Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 18:00, доклад
Актуальность темы исследования связана с необходимостью определения целей
и условий реализации антикризисной стратегии формирования новой российской
рыночной модели экономики.
Введение. 3
Глава 1. Кризис советской модели экономики
Глава 2. Формирование Российской модели рыночной экономики. 13
2.1. Этапы и пути формирования
2.2. Итоги трансформации экономики
Глава 3. Перспективы развития Российской экономики в 2001-2015 гг. 42
3.1. Объективные цели и условия реализации антикризисной
стратегии
3.2. Ресурсы и этапы формирования новой модели
Заключение. 64
Список литературы 68
Приложения. ......70
импортозамещения),
не превысит 2—3% в год.
Из этого вытекает ключевая объективно заданная цель антикризисной
стратегии на ближайшее десятилетие. Необходимо сформировать новую модель
российской экономики, которая, в отличие от сложившейся, обладает
потенциалом долго срочного динамичного роста, позволяя решать задачи
повышения уровня жизни эффективности и конкурентоспособности, сохранения
целостности
и обеспечения безопасности страны.
Данные условия задают одновременно и минимальные границы повышения
эффективности экономики. Экономический рост не может быть равномерным он
будет складываться за счет одновременного увеличения темпов развития
обрабатывающей промышленности и сохранения инерционной динамики в первичных
секторах. Такой режим развития на протяжении длительного времени может
обеспечиваться только за счет мобилизации всех источников повышения
эффективности
— структурны» технологических,
организационных.
Создание
новой модели экономики и
потребуют
изменений основных макроструктурных
пропорций.
1. Переориентация производства на внутренний спрос и сокращение доли
импорта в его покрытии. В ближайшие один-два года основным источником роста
со стороны конечного спроса останется импортозамещение, в дальнейшем —
производственные инвестиции, и, в меру ослабления финансовых ограничений,
государственный спрос, во второй половине десятилетия — потребительские
расходы.
2. Разблокирование источников роста внутреннего спроса, прежде всего —
увеличение доходов и накоплений реального сектора, замороженных в
неденежных формах расчетов. В течение ближайших пяти-шести лет доля валовой
прибыли товаропроизводителей (без учета банков) в совокупных доходах
экономики должна оставаться стабильно высокой на уровне 30-35%. Необходимо
изменение ценовых пропорций между первичными) и конечными секторами
экономики, и обеспечивающее ускоренное формирование накоплений в
обрабатывающей
промышленности и аграрном секторе.
3. Обеспечение опережающего, по сравнению с конечным потреблением, роста
валовых сбережений и инвестиций. Доля валовых национальных сбережений в ВВП
должна оставаться примерно на уровне 1999 года, вплоть до середины
десятилетия, 28-30%. В последующем она может несколько снизиться. Доля
валового накопления основного капитала должна возрасти с нынешних 16% ВВП
до 18-20% к 2005 году и продолжить свой рост до конца десятилетия (до 20-
23% ВВП) за счет снижения нагрузки на валовые сбережения со стороны вывоза
капитала
и других капитальных операций с
внешним миром.
4. Изменение
структуры товарного
промышленности. Основными очагами роста на разных этапах рассматриваемого
периода станут: отрасли потребительского комплекса, обеспечивающие
импортозамещение; отрасли машиностроения, производящие инвестиционное
оборудование; отрасли высокотехнологичного машиностроения, позволяющие
обновлять
оборудование на современном качественном
уровне.
5. Опережающий по сравнению с динамикой производства и инфляции рост
денежной
массы с одновременным
счетах предприятий. Основными факторами замедления скорости оборота денег в
экономике станут: снижение уровня неплатежей, вытеснение бартера и денежных
суррогатов, ужесточение требований к платежеспособности предприятий,
дедолларизация
национального хозяйства и
сбережению. Для выхода на требуемую траекторию роста необходимо, чтобы доля
бартера в продажах сократилась с сегодняшних 35 % до 25-30% к 2005 году и
15-20% к
2010 году.
Формирование
качественно новой модели
осуществление ряда ключевых условий. Следует подчеркнуть, что эти условия
сами по себе еще не создают импульс динамичного экономического развития —
они лишь
образуют требуемый формат конструктивной
среднесрочной стратегии.
Первое — формирование субъекта экономической политики, интересы и
возможности которого соответствовали бы системным целям конструктивной
антикризисной стратегии. Для этого, прежде всего необходимо задать жесткий
формат «правил игры», переводящий взаимодействие ключевых экономических
игроков в конструктивное целеориентированное русло. А это возможно только в
рамках консолидации одновременно на трех социальных уровнях: власти (групп
элиты); власти
и общества; самого общества (основных
социальных групп).
Такую
консолидацию можно
превратить повышение уровня жизни граждан в реально работающий критерий для
действий властей всех уровней, корпоративных структур (предпринимателей,
профсоюзов и других) и социальных групп. Конкретные организационные
механизмы, реализующие данный подход, активно разрабатывались в период с
1997 по 1999 год и были законодательно оформлены в ряде субъектов
Российской
Федерации.
Второе — концентрация банковского и промышленного капитала, формирование
крупных
производственно-финансовых корпораций
и мощных банковских структур.
Выполнение
данного условия абсолютно
задач:
. обеспечения
конкурентоспособности
внутреннем и внешнем рынках, где разрозненные российские предприятия, как
правило,
многократно уступают своим
капитала,
организационным и ресурсным
возможностям и другим
.
создания целостных
производственно-
восстановления
технологической кооперации;
. реструктуризации
отдельных предприятий, их
эксплуатации
устаревших производственных
. реализации
крупных инвестиционных
реконструкцию
производственного аппарата;
. восстановления
единой управленческой
государства при формировании и реализации крупных государственных
проектов
и программ;
. создания противовеса, препятствующего экономическому сепаратизму
регионов;
. укрепления
платежеспособности и
Третье
— создание эффективной
невозможна никакая последовательная экономическая политика. В сегодняшних
российских
условиях формула сильного государства
включает:
. экономический союз между государством и национальным капиталом,
основанный на единстве цели — преодолении кризиса и достижении
экономического благополучия страны (такой союз предполагает, в частности,
развитие партнерских отношений между государством и крупными
корпорациями);
. социальную ответственность крупного капитала, развитие социального
партнерства;
. реальную ответственность всех уровней власти за поддержание и рост
благосостояния
населения;
. безусловное сохранение федеративного формата и территориальной
целостности
государства;
. укрепление
демократических механизмов
и
местного самоуправления;
. подавление
коррупции и криминализации
Четвертое
— развитие эффективных
экономической политики. В настоящее время текущая экономическая политика
государства на федеральном уровне осуществляется преимущественно в двух
формах:
1) принятия нормативных актов, регламентирующих деятельность
экономических
агентов;
2) операций Центрального банка, связанных с регулированием денежного
обращения
и финансовых рынков.
По
мере реализации трех
экономической политики на федеральном уровне должен быть расширен, по
крайней
мере, в следующих направлениях:
. превращения федерального бюджета в активный инструмент управления
государственным
спросом;
. развития государственного целевого программирования как инструмента
решения
системных задач;
. качественного
повышения управления
Пятое
— осуществление социальных
усиление адресности социальной поддержки, а также на сохранение и