Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:22, контрольная работа
Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм. Поэтому моя задача в
Введение…………………………………………………………………………2
Часть 1.
Монополистическая конкуренция в долгосрочном периоде.
1.1.Монополистическая конкуренция её основные понятия………………….3
1.2. Существование отрасли при монополистической конкуренции…………6
1.3. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде……………………………...7
Часть 2.
Рыночные коммуникации в условиях наличия доминирующей фирмы на рынке
2.1. Проблемы регулирования газовой промышленности России и мировой опыт………………………………………………………………………………9
2.2. Проблемы и перспективы развития……………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………..20
Библиографический список……...……………………………………………21
Следует
отметить, что газовая промышленность
как объект рыночной экономики - весьма
специфическая отрасль, для которой
стандартные подходы
Проблемы
либерализации газовой отрасли
объективно связаны с необходимостью
привлечения крупных финансовых
средств для создания новых газотранспортных
систем, гарантией возврата которых
обычно выступает наличие значительных
подтвержденных запасов газа, предназначенных
для его подачи по этим системам,
и предварительных
Регулирование
отрасли, на наш взгляд, будет происходить
параллельно с развитием и
унификацией методов
Надо
отметить, что в настоящее время
в Европе нет унифицированной
модели организации и функционирования
газовой промышленности. Газовые
рынки европейских стран за редким
исключением не либерализованы. В
большинстве случаев
В Нидерландах и Норвегии, являющихся крупнейшими экспортерами газа, государство осуществляет строгий контроль за добычей и коммерческим использованием национальных ресурсов природного газа.
В Норвегии
производители газа должны заключать
соглашения о совместной деятельности,
в соответствии с которыми переговоры
об условиях продаж добываемого газа
ведутся специальным органом - Комитетом
по переговорам по газу (КПГ), где
представлены три основные норвежские
газовые компании. В случае если
Комитет не может придти к общему
мнению, он обращается в правительство
за окончательным решением. При создании
КПГ предполагалось, что он будет
выступать как единый экспортер
норвежского газа и тем самым
даст возможность снизить степень
давления консорциума крупных
В Нидерландах централизованные закупки и перепродажа всего газа, подпадающего под юрисдикцию страны, осуществляется компанией "Газюни", наполовину принадлежащей государству. Добыча газа также подлежит законодательному регулированию и утверждению правительством.
Практически
везде, кроме Великобритании, отсутствует
или крайне затруднен доступ третьих
сторон в газотранспортную систему.
При этом в ряде стран, например,
в Германии, предоставляются достаточно
широкие возможности для
Европейская
комиссия неоднократно пыталась продвинуться
в решении вопроса об определении
единых правил организации рынка
газа в странах-членах ЕС и переходе
от национальных моделей к функционированию
единого газового рынка. Так, в 1994 г.
введена в действие директива
об углеводородном сырье, устанавливающая,
что системы лицензирования должны
основываться на открытых торгах, быть
гласными и носить недискриминационный
характер. В 1990-1991 гг. была принята директива
о создании внутреннего энергетического
рынка, не затрагивавшая суверенных
прав стран-членов ЕС. Однако проект директивы
о либерализации рынка газа, опубликованный
в 1992 г. и предполагавший разделение
функций добычи и транспортировки,
а также разрешение доступа третьих
сторон, вызвал серьезные споры и
не был в полной мере реализован.
В конце 1996 г. Генеральный секретариат
Совета ЕС подготовил так называемое
президентское компромиссное
Интенсивные
реформы в газовой
Сейчас
сложились два подхода к
В целом
в Северной Америке кризисные
явления конца 70-х годов способствовали
реализации второго подхода. В 1984 г.
в США были одновременно отменены
условия оплаты минимальных объемов
поставок в долгосрочных контрактах
(что облегчило положение
В Канаде в тех же условиях начала 80-х годов были приняты меры по либерализации ценообразования и разрешению доступа третьих сторон к магистральным трубопроводам при сохранении фактически монопольного положения на трансконтинентальные перевозки компании "Трансканада".
В Европе к периоду ценовых кризисов газовая промышленность не успела пройти столь длительный путь развития и находилась на этапе становления. Решения принимались преимущественно на межгосударственном уровне, поскольку зачастую определяющим фактором был импорт газа, в том числе из Советского Союза с его плановой экономикой. Это облегчало решение проблемы покрытия рисков, но одновременно усиливало государственное влияние. Неудивительно, что вполне естественным стало появление так называемых "уполномоченных" компаний, то есть по сути государственных или ориентированных на государство фирм, занимавшихся импортом газа, формированием газового рынка и имевших монопольные или близкие к этому статусу права в соответствующих странах. Кроме того, функционирование ограниченных национальными рамками рынков газа и других энергоносителей со своим специфическим законодательством препятствовало расширению конкуренции.
В России
к настоящему времени создание основной
инфраструктуры магистрального транспорта
газа для снабжения внутренних потребителей
в целом завершено. Конечно, в
результате начавшегося с 1990 г. снижения
объемов газопотребления, неясности
с темпами и сроками
На внутреннем
рынке долгосрочные контракты на
поставку газа практически отсутствуют.
Это снимает ряд проблем, возникавших
при либерализации газового рынка
в других странах, и облегчает
введение новых форм регулирования.
Сейчас регулирование в газовой
промышленности России носит достаточно
фрагментарный характер. В течение
1993-1995 гг. действовала формула
Надо
отметить, что оптовые цены на газ,
составлявшие с 1982 г. 26 руб. за 1 тыс. куб.
м, а с 1991 г. - 52 руб., поднялись сейчас
до 300 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м, то есть по
сравнению с периодом до 1991 г. темп
их роста обгонял инфляцию, а относительно
1991 г. находится на уровне несколько
ниже нее. По-видимому, для нынешних
трудностей с неплатежами критически
важным оказался не столько общий
уровень роста цен, сколько то,
что цены на газ и другие энергоносители
в долларовом эквиваленте приблизились
к мировым (европейским) ценам. При
калькуляции продукции на экспорт
(что зачастую наиболее привлекательно
для предприятий при
Газовое
законодательство как таковое в
России практически отсутствует. Основу
законодательной базы составляют закон
РФ о недрах, закон о естественных
монополиях и ряд правительственных
положений и актов (Временное
положение о доступе
Объективно необходима высокая степень целостности газовой промышленности России. Это обусловливается как решающей ролью транспортного фактора (а транспорт опирается на уже созданную крупнейшую инфраструктуру сетевого типа), так и высокой, не имеющей мировых аналогов концентрацией ресурсов (в настоящее время подавляющая часть добываемого газа приходится на три крупнейших месторождения, расположенных вблизи друг от друга и на расстоянии 2-5 тыс. км от потребителей).
Добыча
газа, как и других ресурсов, по закону
РФ о недрах, осуществляется в соответствии
с лицензиями на их разработку и
добычу, выдаваемыми на конкурсной
основе. Лицензии на уже находящиеся
в эксплуатации месторождения были
переданы "Газпрому". Он же получил
лицензии на основные намечаемые к
разработке месторождения Западной
Сибири. На часть месторождений среднего
масштаба и извлечение газа из более
глубоких, чем сеноманские залежи
горизонтов, лицензии выданы не входящим
в "Газпром" структурам, то есть первые
шаги к демонополизации добычи природного
газа уже предприняты. Одновременно
в ЕСГ поступает попутный газ
нефтяных месторождений, также являющийся
для системы газоснабжения
Указ президента РФ о создании РАО "Газпром" содержит положение о доступе производителей газа на территории Российской Федерации к транспортировке доли газа, пропорциональной уровню их добычи, по газотранспортной системе ЕСГ. Некоторые процедуры такого доступа регламентированы Временным положением. Однако на практике осуществляется не транспорт стороннего газа, а его покупка газотранспортными предприятиями Газпрома для последующей перекачки в составе общего потока газа. В принципе оба варианта - и покупка газа у производителей, и транзитная транспортировка стороннего газа - могут рассматриваться как допустимые формы взаимодействия монопольного собственника сети и других участников рынка, но условия монополиста и прежде всего ценовые должны стать открытыми и привлекательными для пользователей.
Информация о работе Монополистическая конкуренция в долгосрочном периоде