Качество продукции как основа конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа изучаемых аспектов качества продукции определить ее влияние на конкурентоспособность предприятия в целом.
Достижение поставленной цели потребует решения определенных задач, таких как:
1) рассмотреть основные понятия и определения качества продукции;
2) проанализировать показатели качества;
3) обосновать взаимосвязь таких понятий как «качество» и «конкурентоспособность».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Главные аспекты качества продукции 5
1.1. Понятие и показатели качества продукции 5
1.2. Качество и конкурентоспособность 10
2. Управление качеством продукции. Система качества 14
2.1. Управление качеством продукции 14
2.2. Значение и задачи стандартизации и сертификации продукции 17
2.2.1.Стандартизация 17
2.2.2. Сертификация 22
2.3. Правовое регулирование качества продукции 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Экономике предприятия.docx

— 63.11 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Пермский  национальный исследовательский политехнический университет 

Факультет: Гуманитарный

Специальность: 060800 «Экономика и управление на предприятии в машиностроении» 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Экономика предприятия»

на тему: «Качество продукции как основа конкурентоспособности предприятия» 
 
 
 

Курсовую  работу выполнил

студент группы ОПД-09-1з

Коробейникова Ю.А.

Курсовую  работу принял

преподаватель Лепихина Т.Л. 
 
 
 
 
 
 

Пермь, 2011

      СОДЕРЖАНИЕ  

     ВВЕДЕНИЕ                                                                                                        3

     1. Главные аспекты качества продукции                                                          5

       1.1. Понятие и показатели качества продукции                                                5

       1.2. Качество и конкурентоспособность                                                                                       10

     2. Управление качеством продукции.  Система качества                            14

       2.1. Управление качеством продукции                                                        14

       2.2. Значение и задачи стандартизации и сертификации продукции          17

         2.2.1.Стандартизация                                                                                   17

         2.2.2. Сертификация                                                                                                     22

       2.3. Правовое регулирование качества продукции                                                    25

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                                               31

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                  33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Рыночная  экономика предъявляет принципиально  иные требования к качеству выпускаемой  продукции. В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение  на рынке товаров  и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В  свою очередь конкурентоспособность  связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

     Качество  – это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост  благополучия, и работа по управлению качеством на фирме  – альфа и омега для всего  персонала – от руководителя до конкретного  исполнителя.

     Качество  продукции – важнейший показатель деятельности  предприятия. Повышение  качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции – характерная тенденция в работе всех ведущих фирм мира, которая охватила европейские, американские и азиатские предприятия. Качество выпускаемой продукции – основной фактор конкуренции между фирмами.

     Качество  – многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, рабочего.

       Специалисты Госстандарта России  прежде всего совершенствуют  нормативную базу в области  качества. Сегодня государственная  система стандартизации перестроена для работы в условиях рыночной экономики в соответствии с правилами работы и нормами международной стандартизации.

       Стандартизация расценивается государством, как средство управления государством  и повышения конкурентоспособности  продукции, так сказать эффективный  рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований  безопасности, защиту прав потребителей. По прогнозам специалистов в  современных условиях вышеназванная  роль стандартизации будет возрастать  в связи с появлением новых  сфер применения стандартов: в  социальной сфере, банковской  деятельности, страховой медицине, оценочной деятельности и ряде  других.

       Правовую основу контроля за  качеством создают законы «Об  обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и  услуг», и «О стандартизации».

     Цель  данной работы состоит в том, чтобы  на основе анализа изучаемых аспектов качества продукции определить ее влияние  на конкурентоспособность предприятия  в целом.

     Достижение  поставленной цели потребует решения  определенных задач, таких как:

     1) рассмотреть основные понятия  и определения качества продукции; 

     2) проанализировать показатели качества;

     3) обосновать взаимосвязь таких  понятий как «качество» и «конкурентоспособность». 
 
 
 
 
 
 
 

1. Главные аспекты  качества продукции 

     
    1. Понятие и  показатели качества продукции

     Понятие «качество продукции» регламентировано ГОСТ 15 467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

     Качество  как фактор конкурентоспособности распространяется на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному использованию ресурсов. Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы:

     1. Экономические: 

     1.1. Потеря материальных и трудовых  ресурсов, израсходованных на  изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа.

     1.2. Потери в производственной инфраструктуре (плохой битум – плохие дороги, плохой цемент – плохие средства  хранения (элеваторы), плохие коммуникации, плохая связь и т.д.).

     1.3. Дополнительные затраты на ремонт  техники. 

     1.4. Дополнительные затраты времени  у населения на ремонт бытовой  техники. 

     1.5. Потери природных ресурсов в  результате применения низкокачественных  машин, используемых для их  добычи и использования. 

     1.6. Недополученная валютная выручка  из-за низкой доли экспорта  готовой продукции. 

     1.7. Дополнительная потеря валютных средств для импорта техники и товаров широкого потребления.

     1.8. Дополнительные затраты материальных  и трудовых ресурсов на  осуществление  многозвенной и многоступенчатой  системы органов  технического  контроля качества.

     2. Социальные: 

     2.1. Дефицитность отечественной продукции.

     2.2. Падение престижа продукции, изготовляемой  на национальных  предприятиях.

     2.3. Недостаточное удовлетворение потребностей  производственно- технических и  личных.

     2.4. Снижение темпов роста благосостояния  населения. 

     2.5. Нерациональная трата свободного  времени населения на устранение  дефектов изготовления товаров  широкого потребления. 

     2.6. Ухудшение морального климата  в трудовом коллективе предприятия  – изготовителя продукции (оказания  услуг).

     2.7. Уменьшение доли прибыли предприятия. 

     3. Экологические: 

     3.1. Дополнительные затраты на очистку:  воздушного бассейна,  водного  бассейна, земельных ресурсов.

     3.2. Дополнительные материальные затраты  на меры по оздоровлению населения. 

     3.3. Потеря продуктивности продукции  сельского хозяйства из-за  недостаточного  качества воздуха, воды и почвы. 

     3.4. Ускоренная амортизация и дополнительные  затраты на ремонт  гражданских  зданий и транспорта из-за плохого  качества воздушной  среды. 

     С понятием качества тесно связано и понятие технического уровня продукции – относительной характеристики качества, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями, их значениями. 

     Качество  продукции – это совокупность свойств, которые количественно  выражаются в показателях качества. Общепризнанной  является классификация  на десять групп свойств и соответственно  показателей. 

     Показатели  назначения – характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения готовой продукции. Для продукции производственно- технического назначения основным показателем может служить производительность, показывающая, какой объем оцениваемой продукции может быть выпущен или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

     Показатели  надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность и долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности  могут использоваться как все четыре, так и часть из названных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность – единственный и основной показатель качества. Для характеристики сохраняемости – свойства изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортировки – применяются такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции. Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

Информация о работе Качество продукции как основа конкурентоспособности предприятия