Качество продукции как основа конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа изучаемых аспектов качества продукции определить ее влияние на конкурентоспособность предприятия в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Главные аспекты качества продукции…………………………………4
1.1 Понятие и показатели качества продукции…………………………………4
1.2 Качество и конкурентоспособность…………………………………………9
Глава 2. Управление качеством продукции. Система качества………………14
2.1 Управление качеством продукции………………………………………….14
2.2 Значение и задачи стандартизации и сертификации продукции…………18
2.3 Правовое регулирование качества продукции…………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

          • ведомственные акты – акты конкретных министерств, комитетов, управлений, инспекций, имеющие в основном внутриведомственное юридическое значение и распространяющиеся на лиц, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного  подчинения данного ведомства по вертикали. 

          Устанавливая контроль качества продукции, организация обязана выполнять основные требования ведения производственных  процессов и обеспечения соответствующего качества продукции.  При этом качество продукции может определяться различными  способами: по образцу, по спецификации, на основе стандарта, по  предварительному осмотру и т.п.

          Образцом называется экземпляр продукции, служащий эталоном  качества для продаваемой продукции. Использование эталона продукции (несколько экземпляров продукции) в сфере бизнеса – важное условие при разрешении между сторонами споров о качестве. 

          Определение качества продукции по спецификации (описанию)  означает, что товар должен соответствовать всем параметрам и эксплуатационным характеристикам, зафиксированным в его сопроводительных документах.

          Наиболее распространенный способ определения качества продукции – отсылка покупателей к соответствующему стандарту.  Этот способ широко используется как в национальном, так и в международном торговом обороте. В современных условиях метод  стандартизации является основным в сфере управления качеством  продукции.

           Управление качеством продукции осуществляется на основе  международных, государственных и отраслевых стандартов и стандартов предприятий.  Государственная система управления качеством Российской Федерации создана с учетом международных стандартов на системы  качества (МС ИСО серии 9000). 

          Международные стандарты ИСО серии 9000 гарантируют потребителю право более активно воздействовать на качество продукции, обеспечивают законодательную базу, нормативы которой предусматривают активную роль потребителя в процессе изготовления  продукции. Эти стандарты включают в себя пять основных моделей  (МС ИСО серии 9000 – МС ИСО серии 9004) системы качества,  где установлены основные требования по созданию общих программ управления качеством в промышленности и сфере обслуживания.

           Компетентные органы государственного управления качеством  продукции разрабатывают государственные стандарты, области их  распространения, сферы их действия и даты введения. Государственные стандарты являются обязательными правилами для производителей, так как государственная стандартизация выступает средством защиты интересов общества и конкретных потребителей и  распространяется на все уровни управления. Поэтому госстандарты  касаются безопасности продукции для окружающей среды, жизни,  здоровья и имущества потребителей, для обеспечения технической  и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки. Они  обязательны и в иных случаях, если это установлено компетентным  органом управления.

          Субъекты хозяйственной деятельности обязаны соблюдать требования госстандартов и поддерживать на соответствующем уровне  систему качества продукции. Это предусматривается соответствующими договорами между организациями, технической документацией изготовителя (исполнителя, поставщика) готовой продукции.  Для оценки соответствия качества продукции предъявляемым  требованиям существуют стандарты отраслей, предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций, которые организуют и проводят работы по  стандартизации в соответствии с Законом РФ «О стандартизации».  Каждая отрасль разрабатывает отраслевые стандарты в пределах своей компетенции, которые утверждаются соответствующими органами государственной системы стандартизации. Действие таких  стандартов распространяется на предприятия конкретной отрасли. 

          Стандарты предприятий разрабатываются предприятием и утверждаются вышестоящим органом. Предприятие вправе требовать соблюдения правил стандартизации от других хозяйствующих субъектов, если это предусмотрено в договоре с ними. 

          Стандарты научно-технических, инженерных и иных общественных организаций разрабатываются этими организациями и утверждаются соответствующим органом государственного управления  по стандартизации. Основная цель таких стандартов – распространение знаний о достижениях науки и техники. Такие стандарты  могут использоваться субъектами хозяйственной деятельности (заказчик, исполнитель) при заключении договоров между ними, в  которых предусматриваются условия о соответствии действующим  стандартам продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.  Рассмотренные стандарты составляются на основе требований госстандартов и не должны нарушать норм и правил, предусмотренных  в них. Ответственность за соответствие требований стандартов  субъектов хозяйственной деятельности обязательным требованиям  государственных стандартов несут утвердившие их субъекты хозяйственной деятельности.

          В условиях рыночных отношений законодательство РФ предоставляет право организациям самостоятельно выходить на внешний  рынок. Такие организации зачастую сталкиваются с проблемой  оценки качества своей продукции, которая основана на методе соответствия продукции требованиям государственных стандартов.

         Существуют два способа подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям государственных стандартов: сертификация или маркировка продукции и услуг знаками соответствия государственным стандартам.

          Практика показывает, что основным инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции требованиям госстандартов, является сертификация.

          Маркировка любой продукции регламентируется соответствующим Госстандартом или ТУ. Основные требования по маркировке  продукции многообразны и специфичны. Нормативные требования  дифференцируются в зависимости от того, какая маркировка наносится на продукцию (или упаковку) – производственная, торговая,  транспортная, специальная и т.д.  Общие требования к маркировке продукции: достоверность,  доступность, достаточность. Они регламентируются федеральными  правилами продажи непроизводственной и производственной продукции.  Маркировка продукции осуществляется с помощью знака соответствия государственным стандартам.

           Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им  продукции установленным требованиям. Знак соответствия устанавливается организацией, имеющей лицензию, выдаваемую в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании  отдельных видов деятельности» и ведомственными актами Госстандарта Российской Федерации. Организации, получившие такие лицензии, а также продукция и услуги, маркированные этим знаком,  вносятся в особый государственный реестр.

           В Российской Федерации создана комплексная система государственной сертификации качества продукции. Первым знаком,  связанным с проблемой соответствия продукции в нашей стране,  был «Знак качества». В настоящее время существует множество  знаков соответствия системы оценки качества продукции, например  знак соответствия в системе сертификации средств измерений, в  метрологии – знак утверждения типа средств измерений. 

          Интеграция стран ЕС затронула вопросы сертификации продукции и маркировки изделий, удовлетворяющих требованиям европейских норм и стандартов. Как сказано выше, страны ЕС ввели единый  знак соответствия, который изображается символом СЕ. 

          Для организаций, производящих продукцию, наиболее важным  является обязательная маркировка продукции – «марка производственная». Производственные требования к маркировке продукции  регламентируются соответствующими стандартами на продукцию,  упаковку, маркировку. В этом производственном знаке указан изготовитель продукции. Символика марки производственной (МП)  помещается на самом изделии или в крайнем случае – на его упаковке. Знак должен содержать необходимую исходную информацию  об организации, сорте товара и номере государственного стандарта.  Знак МП не регистрируется и применяется независимо от товарного знака. Однако он служит средством усиления ответственности  организаций за качество выпускаемой продукции. Отсутствие МП  или неправильная маркировка влечет за собой ответственность организации, а для ее руководителей – дисциплинарную или уголовную ответственность.

           

          Заключение

          Важным направлением интенсивного развития экономики, источником экономического роста, эффективности общественного производства является улучшение качества продукции. Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Качество продукции – совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

          Российские предприятия еще имеют отставания в области применения современных методов менеджмента качества. Повышение качества несет поистине колоссальные возможности, но оно невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как образу жизни.

         Говоря о качестве продукции, его улучшении, необходимо знать, каково достигнутое качество, и иметь возможности сравнивать его с качеством аналогичных изделий. Чтобы улучшить качество, необходимо измерять его, количественно оценивать. Тогда можно говорить о том, в какой степени оно соответствует потребностям людей, современным требованиям производства, насколько его надо улучшить.

          В настоящий момент в России и во всем мире качество продукции и услуг, их безопасность играют все большую роль в экономике страны. Значительная часть специалистов и политиков стали осознавать, что выход из кризисного состояния производства лежит на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции, строгого соблюдения технических параметров уже выпускаемых изделий.

          Именно из-за важности проблемы обеспечения качества продукции,  в данной работе были рассмотрены показатели, характеристики качества, управление качеством работ, стандартизация и сертификация продукции.  

          Список использованной литературы

  1. Горфинкель В.Я., Швандар В.А.: Экономика организаций (предприятий). – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.
  2. Зайцев Н.Л.: Экономика, организация и управление предприятием. – М.: ИНФРА – М, 2008.
  3. Волков В.П., Ильин А.И., Станкевич В.И.: Экономика предприятия. – М.: Новое знание, 2003.
  4. Скляренко В.К., Прудников В.М.: Экономика предприятия. – М.: ИНФРА – М, 2006.
  5. Титов В.И.: Экономика предприятия. – М.: Эксмо, 2008.
  6. Абрютина М.С.: Экономика предприятия. – М.: Дело и сервис, 2004.
  7. Антонова О.В., Базилевич А.И., Бобков Л.В.: Экономика организации (предприятия, фирмы). – М.: Вузовский учебник, 2008.
  8. Баскакова О.В.: Экономика организаций (предприятий). – М.: Дашков и К, 2008.
  9. Елизаров Ю. Ф.: Экономика организаций (предприятий). – М.: Экзамен, 2007.

    10) Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н.: Экономика предприятия. – М.: ИНФРА – М, 2002.

    11) Калинская  Е.С., Гелета И.В.: Экономика организаций (предприятий). – М.: Магистр, 2007.

    12) Коноплев С.П.: Экономика организаций (предприятий). – М.: Проспект, Велби, 2008.

    13) Максютов А.: Экономика и управление предприятием. – М.: Бератор – Пресс, 2002.

    14) Паламарчук А.С., Паитова Л.Г.: Экономика предприятия: – М.: ИНФРА – М, 2001.

    15) Сафронов Н.А.:  Экономика организации (предприятия). – М.: Экономистъ, 2007.

Информация о работе Качество продукции как основа конкурентоспособности предприятия