Модели экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 18:00, доклад

Описание работы

Актуальность темы исследования связана с необходимостью определения целей
и условий реализации антикризисной стратегии формирования новой российской
рыночной модели экономики.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Кризис советской модели экономики

Глава 2. Формирование Российской модели рыночной экономики. 13
2.1. Этапы и пути формирования
2.2. Итоги трансформации экономики

Глава 3. Перспективы развития Российской экономики в 2001-2015 гг. 42
3.1. Объективные цели и условия реализации антикризисной
стратегии
3.2. Ресурсы и этапы формирования новой модели

Заключение. 64
Список литературы 68
Приложения. ......70

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 132.72 Кб (Скачать)

экономики,  общественного   производства.   Здесь   тоже   предстоит   смена

приоритетов в экономической политике. 

  Ведь  соответственно  по   идеологии   либерально-монетаристского   толка

приоритет экономической политики - это  финансовая  стабилизация.  А  судьба

реального сектора должна складываться в зависимости  от  уровня  и  динамики

основных  макропоказателей. Теоретически предполагалось,  что  преодоление  в

основном  инфляции,  достижение  бездефицитности  государственного  бюджета,

устойчивость  национальной  валюты  есть  необходимые  и  вполне  достаточные

условия для возобновления экономического  роста  и  активной  инвестиционной

деятельности  в условиях рынка. 

  В   соответствии  с  такого  рода  определениями  экономическая   политика

последних лет в основном была сосредоточена  на либерализации  хозяйствования

и достижении финансовой стабилизации -  подавлении  инфляции  путем  жесткой

денежно-кредитной   политики   и   поддержки   курса   рубля    относительно

конвертируемой  валюты,  преодолении  бюджетного  дефицита  путем  увеличения

налогов,   внутреннего   и   внешнего   долгов   и   всемерного   сокращения

государственных  расходов.  Такая  реструктивная  политика  имела  временные

положительные  результаты  с  точки  зрения  финансовой   стабилизации,   но

оказалась недостаточной для возобновления  экономического  роста.  Она  была

самодостаточной для трансакционного сектора,  но  не  давала  положительного

эффекта для реального сектора и социальной сферы.  Более  того,  чем  жестче

была  денежно-кредитная  и  финансовая  политика,  тем  негативней  были  ее

следствия для общественного производства  и  благосостояния  основной  массы

населения. Страна заплатила за  жесткость  монетарной  политики  разрушением

значительной (минимум 50%-ной)  части  производства  и  обнищанием  основной

массы населения. Инфляцию как бы разменяли на  рост  государственного  долга

(и внутреннего,  и внешнего), переведя страну в  режим жизни взаймы.  Средства

иностранных  займов  использовались  на  неотложные  текущие  нужды  (выдачу

зарплат и пенсий, обслуживание накапливавшихся  задолженностей) и в  реальный

сектор  не  попадали.  Произошла  «порча»  качества  национальной   денежной

системы: решающую роль в обслуживании оборота  ВВП  стали  играть  бартер  и

суррогаты  рубля.  Жертвы  оказались  напрасными,   достигнутая,   казалось,

финансовая  стабилизация - крайне ненадежной. 

  Это  показал финансовый кризис августа  1998 г., потрясший страну  дефолтом

по государственному долгу, одномоментной почти  четырехкратной  девальвацией

рубля и  очередным витком инфляции, снижением  сразу на 30%  реальных  доходов

населения.  Он  обозначил  и  кризис  российских  экономических  реформ,   и

несостоятельность праворадикальной экономической  политики  (см.  прилож.  №

3). 

  Новый  этап  экономических  реформ  должен  сформировать  предпосылки   для

экономического  роста и глубокой, динамичной перестройки  структуры  хозяйства

в  соответствии  с  общественными   потребностями,   современными   технико-

технологическими  возможностями,  требованиями  экономической  эффективности,

социальной  направленности и экологически  безопасного  устойчивого  развития

со  стратегической  ориентацией  на  подготовку  условий  для  вступления  в

перспективе   страны   в    постиндустриальную    (информационную)    стадию

общественного развития. 

  В  ближайшей перспективе  в   целях  восстановления  и   развития  реального

сектора необходимо найти  способы  повышения  всех  видов  платежеспособного

спроса  на  продукцию  и  услуги,  перекрыть  незаконный  отток  российского

капитала  за рубеж, обеспечить в  необходимых  случаях  защиту  национального

производства  от внешней конкуренции и стимулировать  экспорт. 

  Среди  мер по стимулированию реального  сектора на современном этапе  реформ

особое  значение имеет такой макроэкономический  фактор,  как  планомерное  и

контролируемое  смягчение денежно-кредитной и  финансовой  политики.  Главные

проблемы  здесь,  как  представляется,  -   снижение   налоговой   нагрузки,

удешевление  кредита  и  кредитная  эмиссия,  преодоление  неплатежей,   при

необходимости  их  денежным  подкреплением,   обеспечение   государственного

макроконтроля  над  финансовыми  потоками  и  четкое  их  анализирование   в

соответствии  с их целевым назначением. Последнее  особенно важно.  Необходимо

сосредоточить усилия на  создании  четкого  механизма  доведения  финансовых

ресурсов   (бюджетных   средств,   амортизационных   отчислений,   налоговых

платежей, платежей во всевозможные внебюджетные фонды, кредитной  эмиссии  и

т.п.) до запроектированных  пунктов  их  использования,  полностью  исключив

шансы  на  их  нецелевое  применение,  не  говоря  уж  о   хищениях.   Здесь

потребуются: совершенствование кредитной системы,  в  том  числе,  возможно,

создание  новых  ее  звеньев  (в  виде  банков  развития  или  инвестиционных

компаний) в центре и в регионах, более  строгая  специализация  кредитных  и

иных финансовых институтов и более четкая регламентация  круга  их  ведения,

прав и  обязанностей; повышение уровня  работы  казначейских  органов  и  др.

Необходима  система мер по регулированию (если надо и  по  перекрытию)  связи

денежной  эмиссии и валютного рынка, усилению  валютного  контроля,  чтобы  в

конце  концов  прекратить  укоренившийся  в  российской  практике  «денежный

сквозняк» - эмиссия - валютный рынок - конвертация  рублей - вывоз валюты  за

рубеж. 

  Наряду  с решением неотложных текущих  и масштабных  среднесрочных   проблем

на современном  этапе рыночной трансформации  государственная  власть  должна

мобилизовать  интеллектуальные  и  предпринимательские  силы   общества   на

определение  путей  решения  стратегических,  долгосрочных  задач  ускорение

научно-технического    прогресса,    включая    информативные    технологии,

совершенствование транспортной инфраструктуры и качественное улучшение  всех

видов  связи   и   коммуникаций,   преобразование   топливно-энергетического

баланса,  определение  достойного  места  страны  в  процессах  глобализации

экономики. 

  Дело  в том, что правые радикалы, взявшие было рычаги  государственного  и

хозяйственного  управления  и   начавшие   либерально-монетатскую   реформу,

фактически  установили приоритетными не социальные и экономические  критерии,

а  критерии  и  цели  идеологические,  политические,  властные:   ускоренное

преодоление  социалистических,  коллективистских  признаков  в   организации

хозяйственной и общественной жизни, быстрое формирование  крупных  капиталов

путем облегчения условий  первоначального  накопления  на  путях  отчуждения

государственного  имущества и масштабных финансовых  спекуляциях  и  в  целях

создания  немногочисленного,  но  финансово  сильного   слоя   поддержки   и

укрепления  государственного и политического  режимов, утвердившихся в  стране

после распада  Советского союзного государства.[2] 

  Если  не учитывать идеологической  предвзятости и  политической  заданности

реформирования  на минувшем его  этапе,  то  многое  в  действиях  облеченных

властью правых радикалов не имеет рационального  объяснения.  Действительно,

с точки  зрения экономической эффективности  нельзя объяснить следующие  меры,

наносившие  вред  национальной  экономике,  но  способствовавшие  скорейшему

обогащению  тех, кто должен был  бы  поддержать  новую  авторитарную  власть:

отказ  от  государственной  монополии  на  продажу  спиртного,   что   резко

осложнило формирование государственного бюджета  страны; эксклюзивные  льготы

по  импорту  алкоголя,  табака,  по  участию  в  так  называемых   залоговых

аукционах, «нацеленные» на определенные  и  потому  невиданно  обогатившиеся

структуры; форсированная приватизация государственного имущества  или  вовсе

бесплатно, или практически за бесценок - по балансовой его оценке  с  учетом

износа;   отсутствие   в    течение    ряда    лет    после    либерализации

внешнеэкономической   деятельности    эффективного    валютного    контроля,

превратившего эту сферу экономики и  деятельность  многих  банков  в  способ

нелегального  перевода экспортной валютной выручки  за рубеж,  что  на  многие

десятки  (а  может  быть  и  на   сотни)   миллиардов   долларов   сократило

воспроизводственный  потенциал  российской  экономики  и   на   столько   же

обогатило  ловких  дельцов;   аналогичная   бесконтрольность   в   отношении

бюджетных средств (средств  налогоплательщиков),  доверяемых  исполнительной

властью так называемым  уполномоченным  банкам  и  «прокручиваемых»  ими  во

всякого рода спекуляциях, в том числе  и валютных. 

  Все  это не просто цепь случайных  ошибок, а определенная линия  на  решение

приоритетной  задачи  укрепления  складывавшегося  политического  режима   и

сохранения  правых радикалов у власти. Ради этого  предпринимались  и  другие

экономические акции. Например, резкое  увеличение  бремени  государственного

долга посредством  выпуска ГКО и других государственных  заемных  обязательств

Информация о работе Модели экономики