Модели экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 18:00, доклад

Описание работы

Актуальность темы исследования связана с необходимостью определения целей
и условий реализации антикризисной стратегии формирования новой российской
рыночной модели экономики.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Кризис советской модели экономики

Глава 2. Формирование Российской модели рыночной экономики. 13
2.1. Этапы и пути формирования
2.2. Итоги трансформации экономики

Глава 3. Перспективы развития Российской экономики в 2001-2015 гг. 42
3.1. Объективные цели и условия реализации антикризисной
стратегии
3.2. Ресурсы и этапы формирования новой модели

Заключение. 64
Список литературы 68
Приложения. ......70

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 132.72 Кб (Скачать)

бумаг, финансовых ресурсов. Возник валютный рынок внутри страны,  происходит

активное  вхождение в мировой рынок. Кроме  того, отдельные  секторы  рынка  в

России  еще  совершенно  не  развиты:  у  нас  нет  рынка  земли  —   отсюда

неполноценность  рынка  недвижимости,   слабо   развит   финансовый   рынок,

практически отсутствует рынок инвестиций, только началось становление  рынка

ценных  бумаг,  много  ограничений  при  выходе  на  мировой  рынок  и  т.д.

Инфраструктура  внутреннего товарного рынка  тоже  еще  недостаточно  развита,

т.е. вроде  бы все где-то  продается,  но  информация  о  насыщении  товарных

рынков  идоступность товаров пока ограниченны. И все-таки можно сказать,  что

большая часть задач этой группы уже решена или решается.

  Но  есть  и  другая,  более   серьезная  группа  задач   в  области  рыночных

преобразований.  Ведь  настоящий  рынок  начинается   не   там,   где   есть

равновесие, а там,  где  рынок  приводит  в  движение  экономику,  запускает

производство  товаров,  т.е.  там,  где  рынок  превращается   в   двигатель

экономического  развития,  где  рыночный   механизм   заставляет   экономику

двигаться вперед, требует, чтобы  росла  эффективность,  снижались  затраты,

обновлялась продукция, шел технологический  прогресс.

  Рыночный  механизм  —  это   лишь   определенный   инструмент,   двигатель

экономического  прогресса  через  использование  присущих  ему  стимулов.  В

условиях  рынка главное, что движет экономическим  развитием, — это  получение

прибыли. Но увеличить прибыль легче всего  за счет повышения цен, что  вполне

позволяет делать  переходная  экономика  вследствие  неразвитости  рынков  и

механизма конкуренции.[15]

  К  современному кризису экономики  привела,  по  мнению  экспертов,  прежде

всего «традиционная  система  хозяйства»,  которая,  исчерпав  к  концу  60-х

годов возможности  экстенсивного развития,  обусловила  «устойчивое  снижение

темпов  роста» с 8% во второй половине 60-х годов  до 2-3%  и  ниже  в  первой

половине 80-х.

  Кампании  в 1985-1987 гг., как считают, «снизили  фактический  темп  роста

почти до нуля. Концентрация капиталовложений в  машиностроение  не  привела,

как  надеялись,  к  его  качественному  преобразованию,  зато  приостановила

развитие   других   отраслей.   Свертывание   выпуска   спиртных   напитков,

раскорчевка виноградников, в общем, не обеспечили  укрепления  дисциплины  и

снижения  преступности, зато больно ударили  по  государственному  бюджету  и

сельскому хозяйству южных регионов страны.  Не  менее  вредной  оказалась  и

политика  усиления материального стимулирования за  счет  нарастания  эмиссии

бумажных  денег.  При  этом  дефицит  бюджета   возрос   с   2,5%   валового

национального продукта (ВНП) в 1985 г. до 8,5% к 1987 г.»[10] 

  В  ходе  реформ  1987-1988  гг.  были  допущены  новые  серьезные   ошибки:

контроль  над предприятиями (в отношении  цен, зарплаты и др.)  был  ослаблен,

а жесткое  ограничение на их финансирование (через  кредит,  бюджет)  не  было

введено. Госбанку не была предоставлена возможность  бороться  с  инфляцией.

Дефицит бюджета увеличился в 1988 г. до 11% ВНП. Хотя  кредиты  предприятиям

были уменьшены, ежегодный прирост денежной массы  составлял в  1987-1990  гг.

в среднем. 14 -  15%.  Началось  бегство  от  ликвидности  (т.е.  стремление

поскорее  вложить наличные деньги в материальные ценности). 

  Темпы  роста основных фондов были  низки и продолжали  сокращаться.  Чистые

инвестиции  в  основной  капитал  (без  учета  незавершенного  строительства)

сократились с 14% чистого материального продукта (ЧМП) в 1988 г.  до  11%  в

1990 г. Долю  военных расходов оценивают в  1990 г. в 19% ВНП и  считают,  что

на протяжении 80-х годов она возрастала. Позитивный  момент  состоит  в  том

что  в   1988-1990   гг.   производство   гражданских   товаров   оборонными

предприятиями увеличивалось на 9% в год и  в 1990 г. составило около  40%  их

продукции. 

  В  1990 г. сокращение ЧМП составило  4% (а ВНП -2% ввиду того, что   падение

материального производства  частично  компенсировалось  некоторым  ростом  в

сфере услуг) [10]. Снижение произошло за счет промышленности,  строительства

и транспорта. Сельское хозяйство в целом осталось на уровне 1989 г. 

  Прибыли  предприятий в 1986-1989 гг. увеличивались  в среднем более чем  на

10%, а в  1990 г.  сократились.  Зарплата  увеличилась  в  1990  г.  на  12%,

безработица составляла  1,5%  всей  рабочей  силы.  Предпринимались  попытки

ужесточить  финансовую политику. Бюджетный дефицит  сократился с  11  до  8,5%

ВВП. Однако инфляция усилилась, ее общий  уровень  достиг  почти  12%.  Если

общая сумма  финансовых  активов  составляла  примерно  750  млрд.  руб.,  то

«излишних денег» было 250 млрд., из них у населения  более  160  млрд.  руб.

(на руках  и на сберкнижках). 

  Кризис  смягчается  и  маскируется   тем,  что  реальное  потребление   по

официальным оценкам  в  1990  г.  возросло  за  счет  сбережений  населения,

сокращения  капиталовложений  на  3%  (что   лишь   немного   ниже   средних

показателей за 1986-1989 гг.). Но по ряду товаров нехватка обострилась. 

  «Традиционная  система централизованного планирования  потерпела крах, но и

не  была  заменена  дееспособной  рыночной   системой».[10]   В   результате

происходила дезинтеграция  основ  организации  экономики.  Об  этом  говорят

переход  к  бартерной  торговле,  официальное   нормирование   распределения

предметов потребления. 

  Внешнеэкономическая  сфера играла значительную роль  в создании предпосылок

для кризиса. Вначале огромный выигрыш от скачков  цен  на  нефть  на  мировом

рынке в 1973-1974 гг. и 1979-1980 гг. сгладил, завуалировал и  тем самым  как

бы загнал вглубь кризисные процессы в советской  экономике. 

  В  1986  г.  резкое  падение  цен   на  нефть  (и  вынужденное   увеличение

физического объема экспорта различного сырья и  сокращение  импорта  товаров)

усугубило начавшуюся стагнацию производства. 

  С   того   же   1986   г.   правительством   СССР   проводилась   политика

децентрализации внешней торговли, расширения  самостоятельности  предприятий

в области  экспорта, формирования ими собственной  валютной выручки в  расчете

на расширение ассортимента вывозимой продукции. Однако  указанные  меры  «не

принесли  успеха в стимулировании роста экспорта готовой продукции  в  страны

с конвертируемой валютой». 

  Дефицит  платежного баланса в конвертируемой  валюте в 1990 г. составил  14

млрд. долл., что привело к увеличению задолженности  поставщикам  (более  чем

на 5 млрд. долл.), к сокращению валютных  резервов  (на  5-6  млрд.  долл.).

Доступ  к международным  рынкам  капитала  стал  возможен  лишь  на  условиях

гарантирования  кредитов правительствами стран-кредиторов.[20] 

  Наша  страна не могла при таком   состоянии дел рассчитывать на  экспорт  и

займы  как  на  средство  спасения  от  кризиса.   Более   того,   он,   что

необоснованная, «неравномерная» либерализация  усугубила кризис  торгового  и

платежного  балансов, а тем самым и кризис производства. 
 

         Глава 2. Формирование Российской  модели рыночной экономики 
 

                       2.1. Этапы и пути формирования 
 
 

  Программа   «Основные  направления  перехода  к  рынку»  была  разработана

правительством  и одобрена Верховным  Советом  СССР  осенью  1990  г.  В  ней

выдвигались  задачи  по  стабилизации  экономики   и   сокращению   дефицита

государственного  бюджета прежде всего за счет повышения  цен  (лишь  частично

компенсируемого  населению),  а  также  меры  по  переходу  к  рынку   через

постепенное   разгосударствление   собственности   крупных   предприятий   и

приватизацию  мелких  (особенно  в  сфере  торговли  и   услуг).   Программа

предусматривала также индексацию доходов  трудящихся,  введение  пособий  по

безработице, создание системы переподготовки  рабочей  силы  и  другие  меры

социальной  защиты  населения.  «Трансформация  советской  экономики   будет

чрезвычайно сложным процессом и потребует  для  завершения  многих  лет.  Ее

сердцевину  составляют  три  тесно  связанных  элемента:  макроэкономическая

стабилизация, ценовая реформа в условиях возрастающей внутренней  и  внешней

конкуренции и реформа собственности».[18] 

  В   «Основных   направлениях»   упор   сделан   на   изменения   отношений

собственности, на разгосударствление и приватизацию как  главном  содержании

перехода  к рынку. Это вполне соответствует  советской теоретической  традиции

выводить  всю  хозяйственную  систему  из  этих   отношений.   Но    главное

содержание  рыночных отношений в наличии  эффективной  конкуренции  на  рынках

товаров,  услуг  и  ресурсов.  Поэтому  и  вопросы  приватизации  необходимо

решать, исходя из этого главного критерия. 

  Кроме  того, если одновременно с разгосударствлением   и  приватизацией  не

создаются   условия   для   свободной   внутриотраслевой   и   межотраслевой

конкуренции, перелива ресурсов между отраслями  и  регионами,  то  рыночного

механизма не получится. Просто одна форма  монополии  сменит  другую.  Можно

сформулировать  три требования к эффективной  рыночной реформе: 

Информация о работе Модели экономики