Модели экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 18:00, доклад

Описание работы

Актуальность темы исследования связана с необходимостью определения целей
и условий реализации антикризисной стратегии формирования новой российской
рыночной модели экономики.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Кризис советской модели экономики

Глава 2. Формирование Российской модели рыночной экономики. 13
2.1. Этапы и пути формирования
2.2. Итоги трансформации экономики

Глава 3. Перспективы развития Российской экономики в 2001-2015 гг. 42
3.1. Объективные цели и условия реализации антикризисной
стратегии
3.2. Ресурсы и этапы формирования новой модели

Заключение. 64
Список литературы 68
Приложения. ......70

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 132.72 Кб (Скачать)

ради  получения  финансовых  ресурсов  для  выборов  1995  и  1996   гг.   А

активизация мер по  преодолению  задолженностей  государства  по  заработной

плате, пенсиям  и пособиям также обычно  связана  с  предвыборными  периодами

ради привлечения  электората на сторону «партии власти». 

  Сейчас  видно,  что  приоритет  политических  задач  и   праворадикальных

идеологических  критериев перед экономическими задачами и критериями  -  одна

из основных причин катастрофических для народного  хозяйства  и  большинства

населения итогов так называемого демократического правления в России с  1990

г. и рыночных экспериментов в стране с 1992 г. 

  Сегодня   же   предстоит   включить   истинный   вектор    экономического

реформирования -  повышение  эффективности  производства  и  хозяйствования,

рост  благосостояния  населения.  Всякий  размен   экономических   целей   и

критериев на политические выгоды должен быть исключен. Более того,  развитие

политических  процессов  следует  в  конечном  счете   подчинить   интересам

экономики, прежде всего задачам ее  выведения  из  кризиса.  Этому  способны

послужить, в частности:  выстраивание  единой  властной  вертикали  по  всем

уровням   государственной   иерархии;   преодоление    националистистическо-

сепаратистских  тенденций; налаживание подлинно  союзнических  стратегических

отношений в рамках СНГ и с постсоциалистическими  странами  Европы  и  Азии;

восстановлению   доверия   международной   общественности   к   России   как

демократическому  миролюбивому государству.[7] 
 

      Глава 3. Перспективы развития  Российской экономики в 2001-2015 гг 
 

     3.1. Объективные цели и условия  реализации антикризисной стратегии 
 
 

  Особенности   предстоящего  периода  —   в  крайней  ограниченности  выбора

целевых направлений конструктивной антикризисной  стратегии.  Масштабы  угроз

ближайшего  десятилетия и располагаемые  ресурсы достаточно жестко  определяют

параметры и качественное  содержание  экономического  развития,  необходимые

для преодоления  нового обострения системного кризиса. 

  Первое  направление — повышение уровня  и  качества  жизни  основной  массы

населения. 

  В  ближайшее десятилетие эта   задача  является  императивом   антикризисной

стратегии по целому ряду  причин.  С  одной  стороны,  уход  от  сегодняшней

ситуации, когда, по разным  оценкам,  35-50%  населения  имеет  доходы  ниже

прожиточного  минимума, необходим для  того,  чтобы  сохранить  «человеческий

капитал», демографический, образовательный  и культурный  потенциал  общества

и  создать  благоприятную  социальную  среду  для  мотиваций   к   труду   и

предпринимательской деятельности.  С  другой  стороны,  рост  благосостояния

необходим  и  как  фактор  экономического  оживления:  запустить  российскую

экономику невозможно, если  не  будет  создан  эффективный  платежеспособный

спрос    на     массовую     потребительскую     продукцию     отечественных

товаропроизводителей. 

  В  конечном счете за десять  лет   требуется  создать  российский  «средний

класс»  — массовый слой обеспеченного  населения  с  уровнем  потребления  не

ниже дореформенного. Он должен охватить, по  крайней  мере,  40%  населения.

Одновременно  следует резко, до 10-15%, сократить  долю населения  с  доходами

ниже прожиточного минимума. Как показывают  расчеты,  для  реализации  таких

условий  средний  уровень  потребления  должен  возрасти  по   сравнению   с

сегодняшним в 1,8 раза. 

  Второе  направление  —  резкая  активизация  инвестиций  для   качественной

модернизации  производственно  -  технологического  аппарата  и  поддержания

сырьевой   базы   экономики.   Для   того,   чтобы   сохранить   необходимые

производственные  мощности и при этом нормализовать  процесс их  качественного

обновления, объем производственных инвестиций должен возрасти  в  2,4  раза.

При этом необходимо: 

. расширить  внутренние финансовые источники  инвестиций,  прежде  всего,  за

   счет  роста доходов и накоплений  предприятий реального сектора; 

. перейти  к режиму интенсивного обновления  производственного аппарата; 

.  обеспечить  структурный  маневр  инвестициями  в  пользу  обрабатывающей

   промышленности  и сельского хозяйства; 

. восстановить  и развить собственную базу  инвестиционных  ресурсов  (машин,

   технологического  оборудования),   максимально   задействовав   имеющийся

   инновационный  и технологический потенциал. 

  Третье  направление — обеспечение   военной  безопасности  страны.  Уровень

прогнозируемых  в  период  с  2000  по  2010  год  военных  угроз,  а  также

требования  военно-технологической безопасности требуют  увеличения  расходов

на национальную оборону по сравнению с бюджетом 1998 года  в  2,2  раза,  до

175-180 миллиардов  рублей. Нормализация расходов на  оборону  подразумевает,

в частности: 

. поддержание  численности вооруженных сил,  необходимой для ведения  одного-

   двух  вооруженных конфликтов средней  интенсивности  на  различных   театрах

   военных  действий, то есть не менее  1,2 миллиона человек (это потребует  не

   менее  54 миллиардов  рублей,  исходя  из  ежегодных  расходов  на  одного

   военнослужащего  в 45 тысяч рублей); 

. значительное  увеличение в структуре военного  бюджета доли  инвестиционной

   компоненты  — закупок  вооружений  и   военной  техники,  оборонных   НИОКР,

   капитального  строительства. Модернизация вооружений  четвертого поколения,

   доработка  и начало закупки образцов  пятого поколения для отдельных   видов

   войск  (авиация, танковые войска), начало  разработки  вооружений  шестого

   поколения  потребуют увеличения расходов  на инвестиционные статьи военного

   бюджета  как минимум в три раза. 

  Четвертое  направление (поддержание и развитие  социальной  инфраструктуры,

обеспечивающей  воспроизводство  человеческого  капитала».  Для  того,  чтобы

сохранить  систему   отраслей   социально-культурной   сферы   (образование,

здравоохранение, культура), поддержать ее развитие и  обеспечить  проведение

необходимых реформ, требуется  увеличить  расходы  на  конечное  потребление

государственных учреждений, оказывающих индивидуальные  услуги  как  минимум

на 40%. 

  Пятое  направление — сохранение и  развитие инновационного потенциала. 

  Поддержка   инновационного  потенциала  страны  означает,  прежде   всего,

стимулирование  эффективного спроса на инновации.  В  обозримом  будущем  это

может 

  быть  обеспечено только в рамках  повышения  инвестиционной  активности  и

развертывания технической реконструкции производственного  аппарата  на  базе

новой отечественной  техники,  когда  каждый  рубль  капиталовложений  имеет

высокое инновационное наполнение. 

  В  то же время необходимо резкое  повышение расходов на науку.  За последнее

десятилетие валовой продукт науки и научного обслуживания снизился с 3%  ВВП

(1989-1990  годы)  до  0,6-0,8%  Для  того   чтобы   обеспечить   нормальное

функционирование  гражданских  и  военных  НИОКР,  соответствующие   расходы

должны  быть увеличены не менее, чем втрое. 

  Шестое  направление — обеспечение внешней  платежеспособности  страны.  Для

того чтобы  гарантированно  обеспечить  платежеспособность  страны  и  иметь

возможность наращивания валютных резервов (не прибегая к чрезвычайным  мерам

в  валютной  и  внешнеэкономической   сферах)   в   ближайшее   десятилетие,

необходимо  иметь активное сальдо торгового  баланса по товарам и  услугам  на

уровне  не менее 15-20 миллиарда долларов США  при сокращении вывоза  капитала

как минимум  вдвое. 

  Реализация  отмеченных  шести  целевых   направлений  определяет  параметры

необходимого  увеличения объема ВВП — на 60-65%.  Другими  словами,  если  мы

хотим решить отмеченные выше проблемы в течение  десятилетия, необходимо  уже

в ближайшие  годы не просто добиться оживления  экономики, но и перейти  к  ее

росту с  темпами не ниже 40% в среднем за  год,  поддерживая  такой  режим  в

течение восьми - десяти лет. Только такие  параметры  позволят  одновременно

решать  неотложные  задачи  повышения  благосостояния,  развития  социальной

сферы,  обновления   производственного   аппарата,   обеспечения   оборонной

достаточности, обслуживания государственного долга. 

  Сложившаяся  в период с 1992  по  1998  год   модель  российской  экономики

радикально  не  соответствует  этим  объективным  требованиям.   По   многим

конкурентным  позициям российская  экономика  в  нынешнем  виде  уступает  не

только  промышленно развитым  странам,  но  и  ведущим  экспортерам  сырьевых

товаров.  Как  показали  сценарные  расчеты,  в   долгосрочной   перспективе

«потолок»  ее   роста,   определяемый,   с   одной   стороны,   предложением

энергосырьевых  ресурсов,  с  другой   стороны,   возможностями   расширения

конечного    спроса    (потребления,    валового    накопления,    экспорта,

Информация о работе Модели экономики