Монополистическая конкуренция в долгосрочном периоде

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм. Поэтому моя задача в

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Часть 1.
Монополистическая конкуренция в долгосрочном периоде.
1.1.Монополистическая конкуренция её основные понятия………………….3
1.2. Существование отрасли при монополистической конкуренции…………6
1.3. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде……………………………...7
Часть 2.
Рыночные коммуникации в условиях наличия доминирующей фирмы на рынке
2.1. Проблемы регулирования газовой промышленности России и мировой опыт………………………………………………………………………………9
2.2. Проблемы и перспективы развития……………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………..20
Библиографический список……...……………………………………………21

Работа содержит 1 файл

экономика отрасли.docx

— 56.28 Кб (Скачать)

Целесообразно создать такую регулирующую систему, при которой "Газпрому" будет  выгодно расширение немонопольного сектора в газоснабжении. Последнее  может быть связано с разработкой  все большей части новых месторождений  не входящими в него структурами (хотя, возможно, и с финансовым и  другими видами участия последнего и ассоциированных с ним организаций) и поступлением этого газа через  транспортную сеть ЕСГ на рынок конечного  потребления, ценовые и прочие условия  которого могут формироваться на более конкурентной основе, чем в  секторе поставок газа самим "Газпромом".

Важно разработать и ввести в действие экономические механизмы стимулирования резервирования газоснабжения, в первую очередь подземного хранения газа. Формально надежное газоснабжение  потребителей является обязанностью Газпрома. И надо отметить, что при всех трансформациях последнего периода  это требование практически не нарушалось. Увеличения количества отказов и  аварий в системе газоснабжения  не наблюдалось.

Вообще  качество газоснабжения обеспечивается применяемыми в системе несколькими  способами резервирования: от объектного резервирования (резервные агрегаты на компрессорных станциях, резервные  мощности в добыче и на транспорте) до многониточной и закольцованной структуры газоснабжающей сети и  объектов хранения газа, прежде всего  подземных газохранилищ. Роль последних  многофункциональна: они позволяют  сочетать высокую внутригодовую  загрузку базовых магистральных  газопроводов с переменным во времени  уровнем потребления газа отдельными потребителями, покрывать при необходимости  экстремальные потребности (связанные  с резкими похолоданиями и  другими причинами, лежащими как  внутри системы газоснабжения, так  и вне ее), обеспечивать резервные  поставки газа при технических отказах  и авариях на объектах газоснабжения.

К сожалению, несмотря на такую бесспорно высокую  ценность подземных хранилищ газа, очень мало сделано для стимулирования их развития. Их функции носят описательный характер, не подкреплены конкретными  диверсифицированными контрактными соглашениями с потребителями, нуждающимися в  соответствующем качестве услуг  по газоснабжению.

Важно отметить, что при транспортировке  по ЕСГ как собственного газа Газпрома, так и газа сторонних производителей обеспечение надежности обоих видов  поставок по крайней мере в течение  достаточно длительного периода  будет осуществляться оператором сети. Экономические условия выполнения этих функций, а также правила  справедливого поведения оператора  по отношению к поставкам своего и стороннего газа в случае возникновения  отказов оборудования или аварийных  ситуаций еще предстоит разработать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Проблемы  и перспективы развития.

Единая  система газоснабжения создавалась  в условиях плановой экономики, когда  критерием успешной работы было выполнение директив по наращиванию валовых  объемов добычи газа, а также напряженных  плановых заданий по его поставкам. Все это настраивало на интенсивное  развитие системы и высокую надежность ее функционирования. Причем возможности  выбора поставщиков действительно  эффективного и надежного оборудования, наилучших подрядчиков и т.п. были, как правило, ограничены. Зато капиталовложения выделялись централизованно и на определенных этапах в соответствии с обоснованными потребностями. В подобных условиях приходилось  прибегать к избыточному с  чисто экономических позиций  резервированию) включая установку  громоздкого парка резервных  газоперекачивающих агрегатов, к форсированному вводу мощностей па новых объектах и т.д. Сейчас наиболее актуальным для  отрасли стал поиск решений, оптимальных  с учетом ее финансовой самостоятельности  и наличия открытого рынка  оборудования и услуг.

В настоящее  время многие прогнозы предполагают значительное увеличение емкости европейского рынка газа и соответственно возможностей поставки российского газа. В этой связи вполне уместной считается  увязка перспектив развития ТЭК России и европейского рынка энергоресурсов. При этом описываются оптимистический  и вероятный сценарии. Оптимистический  сценарий предусматривает рост цен  на российские энергоносители, объемов  потребления российских энергоресурсов и инвестиций в российский ТЭК (поскольку  большее число проектов становится экономически эффективным), что в  совокупности позволит использовать его  как "мотор" для выхода из кризиса  и перехода в стадию поступательного  развития экономики.

По нашему мнению, здесь необходим более  дифференцированный и взвешенный подход. Что касается нефти, то цены на нее  формируются на основе довольно сложного баланса интересов и сил, включающего  и механизмы квотирования добычи. Цены оптовых закупок газа в экспортно-импортных  взаимоотношениях традиционно строятся на ценовых формулах, учитывающих  цену "корзины" энергоресурсов, в  том числе мазута (как производной  от цены нефти) и угля.

Представляется, что цена угля на мировом рынке  может быть достаточно стабильной ввиду  наличия доступных больших запасов  качественного угля. По мнению многих экспертов, имеются также значительные резервы поддержания стабильных цен и на нефть. В этих условиях ожидания всеобщего роста цен  на российские энергоносители могут  не оправдаться. В отраслях с длительным инвестиционным циклом, прежде всего  в газовой промышленности, опасность  такого рода просчетов очень велика.

В то же время ситуация с природным газом  гораздо благоприятнее, чем по ТЭК  в целом. Причины этого - крупные  преимущества природного газа перед  другими видами топлива в экологическом  отношении, возможность достижения при его использовании более  высоких технологических показателей (например, кпд на электростанциях) и в целом особая технологичность  природного газа, который, как уже  отмечалось, при транспортировке  представляет собой готовый к  использованию продукт.

Сейчас  появились предпосылки изменения  сложившегося ценового баланса различных  видов топлива и энергии. Электростанции, одни из самых крупных, но традиционно  наименее эффективных ввиду взаимозаменяемости разных видов топлив контрагентов газовой  промышленности при использовании  современных парогазовых технологий, становятся его наиболее эффективными потребителями. Поскольку в других сферах применение газа также дает значительный эффект, то явно назревают  изменения ценовой формулы в  сторону увеличения его цены для  поставщиков, что, однако, не приведет к снижению спроса, но позволит стимулировать  реализацию новых проектов и тем  самым обеспечит "гладкий" переход  к использованию во все большем  объеме потенциальных потребительских  преимуществ природного газа. На наш  взгляд, адекватная реакция на рыночные сигналы со стороны оптовых покупателей  газа будет облегчена при расширении их коммерческой ориентации и либерализации  европейской газовой промышленности.

Сложившаяся в России тенденция к снижению спроса на газ дает возможность за счет использования уже имеющейся  транспортной инфраструктуры обеспечить развитие первоочередных экспортных проектов путем достройки концевых участков трасс, ведущих из центра страны к  ее границам. Тем не менее, по мере восстановления внутреннего рынка и дальнейшего  роста экспорта потребуется ввод новых, прежде всего экспортоориентированных  газопроводов.

Основные  объемы добычи газа приходятся ныне на уникальные по своим масштабам месторождения  Западной Сибири, инвестиции в которые  были осуществлены ранее. Но сейчас уже  возникает, а в ближайшие годы значительно увеличится потребность  во вводе новых мощностей как  для компенсации падения добычи газа на этих месторождениях, так и  для обеспечения прироста добычи под новые контракты. Здесь возможны варианты: либо ускоренный ввод в разработку новых месторождений (Ямал и Штокман), либо более интенсивное использование  имеющихся и перспективных ресурсов в На-дым-Пур-Тазовском и прилегающих  к нему районах. По-видимому, конкретные решения будут зависеть от многих факторов, в том числе от темпа  нарастания потребности в освоении новых ресурсов, от возможностей привлечения  инвестиций для такого освоения, от масштабов и результатов геологоразведочных работ в традиционных и новых районах, от местных и экологических факторов и т.п.

Наиболее  существенно то, что в среднесрочной  перспективе предельные затраты  на реализацию экспортных проектов станут включать издержки по всей цепи газоснабжения. При этом практически при любом  из вариантов конкретных решений  в добыче повысится уровень затрат, которые можно условно оценить  в 15-25 долл. за 1 тыс. куб. м.

Для окупаемости  строительства магистральных транспортных систем протяженностью 4-4,5 тысяч и  более километров (в том числе  частично в северных условиях, а  частично в европейских странах -и то, и другое является фактором удорожания) до основных экспортных потребителей транспортная компонента составит не менее 60 долл. за 1 тыс.куб. м. Конкретные оценки в немалой мере будут зависеть от уровней налогов, условий финансирования и сопряженных затрат (например, на обеспечение надежности и резервирования поставок).

Таким образом, проекты поставки газа на наиболее обещающие рынки при нынешних экспортных ценах будут на пределе  окупаемости и даже могут стать  убыточными. В данном случае при  расширяющемся европейском рынке  и растущей потребности в российском газе, но без изменения ценового паритета газовая промышленность может  превратиться из высокодоходной отрасли, вносящей большой вклад в бюджет страны, в систему, в основном работающую саму на себя.

Явно  недостаточно с экономических и  правовых позиций проработаны вопросы  транзита газа. Между тем, например, в 1992 г. 54% международных поставок газа по трубопроводам осуществлялось с  использованием транзита через третьи страны. Несмотря на то что транзит  получил столь широкое распространение, практически отсутствуют его  международные юридически обязательные правила. Можно лишь отметить соглашение ВТО о транзите, но оно не затрагивает  страны, не присоединившиеся к этой организации. Договор о Европейской  энергетической хартии включает только обязательство не препятствовать транзиту в случае внутригосударственных  конфликтов.

В России также ощущается необходимость  развития специфического, ориентированного на газовую промышленность законодательства. Проект закона о нефти и газе до сих пор не принят. Правда, он был  достаточно противоречив, поскольку  в него пытались включить не только общие для этих отраслей вопросы (типа лицензирования), но и частные, по которым имеются значительные различия (прежде всего это относится  к транспорту и поставкам продукции  потребителю). В настоящее время  с учетом происшедших изменений (введение закона РФ о естественных монополиях, создание Федеральной энергетической комиссии, а также ставшей все более понятной обществу роли ЕСГ в народном хозяйстве страны) представляется своевременными разработка и принятие специального закона о газоснабжении или о ЕСГ.

По-видимому, в среднесрочной перспективе  доля газа в энергетике Европы будет  ограничиваться, прежде всего, соображениями  безопасности. Экономика и экология однозначно указывают на газ, но серьезную  опасность европейцы усматривают  в энергетической зависимости от недостаточно прогнозируемого и  слабо регулируемого гиганта  на Востоке. Надо сказать, что на этом весьма успешно спекулирует ядерное  лобби. Снять подобные опасения можно  в первую очередь за счет установления ясных правил игры и более широких  связей и переплетения интересов  участников рынка на Западе и Востоке.

Отметим, наконец, важную роль системного моделирования  функционирования и развития газоснабжения, вытекающую из объективной сложности  системы и выполняемых ею задач. На протяжении последних трех десятилетий, фактически с начала создания ЕСГ, совершенствовались методы и средства такого моделирования. Со второй половины 80-х годов они  оформились в целостную систему  анализа и принятия решений по развитию ЕСГ. Для нынешней рыночной ситуации, несмотря на усиление фактора  неопределенности, тем не менее, характерна большая ясность критериев в  отличие от номинальных показателей  плановой экономики.

Даже  в советских условиях применение методов системного моделирования  при конкретном анализе направлений  развития ЕСГ давало возможность  существенной экономии инвестиционных ресурсов и повышения качества принимаемых  решений. Тем большие перспективы  открываются перед этими методами в нынешней ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Монополистическая конкуренция впитала в себя черты  таких рыночных структур, как совершенная  конкуренция и чистая монополия. Эти черты отражаются как в  определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь самостоятельной  структурой, монополистическая конкуренция  приобрела и свои собственные  свойства, например, использование, в  качестве основных, неценовые методы конкуренции.

На основе выше написанного можно сделать  следующие выводы: На рынке монополистической конкуренции фирмы конкурируют, продавая дифференцированные виды продукции, которые в большой степени взаимозаменяемы. Фирмы могут легко проникнуть на рынок или уйти из него. Фирмы обладают лишь небольшим количеством монопольной власти. На долговременном отрезке приток новых фирм на рынок происходит до тех пор, пока прибыль не снизится до нуля. Тогда фирмы осуществляют производство с неполной загрузкой производственных мощностей (т.е при объемах производства ниже тех, которые минимизируют средние издержки). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Монополистическая конкуренция в долгосрочном периоде