Модели экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 18:00, доклад

Описание работы

Актуальность темы исследования связана с необходимостью определения целей
и условий реализации антикризисной стратегии формирования новой российской
рыночной модели экономики.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Кризис советской модели экономики

Глава 2. Формирование Российской модели рыночной экономики. 13
2.1. Этапы и пути формирования
2.2. Итоги трансформации экономики

Глава 3. Перспективы развития Российской экономики в 2001-2015 гг. 42
3.1. Объективные цели и условия реализации антикризисной
стратегии
3.2. Ресурсы и этапы формирования новой модели

Заключение. 64
Список литературы 68
Приложения. ......70

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 132.72 Кб (Скачать)

качественное  развитие общедоступной социальной инфраструктуры  (образование,

здравоохранение, культура, социальное обеспечение). 

  В  ближайшие годы необходимо одновременно  решить  две  трудно  совмещаемые

задачи. Первая  —  согласовать  социальные  расходы  государства  с  реально

имеющимися  ресурсными  возможностями.  Вторая  —  сохранить   общедоступную

систему социальных институтов, повысив при  этом  качество  оказываемых  ими

услуг. 

  Решение  этих задач состоит  в   том,  чтобы,  с  одной   стороны,  повысить

приоритетность  финансирования  социальных  расходов,  наложив   запрет   на

снижение  в реальном выражении соответствующих  бюджетных  статей.  С  другой

стороны, необходимо усилить адресность  социальной  поддержки  и  обеспечить

строго  целевое   использование   финансовых   ресурсов,   направляемых   на

социальные  нужды. 

  Шестое  — расширение денежной эмиссии  и превращение денежного  предложения

в инструмент экономической политики. 

  В  настоящее  время  на  денежную  эмиссию  как  экономический   инструмент

наложено  табу, однако задача состоит не  в  том,  чтобы  запрещать  денежную

эмиссию, а в том,  чтобы  выстроить  такую  организационную  схему,  которая

позволила  бы   направлять   эмиссионный   ресурс   на   снятие   актуальных

экономических  угроз,  минимизировав  при  этом  ее  негативные  последствия

(инфляция, падение валютного курса рубля). Для этого необходимо: 

. осуществлять  гибкое регулирование денежного  предложения,  выдерживая  его

   соответствие  со спросом на деньги (ликвидность)  со стороны предприятий  и

   населения; 

.  осуществлять  меры  по  замедлению  скорости  оборота  денег,  используя

   процентную  политику,  ужесточение  требований  к  уровню  ликвидности  и

   прочее; 

. эффективно  задействовать «антиинфляционные   якоря»  —  например  цены  на

   товары  и услуги естественных монополий,  валютный курс и другое. 

  Возможности  расширения предложения денег  будут  существенно  зависеть  от

реструктуризации  банковской  системы  и  налаживания  системы   банковского

кредитования  предприятий реального сектора. 

  Седьмое  — сокращение  оттока  капитала  и  конвертация  валютных  активов

резидентов  в инвестиции. 

  Во-первых, это необходимость расширения  инвестиционных ресурсов. 

  Объективно  возникла альтернатива: 

. либо  ресурсы, полученные за счет  активного  торгового  сальдо,  уйдут  во

   внутренние  валютные активы или за рубеж  в форме вывоза капитала; 

. либо  будут созданы каналы для направления  этих ресурсов в инвестиции. 

  Во-вторых,  это  стабилизация  валютного   курса.   В   условиях   крайней

недостаточности валютных  резервов  Центрального  банка  перекрытие  каналов

оттока  капитала становится ключевым фактором  предотвращения  падения  курса

рубля. 

  Восьмое   —  повышение  сбалансированности   государственных   доходов   и

расходов. 

  Снижение  возможностей внешних и внутренних  заимствований и  необходимость

выплачивать часть платежей по  внешнему  долгу  за  счет  налоговых  доходов

бюджета  резко  обострили  проблему  его  сбалансированности.  Эта  проблема

усиливается еще и тем, что для стимулирования  экспорта  и  импортозамещения

нужно поддерживать низкий валютный курс  рубля  —  но  чем  ниже  курс,  тем

большую часть доходов бюджета  нужно  направлять  на  обслуживание  внешнего

долга и  тем меньше ресурсы для непроцентных расходов. 

  Конструктивное   решение   данной   проблемы   предполагает    комбинацию

одновременно  нескольких подходов. 

  1.  Расширение  налоговой  базы  бюджета.  В  ближайшие  годы   основными

источниками возможного увеличения налогов останутся:  повышение  монетизации

оборота и  сокращение  неплатежей;  упорядочение  налоговых  льгот;  доходы,

полученные  за счет девальвации  рубля;  увеличение  прибыли  производителей;

усиление  контроля за доходами и расходами  физических лиц. 

  2. Бюджетное   администрирование,  повышение   эффективности  использования

средств бюджета и внебюджетных фондов, налаживание  контроля  за  полнотой  и

целевым использованием государственных средств. 

  3. Гибкое  использование заимствований на  внутреннем и внешнем рынках. 

  Девятое  — урегулирование  проблемы  государственного  внешнего  долга.  В

ближайшее десятилетие платежи по внешнему  долгу  станут  одним  из  главных

факторов, определяющих характер и возможности  экономической  политики.  Без

реструктуризации  «советского» • долга общая сумма  платежей  (проценты  плюс

погашение основной части-долга) в отдельные  годы может достигать  6-7%  ВВП.

Такая величина является  абсолютно  неподъемной  для  нашей  экономики,  тем

более, в  условиях ограничения возможностей внешних заимствований. 

  Наиболее   адекватными   условиями   реструктуризации   внешнего    долга

представляются  следующие: 

. полные  выплаты по российскому внешнему  долгу, образованному с 1992 года; 

. полное  списание или перенос за пределы  десятилетия  выплат  по  погашению

   основной  части «советского» внешнего  долга; 

. выплаты  процентов по «советскому» внешнему  долгу в  пределах  70-100%  от

   сумм  по графику. 

  Десятое  — преобразования на уровне  предприятий,  связанные  с   повышением

прозрачности  хозяйственной  деятельности  и  защитой  прав  собственника  и

кредитора. 

  В  настоящее время нерешенность  многих экономических  проблем   обусловлена

не  столько  недостатком   ресурсов,   сколько   недостатком   хозяйственных

мотиваций  и  неопределенностью  статуса  собственности.  Для  того,   чтобы

ослабить  ограничения в этой области, необходимо, по крайней мере: 

. повысить  прозрачность деятельности  предприятий,  в  том  числе  за  счет

   реорганизации  бухгалтерского учета и статистической  отчетности; 

. обеспечить  правовую защиту кредиторов и  инвесторов,  позволяющую  снизить

   их  риски до приемлемого уровня. 
 

               3.2. Ресурсы и этапы формирования  новой модели 
 
 

  Ключевая  особенность перехода к новой  модели экономики состоит в  том, что

он требует  в первоочередном порядке форсированного наращивания инвестиций. 

  В  среднесрочной  перспективе   существует  три  основных  ограничения  для

перехода  к наращиванию инвестиций (см. прилож. № 4). 

  Первое   —   недостаток   экономических    и    финансовых    институтов,

ориентированных  на  расширение  инвестиций.  Одним  из  главных   факторов,

сдерживающих  рост капиталовложений, является не нехватка ресурсов, а  низкий

инвестиционный  спрос  со  стороны  предприятий  и  отсутствие  мотиваций  со

стороны потенциальных инвесторов. Для того чтобы ослабить  это  ограничение,

необходима  концентрация капитала — создание мощных  хозяйственных  структур,

способных в рамках реализации крупных проектов замкнуть весь  инвестиционный

цикл. Кроме  того, необходимо обеспечить реальную защиту  прав  инвесторов  и

создать механизмы снижения инвестиционных ков  (страхование,  предоставление

гарантий). 

  Второе  — социальные ограничения. Критически  низкий уровень жизни основной

массы  населения  не  позволяет  увеличивать  инвестиции  за  счет  снижения

потребления. Более того,  в  среднесрочной  перспективе  решение  неотложных

социальных  задач потребует значительных экономических  ресурсов,  сокращающих

инвестиционные  возможности экономики. Не менее 20% ВВП  должно  направляться

на  финансирование  социальных  нужд:  социальные   трансферты,   содержание

социальной  сферы, субсидии жилищнокоммунальному хозяйству и тому подобное. 

  Третье  — недостаток свободных финансовых  ресурсов для  инвестиций.  Между

тем имеющийся  финансовый потенциал российской  экономики  позволяет  удвоить

ресурсы капиталовложений. 

  Самым  крупным резервом является повышение   обеспеченности  хозяйственного

оборота денежными средствами и сокращение  бартера.  За  счет  высвобождения

доходов предприятий реального сектора, «замороженных»  в  неденежных  формах

расчетов, инвестиционные ресурсы могут быть увеличены к 2005 году на  2,5-3%

ВВП, а  к 2010 году на 4-4,5% ВВП. 

  Важнейшим   преимуществом   российской   экономики    является    наличие

собственного  инновационного  и   высокотехнологичного   машиностроительного

потенциала,  сосредоточенного,  главным  образом,  в   отраслях   оборонного

комплекса.   Его   использование   позволит    в    перспективе    наполнять

инвестиционный  спрос  за  счет  развертывания   собственного   производства

конкурентоспособной  машиннотехнической  продукции,  не  ухудшая   платежный

баланс. 

  Прогнозные  расчеты показывают, что реализация  отмеченных базовых  условий

Информация о работе Модели экономики