Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 18:00, доклад
Актуальность темы исследования связана с необходимостью определения целей
и условий реализации антикризисной стратегии формирования новой российской
рыночной модели экономики.
Введение. 3
Глава 1. Кризис советской модели экономики
Глава 2. Формирование Российской модели рыночной экономики. 13
2.1. Этапы и пути формирования
2.2. Итоги трансформации экономики
Глава 3. Перспективы развития Российской экономики в 2001-2015 гг. 42
3.1. Объективные цели и условия реализации антикризисной
стратегии
3.2. Ресурсы и этапы формирования новой модели
Заключение. 64
Список литературы 68
Приложения. ......70
бумаг, финансовых ресурсов. Возник валютный рынок внутри страны, происходит
активное вхождение в мировой рынок. Кроме того, отдельные секторы рынка в
России еще совершенно не развиты: у нас нет рынка земли — отсюда
неполноценность рынка недвижимости, слабо развит финансовый рынок,
практически отсутствует рынок инвестиций, только началось становление рынка
ценных бумаг, много ограничений при выходе на мировой рынок и т.д.
Инфраструктура внутреннего товарного рынка тоже еще недостаточно развита,
т.е. вроде бы все где-то продается, но информация о насыщении товарных
рынков идоступность товаров пока ограниченны. И все-таки можно сказать, что
большая часть задач этой группы уже решена или решается.
Но есть и другая, более серьезная группа задач в области рыночных
преобразований. Ведь настоящий рынок начинается не там, где есть
равновесие, а там, где рынок приводит в движение экономику, запускает
производство товаров, т.е. там, где рынок превращается в двигатель
экономического развития, где рыночный механизм заставляет экономику
двигаться вперед, требует, чтобы росла эффективность, снижались затраты,
обновлялась продукция, шел технологический прогресс.
Рыночный механизм — это лишь определенный инструмент, двигатель
экономического прогресса через использование присущих ему стимулов. В
условиях рынка главное, что движет экономическим развитием, — это получение
прибыли. Но увеличить прибыль легче всего за счет повышения цен, что вполне
позволяет делать переходная экономика вследствие неразвитости рынков и
механизма конкуренции.[15]
К
современному кризису
всего «традиционная система хозяйства», которая, исчерпав к концу 60-х
годов возможности экстенсивного развития, обусловила «устойчивое снижение
темпов роста» с 8% во второй половине 60-х годов до 2-3% и ниже в первой
половине 80-х.
Кампании в 1985-1987 гг., как считают, «снизили фактический темп роста
почти до нуля. Концентрация капиталовложений в машиностроение не привела,
как надеялись, к его качественному преобразованию, зато приостановила
развитие других отраслей. Свертывание выпуска спиртных напитков,
раскорчевка виноградников, в общем, не обеспечили укрепления дисциплины и
снижения преступности, зато больно ударили по государственному бюджету и
сельскому хозяйству южных регионов страны. Не менее вредной оказалась и
политика усиления материального стимулирования за счет нарастания эмиссии
бумажных денег. При этом дефицит бюджета возрос с 2,5% валового
национального
продукта (ВНП) в 1985 г. до 8,5% к 1987 г.»[10]
В ходе реформ 1987-1988 гг. были допущены новые серьезные ошибки:
контроль над предприятиями (в отношении цен, зарплаты и др.) был ослаблен,
а жесткое ограничение на их финансирование (через кредит, бюджет) не было
введено. Госбанку не была предоставлена возможность бороться с инфляцией.
Дефицит бюджета увеличился в 1988 г. до 11% ВНП. Хотя кредиты предприятиям
были уменьшены, ежегодный прирост денежной массы составлял в 1987-1990 гг.
в среднем. 14 - 15%. Началось бегство от ликвидности (т.е. стремление
поскорее
вложить наличные деньги в материальные
ценности).
Темпы роста основных фондов были низки и продолжали сокращаться. Чистые
инвестиции в основной капитал (без учета незавершенного строительства)
сократились с 14% чистого материального продукта (ЧМП) в 1988 г. до 11% в
1990 г. Долю военных расходов оценивают в 1990 г. в 19% ВНП и считают, что
на протяжении 80-х годов она возрастала. Позитивный момент состоит в том
что в 1988-1990 гг. производство гражданских товаров оборонными
предприятиями увеличивалось на 9% в год и в 1990 г. составило около 40% их
продукции.
В 1990 г. сокращение ЧМП составило 4% (а ВНП -2% ввиду того, что падение
материального производства частично компенсировалось некоторым ростом в
сфере услуг) [10]. Снижение произошло за счет промышленности, строительства
и транспорта.
Сельское хозяйство в целом осталось
на уровне 1989 г.
Прибыли предприятий в 1986-1989 гг. увеличивались в среднем более чем на
10%, а в 1990 г. сократились. Зарплата увеличилась в 1990 г. на 12%,
безработица составляла 1,5% всей рабочей силы. Предпринимались попытки
ужесточить финансовую политику. Бюджетный дефицит сократился с 11 до 8,5%
ВВП. Однако инфляция усилилась, ее общий уровень достиг почти 12%. Если
общая сумма финансовых активов составляла примерно 750 млрд. руб., то
«излишних денег» было 250 млрд., из них у населения более 160 млрд. руб.
(на руках
и на сберкнижках).
Кризис смягчается и маскируется тем, что реальное потребление по
официальным оценкам в 1990 г. возросло за счет сбережений населения,
сокращения капиталовложений на 3% (что лишь немного ниже средних
показателей
за 1986-1989 гг.). Но по ряду товаров нехватка
обострилась.
«Традиционная
система централизованного
не была заменена дееспособной рыночной системой».[10] В результате
происходила дезинтеграция основ организации экономики. Об этом говорят
переход к бартерной торговле, официальное нормирование распределения
предметов
потребления.
Внешнеэкономическая
сфера играла значительную
для кризиса. Вначале огромный выигрыш от скачков цен на нефть на мировом
рынке в 1973-1974 гг. и 1979-1980 гг. сгладил, завуалировал и тем самым как
бы загнал
вглубь кризисные процессы в советской
экономике.
В 1986 г. резкое падение цен на нефть (и вынужденное увеличение
физического объема экспорта различного сырья и сокращение импорта товаров)
усугубило
начавшуюся стагнацию производства.
С того же 1986 г. правительством СССР проводилась политика
децентрализации внешней торговли, расширения самостоятельности предприятий
в области экспорта, формирования ими собственной валютной выручки в расчете
на расширение ассортимента вывозимой продукции. Однако указанные меры «не
принесли успеха в стимулировании роста экспорта готовой продукции в страны
с конвертируемой
валютой».
Дефицит
платежного баланса в
млрд. долл., что привело к увеличению задолженности поставщикам (более чем
на 5 млрд. долл.), к сокращению валютных резервов (на 5-6 млрд. долл.).
Доступ к международным рынкам капитала стал возможен лишь на условиях
гарантирования
кредитов правительствами стран-
Наша страна не могла при таком состоянии дел рассчитывать на экспорт и
займы как на средство спасения от кризиса. Более того, он, что
необоснованная, «неравномерная» либерализация усугубила кризис торгового и
платежного
балансов, а тем самым и кризис
производства.
Глава 2. Формирование Российской
модели рыночной экономики
2.1. Этапы и пути формирования
Программа
«Основные направления
правительством и одобрена Верховным Советом СССР осенью 1990 г. В ней
выдвигались задачи по стабилизации экономики и сокращению дефицита
государственного бюджета прежде всего за счет повышения цен (лишь частично
компенсируемого населению), а также меры по переходу к рынку через
постепенное разгосударствление собственности крупных предприятий и
приватизацию мелких (особенно в сфере торговли и услуг). Программа
предусматривала также индексацию доходов трудящихся, введение пособий по
безработице, создание системы переподготовки рабочей силы и другие меры
социальной защиты населения. «Трансформация советской экономики будет
чрезвычайно сложным процессом и потребует для завершения многих лет. Ее
сердцевину составляют три тесно связанных элемента: макроэкономическая
стабилизация, ценовая реформа в условиях возрастающей внутренней и внешней
конкуренции
и реформа собственности».[18]
В «Основных направлениях» упор сделан на изменения отношений
собственности, на разгосударствление и приватизацию как главном содержании
перехода к рынку. Это вполне соответствует советской теоретической традиции
выводить всю хозяйственную систему из этих отношений. Но главное
содержание рыночных отношений в наличии эффективной конкуренции на рынках
товаров, услуг и ресурсов. Поэтому и вопросы приватизации необходимо
решать, исходя
из этого главного критерия.
Кроме
того, если одновременно с
создаются условия для свободной внутриотраслевой и межотраслевой
конкуренции, перелива ресурсов между отраслями и регионами, то рыночного
механизма не получится. Просто одна форма монополии сменит другую. Можно
сформулировать
три требования к эффективной
рыночной реформе: