Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 18:00, доклад
Актуальность темы исследования связана с необходимостью определения целей
и условий реализации антикризисной стратегии формирования новой российской
рыночной модели экономики.
Введение. 3
Глава 1. Кризис советской модели экономики
Глава 2. Формирование Российской модели рыночной экономики. 13
2.1. Этапы и пути формирования
2.2. Итоги трансформации экономики
Глава 3. Перспективы развития Российской экономики в 2001-2015 гг. 42
3.1. Объективные цели и условия реализации антикризисной
стратегии
3.2. Ресурсы и этапы формирования новой модели
Заключение. 64
Список литературы 68
Приложения. ......70
может обеспечить в среднесрочной перспективе экономический рост с темпами,
значительно
более высокими, чем в
«потребительски-
«экспортоориентированном» вариантах — на уровне 4,5% в среднем за год. Еще
больше увеличить темпы роста оказывается практически невозможно из-за
ограничений
со стороны снижающихся
развития сырьевой базы (сельское хозяйство, топливный сектор), нагрузки со
стороны внешнего долга и необходимости поддерживать социальные и оборонные
расходы.
Такая
экономическая динамика
избежать развертывания угроз и развития событий по катастрофическому
варианту. Практически, во второй половине десятилетия удастся выйти на
объем инвестиций, требуемый для качественного обновления производственно -
технологического аппарата и предотвращения дальнейшей деградации сырьевых
отраслей. Объем ВВП позволит также решить проблему оборонных расходов и
поддержания
социальной инфраструктуры.
К
сожалению, не удастся решить
в требуемых масштабах
уровня жизни населения. Хотя конечно< потребление домашних хозяйств
возрастет почти на 60%, его уровень к 2010 году будет ниже того, который
необходим для формирования массового «среднего класса». По-видимому,
окончательное решение проблемы благосостояния будет вынесено за пределы
десятилетия.
Объективные цели, ограничения и ресурсные возможности определяют общую
схему реализации
антикризисной стратегии.
Переход к новой модели российской экономики предполагает три
последовательных этапа с различными задачами, источниками и секторами
экономического
оживления.
Первый этап, продолжительностью до трех лет, ориентирован, главным
образом, на создание институциональных и финансовых предпосылок для
перехода к динамичному росту. Ключевыми ограничениями на этом этапе
являются
фактор времени и недостаток организационных
возможностей.
Второй этап (четыре года) предусматривает форсированный рост инвестиций,
направленных на модернизацию производственного аппарата и сырьевой базы.
Ключевым
ограничением здесь является недостаток
финансовых ресурсов
Третий этап (четыре года) ориентирован на рост потребления и расширение
социальной сферы. Ключевым ограничением на данном этапе становятся
материальные ресурсы: энергоносители, сельскохозяйственная продукция и
производственные
мощности.
Первый
этап: 2000-2002 годы.
Главная
задача первого этапа —
начавшийся в 1998-1999 годах. Основными факторами ее решения в этот период
могут стать импортозамещение, расширение финансовой базы товарного
производства (вытеснение неплатежей и бартера, нормализация оборотного
капитала),
а также некоторое расширение
экспорта промежуточных товаров.
Вторая задача — запуск механизмов, обеспечивающих процесс консолидации
власти и основных экономических субъектов, преодоление разрыва между
федеральным
центром и субъектами Федерации.
Третья задача — активизировать создание институциональных предпосылок
экономического роста. Необходимо ускорить формирование крупных промышленных
корпораций, способных взять на себя основную тяжесть санации производства и
реструктуризации
основного капитала.
Развитие системы банков и корпораций позволит задействовать
дополнительные резервы экономического роста. Они состоят в сокращении
издержек, обусловленных низкой загрузкой мощностей и неэффективным
использованием
рабочей силы.
Четвертая задача — создать финансовую базу расширенного производства за
счет повышения монетизации экономики. К концу данного этапа необходимо
снизить уровень бартера в продажах промышленности не менее чем на пять
процентных
пунктов.
Пятая
задача — повышение
необходимо увеличить уровень налоговых поступлений в консолидированный
бюджет (включая целевые бюджетные фонды) с сегодняшних 25% до как минимум
26-27% ВВП. В то же время необходимо обеспечить устойчивый первичный
профицит
бюджета на уровне 3—4% ВВП.
Шестая задача — добиться поступательного снижения уровня инфляции. К
концу периода уровень инфляции не должен превышать значений, подавляющих
инвестиционную
активность и склонность к сбережению
— около 10% за год.
В
целом данный этап будет
Особенности
российского национального
конкурентоспособных производственных мощностей, ограничения со стороны
платежеспособного конечного спроса — позволяют обеспечить лишь относительно
умеренный рост экономики за три года на 11-12%. В то же время произойдет
значительное улучшение экономического климата, проявляющееся в ослаблении
регионального сепаратизма, монетизации хозяйственного оборота и улучшении
финансового положения производителей. Последнее позитивно отразится на
росте валовых национальных сбережений, которые к 2002 году могут составить
30-31% ВВП.
Это
позволит уже на данном этапе
оживить инвестиционный
капиталовложений за весь период может составить 9-10%. Рост реальных
доходов и потребления населения будет соответствовать расширению ВВП и
составит
за три года 11-12%.
Второй
этап: 2003-2006 годы
Главная
задача этого периода —
материально-технической базы российской экономики, повышение эффективности
и конкурентоспособности
производства.
С этой целью на данном этапе необходимо задействовать все источники
повышения
инвестиций:
. ограничение вывоза капитала и расширение использования валютных активов
резидентов
в инвестиционных целях (
составить
к концу периода не менее
50%);
. дальнейшая
монетизация экономики и
доля
в хозяйственном обороте
шесть
процентных пунктов);
. привлечение иностранных инвестиций, к концу периода — на уровне около 5
миллиардов
долларов в год.
В
результате, к концу периода норма
валовых национальных
возрасти до 32-33% ВВП, а накопления основного капитала (за счет
ограничения
вывоза капитала за рубеж) — с 16% до
20-21% ВВП.
Общие темпы экономического роста в этот период могут составить 4,7-5,1%,
повышения конечного потребления домашних хозяйств — 3,5-4%. Более высокие
темпы практически недостижимы — во-первых, из-за ресурсных ограничений, во-
вторых, вследствие необходимости поддерживать относительно высокий уровень
первичного профицита бюджета (около 3% ВВП). Тем не менее, на этом этапе (с
2003 по 2004
год) население сможет
до уровня, предшествующего финансовому кризису 1998 года. Инфляция
стабилизируется
на уровне около 7-8% в год.
На рубеже 2005-2006 годов российская экономика столкнется с ужесточением
ресурсных ограничений. Производство выйдет на нормальную загрузку
конкурентоспособных мощностей, после чего «мощностной фактор» станет
сдерживать
дальнейшее ускорение его роста.
Усиление
ресурсных ограничений будет
переход
к третьему этапу.
Третий
этап: 2007-2010 годы
На
этом этапе неизбежно
Главными задачами становятся: поддержание роста в условиях ужесточения
ресурсных
ограничений и перенос центра
тяжести с инвестиций на потребление.
Необходимо
подчеркнуть, что эти две
Структурный маневр в сторону неэнергоемкого и некапиталоемкого
потребительского спроса является единственной возможностью «вписаться» в
предложение первичных ресурсов, сохранив при этом динамичный экономический
рост.
Заключительный
этап антикризисной стратегии
макроэкономическими
параметрами.
Произойдет снижение среднегодовых темпов роста ВВП до 4,4-4,7%, в
основном
за счёт замедления динамики капитальных
вложений.
Рассматриваемый вариант близок к оптимальному с точки зрения целей, угроз
и ресурсных возможностей российской экономики в предстоящее десятилетие. Он
позволяет не только сохранить, но и расширить конкурентоспособный