации в условиях наличия доминирующей фирмы на рынке.

2.1. Проблемы  регулирования газовой промышленности  России и мировой опыт.

Представляется, что процесс приобретения газовой  промышленностью своего нового статуса  в меняющейся экономике России еще  не завершен. Действительно, отрасли  удалось избежать разрушения своего ядра, более того, фактически только в новых условиях ее подлинная  роль в народном хозяйстве, долгое время  затенявшаяся первенством нефтяной промышленности, оказалась в центре общественного внимания. Тем не менее, до сих пор остро ощущается  неурегулированность многих вопросов функционирования отрасли и РАО "Газпром". В основном все концентрируется  вокруг проблемы перехода к цивилизованному  регулированию работы отрасли и  возможных мерах по ее либерализации.

Информация о работе Монополистическая конкуренция в долгосрочном периоде