Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 18:00, доклад
Актуальность темы исследования связана с необходимостью определения целей
и условий реализации антикризисной стратегии формирования новой российской
рыночной модели экономики.
Введение. 3
Глава 1. Кризис советской модели экономики
Глава 2. Формирование Российской модели рыночной экономики. 13
2.1. Этапы и пути формирования
2.2. Итоги трансформации экономики
Глава 3. Перспективы развития Российской экономики в 2001-2015 гг. 42
3.1. Объективные цели и условия реализации антикризисной
стратегии
3.2. Ресурсы и этапы формирования новой модели
Заключение. 64
Список литературы 68
Приложения. ......70
экономики, общественного производства. Здесь тоже предстоит смена
приоритетов
в экономической политике.
Ведь соответственно по идеологии либерально-монетаристского толка
приоритет экономической политики - это финансовая стабилизация. А судьба
реального сектора должна складываться в зависимости от уровня и динамики
основных макропоказателей. Теоретически предполагалось, что преодоление в
основном инфляции, достижение бездефицитности государственного бюджета,
устойчивость национальной валюты есть необходимые и вполне достаточные
условия
для возобновления
деятельности
в условиях рынка.
В соответствии с такого рода определениями экономическая политика
последних лет в основном была сосредоточена на либерализации хозяйствования
и достижении финансовой стабилизации - подавлении инфляции путем жесткой
денежно-кредитной политики и поддержки курса рубля относительно
конвертируемой валюты, преодолении бюджетного дефицита путем увеличения
налогов, внутреннего и внешнего долгов и всемерного сокращения
государственных расходов. Такая реструктивная политика имела временные
положительные результаты с точки зрения финансовой стабилизации, но
оказалась
недостаточной для
самодостаточной для трансакционного сектора, но не давала положительного
эффекта
для реального сектора и
была денежно-кредитная и финансовая политика, тем негативней были ее
следствия
для общественного
населения. Страна заплатила за жесткость монетарной политики разрушением
значительной (минимум 50%-ной) части производства и обнищанием основной
массы населения. Инфляцию как бы разменяли на рост государственного долга
(и внутреннего, и внешнего), переведя страну в режим жизни взаймы. Средства
иностранных займов использовались на неотложные текущие нужды (выдачу
зарплат и пенсий, обслуживание накапливавшихся задолженностей) и в реальный
сектор не попадали. Произошла «порча» качества национальной денежной
системы: решающую роль в обслуживании оборота ВВП стали играть бартер и
суррогаты рубля. Жертвы оказались напрасными, достигнутая, казалось,
финансовая
стабилизация - крайне ненадежной.
Это
показал финансовый кризис
по государственному долгу, одномоментной почти четырехкратной девальвацией
рубля и очередным витком инфляции, снижением сразу на 30% реальных доходов
населения. Он обозначил и кризис российских экономических реформ, и
несостоятельность праворадикальной экономической политики (см. прилож. №
3).
Новый этап экономических реформ должен сформировать предпосылки для
экономического роста и глубокой, динамичной перестройки структуры хозяйства
в соответствии с общественными потребностями, современными технико-
технологическими возможностями, требованиями экономической эффективности,
социальной направленности и экологически безопасного устойчивого развития
со стратегической ориентацией на подготовку условий для вступления в
перспективе страны в постиндустриальную (информационную) стадию
общественного
развития.
В ближайшей перспективе в целях восстановления и развития реального
сектора необходимо найти способы повышения всех видов платежеспособного
спроса на продукцию и услуги, перекрыть незаконный отток российского
капитала за рубеж, обеспечить в необходимых случаях защиту национального
производства
от внешней конкуренции и
Среди
мер по стимулированию
особое
значение имеет такой
контролируемое смягчение денежно-кредитной и финансовой политики. Главные
проблемы здесь, как представляется, - снижение налоговой нагрузки,
удешевление кредита и кредитная эмиссия, преодоление неплатежей, при
необходимости их денежным подкреплением, обеспечение государственного
макроконтроля над финансовыми потоками и четкое их анализирование в
соответствии с их целевым назначением. Последнее особенно важно. Необходимо
сосредоточить усилия на создании четкого механизма доведения финансовых
ресурсов (бюджетных средств, амортизационных отчислений, налоговых
платежей, платежей во всевозможные внебюджетные фонды, кредитной эмиссии и
т.п.) до запроектированных пунктов их использования, полностью исключив
шансы на их нецелевое применение, не говоря уж о хищениях. Здесь
потребуются:
совершенствование кредитной
создание новых ее звеньев (в виде банков развития или инвестиционных
компаний) в центре и в регионах, более строгая специализация кредитных и
иных финансовых институтов и более четкая регламентация круга их ведения,
прав и обязанностей; повышение уровня работы казначейских органов и др.
Необходима система мер по регулированию (если надо и по перекрытию) связи
денежной эмиссии и валютного рынка, усилению валютного контроля, чтобы в
конце концов прекратить укоренившийся в российской практике «денежный
сквозняк» - эмиссия - валютный рынок - конвертация рублей - вывоз валюты за
рубеж.
Наряду с решением неотложных текущих и масштабных среднесрочных проблем
на современном этапе рыночной трансформации государственная власть должна
мобилизовать интеллектуальные и предпринимательские силы общества на
определение путей решения стратегических, долгосрочных задач ускорение
научно-технического прогресса, включая информативные технологии,
совершенствование транспортной инфраструктуры и качественное улучшение всех
видов связи и коммуникаций, преобразование топливно-энергетического
баланса, определение достойного места страны в процессах глобализации
экономики.
Дело в том, что правые радикалы, взявшие было рычаги государственного и
хозяйственного управления и начавшие либерально-монетатскую реформу,
фактически установили приоритетными не социальные и экономические критерии,
а критерии и цели идеологические, политические, властные: ускоренное
преодоление социалистических, коллективистских признаков в организации
хозяйственной и общественной жизни, быстрое формирование крупных капиталов
путем облегчения условий первоначального накопления на путях отчуждения
государственного имущества и масштабных финансовых спекуляциях и в целях
создания немногочисленного, но финансово сильного слоя поддержки и
укрепления государственного и политического режимов, утвердившихся в стране
после распада
Советского союзного государства.[2]
Если не учитывать идеологической предвзятости и политической заданности
реформирования на минувшем его этапе, то многое в действиях облеченных
властью правых радикалов не имеет рационального объяснения. Действительно,
с точки зрения экономической эффективности нельзя объяснить следующие меры,
наносившие вред национальной экономике, но способствовавшие скорейшему
обогащению тех, кто должен был бы поддержать новую авторитарную власть:
отказ от государственной монополии на продажу спиртного, что резко
осложнило формирование государственного бюджета страны; эксклюзивные льготы
по импорту алкоголя, табака, по участию в так называемых залоговых
аукционах, «нацеленные» на определенные и потому невиданно обогатившиеся
структуры; форсированная приватизация государственного имущества или вовсе
бесплатно, или практически за бесценок - по балансовой его оценке с учетом
износа; отсутствие в течение ряда лет после либерализации
внешнеэкономической деятельности эффективного валютного контроля,
превратившего эту сферу экономики и деятельность многих банков в способ
нелегального перевода экспортной валютной выручки за рубеж, что на многие
десятки (а может быть и на сотни) миллиардов долларов сократило
воспроизводственный потенциал российской экономики и на столько же
обогатило ловких дельцов; аналогичная бесконтрольность в отношении
бюджетных средств (средств налогоплательщиков), доверяемых исполнительной
властью так называемым уполномоченным банкам и «прокручиваемых» ими во
всякого
рода спекуляциях, в том числе
и валютных.
Все это не просто цепь случайных ошибок, а определенная линия на решение
приоритетной задачи укрепления складывавшегося политического режима и
сохранения правых радикалов у власти. Ради этого предпринимались и другие
экономические акции. Например, резкое увеличение бремени государственного
долга посредством выпуска ГКО и других государственных заемных обязательств