Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 18:00, доклад
Актуальность темы исследования связана с необходимостью определения целей
и условий реализации антикризисной стратегии формирования новой российской
рыночной модели экономики.
Введение. 3
Глава 1. Кризис советской модели экономики
Глава 2. Формирование Российской модели рыночной экономики. 13
2.1. Этапы и пути формирования
2.2. Итоги трансформации экономики
Глава 3. Перспективы развития Российской экономики в 2001-2015 гг. 42
3.1. Объективные цели и условия реализации антикризисной
стратегии
3.2. Ресурсы и этапы формирования новой модели
Заключение. 64
Список литературы 68
Приложения. ......70
ради получения финансовых ресурсов для выборов 1995 и 1996 гг. А
активизация мер по преодолению задолженностей государства по заработной
плате, пенсиям и пособиям также обычно связана с предвыборными периодами
ради привлечения
электората на сторону «партии власти».
Сейчас видно, что приоритет политических задач и праворадикальных
идеологических критериев перед экономическими задачами и критериями - одна
из основных причин катастрофических для народного хозяйства и большинства
населения
итогов так называемого
г. и рыночных
экспериментов в стране с 1992 г.
Сегодня же предстоит включить истинный вектор экономического
реформирования - повышение эффективности производства и хозяйствования,
рост благосостояния населения. Всякий размен экономических целей и
критериев на политические выгоды должен быть исключен. Более того, развитие
политических процессов следует в конечном счете подчинить интересам
экономики, прежде всего задачам ее выведения из кризиса. Этому способны
послужить, в частности: выстраивание единой властной вертикали по всем
уровням государственной иерархии; преодоление националистистическо-
сепаратистских тенденций; налаживание подлинно союзнических стратегических
отношений в рамках СНГ и с постсоциалистическими странами Европы и Азии;
восстановлению доверия международной общественности к России как
демократическому
миролюбивому государству.[7]
Глава 3. Перспективы развития
Российской экономики в 2001-
3.1. Объективные цели и условия
реализации антикризисной
Особенности предстоящего периода — в крайней ограниченности выбора
целевых направлений конструктивной антикризисной стратегии. Масштабы угроз
ближайшего десятилетия и располагаемые ресурсы достаточно жестко определяют
параметры и качественное содержание экономического развития, необходимые
для преодоления
нового обострения системного кризиса.
Первое
направление — повышение
населения.
В ближайшее десятилетие эта задача является императивом антикризисной
стратегии по целому ряду причин. С одной стороны, уход от сегодняшней
ситуации, когда, по разным оценкам, 35-50% населения имеет доходы ниже
прожиточного минимума, необходим для того, чтобы сохранить «человеческий
капитал», демографический, образовательный и культурный потенциал общества
и создать благоприятную социальную среду для мотиваций к труду и
предпринимательской деятельности. С другой стороны, рост благосостояния
необходим и как фактор экономического оживления: запустить российскую
экономику невозможно, если не будет создан эффективный платежеспособный
спрос на массовую потребительскую продукцию отечественных
товаропроизводителей.
В
конечном счете за десять лет
требуется создать
класс» — массовый слой обеспеченного населения с уровнем потребления не
ниже дореформенного. Он должен охватить, по крайней мере, 40% населения.
Одновременно следует резко, до 10-15%, сократить долю населения с доходами
ниже прожиточного минимума. Как показывают расчеты, для реализации таких
условий средний уровень потребления должен возрасти по сравнению с
сегодняшним
в 1,8 раза.
Второе направление — резкая активизация инвестиций для качественной
модернизации производственно - технологического аппарата и поддержания
сырьевой базы экономики. Для того, чтобы сохранить необходимые
производственные мощности и при этом нормализовать процесс их качественного
обновления, объем производственных инвестиций должен возрасти в 2,4 раза.
При этом
необходимо:
. расширить
внутренние финансовые
счет
роста доходов и накоплений
предприятий реального сектора;
. перейти
к режиму интенсивного
. обеспечить структурный маневр инвестициями в пользу обрабатывающей
промышленности
и сельского хозяйства;
. восстановить и развить собственную базу инвестиционных ресурсов (машин,
технологического оборудования), максимально задействовав имеющийся
инновационный
и технологический потенциал.
Третье направление — обеспечение военной безопасности страны. Уровень
прогнозируемых в период с 2000 по 2010 год военных угроз, а также
требования
военно-технологической
на национальную оборону по сравнению с бюджетом 1998 года в 2,2 раза, до
175-180 миллиардов рублей. Нормализация расходов на оборону подразумевает,
в частности:
. поддержание
численности вооруженных сил,
необходимой для ведения
двух
вооруженных конфликтов
военных
действий, то есть не менее
1,2 миллиона человек (это
менее 54 миллиардов рублей, исходя из ежегодных расходов на одного
военнослужащего
в 45 тысяч рублей);
. значительное
увеличение в структуре
компоненты — закупок вооружений и военной техники, оборонных НИОКР,
капитального
строительства. Модернизация
доработка
и начало закупки образцов
пятого поколения для
войск (авиация, танковые войска), начало разработки вооружений шестого
поколения
потребуют увеличения расходов
на инвестиционные статьи
бюджета
как минимум в три раза.
Четвертое
направление (поддержание и
обеспечивающей воспроизводство человеческого капитала». Для того, чтобы
сохранить систему отраслей социально-культурной сферы (образование,
здравоохранение, культура), поддержать ее развитие и обеспечить проведение
необходимых реформ, требуется увеличить расходы на конечное потребление
государственных учреждений, оказывающих индивидуальные услуги как минимум
на 40%.
Пятое
направление — сохранение и
развитие инновационного
Поддержка инновационного потенциала страны означает, прежде всего,
стимулирование эффективного спроса на инновации. В обозримом будущем это
может
быть обеспечено только в рамках повышения инвестиционной активности и
развертывания
технической реконструкции
новой отечественной техники, когда каждый рубль капиталовложений имеет
высокое
инновационное наполнение.
В то же время необходимо резкое повышение расходов на науку. За последнее
десятилетие
валовой продукт науки и
(1989-1990 годы) до 0,6-0,8% Для того чтобы обеспечить нормальное
функционирование гражданских и военных НИОКР, соответствующие расходы
должны
быть увеличены не менее, чем втрое.
Шестое
направление — обеспечение
того чтобы гарантированно обеспечить платежеспособность страны и иметь
возможность наращивания валютных резервов (не прибегая к чрезвычайным мерам
в валютной и внешнеэкономической сферах) в ближайшее десятилетие,
необходимо иметь активное сальдо торгового баланса по товарам и услугам на
уровне не менее 15-20 миллиарда долларов США при сокращении вывоза капитала
как минимум
вдвое.
Реализация отмеченных шести целевых направлений определяет параметры
необходимого увеличения объема ВВП — на 60-65%. Другими словами, если мы
хотим решить отмеченные выше проблемы в течение десятилетия, необходимо уже
в ближайшие годы не просто добиться оживления экономики, но и перейти к ее
росту с темпами не ниже 40% в среднем за год, поддерживая такой режим в
течение восьми - десяти лет. Только такие параметры позволят одновременно
решать неотложные задачи повышения благосостояния, развития социальной
сферы, обновления производственного аппарата, обеспечения оборонной
достаточности,
обслуживания государственного долга.
Сложившаяся в период с 1992 по 1998 год модель российской экономики
радикально не соответствует этим объективным требованиям. По многим
конкурентным позициям российская экономика в нынешнем виде уступает не
только промышленно развитым странам, но и ведущим экспортерам сырьевых
товаров. Как показали сценарные расчеты, в долгосрочной перспективе
«потолок» ее роста, определяемый, с одной стороны, предложением
энергосырьевых ресурсов, с другой стороны, возможностями расширения
конечного спроса (потребления, валового накопления, экспорта,