Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 18:00, доклад
Актуальность темы исследования связана с необходимостью определения целей
и условий реализации антикризисной стратегии формирования новой российской
рыночной модели экономики.
Введение. 3
Глава 1. Кризис советской модели экономики
Глава 2. Формирование Российской модели рыночной экономики. 13
2.1. Этапы и пути формирования
2.2. Итоги трансформации экономики
Глава 3. Перспективы развития Российской экономики в 2001-2015 гг. 42
3.1. Объективные цели и условия реализации антикризисной
стратегии
3.2. Ресурсы и этапы формирования новой модели
Заключение. 64
Список литературы 68
Приложения. ......70
качественное развитие общедоступной социальной инфраструктуры (образование,
здравоохранение,
культура, социальное обеспечение).
В
ближайшие годы необходимо
задачи. Первая — согласовать социальные расходы государства с реально
имеющимися ресурсными возможностями. Вторая — сохранить общедоступную
систему социальных институтов, повысив при этом качество оказываемых ими
услуг.
Решение этих задач состоит в том, чтобы, с одной стороны, повысить
приоритетность финансирования социальных расходов, наложив запрет на
снижение в реальном выражении соответствующих бюджетных статей. С другой
стороны, необходимо усилить адресность социальной поддержки и обеспечить
строго целевое использование финансовых ресурсов, направляемых на
социальные
нужды.
Шестое
— расширение денежной эмиссии
и превращение денежного
в инструмент
экономической политики.
В настоящее время на денежную эмиссию как экономический инструмент
наложено табу, однако задача состоит не в том, чтобы запрещать денежную
эмиссию, а в том, чтобы выстроить такую организационную схему, которая
позволила бы направлять эмиссионный ресурс на снятие актуальных
экономических угроз, минимизировав при этом ее негативные последствия
(инфляция,
падение валютного курса рубля)
. осуществлять
гибкое регулирование
соответствие со спросом на деньги (ликвидность) со стороны предприятий и
населения;
. осуществлять меры по замедлению скорости оборота денег, используя
процентную политику, ужесточение требований к уровню ликвидности и
прочее;
. эффективно
задействовать «
товары
и услуги естественных
Возможности расширения предложения денег будут существенно зависеть от
реструктуризации банковской системы и налаживания системы банковского
кредитования
предприятий реального сектора.
Седьмое — сокращение оттока капитала и конвертация валютных активов
резидентов
в инвестиции.
Во-первых,
это необходимость расширения
инвестиционных ресурсов.
Объективно
возникла альтернатива:
. либо ресурсы, полученные за счет активного торгового сальдо, уйдут во
внутренние
валютные активы или за рубеж
в форме вывоза капитала;
. либо
будут созданы каналы для
Во-вторых, это стабилизация валютного курса. В условиях крайней
недостаточности валютных резервов Центрального банка перекрытие каналов
оттока капитала становится ключевым фактором предотвращения падения курса
рубля.
Восьмое
— повышение
расходов.
Снижение
возможностей внешних и
выплачивать часть платежей по внешнему долгу за счет налоговых доходов
бюджета резко обострили проблему его сбалансированности. Эта проблема
усиливается еще и тем, что для стимулирования экспорта и импортозамещения
нужно поддерживать низкий валютный курс рубля — но чем ниже курс, тем
большую часть доходов бюджета нужно направлять на обслуживание внешнего
долга и
тем меньше ресурсы для непроцентных
расходов.
Конструктивное решение данной проблемы предполагает комбинацию
одновременно
нескольких подходов.
1. Расширение налоговой базы бюджета. В ближайшие годы основными
источниками возможного увеличения налогов останутся: повышение монетизации
оборота и сокращение неплатежей; упорядочение налоговых льгот; доходы,
полученные за счет девальвации рубля; увеличение прибыли производителей;
усиление
контроля за доходами и расходами
физических лиц.
2. Бюджетное администрирование, повышение эффективности использования
средств бюджета и внебюджетных фондов, налаживание контроля за полнотой и
целевым
использованием государственных средств.
3. Гибкое
использование заимствований
Девятое — урегулирование проблемы государственного внешнего долга. В
ближайшее десятилетие платежи по внешнему долгу станут одним из главных
факторов, определяющих характер и возможности экономической политики. Без
реструктуризации «советского» • долга общая сумма платежей (проценты плюс
погашение основной части-долга) в отдельные годы может достигать 6-7% ВВП.
Такая величина является абсолютно неподъемной для нашей экономики, тем
более, в
условиях ограничения возможностей
внешних заимствований.
Наиболее адекватными условиями реструктуризации внешнего долга
представляются
следующие:
. полные
выплаты по российскому
. полное
списание или перенос за
основной
части «советского» внешнего
долга;
. выплаты
процентов по «советскому»
сумм
по графику.
Десятое — преобразования на уровне предприятий, связанные с повышением
прозрачности хозяйственной деятельности и защитой прав собственника и
кредитора.
В
настоящее время нерешенность
многих экономических проблем
не столько недостатком ресурсов, сколько недостатком хозяйственных
мотиваций и неопределенностью статуса собственности. Для того, чтобы
ослабить
ограничения в этой области, необходимо,
по крайней мере:
. повысить прозрачность деятельности предприятий, в том числе за счет
реорганизации
бухгалтерского учета и
. обеспечить правовую защиту кредиторов и инвесторов, позволяющую снизить
их
риски до приемлемого уровня.
3.2. Ресурсы и этапы формирования
новой модели
Ключевая особенность перехода к новой модели экономики состоит в том, что
он требует
в первоочередном порядке форсированного
наращивания инвестиций.
В среднесрочной перспективе существует три основных ограничения для
перехода
к наращиванию инвестиций (см. прилож.
№ 4).
Первое — недостаток экономических и финансовых институтов,
ориентированных на расширение инвестиций. Одним из главных факторов,
сдерживающих рост капиталовложений, является не нехватка ресурсов, а низкий
инвестиционный спрос со стороны предприятий и отсутствие мотиваций со
стороны потенциальных инвесторов. Для того чтобы ослабить это ограничение,
необходима концентрация капитала — создание мощных хозяйственных структур,
способных в рамках реализации крупных проектов замкнуть весь инвестиционный
цикл. Кроме того, необходимо обеспечить реальную защиту прав инвесторов и
создать механизмы снижения инвестиционных ков (страхование, предоставление
гарантий).
Второе
— социальные ограничения.
массы населения не позволяет увеличивать инвестиции за счет снижения
потребления. Более того, в среднесрочной перспективе решение неотложных
социальных задач потребует значительных экономических ресурсов, сокращающих
инвестиционные возможности экономики. Не менее 20% ВВП должно направляться
на финансирование социальных нужд: социальные трансферты, содержание
социальной
сферы, субсидии жилищнокоммунальному
хозяйству и тому подобное.
Третье
— недостаток свободных
тем имеющийся финансовый потенциал российской экономики позволяет удвоить
ресурсы
капиталовложений.
Самым
крупным резервом является
оборота денежными средствами и сокращение бартера. За счет высвобождения
доходов предприятий реального сектора, «замороженных» в неденежных формах
расчетов, инвестиционные ресурсы могут быть увеличены к 2005 году на 2,5-3%
ВВП, а
к 2010 году на 4-4,5% ВВП.
Важнейшим преимуществом российской экономики является наличие
собственного инновационного и высокотехнологичного машиностроительного
потенциала, сосредоточенного, главным образом, в отраслях оборонного
комплекса. Его использование позволит в перспективе наполнять
инвестиционный спрос за счет развертывания собственного производства
конкурентоспособной машиннотехнической продукции, не ухудшая платежный
баланс.
Прогнозные расчеты показывают, что реализация отмеченных базовых условий