Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 18:00, доклад
Актуальность темы исследования связана с необходимостью определения целей
и условий реализации антикризисной стратегии формирования новой российской
рыночной модели экономики.
Введение. 3
Глава 1. Кризис советской модели экономики
Глава 2. Формирование Российской модели рыночной экономики. 13
2.1. Этапы и пути формирования
2.2. Итоги трансформации экономики
Глава 3. Перспективы развития Российской экономики в 2001-2015 гг. 42
3.1. Объективные цели и условия реализации антикризисной
стратегии
3.2. Ресурсы и этапы формирования новой модели
Заключение. 64
Список литературы 68
Приложения. ......70
называемая политика адаптации промышленных предприятий к новым условиям
(открытость рынков, мировые цены, самоокупаемость) поставила большинство
этих предприятий
в условия, близкие к катастрофическим.
В нашей стране стратегическими национальными целями объявлены чисто
институциональные перемены, связанные со сменой собственности во всех
сферах хозяйства. Произошла своеобразная подмена понятий - не реформы ради
улучшения экономики, а либерализация, несмотря на кризис экономики. В
результате
вопросы руководства и
задний
план.
Тенденции
такого развития в отсутствие
соответствующей
политики уже ясно просматриваются по итогам истекших 10 лет реформ (см.
прилож. №
2).
Произошло «утяжеление» структуры народного хозяйства: возросла доля
производства средств производства, преимущественно топлива и сырья в
продукции промышленности и ВВП. Несмотря на попытки форсировать развитие
потребительского сектора в первые годы реформ, страна во все большей
степени живет за счет экспорта энергоносителей, металлов, химической
продукции
(например удобрений, несмотря на их нехватку
на полях страны).
Доля потребительского сектора в ВВП уменьшилась из-за разрушения
отечественного производства продовольствия и промышленных потребительских
товаров.
Отечественное машиностроение, в том числе гражданское, уменьшило свое
производство в 4-5 раз, многие предприятия остановлены. Происходит
деиндустриализация страны, Россия во все большей степени становится
производителем сырья, живет за счет продажи других национальных ресурсов,
например
основных фондов и городской недвижимости.
Чрезвычайно расширился спекулятивно-посреднический бизнес, в котором
определяющую роль до последнего времени играли коммерческие банки,
фактически обслуживавшие не производственное накопление, а
перераспределение собственности и ресурсов в интересах меньшинства
населения и вывоза этих ресурсов за границу. Этому способствует (фактически
являясь основой перераспределения) допущение СКВ в качестве меры стоимости,
платежного
средства, кредитных денег и средства
тезаврации внутри страны.
К
перераспределению
допущены и значительные слои мелких собственников, что делало их
заинтересованными
участниками
Программы
развития потребительского
выполняются в полном объеме, прежде всего из-за сокращения
платежеспособного спроса. До сих пор продолжается падение уровня и качества
жизни основной массы населения, хотя, казалось бы, предел этого падения уже
достигнут.
Таким образом, фактическими результатами либеральных реформ экономики
стали:[18]
. потеря позитивных ориентиров национальной промышленной политики,
фактическое
отсутствие такой политики;
. обескровливание экономики вследствие оттока финансовых ресурсов за
границу,
блокирующего нормальный
. критическое уменьшение государственных финансовых ресурсов, что
чрезвычайно ограничивает возможности реализации перспективной
промышленной политики, создает основу для постоянного дефицита бюджета и
роста
государственного долга.
Иными
словами, кризис либеральной
кризис экономики России при их продолжении обрекают национальную
промышленную политику на неэффективность практически во всех ее
разновидностях.
Сложившийся в стране хозяйственный порядок крайне несовершенен (даже
уродлив) в сравнении с мировыми образцами развитой рыночной социально
ориентированной экономики. «Уродство» нашего рынка выражается в том, что он
в течение ряда лет существовал без платежеспособного спроса (вследствие
спада доходов населения и разорения значительной части предприятий
реального сектора), без внутреннего предложения (поскольку две пятилетки и
более отечественное производство сокращалось), без достаточной денежной
массы (вследствие жесткой денежной политики, крайне низкого коэффициента
монетизации ВВП, сосредоточения денежного обращения в трансакционном
секторе и денежного голода в секторе реальном). Хозяйственный порядок
поражен
зияющими правовыми и
после
разрушения организационно-экономических
распределительной системы и незаполненных из-за вялости институциональных
преобразований. Многие из созданных рыночных институтов оказались
неработоспособными в условиях относительной финансовой стабилизации,
поскольку изначально рассчитывались на спекулятивную деятельность, на
снятие «сливок» с инфляции, другие - непрочными, неустойчивыми и
разрушались под ударами финансового кризиса осени 1998 г. (значительная
часть банковской
системы, фондовый рынок).
Хозяйственные отношения (да и вся общественная жизнь в стране)
деформированы под давлением антирыночных, антилиберальных, рэкетных по
природе своей сил. Прежде всего, это организованная преступность, орудующая
повсеместно и в широком диапазоне - от выбивания незаконной платы с
лавочника на городском рынке до заказного физического устранения
конкурентов
- банкиров, руководителей компаний.
Это - бюрократический произвол, коррупция в государственном аппарате на
всех его уровнях. По данным Мирового банка, аналитики которого по 50
странам мира рассчитали индекс коррумпированности,- Россия находится на 46-
м месте. Наименее коррумпированные страны - Дания, Финляндия, Швеция. США
занимали
16-е место в двадцатке
Российская общественность, да и многие представители политических и
деловых кругов за рубежом дают резко негативную оценку указанным выше
результатам праворадикального эксперимента над нашей экономикой. Всеобщим
стало требование выработать новые подходы к углублению и обеспечению
позитивного характера рыночных преобразований в стране, придания им
стратегического характера и полного соответствия национальным интересам.
Политическая ситуация дает подтверждение и одновременно важные предпосылки
реализации этого требования: прошли выборы в Государственную думу, избран
новый президент действующих институтов социально ориентированного рыночного
хозяйства.
В числе предложений по совершенствованию экономической политики
переходного периода, углублению реформационных преобразований, пожалуй,
наиболее популярной стала идея усиления регулирующей функции государства.
На ней сходятся как представители «партии власти», так и их оппоненты из
левой оппозиции.
Популярность этой идеи вполне объяснима. Это естественная реакция на
либерализационное доктринерство праворадикальных реформаторов первой волны
и утрату
управляемости социально-
бездействие исполнительной власти по важнейшим направлениям рыночных
преобразований, на отсутствие у правящих сил, понятных широкой
общественности концепции и программ действия по важнейшим стратегическим,
политическим, национальным, экономическим вопросам жизни российского
государства, включая вопрос о сохранении его единства, а следовательно и о
самом его
существовании.
Реальная ситуация в стране весьма противоречива. С одной стороны,
произошло резкое ослабление роли государства в экономике вследствие
либерализации всех видов хозяйственной деятельности и приватизации
преобладающей части государственного имущества, слабости и недостаточного
профессионализма государственного аппарата. Такой результат соответствует
основным положениям примененной в России либерально - монетаристской модели
экономического реформирования: рыночные отношения возникают спонтанно как
результат либерализации хозяйственных отношений, а разгосударствление,
самоустранение государства от управления экономикой - решающая предпосылка
либерализации.
Однако отказ от применения одних правил организации хозяйственных
взаимоотношений не сопровождался столь же стремительными достижениями в
установлении новых, соответствующих рынку правил, кодексов хозяйственного
поведения, правовых норм. Либерализация без установления хозяйственного
порядка неизбежно превращается в хозяйственную анархию, перерождается в