Качество продукции как основа конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа изучаемых аспектов качества продукции определить ее влияние на конкурентоспособность предприятия в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Главные аспекты качества продукции…………………………………4
1.1 Понятие и показатели качества продукции…………………………………4
1.2 Качество и конкурентоспособность…………………………………………9
Глава 2. Управление качеством продукции. Система качества………………14
2.1 Управление качеством продукции………………………………………….14
2.2 Значение и задачи стандартизации и сертификации продукции…………18
2.3 Правовое регулирование качества продукции…………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

          Под экономически оптимальным  качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно  выразить формулой:

  ,

 где  КОПТ – экономически оптимальное качество;

Q –  качество изделия;

 С – затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, рублей. 

          Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество,  включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается наука квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции.

          Итак, качество продукции в условиях современного производства –  важнейшая составляющая эффективности, рентабельности  предприятия, поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все участники производственного процесса – от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством. 

          1.2. Качество и конкурентоспособность

          В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить достижение цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема  продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их  предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. Давая потребителю, право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям. 

          В России целенаправленная работа  в области защиты конкуренции  началась еще в конце 80-х  годов XX века, а в 1991 году был принят  Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который (с изменениями и дополнениями) действует до настоящего времени. 

          Формирование конкурентной среды  на потребительском рынке  сопровождается динамичными процессами, в ходе которых выявляется преимущество товаропроизводителей. Конкурентоспособность  организации (предприятия) следует определять как систему и выделять конкретные условия ее функционирования, предполагая, что  на каждом этапе имеется свой оптимальный критерий. В целях исключения противоречия между показателями в процессе проверки  по разным критериям, обычно применяют систему предпочтительности одних показателей другим. При этом выбираются глобальный  и локальный, внешний и внутренний критерии оптимальности. 

          Глобальный критерий определяет комплексный механизм системы показателей конкурентоспособности предприятия. 

         Локальный критерий дает представление об эффективности использования отдельных конкурентных позиций и их развития как  отдельного элемента. 

         Внешний критерий оптимальности должен оценивать эффективность конкурентоспособности данного уровня с позиции самосохранения и дальнейшего развития предприятия.

         Внутренний критерий направлен на оценку подсистем конкурентоспособности предприятия, характер их воздействия на вектор  развития конкурентоспособности.       

         Таким образом, существуют предпосылки  для создания целевой  функции,  способной объединить все критерии по принципу оптимального управления конкурентоспособностью предприятия. 

         Изучение конкурентов и условий  конкуренции в отрасли требуется  предприятию для того, чтобы определять  свои преимущества и  недостатки  и разрабатывать собственную стратегию успеха и поддержания конкурентного преимущества. Определение собственной конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта.

          Оценка конкурентной позиции  предприятия на отраслевом  рынке позволяет:

          • разработать меры по повышению  конкурентоспособности; 

          • выбрать партнера (партнеров)  для организации совместного   выпуска продукции; 

          • привлечь инвестиции в перспективное  производство;

          • составить программы выхода  предприятия на новые товарные  рынки сбыта и др.

          Достижение поставленной цели  возможно при наличии оперативных  и объективных методов оценки  конкурентоспособности,  одним из  которых является метод оценки  товара (услуги) предприятия. Исходная позиция метода – конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции.  За критерий оценки конкурентоспособности товара (услуги) принимается соотношение цены и качества. Наиболее конкурентоспособен товар, имеющий оптимальное соотношение этих характеристик:

          КТ=К:Ц,

          где КТ – показатель конкурентоспособности товара;

          К – показатель качества товара;

          Ц – показатель цены товара. 

          Показатели качества могут измеряться различными способами,  например, по гарантированному сроку наработки технически сложного изделия на отказ, износостойкости тканей, сроку продолжительности действия лекарственного препарата.      

          Чем больше разница между потребительской ценностью товара  для покупателя и ценой, которую за него платят, тем выше запас  конкурентоспособности товара для потребителя. 

          Достоинством матричного метода  по сравнению с другими является  то, что он учитывает наиболее  важный фактор, влияющий на конкурентоспособность предприятия,  –  конкурентоспособность товара.

           В соответствии с рассмотренным  методом наиболее конкурентоспособны  предприятия, где наилучшим образом  организована  работа всех подразделений  и служб. Метод построен на анализе четырех групп показателей конкурентоспособности предприятия.

          1. Показатели, характеризующие эффективность  производственной деятельности  предприятия: 

          • издержки производства на  единицу продукции в рублях;

          • фондоотдача в стоимостном  выражении;

          • рентабельность товара;

          • производительность труда в  стоимостном выражении. 

          2. Показатели финансового положения  предприятия: 

          • коэффициент автономии, который  характеризует независимость предприятия от заемных источников;

          • коэффициент платежеспособности;

          • коэффициент абсолютной ликвидности; 

          • коэффициент оборачиваемости  оборотных средств. 

          3. Показатели эффективности организации сбыта и продвижения  товара: 

          • рентабельность продаж;

          • коэффициент затоваренности  готовой продукцией;

          • коэффициент загрузки производственной  мощности; 

          • коэффициент эффективности  рекламы и средств стимулирования сбыта.

          4. Показатели конкурентоспособности  товаров: 

          • качество товара, оцениваемое  методами квалиметрии и определяемое  как его способность удовлетворять  потребности в соответствии с  назначением; 

          • цена товара.  

          Каждая группа показателей оценивает  определенное направление деятельности  предприятия. Рассматривая их  вместе, можно получить полное  представление об эффективности  управления производственным процессом,  совершенстве технологии изготовления  товара, о качестве товара и др. 

          Комбинирование программных продуктов  и методов экономического моделирования  открывает возможности правильного  выбора  стратегии успеха, где  существуют два основных фактора  –  качество  и цена товара, на которых фокусируются интересы производителей и  потребителей, желающих повысить качество и понизить цену. Производитель получает выигрыш от увеличения спроса и объема поставок, а потребитель – от покупки за низкую стоимость более конкурентного изделия с отличными качественными показателями.

         Таким образом, в борьбе за  конкурентное преимущество, особенно  на международном рынке, предприятия  часто используют  методы защиты  коммерческих секретов, что затрудняет  мониторинг  коммерческой деятельности  конкурентов, повышая тем самым продвижение своего товара на рынок, доступного для потребителя по  ценовым критериям и имеющего положительные качественные показатели.   
 

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Глава 2. Управление качеством продукции. Система качества

         2.1 Управление качеством продукции

          Управление качеством – действия, осуществляемые при создании,  эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. 

          К числу факторов, влияющих на  качество относятся:

         • станки, машины, другое производственное оборудование;

         • профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников. 

          Условия обеспечения  качества более многочисленны. Сюда относятся:

          • характер производственного процесса, его интенсивность,  ритмичность, продолжительность;

         • климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;

         • интерьер и производственный дизайн;

         • характер материальных и моральных стимулов;

         • морально-психологический климат в производственном  коллективе; 

          • формы организации информационного обслуживания и  уровень оснащенности рабочих мест; 

          • состояние социально-материальной среды работающих. 

          Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте  управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают  как на допроизводственной стадии, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции. 

          Управляющие решения вырабатываются на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления.  Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания  на разработку продукции, стандарты, технические условия, чертежи, условия поставки), следует рассматривать как важную часть  программы управления качеством продукции. 

          Основной задачей каждой организации (предприятия) является  качество производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые:

          • отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;

Информация о работе Качество продукции как основа конкурентоспособности предприятия